Детская офтальмология. Комплексное офтальмологическое обследование детей и подростков Детская офтальмология обследование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Детская офтальмология - наш детский центр офтальмологии располагает полным набором оборудования для диагностики и лечения глазных заболеваний у детей. Отделением заведует опытный клиницист с более чем десятилетним стажем работы в европейских клиниках.

Современная аппаратура позволяет провести полное офтальмологическое обследование ребенка любого возраста, назначить правильную коррекцию (очки или контактные линзы), при необходимости провести комплексное лечение амблиопии, косоглазия, близорукости, используя как традиционные, так и современные компьютерные методики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Немногие знают, что новорожденные дети имеют очень низкое зрение, которое в дальнейшем постепенно улучшается, совершенствуется и достигает нормальных показателей примерно к семилетнему возрасту.

Раннее офтальмологическое обследование позволит вовремя выявить отклонения от нормы и своевременно начать необходимое лечение глаз у детей. Природа распорядилась так, что если вовремя не поставить правильный диагноз и не провести лечение в возрасте до десяти лет, а в ряде случаев и до трех-пяти лет, то в будущем даже анатомически нормальный глаз так и не обретает способности к высокому зрению.

Как подготовиться к посещению офтальмолога?

Перед началом обследования детей и подростков (до 16 лет) врач собирает анамнез т.е. историю перенесенных заболеваний.

Важно знать как родился ребенок, в срок или раньше, сколько весил, есть ли хронические заболевания, наблюдается ли у других специалистов, какие аллергии были, на что, как выражались, рекомендуется вспомнить и уточнить на какие лекарственные препараты была аллергическая реакция.

В целом обследование ребенка длится около 2 часов (с учетом ожидания расширения зрачков). После такого обследования некоторые пациенты не смогут читать и писать, делать домашние задания. После приема выдается справка в школу.

Если Ваш ребенок уже носит контактные линзы, то на полный первичный или контрольный прием (каждые 6 месяцев), следует приходить без контактных линз, а в очках. Контактные линзы следует снять не менее, чем за 1 час до посещения офтальмолога.

Если Вы записали ребенка на контактную коррекцию и на повторный контроль — приходите без контактных линз, в очках, линзы приносите в контейнере, желательно принести и коробочки от линз (или фольгу от блистера), чтобы доктор убедился, какие линзы по параметрам носит Ваш ребенок.

В контактных линзах на прием следует приходить, только если доктор об этом сказал. Это делается исключительно в том случае, если доктору необходимо сделать контроль зрения и ребенок должен быть в линзах уже несколько часов.

Почему важно регулярно посещать детского офтальмолога?



Световая энергия, правильное восприятие образов окружающего мира глазом — все это стимулирует рост ребенка, его обменные процессы, нормализует и ускоряет психофизическое развитие с первого года жизни.

Через глаз воспринимается 90% информации об окружающем мире, и дети осваивают окружающий мир прежде всего благодаря зрению. Именно в это время формируется и укрепляется связь между глазом и корой головного мозга.

Отсутствие или неправильная коррекция дефектов рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизма), косоглазия, врожденных заболеваний глаз, их поздняя диагностика могут привести к необратимым последствиям!

Детская офтальмология в Москве хорошо развита. И наша офтальмологическая клиника оснащена самым современным оборудованием, которое постоянно обновляется.

Очень часто детское косоглазие является следствием плохого зрения и сопровождается неврологической патологией.

Лечение амблиопии ("ленивый глаз")

Амблиопия (“ленивый глаз”) - это неполная острота зрения даже при нахождении в очках с максимально полной коррекцией. Успешно лечится только в детском возрасте.

Близорукость, дальнозоркость или астигматизм могут привести к косоглазию. Особенно велики риски в детском возрасте!

Это вызвано тем, что глазные мышцы, при различной остроте зрения у глаз, работают с разным усилием и постепенно глаз начинает смещаться. Что в свою очередь приводит к ещё более сильному снижению зрения, усиливая начавшееся косоглазие.

По подсчетам специалистов, за время обучения в школе частота встречаемости нарушений зрения у детей возрастает пятикратно. Казалось бы, все можно объяснить колоссальной нагрузкой на зрительный аппарат в процессе обучения. Но не лишним будет напомнить и о том, что орган зрения ребенка только формируется, а потому пластичен и обладает практически неисчерпаемыми резервами. Это позволяет приспосабливаться к любым условиям работы и легко усваивать как вредные, так и полезные привычки. Благодаря этим свойствам многие глазные заболевания поддаются лечению исключительно в детском возрасте, и тем более успешно, чем раньше начато лечение.

Готовимся к первому глазному обследованию

Первый визит к офтальмологу не стоит откладывать позднее 6 месяцев со дня появления на свет. Последующие посещения рекомендуются в 1, 3 года, перед поступлением в школу (в 5-7 лет) и далее каждые 2 года обучения в школе. Если Ваш ребенок носит очки или контактные линзы, ему необходим ежегодный осмотр.

Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд.
Особенности глазного обследования определяются возрастом ребенка. В большинстве случаев оно включает в себя: оформление истории болезни, исследование остроты зрения и рефракции (необходимости в коррекции зрения очками или контактными линзами), оценка содружественности движений глазных яблок, биомикроскопия и осмотр глазного дна, обучение родителей.

Значение грамотно составленной истории болезни сложно переоценить. Ваши ответы на вопросы доктора во многом определяют направление диагностического поиска. Особенно важны сведения об осложнениях течения беременности и родов, недоношенности, задержке моторного развития. Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд. Доктор непременно расспросит Вас о ранее установленных глазных болезнях, проведенном обследовании и лечении. Поинтересуется, были ли случаи близорукости, дальнозоркости, амблиопии, косоглазия и других болезней глаз в семье.

Обследование детей раннего возраста

С первым лучом свет, достигшим сетчатки, зрительная система начинает развиваться стремительно. Уже к 2-3 месяцам малыш фиксирует взгляд и следит за движением предметов, явно отличает игрушки ярких цветов (красного, оранжевого). К году – оценивает форму предметов (куб, пирамида, шар) и их удаленность.

Узнать, правильно ли развивается зрительная система Вашего малыша, поможет обследование:

  • Исследование реакции зрачков на свет;
    Прямая реакция определяется поочередным засвечиванием правого и левого глаза. Доктор прикрывает ладонью один из глаз Вашего ребенка, а затем быстро открывает. В темноте (под ладонью) зрачок расширяется, а на свету суживается. Содружественная реакция правого глаза определяется при засвечивании левого и наоборот. Если каждый из зрачков реагирует на свет, доктор полагает, что у ребенка видят оба глаза. Живость реакции характеризует качество зрения.
  • Исследование фиксации движущимся объектом, например, световым пятном или ярко-красным шариком, подвешенным на нитке;
  • Исследование состояния сред и осмотр глазного дна: с помощью офтальмоскопа доктор освещает один из глаз Вашего ребенка, оценивает прозрачность сред и осматривает структуры глазного дна.

Эти исследования проводятся для исключения врожденной катаракты и глаукомы, атрофии зрительного нерва, ретинопатии недоношенных.

Обследование детей дошкольного возраста

Вы заметили, что Ваш 3-летний малыш с увлечением смотрит мультфильмы? За этим стоит способность различать нарисованные изображения и хорошо развитое цветовое зрение. Вы удивитесь, но Ваш ребенок уже может проходить глазное обследование, совсем как взрослый, даже если не знает букв или стесняется говорить.

а
  • Исследование остроты зрения проводится с помощью специальных детских таблиц с картинками.
  • Исследование бинокулярного зрения основано на разделении полей зрения обоих глаз цветными фильтрами.
    Ребенку надевают очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым, через которые он рассматривает цветные кружочки. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые кружочки, при монокулярном зрении – либо красные либо зеленые, различаемые только одним глазом.
  • Тест с «прикрыванием» выявляет характер косоглазия.
    Ребенка просят смотреть на какой-либо предмет (игрушку, ручку, зеркало офтальмоскопа) и, поочередно прикрывая ладонью один из его глаз, наблюдают за другим: не будет ли установочного движения. Если оно происходит кнутри, диагностируют расходящееся косоглазие, если кнаружи – сходящееся.
  • Подвижность глаз определяют, перемещая перед исследуемым глазом в 8 направлениях какой-либо предмет.
  • Исследование рефракции выявляет необходимость в коррекции зрения очками или контактными линзами.
    У детей рефракцию определяют методом скиаскопии (ретиноскопии). Доктор освещает зрачок ребенка скиаскопом, при покачивании которого из стороны в сторону в просвете зрачка видна движущаяся тень. Приставляя к глазу скиаскопическую линейку с положительными или отрицательными линзами, доктор определяет, какая из них нейтрализует движение тени. Эта линза соответствует рефракции.
  • Биомикроскопия позволяет под большим увеличением осмотреть передний отдел глаза (веки, конъюнктиву, роговицу, радужку и хрусталик).
  • Офтальмоскопия – структуры глазного дна (сетчатку, диск зрительного нерва и сосуды).

Эти исследования выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития глаза. Особенно важны ранняя диагностика и лечение косоглазия и амблиопии.

Обследование детей школьного возраста

Ваш ребенок капризничает и уклоняется от выполнения домашнего задания? Не исключено, что тому виной проблемы со зрением.

Ребенок может плохо видеть с доски, испытывать трудности при чтении и усвоении прочитанного, но вряд ли пожалуется на проблемы со зрением, так как просто не знает, что такое хорошее зрение. Поэтому регулярные обследования школьников так важны.

