Кратковременное нарушение речи. Нарушение речевого развития

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация. Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями. Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.

Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:

  • органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
  • функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).

К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы. Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства. Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.

К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.

Чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.

Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.

Виды нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.

Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними. При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате. Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.

При пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае. При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.

Проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.

Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет. Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем. Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.

Смещение темпа, или , можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.

При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.

Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении. Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи. Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.

При пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.

Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.

– это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).

Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.

Симптоматика

Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.

Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.

У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.

Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний. Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования. В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.

Методы лечения

Выбор терапии во многом зависит от конкретной ситуации, а также возраста пациента. Для детей своевременно проведенная коррекция оказывается более эффективной, чем для взрослых (особенно после , на фоне возрастных процессов в организме). В любом случае большинство пациентов, после прохождения курса лечения, будут чувствовать себя гораздо лучше, смогут вернуться к нормальному общению.

Всестороннее обследование и консультация у специалистов по поводу лечения поможет определить основные направления терапии: занятия с логопедом, пластику челюстного отдела, физиотерапию или специальную гимнастику.

В последнее время для стабилизации результатов и повышения эффекта лечения применяют сочетание нескольких методик: медикаментозной, лечебной физкультуры, психотерапевтических сеансов. Для ликвидации тяжелых дефектов проводят хирургическое вмешательство, а уже после этого приступают к активной терапии.


Способы лечения нарушений речи в домашних условиях

Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции. Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки. Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.

Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.

Профилактика

Для взрослых универсальных профилактических мер не существует, специфика нарушений речи, зачастую связанных с поражением сосудов (отделов) головного мозга, не позволяет каким-либо образом прогнозировать развитие нарушений речи. У детей прогнозы более благоприятные, поскольку всегда существует вероятность с помощью грамотной коррекции свести влияние дефектов к минимуму (иногда на 100 % избавиться от них). Большую роль при этом играет социальная среда: с кем ребенок общается, на каком языке говорят в семье, достаточно ли внимания ему уделяют взрослые, не испытывает ли он стресс или потрясения.

Важно. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем с запоздалым лечением дефектов артикуляции, повысит шансы на благоприятный исход.

К биологическим факторам относят состояние матери в период беременности – питание, прием медикаментов, интоксикации, наследственность – все то, что может повлиять на проявление нарушений речи.

Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным. Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом. Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.

Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.

Хорошей чертой человека является коммуникабельность. Эта способность позволяет находить общий язык с разными людьми. К сожалению, не всегда эта возможность предоставляется в полном объеме. Существуют различные речевые нарушения и причины их возникновения разнообразны. Отсутствие вербальной коммуникации зачастую приводит к проблемам в социальной адаптации, профессиональной деятельности и затрагивает, как детей, так и взрослых.

Что такое логопедия и чем она занимается

Логопедия - наука, которая изучает речевые нарушения и причины их возникновения. Название ее происходит от греческого слова «logos», что в переводе означает «слово». Данная отрасль, кроме выявления, отвечает за профилактику и устранение вербальных расстройств. Логопедию относят к педагогической науке, так как в основу входит воспитание и специализированное обучение, направленное на коррекцию речевых дефектов. Наиболее часто помощь логопеда (специалист по речевым нарушениям) необходима детям. Это связано с недостаточной тренированностью органов речи, а именно губ и языка.

Кроме того, некоторые отделения больницы содержат в своей структуре кабинет логопеда. Чаще всего он необходим в неврологическом, психиатрическом и гериатрическом стационаре, где чаще всего наблюдаются речевые нарушения. В основном они возникают как осложнение какой-либо патологии.

Виды речевых расстройств

Существует несколько классификаций нарушений речи в зависимости от сферы деятельности, в которой встречается данная проблема.

Медицинская дифференцировка основана на этиологическом факторе, который вызвал данную патологию.

