Презентация по психологии: "Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи". Формы и виды речи Презентация на тему речь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Что такое речь? Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).

Функции речи Благодаря речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств, такие как восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Виды речи Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь, также существует эгоцентрическая речь.

Устная речь Диалогическая речь – разговор двух или нескольких лиц, говорящих попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и её результаты в значительной степени определяются высказываниями её участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определённый вопрос, тогда такая беседа носит целенаправленный характер. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность её к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чём-либо. В связи с этим, монологическая речь носит развернутый характер и требует связного изложения мыслей.

Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтёт написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создаёт определённые трудности в построении письменной речи. Пишущий лишён возможности использовать интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Так что письменная речь менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, понятной и полной, т. е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную подготовку над словесным выражением мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на её основе. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок, к помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6 -7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Лев Семёнович Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации (перехода). Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Понятие речи Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком

Cлайд 3

Виды речи внешняя - эгоцентрическая - внутренняя устная диалог монолог письменная

Cлайд 4

Внешняя речь Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. устная письменная Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь - самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже - письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Cлайд 5

Устная речь диалог монолог Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь - это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог - речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

Cлайд 6

Внутренняя речь Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи - это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Cлайд 7

Типы внутренней речи 1) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь формируется из внешней речи.

Cлайд 8

Эгоцентрическая речь Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Cлайд 9

Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

Формы речи
Понятие речи
Виды речи
Устная речь
Письменная речь

Формы речи различают в зависимости от
того, какой канал связи используется в процессе
общения (зрение или слух)
Речь - исторически сложившаяся форма
общения
людей
посредством
языковых
конструкций,
создаваемых
на
основе
определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной
стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с
другой стороны - восприятие языковых
конструкций и их понимание.

Виды речи
Внешняя речь
Письменная
Внутренняя речь
Устная

Внешняя речь –
обращена к другим людям.
Посредством ее человек
передает и воспринимает
мысли.
Внутренная речь: беззвучная
речь про себя и для себя,
возникающая
в
прцессе
мышления.
Внутренняя
речь
происходит из внешней, с ее
помощью происходит переработка
образов восприятия, их осознания
и классификации в определенной
системе понятий.

Устная речь:

1.
Устная речь первична, она возникает из потребности человека
что-то сказать другому, она служит для непосредственного общения. В
условиях устного общения слушающий о многом может догадаться,
поскольку ему обычно известна тематика беседы, о недосказанном
словами он может судить по интонации, мимике, жестам говорящего,
наконец, о непонятном он может переспросить.
Если пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст,
то говорящий действует спонтанно, не имея достаточного времени на
обдумывание, выбирая форму выражения на ходу.

Устная речь
Монолог
(продолжительная
речь одного лица)
Диалог
(разговор между
двумя лицами)
Полилог
(разговор, беседа
между многими
лицами)

Правило устного общения

- Не повторять то, что известно из предшествующей фразы или
ситуации. Вопрос: Который час? В письменном тексте означает
только то, что задающий его интересуется временем, но в разных
ситуациях устного общения он может наполняться разным смыслом,
например,
Не пора ли вам откланяться? (если адресован
засидевшемуся гостю),
Вы опоздали (если адресован опоздавшему на важную
встречу). При этом словесное выражение будет дополняться
соответствующей интонацией и мимикой.

Письменная речь
2.
– сложная аналитикосиететическая
деятельность, которая предполагает порождение
высказывания:
создание
внутренней
схемы,
выбор
слов,
грамматическое структурирование.
Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для
выражения своих мыслей.
В понятие “письменная речь” входит:
Чтение
Письмо
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая
передавать информацию на растоянии и закреплять ее во времени.
Чтение – воспрятие написанного, воспроизведение текста “про
себя” или вслух.

Отличие

Устная
Письменная
Передается звуками
Передается графическими
знаками- буквами
Возникла исторически
изначально
Возникла из устной речи
Обращена непосредственно к
собеседнику
Обращена к отсутствующему
адресату
Интерактивна: собеседник
может повлиять на ход речи
Собеседник не может повлиять
на ход речи
Невозможно внести изменения
Возможно редактирование
Сопровождается невербальными
средствами
Сопровождается графическими
знаками
Мимолетна
Существует долговечно

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком



Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.


Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.


Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.




Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.


Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как приготовить пасту «Болоньезе» в домашних условиях Как приготовить пасту «Болоньезе» в домашних условиях Сакэ: знаменитый японский напиток Сакэ: знаменитый японский напиток Что делают в чистый четверг? Что делают в чистый четверг?