а
  • Острота зрения исследуется с помощью буквенных таблиц.
  • Исследование рефракции проводится методом скиаскопии или с помощью прибора – авторефрактометра.
  • Наличие бинокулярного зрения проверяется с помощью цветотеста.
  • О состоянии конвергенции можно судить, приближая к глазам по средней линии какой либо предмет.
  • Биомикроскопия и офтальмоскопия выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития структур глаза.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений рефракции (близорукости, дальнозоркости и астигматизма) и зрительных функций (бинокулярного зрения, конвергенции и аккомодации) позволяют избежать многих трудностей с учебой.

19-04-2015, 13:50

Описание

История заболевания

Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания.

Необходимо уточнить:

  1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
  2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
  3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
  4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
  5. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
  6. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?

Семейный анамнез

Многие заболевания, отражающиеся на развитии маленького ребенка, имеют наследственный характер. Поэтому так важно в деталях выяснить семейный анамнез.

Внимание при опросе останавливают на следующих пунктах.

  1. Возникали ли схожие проблемы у кого-либо из членов семьи?
  2. Встречались ли в семье заболевания глаз, даже существенно отличающиеся от расстройства, наблюдаемого у вашего больного?
  3. Не родственный ли брак у родителей?
  4. Наблюдались ли в семье ребенка наследственные заболевания, даже при отсутствии прямой связи этих расстройств с патологией органа зрения?

Анамнез заболевания

Основное внимание при выяснении истории развития ребенка обращают на процесс становления его зрительных функций.

Определенную помощь могут оказать следующие вопросы.

  1. Насколько хорошо ребенок видит?
  2. Отличается ли зрительная активность этого ребенка от таковой у его братьев и сестер?
  3. Несуществует ли каких-либо особенностей со стороны зрения больного? Например, страдает ли ребенок светобоязнью?
  4. Не отстает ли развитие зрительных функций от общего развития ребенка? Не существует ли задержки общего развития?
Если родители обеспокоены нарушением развития зрения ребенка, важно установить динамику процесса, уточняя характер имеющихся жалоб.

Непостоянство предъявляемых жалоб наблюдается при:

  1. нарушении зрительных функций центрального генеза;
  2. влиянии на патологический процесс окружающей обстановки - например, больной с колбочковой дистрофией страдает светобоязнью и избегает ярко освещенных помещений.

Общее обследование органа зрения

Зрительная активность ребенка и оценка остроты зрения

Практически во всех случаях наблюдение является наиболее важной частью обследования. Врач обычно уже при сборе анамнеза способен отметить, фиксирует ли ребенок взгляд на предметах и наблюдает ли за ними. Зрительная фиксация должна быть устойчивой, а прослеживающие движения глазного яблока плавными и соответствовать направлению движения предмета заинтересовавшего ребенка.

Замечено, что способность преследовать зрительную цель (что обычно исследуют в клинической практике) зависит от правильности саккадических (но не поисковых) движении и у многих детей с неврологическими расстройствами эта способность значительно ослаблена. Поэтому нарушения фиксации и прослеживающих движений глазного яблока не всегда адекватны степени снижения зрения. Интересно, что дети с пониженным зрением на одном или обоих глазах способны сохранять практически нормальную фиксацию и прослеживающие движения глазного яблока.

Исследование фиксации

Оценка фиксации может быть упрощена за счет использования специальной системы, разработанной Зипфом (1976). Методика позволяет определить, способен ли каждый глаз к центральной и устойчивой фиксации. Необходимо отметить, что оценку топографии и устойчивости фиксации производят в условиях монокулярного зрения. Например, ребенку закрывают левый глаз, а на правом глазу выявляют центральную, устойчивую (по отсутствию нистагмоидных движении) в течение нескольких секунд фиксацию. Затем врач позволяет ребенку смотреть на объект двумя глазами. Если исследуемый глаз сохраняет фиксацию объекта, врач делает вывод о нормальной остроте зрения этого глаза.

Напротив, если исследуемый глаз в условиях бинокулярного зрения немедленно отклоняется в сторону и ребенок фиксирует объект ранее закрытым глазом - ост-рота зрения на исследуемом глазу снижена. Несмотря на то, что данное исследование помогает выявить снижение зрения, оно не в состояние дать количественную оценку остроты зрения. Центральная, по неустойчивая фиксация может иметь место при остроте зрения, находящейся в диапазоне от 6/9 (0,6) до 6/36 (0,16). Более того, эту методику используют лишь при наличии косоглазия, так как оценка устойчивости фиксации бессмысленна при правильном положении глаз.