  • Первичная. Характеризуется дефектами речи при сохраненном зрении, слухе и интеллекте. При этом происходит нарушение, как экспрессивной, так импрессивной речи. Причины первичных речевых нарушений связаны с повреждением во внутриутробном развитии мозговых центров Брока и Вернике. Первый отвечает за воспроизведение, второй за понимание и усвоение устной речи.
  • Вторичная. Дефект устной коммуникации возникает вследствие нарушений со стороны органов слуха, зрения и интеллекта. Также, условиями для появления патологии являются неврологические расстройства, тяжелые соматические заболевания, недоразвитие или травмы челюстно-лицевого аппарата.

Клинические варианты речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация нарушений устной речи основана на психолого-лингвистических критериях. К ним относятся фонационная (внешняя, или произносительная) и структурно-семантическая (внутренняя) структура высказывания.

Нарушение фонационного оформления включает в себя дефект голосообразования, звукопроизносительной и темпоритмической организации. Данные расстройства могут встречаться как в комплексе, так и отдельно друг от друга. Различают следующие виды нарушений:

  • Дисфония, характеризуется отсутствием (афония) или нарушением образования голоса. Условия возникновения данного патологического состояния могут быть органические и функциональные. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Возникает вследствие утрудненной способности издавать звуки или при умственной отсталости.
  • Тахилалия, или патологически ускоренная речь. При данном расстройстве скорость произношения составляет 20-30 звуков в секунду. Кроме того, наблюдается речевой аграмматизм. Это длительные необоснованные паузы во время высказываний.
  • Заикание - темпо-ритмический вербальный дефект, возникающий вследствие судорог органов артикуляции. Проявляется данное расстройство частыми (более 10%) непроизвольными остановками, паузами или вынужденным повторением отдельных звуков и слогов.
  • Дислалия - речевое нарушение, возникающее при нормальном состоянии звуковых, слуховых анализаторов, иннервации органов артикуляции и восприятия информации.
  • Ринолалия - паталогический дефект, проявляющийся нарушением тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомо-физиологических нарушений.
  • Дизартрия - нарушение иннервации речевого аппарата, которое проявляется дефектом или отсутствием звуковой реализации социальной коммуникации.

Нарушения структурно-семантической организация высказывания могут проявляться алалией. Для данной патологии характерный моторный дефект, проявляющийся плохим воспроизведением, но хорошим пониманием обращенной речи. Кроме того, нарушения внутренней организации может проявляться в виде афазии. Основным отличием от алалии является расстройство уже сформировавшейся речи.

Причины речевых нарушений

Аутизм - одна из причин развития речевых нарушений (фото: www.wstore.f-rpg.ru)

Появление речевых расстройств должно настораживать врача, так как, это может быть первым сигналом о наличие серьезной проблемы в организме. Кроме того, данная патология приводит к социальной дезадаптации.

Различают приобретенные и врожденные речевые нарушения. Основные причины дефекта в первом случае является родовая травма и врожденные пороки развития. При этом в постановке диагноза помогает анализ жизненного и акушерского анамнеза. Речевые расстройства в данном случае проявляются в детском возрасте в виде алалии, заикания, дизартрии. Кроме того, вербальные дефекты в данной группе людей возникают при хромосомных аберрациях, генетических заболеваниях и аутизме.

Причины и виды речевых нарушений, приобретенных в течение жизни, разнообразны и зависят от множества факторов. Последствием перенесенного инсульта может стать моторная или сенсорная афазия. Основные причины нарушений:

  • Посттравматические. Причина возникновения вербальной декоммуникации связана с непосредственным повреждением определенного участка мозга. Иногда появление данной симптоматики сопровождается другими очаговыми повреждениями мозга.
  • Неврологические. Речевые дефекты в данном случае имеют центральное и периферическое нервное происхождение. При этом возникают аутоиммунные воспалительные и дегенеративные процессы, которые ведут к нарушению нервной передачи импульса. Наиболее частыми причинами данного состояния являются: онкологические заболевания головного и спинного мозга, инсульт (ишемический, геморрагический), боковой амиотрофический и рассеянный склероз, эпилепсия, а также инфекционные заболевания нервной системы (энцефалит, менингит).
  • Психические. Причины нарушения речи кроются, как в патологическом действии самого заболевания, так и в умственной отсталости, которая его осложняет. В первом случае, устная коммуникация может ускоряться, замедляться, прерываться. Также отмечаются скачки мыслей, повторения отдельных фраз. Нарушения речи при умственной отсталости возникают вследствие бедного словарного запаса, снижения памяти и концентрации. Данное осложнение проявляется в виде алалии и афазии.
  • Периферические. Иннервация и мозговая регуляция при данном виде нормальная. Причина возникновения речевого дефекта в нарушении анатомической или функциональной структуры голосового аппарата (гортань, язык, губы и др.).