Исследование с призмами

При отсутствии косоглазия проводят обследование с вертикальными призмами. Призму оптической силой 10 призм, дптр. ставят перед одним из глаз, поочередно направляя основание призмы вверх или вниз, что обычно вызывает появление вертикального отклонения в 10 призм, дптр. При этом парный глаз начинает фиксировать объект. Если фиксацию сохраняет глаз, перед которым стоит призма, можно сделать вывод о снижении зрения парного глаза.

Объективное количественное определение остроты зрения

Эти методики используют для объективного определения остроты зрения ребенка, не умеющего читать. К ним относят исследование оптокинетического нистагма, зрительных вызванных потенциалов и метод форсированного избирательного зрения.

Оптокинетический нистагм

Хотя техника исследования оптокинетического нистагма была разработана раньше других методов, в настоящее время этот способ применяется редко.

Форсированное избирательное зрение

Методика основывается на факте, что ребенок предпочитает смотреть па структурированные стимулы, а не на однородные объекты. Например, если перед правым глазом ребенка поместить стимул в виде вертикально расположенных полос, а перед левым глазом - гомогенный, равномерно освещенный контрольный стимул, то при возможности различить вертикальные линии на тест-объекте ребенок предпочтет смотреть вправо. Исследование проводят как в условиях монокулярного, так и в условиях бинокулярного зрения. Чаще всего для проведения обследования используют набор карточек известных под названием Карты Кплера (рис. 4.1).


Оценка зрительных функций с помощью этого теста требует движения не только глаза, но и головы и шеи. Поэтому невозможность выполнения этого теста может свидетельствовать о нарушениях глазодвигательной функции, а не о расстройствах первичной сенсорной системы. Более того, результаты исследования при определенных патологических состояниях и. что наиболее важно, при всех формах амблиопии, демонстрируют завышенную остроту зрения.

Зрительные вызванные потенциалы

Преимущество исследования зрительных вызванных потенциалов состоит в том, что для опенки зрительной функции при этом методе отсутствует необходимость в движениях глазных яблок. Однако для исключения возможности погрешностей в ходе обследования необходимо добиться внимания со стороны ребенка. Во избежание завышения остроты фения амблпопичных глаз, предпочтительно использовать структурированные зрительные стимулы, а не обычные вспышки. Истинный источник генерации зрительных вызванных потенциалов до сих нор не известен.

Исследование с помощью оптотипов

Существуют самые разнообразные оптотипы, включая оптотипы Снеллена (Snellen) для оценки зрительной функции даже у детей младшего возраста. Таблица Снеллена является золотым стандартом для проверки остроты зрения, но вполне пригодны и другие тесты, включая кольца Ландольга (Landolt), цифровые, детские оптотипы (картинки) и так называемая Е Гейм (Е Game). По возможности проверяют остроту зрения для дали и для близи. Напомним, что обследование амблиопичного больного желательно проводить полным контуром или буквами, во избежание завышения остроты зрения.

Поле зрения

Хотя у детей младшего возраста проведение обычной компьютерной периметрии невозможно, V школьников это исследование вполне достижимо (рис. 4.2).


Ориентировочно определить границы поля зрения можно практически в любом возрасте. Большой интерес представляют цветные объекты, с помощью которых у ребенка вызывают саккадические движения, направленные соответственно положению объекта в периферическом поле зрения, (рис. 4.3).


У больного с врожденной гемнанонсией может иметь место гипометрия саккадических движении. В некоторых случаях вспомогательную роль при изучении состояния нолей зрения играют электрофизиологические методики. Затруднение проведения импульса через синапс при врожденной гемпанопсин диагностируют с помощью электрофизиологического исследования зрительного нерва.

Цветовое зрение

Исследование цветового зрения незаменимо в диагностике функциональных расстройств сетчатки и зрительного нерва. Исследование проводят с помощью набора стандартизированных цветных иллюстрации Ишнхара (Ishihara, City University, Llantony or HRR) или других методик, например Фанворта (Farnsworth) D 15. У маленьких детей часто присутствует агнозия па цвета, что необходимо помнить во избежание ошибочного заключения о цветовой слепоте ребенка (рис. 4.4).

Зрачки

Офтальмологическое обследование ребенка в обязательном порядке включает определение диаметра и формы зрачков, исследование реакции зрачков на свет.

Афферентная система

Афферентный путь реакции зрачка на свет включает сетчатку и зрительный нерв и соединяется с соответствующей областью ствола мозга.

Эфферентная система

Эфферентный путь включает III пару черепно-мозговых нервов и симпатическую нервную систему.

Зрачок в период новорожденности

У новорожденных зрачок имеет маленький диаметр и вялую реакцию на свет. С возрастом диаметр зрачка обычно увеличивается.

Реакция зрачка

Оценка прямой реакции зрачка посредством мигающих вспышек (исследование афферентной реакции зрачка) трудноосуществима в связи с необходимостью контроля над фиксацией обследуемого ребенка. При этом фиксируемый объект расположен дальше источника света. Невозможность обеспечить это условие приводит к синкинезии, и реакция зрачка теряет связь со световой стимуляцией.

Исследование глазодвигательной системы

Исследование глазодвигательной системы имеет особое значение именно у детей.

Косоглазие

Косоглазие является одним из наиболее частых заболеваний глаз в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2% от общего числа доношенных новорожденных). Оценка положения глаз является первым этапом в обследовании глазодвигательной системы. У детей, не достигших 6-месячного возраста, дополнительно исследуют лишь положение светового рефлекса на роговице по методу Гиршберга (Hirschberg). Необходимо помнить, что в норме роговичный рефлекс несколько смещен от центра зрачка в носовую сторону. В связи с высокой чувствительностью это исследование обладает особой практической ценностью для выявления маленьких углов косоглазия. Однако прикрывание одного глаза, а также попеременное прикрывание и открывание одного из глаз обычно дают более точные результаты, особенно в диагностике косоглазия с маленьким углом отклонения. Для получения точных результатов при обоих методах исследования обеспечивают контроль над фиксацией ребенка.

Для выявления маленьких углов косоглазия, не определенных с помощью описанных выше методов исследования, может быть использован призменный компенсатор 4 приз. дптр. Поочередная установка призменного компенсатора перед каждым глазом приводит при отсутствии косоглазия к восстановлению фиксации для сохранения правильного положения глаз. Если перед одним из глаз поставлена призма, а попытки восстановления фиксации не происходит, можно сделать вывод о наличии скотомы подавления, обусловленной косоглазием с маленьким углом, на том глазу, перед которым установлена призма (рис. 4.5).


Вывод о правильном положении глаз может быть сделан лишь после исследования при крайних отведениях вертикального и горизонтального взора. При этом может быть выявлено косоглазие, которое не определялось в первичном положении взора. Роговичный рефлекс в ходе обследования локализуют, поочередно прикрывая глаза или наблюдая за характером отведения глаз в вертикальном и горизонтальном направлении. Важно не пропустить как гиперфункцию, так и гипофункцию наружных мышц глаза. Вынужденный наклон головы и положение подбородка могут скрывать косоглазие. Поэтому исследование положения глаз проводят при правильном положении лица и головы ребенка.

Супрануклеарные расстройства

В некоторых случаях особую важность приобретает исследование супрапуклеарной системы регуляции. Например, у детей с парезами центрального происхождения часто обнаруживают недостаточность саккаднческих движений, при этом возможно ошибочное заключение об отсутствии у ребенка зрения. Аналогичной, часто возникающей проблемой, является исследование у детей нистагма. Необходимо проведение дифференциального диагноза между врожденным и приобретенным нистагмом, имеющим более угрожающее клиническое значение. Тенденция к ухудшению фиксации при врожденном нистагме является одним из диагностических критериев при сравнении с улучшением, наблюдаемым при приобретенных его формах.

Стереоскопическое зрение

Влияние косоглазия на сенсорные отношения оценивают с помощью нескольких методов. Стереоскопическое зрение представляет собой бинокулярную функцию, посредством которой осуществляется пространственное восприятие. Восприятие глубины пространства происходит за счет наличия диспаратных точек сетчатки, играющих важную роль в формировании зрительного образа.
Правильное положение глаз, так же как и высокая острота зрения, - необходимые условия для совершенного стерео рения. Количественную оценку остроты стереоскопического зрения проводят с помощью стереоскопической методики Рендота (Randot) или флап-теста Тнтмуса (Titnius). Эти методики требуют контакта с ребенком, поэтому интерпретация результатов обследования маленьких детей должна быть очень осторожной. Из-за возможности появления погрешностей, связанных с использованием монокулярных стимулов, методику Рендота расценивают как менее точную.

Фузионная способность

Наличие или отсутствие сенсорной фузии может быть определено посредством четырехточечного цветового прибора Ворта (Worth). Ребенку надевают очки с красным (перед правым глазом) и зеленым (перед левым глазом) светофильтрами. Цветовой прибор включает четыре подсвечивающихся точечных кружка - один красного цвета, один - белого цвета и два - зеленого цвета. Исследование проводят на разных расстояниях. При нормальной фузионной способности ребенок видит четыре кружка. При диплопии будут видны пять кружков. При монокулярном зрении левым глазом будут видны три кружка, а при монокулярном зрении правым глазом - два кружка. Некоторые авторы утверждают, что исследование сенсорной фузии необязательно для оценки моторного компонента фузии.

Исследование на щелевой лампе

Осмотр на щелевой лампе, даже при отсутствии современных приспособлении, поддерживающих голову, обычно удается провести даже у маленьких детей. Ребенка сажают на колени родителей или ставят его коленями па стул. При осмотре особое внимание уделяют состоянию конъюнктивы, роговицы и передней камеры. Обследование помогает принять решение о необходимости хирургического вмешательства у ребенка с частичной катарактой.