Методы диагностики речевых нарушений, коррекция, профилактика

С самого рождения особое внимание должно уделяться психическому и физическому развитию ребенка. Речевая коммуникация - зеркало центральной нервной системы (ЦНС), поэтому данному критерию должно уделяться особое внимание. Определить причину позволяет тщательно собранный анамнез жизни и родов. Помимо этого, нужно определить точный вид речевого нарушения, который может быть характерным для определённого заболевания. Подтвердить наличие органической патологии возможно при помощи инструментальных методов исследования, а именно:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ). Данное исследование определяет изменение биоэлектрических потенциалов мозга. ЭЭГ чувствительна к малейшим структурным и функциональным изменениям в любой части коры, в частности речевых центров. Изменения электрических потенциалов регистрируется при эпилепсии, которая часто приводит к вербальной декоммуникации.
  • Компьютерная томография (КТ). Данный метод является особо значимым в диагностике инсульта, а именно геморрагического при котором наблюдается кровоизлияние в мозг.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ). Данное исследование является более информативным в определении ишемического инсульта, а также незаменимо в диагностике онкопроцесса.
  • УЗ-сосудов головного мозга и др. Старческая деменция, которая сопровождается речевыми расстройствами. Во многих случаях связана с нарушением гемодинамики. УЗ - это качественный и безопасный метод оценки сосудов головы.

В первую очередь лечение должно быть направлено на устранение основной причины речевого дефекта. Например, если у пациента наблюдается афазия на фоне ишемического инсульта, то сначала им (больным) нужно избавиться от ишемии тканей мозга. После нормализации состояния больного переходят к восстановлению функции речи. Реабилитация проводится при личной встрече с логопедом и продолжается дома, в повседневной жизни.

Систематические занятия могут полностью возобновить утраченную способность говорить. Однако существуют заболевания, при которых невозможно восстановить речевую функцию. Например, шизофрения всегда сопровождается тотальной необратимой деменцией, которая не поддается коррекции. Профилактика заключается в предупреждении основных причин, а также в постоянной умственной работе.

Причины речевых нарушений.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.

Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

Аллергии матери.

Перенесенные переливания крови.

Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).

Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

Литература:

1. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002.

2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1967

3. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.


Речевые нарушения не возникают просто так, ниоткуда. Для любого из них есть своя определённая причина. Классификация речевых нарушений начинается с поиска причин .

Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.

Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:

  • Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
  • Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
  • Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
  • Стрессы.
  • Физическая ослабленность.

Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:

  • Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
  • Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.

В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:

  • Нарушения устного высказывания,
  • Нарушения на письме.

Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:


  • Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
  • Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).

Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.

  • Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
  • Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.

Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.

Нарушение средств общения

Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение .

Психолого-педагогическая классификация включает в себя:

  • Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.

По мнению логопедов, каждый второй дошкольник имеет нарушения речи

Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.

На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:

  • Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь — это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.
  • Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
  • Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
  • Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
  • Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
  • Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный — теплый).
  • Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
  • Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).

Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Классификация нарушений речи включает в себя и фонетико-фонематическое недоразвитие, которое мешает полноценному общению. Этот вид нарушений средств общения является наиболее сложным, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Его определяют по следующим трем признакам:

  • Звука нет.
  • Звук искажен.
  • Звук заменён другим.

Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость. Способность различения фонем (фонематический слух) можно проверить специальными заданиями:

  1. Дать возможность прослушать разницу между правильной и неправильной речью, активизируя слуховой контроль.
  2. Произнести цепочку слогов с оппозиционными фонемами: ба-ба-па, да-та-да.
  3. Узнать контрольный звук в последовательности звуков.
  4. Выделить слог из ряда слогов (га, на, па, та, ра). Ребенок может поднять фишку, услышав заданный звук.
  5. Определить наличие заданного звука в ряде слов. Ребенок выполняет задание на слух без дефектного проговаривания, поднимая фишку.

Правильно выполненные задания – профилактика речевых нарушений.

Недостаточный уровень развития фонематического слуха проявляется и в неумении ребенка:

  • угадать звук в начале и в конце слова (чаще выделяют слог);
  • подобрать иллюстрацию, в наименовании которой есть контрольный звук;
  • самому сочинить слово с заданным звуком в начальной, в серединной или в конечной позиции.

Для речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение просодики, речь неясна, артикуляция «сжата». Зачастую это дети с дизартрией, дислалией и другими серьезными нарушениями. Для них характерны низкий уровень внимания, отвлекаемость . Игра таких детей требует постоянного контроля взрослого, так как дети сложно перестраиваются с одного вида деятельности на другой, могут возникать трудности со сверстниками из-за непонятных для других высказываний, отчего дети могут сильно переживать.

Когда стоит бить тревогу

Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей. Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству. Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!

А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров . Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.

Стадии речевого развития ребенка

  • 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
  • 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
  • 1 год. Первые слова.
  • 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
  • 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
  • 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
  • 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.

Недостатки произношения звуков речи

  • Ротацизм — неверное произношение звука «р».
  • Ламбдацизм – дефект звука «л».
  • Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
  • Йотацизм — не даётся звук «j» (буква Й).
  • Каппацизм – гортанный или голосовой «к».
  • Гаммацизм – дефектное звучание «г».
  • Хитизм – отличный от нормы звук «х».

Методы формирования правильного произношения

  1. Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
  2. Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа. Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.
  3. Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
  4. Опора на сохранные звуки. Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).
  5. Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.

Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу. Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект . Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.

Нарушение речевого развития означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. К причинам нарушения речевого развития можно отнести: внутренние патологии в развитии плода, родовые травмы и недостаточное снабжение мозга кислородом, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственность и вредные привычки матери во время беременности. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Нарушение речевого развития

Дислалия это дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Разновидности алалии:

  • Моторная алалия (ребенок понимает речь, но не умеет ее воспроизводить);
  • сенсорная алалия (ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос)

Мутизм этопрекращение речевого развития из-за психической травмы. Разновидности мутизма могут быть следующими:

    общий мутизм (ребенок не говорит вообще);

    избирательный мутизм (своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей).

Детский аутизм это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности заболевания в общем недоразвитии речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Афазия это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

При брадилалии происходит нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция становится нечеткой. Требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие, а именно:

    медикаментозную терапию;

    психотерапию;

  • логопедические занятия;

    логоритмику.

Дизартрия

Дизартрия это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает:

    лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ);

    логопедические занятия;

    артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дислексия

Дислексия - парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов....

Задержка речевого развития - более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости - проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь....

Заикание у детей

Заикание характеризируется судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению....

Заикание у детей это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Причины нарушения речи

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают:

    гипоксия плода;

    внутриутробные инфекции;

    родовые травмы.

Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы,опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Лечение нарушений речи

Профессиональный врач-логопед поможет ребенку справиться с заболеванием. Нарушения речи чаще всегоносят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо-ванной логопедической помощи. Они проявляются в раннем возрасте и отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь детям, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования и в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент-рах). В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару-шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются:

    речевые упражнения;

    артикуляционная гимнастика;

    дыхательная гимнастика;

    логопедический массаж;

    логоритмика.

Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости - хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента рождения новой жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что делают в чистый четверг? Что делают в чистый четверг? Что делают в чистый четверг? Что делают в чистый четверг? Как убрать горечь из кабачков: полезные советы Как убрать горечь из кабачков: полезные советы