Измерение внутриглазного давления

Хотя измерение внутриглазного давления у большинства детей не является обязательной процедурой, в определенных обстоятельствах оценка офтальмотонуса становится необходимой.

Внутриглазное давление измеряют у детей:

  • с врожденными и травматическими катарактами;
  • при наследственной предрасположенности к глаукоме;
  • при системных заболеваниях, часто сопровождающихся вторичной глаукомой (синдром Стерджа-Вебера и т.д.);
  • при длительном приеме лекарственных средств, угрожающих повышением внутриглазного давления (стероидные препараты).
Измерение внутриглазного давления можно проводить контактным и бесконтактным способами.

Хорошее развитие глаз и зрительной системы начинается еще с рождения человека и затем продолжается до четырнадцати лет. Если у вашего ребенка имеются проблемы в этой области, стоит задуматься, где проверить зрение ребенку .

Пациенты возрастной категории до четырнадцати лет могут избавиться от проблем с глазами довольно быстро, даже не призывая на помощь хирургов и радикальные методы лечения. Чтобы приступить к терапии, необходимо периодически бывать у врача.

Проверить зрение ребенку в Москве можно в нашей офтальмологической клинике. Вы найдете разработанную нашими специалистами программу, которая основывается на работе высокоточных приборов, поэтому дает неоспоримые результаты. Такое диагностическое обследование детей помогает выявить любые заболевания, поражающие область глаз. Достоинство его в том, что можно будет узнать о патологиях даже некрупных размеров, которые переживают еще раннюю стадию, когда вылечиться можно легко и быстро.

Вы можете записаться на общее диагностическое обследование детей. Оно комфортно тем, что исследует сразу все части органов зрения и может дать максимально развернутую информацию о состоянии обследуемого.

Проверить зрение ребенка офтальмологической клинике

Если вы встречаетесь с подобными проблемами в первый раз, не стесняйтесь обращаться к специалисту с вопросами. Вам поможет детский врач-офтальмолог, он предоставит подробную информацию и осветит все туманные пункты.

Если вы хотите проверить глаза ребенку должным образом, запишитесь на комплексное обследование. Что оно может в себя заключать:

  • Проверка бинокулярности, как видит пациент, обоими ли глазами.
  • Платный детский окулист смотрит, насколько остро зрение ребенка, что характерно: дальнозоркость, близорукость и пр. Сначала больной просто говорит, видит ли знаки на таблице, называет их, закрыв один глаз, затем повторяет те же действия, надев очки.
  • Определяется, не имеется ли косоглазие.
  • В обязательном порядке измеряется давление внутри глаза.
  • Проводится УЗИ, которое поможет получить весьма обширную информацию о зрении ребенка, особенностях его глаз. Исследуются как передняя, так и задняя часть органов зрения.
  • Проводится биомикроскопия, при которой исследуются передняя и задняя части непосредственно глазного яблока.
  • Обязательно исследуют глазное дно.

После проведения всех этих процедур хороший детский офтальмолог сможет поставить точный диагноз, сделать заключение и назначить то или иное лечение.

Тем, кому нужен детский офтальмолог в Москве, мы предлагаем обратиться в клинику «ДокторВизус». Здесь с надлежащим вниманием относятся к каждому юному пациенту.

Платный детский окулист и другие врачи в клинике «Доктор Визус»

Проведением диагностики занимаются только специалисты, имеющие медицинское образование и сертификат. В работе допускают исключительно опытные сотрудники. Убедиться в этом сможет каждый клиент после осмотра. Родителям пациентов, имеющих проблемы со зрением, слишком сильно переживать не стоит, потому что молодой организм до того, как достигает зрелости, довольно хорошо лечится.

Когда результаты процедур будут известны, детский врач-офтальмолог даст вам рекомендации: нужно ли лечение в вашем случае. Если проведение терапий требуется, пациенту назначат подходящий курс лечения.

Стоимость обследования зрения у детей

Код Наименование услуги Цена услуги, руб.

Диагностическая программа для детей с последующей консультацией главного врача клиники «Доктор Визус», врача высшей категории, д.м.н. Назаровой Г.А. (авторефрактометрия с узким и широким зрачком, острота зрения, подбор очков, ВГД-пневмотонометрия, ПЗО, осмотр глазного дна - обратная офтальмоскопия) 3,200.00
2126 Диагностическая программа для детей (авторефрактометрия с узким и широким зрачком, острота зрения, подбор очков, ВГД-пневмотонометрия, ПЗО, осмотр глазного дна - обратная офтальмоскопия, консультация врача) 2,500.00

Диспансерный осмотр детей

до 3 месяцев 800.00

от 3 до 6 месяцев 1,800.00

больше 6 месяцев 2,500.00

Главное в проверке зрения у детей - регулярность

  • При отсутствии проблем, достаточно одного осмотра в год.
  • Если имеются миопия, астигматизм и прочие заболевания, стоит приходить в год раз-два.
  • При нарушении структуры сетчатки стоит посещать врача дважды в год.
Запишитесь в нашу клинику, если нужен детский офтальмолог в Москве – будете уверены, что глаза ребенка здоровы.

Профилактический осмотр офтальмолога необходимо проводить в возрасте 1, 3 и 6 месяцев, 1 года, 3, 5 и 7 лет. Это поможет предупредить близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие заболевания глаз.

Существует четкая закономерность постепенного совершенствования форменного зрения на основе жизненного опыта по мере роста и развития детского организма.

В связи с этим о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности. Следует иметь в виду, что у детей острота зрения ниже 1,0 может отмечаться и при отсутствии каких-либо изменений со стороны органа зрения.

Средняя острота зрения у детей

  • 1 неделя - 0,002-0,02 (до 2 %)
  • 1 месяц - 0,008-0,03 (до 3 %)
  • 3 месяца - 0,05-0,1 (5-10 %)
  • 6 месяцев - 0,1-0,3 (10-30 %)
  • 1 год - 0,3-0,6 (30-60 %)
  • 2 года - 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 3 года - 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 4 года - 0,6-0,9 (60-90 %)
  • 5 лет - 0,8-1,0 (80-100 %)
  • 7 лет - 0,9-1,2 (90-120 %)
  • 8-15 лет - 0,9-1,5 (90-150 %)

С самого маленького возраста регулярные визиты к офтальмологу не менее важны, чем регулярные прививки и посещение педиатра.

Первый осмотр зрения ребенка проводится еще в роддоме, его цель - выявление врожденных заболеваний (катаракта, опухоль сетчатки (ретинобластома), глаукома, воспалительные заболевания). Обязателен осмотр детей родившихся раньше срока, с целью исключения ретинопатии недоношенных и атрофии зрительного нерва.

Первый год жизни ребенка - пора интенсивного развития зрения, поэтому офтальмолога следует посетить как минимум 3 раза - в 1 месяц, полгода и год.

Особенно это касается малышей, относящихся к группе риска:

  • у которых один или оба родителя имеют какие-либо отклонения зрения;
  • которые родились недоношенными;
  • у которых есть родственники, больные глаукомой.

Для диагностики зрения у детей офтальмологи-педиатры используют такие приборы как педиатрический авторефрактометр PlusOptix A09. Этот портативный прибор позволяет в реальном времени быстро и бесконтактно определять:

  • рефракцию (сфера, цилиндр и оси);
  • диаметр зрачков;
  • межзрачковое расстояние;
  • симметрию роговичного рефлекса;
  • а также строить карту фиксации взгляда.

При осмотре врач должен обратить внимание на:

  1. Состояние век: их подвижность, правильность положения, цвет кожи, ширину и форму глазной щели, состояние конъюнктивы, слизистой оболочки, соединяющей веки с глазом. Патологией является также опущение верхнего века, заворот и выворот век, воспаления, сосудистые разрастания, покраснение и утолщение краев век, зуд, образование чешуек, плотно прилегающих к коже;
  2. Состояние слезовыводящих путей: у здоровых детей слезотечение отсутствует;
  3. Положение и подвижность глазных яблок: к патологии относят косоглазие, ограниченную подвижность, нистагм ;
  4. Состояние зрачка: он должен быть круглым, черным, в зависимости от освещения диаметр его колеблется от 1,5 до 2,5 мм. В течение первых 4~6 недель жизни новорожденного диагностическим признаком нормального зрения считается сужение зрачков при неожиданном появлении источника света;
  5. Цветовое зрение. Ребенок довольно рано способен различать цвет. В то же время, до 3х лет допустимы ошибки в определении основных цветов (красный, зеленый, синий).

В зависимости от остроты зрения дети могут учиться в различных школах:

  • общеобразовательных - зрение 0,3 и больше;
  • для слабовидящих - зрение более 0,05;
  • для слепых - зрение менее 0,05.

Осмотр офтальмолога в роддоме

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз.

Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции ребенку необходимо носить специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.

Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика.

Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). На ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один - удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома - заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения.

Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка.

Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение, ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы предотвратить эту группу заболеваний достаточно обычных гигиенических процедур.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся:

  1. Нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  2. Птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

    Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Обследование новорождённых и детей раннего периода детства

Исследование центрального зрения осуществлялось с помощью анализа прямой и содружественной
реакции зрачков на свет, общей двигательной реакции (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза,
пробы на слежение за медленно двигающимся предметом.

Рефракция изучается методом скиаскопии с выключением акта аккомодации, т. е. определяется
статическая клиническая рефракция, которая оценивалась после трехкратной циклоплегии с расчетом
среднеарифметического показателя.

  • Гармоничное развитие - Гиперметропия сферическая (либо с физиологическим астигматическим компонентом до1,0 Дптр), в пределах1,5-6,5 Дптр, при равенстве ее между правым и левым глазом. Календарный срок беременности со ответствует гестационному возрасту ребенка. Масса тела соответствует длине тела(±σ). Окружность головы меньше окружности грудной клетки
  • Дисгармония І типа - Гиперметропия менее1,5 Дптр или более 6,5 Дптр. Анизометропия на фоне гиперметропии обоих глаз. Астигматизм гиперметропический от 1,0 до 3,0 Дптр (простой и сложный). Календарный срок беременности со ответствует гестацидному возрасту ребенка. Масса тела более или менее условных границ.
  • Дисгармония ІІ типа - Гиперметропический астигматизм от 3,0 Дптр и выше. Миопия и миопический астигматизм. Календарный срок беременности со ответствует гистацидному возрасту ре бенка. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<σ). Окружность го- ловы меньше окружности грудной клетки.
  • Дисгармония ІІІ типа - Смешанный астигматизм Гистационный возраст ребенка не соответствует календарному сроку беременности. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<σ). Окружность головы больше окружности грудной клетки.

Обследование детей дошкольного и школьного периодов

  • Острота зрения
  • Глубинное зрение. Исследование глубинного зрения основывается на определении минимальной (пороговой) величины бинокулярного параллакса, при котором у испытуемого появляется и исчезает бинокулярное восприятие.
    Исследуемый располагается на расстоянии 5 м от устройства. Голова его фиксируется на подбороднике. Задачей исследования является установление подвижного кольца в одну субъективно ощущаемую плоскость с неподвижным. Минимальное расстояние между кольцами в момент исчезновения и появления глубинного восприятия (отсчет ведется по миллиметрам) принимается за пороговую величину бинокулярного параллакса.
  • Время аккомодации вдаль (ВАВ) определяется на основе оценки зрительно-моторной реакции. Это связано с тем, что известный способ определения времени аккомодации вдаль базируется на речедвигательной реакции, в то время как не все дети в возрасте 5-7 лет могут бегло читать вслух.
    Голову исследуемого фиксируют на специальной подставке. На расстоянии 33 см от глаз помещают тест-объект, на котором испытуемый удерживал взгляд до подачи сигнала на установку, расположенную в 5 м по той же зрительной оси. В условиях стандартной освещенности одновременно с включением электронного секундомера на табло высвечиваются кольца Ландольта, соответствующие остроте зрения вдаль испытуемого. Если обследуемый видит кольцо с заданным направлением разрыва, то он быстро нажимает на кнопку, останавливающую электронный секундомер.
  • Глазная эргометрия. Принцип метода основан на предъявлении к испытуемому интенсивной зрительной нагрузки по различению приближаемых к глазам тест-объектов.
  • Показатель устойчивости аккомодации (ПУА) определяется следующим образом. На указанном выше эргометре измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем проводится эргография, заключающаяся в исследовании динамики ближайшей точки ясного видения в условиях 3-минутного максимального напряжения аккомодации (различение приближаемых к глазу тест-объектов).
  • Состояние физиологического "покоя"" аккомодации изучают следующим образом. К глазу испытуемого приставляют линзу +3,0 Дптр, что вызывает расслабление аккомодации. При этом обследуемый называет указываемые ему с расстояния 33,3 см буквы (шрифт №1 таблицы Головина-Сивцева для ближнего зре ния). Если же полного расслабления аккомодации ("покоя") не происходит, испытуемый называет буквы только после определенного приближения их к глазу. В этом случае констатируют явление остаточного напряжения аккомодации, возникающее из-за нарушения динамического равновесия мышц антагонистов .
  • Световая чувствительность . Состояние световой чувствительности определяется на адаптометре АДМ во время часовой теновой адаптации по унифицированной методике.
  • Скорость и объем переработки зрительной информации (СПЗИ). Исследование СПЗИ проводится по тестам Уэстона. Элементами теста являляются кольца Ландольта, объединенные в 16 групп по16 колец в каждой (всего в таблице 256 колец). Разрывы колец направлены по одному из четырех случайных направлений: вверх, вниз, вправо, влево. Перед испытуемым ставится задача как можно скорее обнаружить и вычеркнуть все кольца с заданным направлением разрыва.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какой питон считается самым большим в мире? Какой питон считается самым большим в мире? Почему цветок подсолнуха поворачивается вслед за солнцем? Почему цветок подсолнуха поворачивается вслед за солнцем? Природа, растения и животные южной америки Природа, растения и животные южной америки