Специальные упражнения при колитах. Лечебная физкультура, физиотерапия, медикаметозное лечение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как может повлиять на пищеварение тренинг мышц пресса? Можно ли “качать пресс” при язвенном колите?

Как известно, при неспецифическом язвенном колите страдает, прежде всего, кишечник больного, а затем уже, как следствие затянувшегося обострения, другие органы и системы (сразу же рекомендую ознакомиться со всем “разнообразием” ). Вывод напрашивается сам собой: не хочешь ухудшения самочувствия – не трогай кишечник. В общем, питайся определенными продуктами, больше отдыхай, глотай горы таблеток и не простужайся, дабы не спровоцировать активизацию . Но было бы все так просто, никто бы не выходил из , не правда ли? А может быть нашему кишечнику стоит иногда “помогать”?

И у больных ВЗК, и у здоровых людей случаются расстройства кишечника. Попросту говоря, никто не застрахован от диареи или запора. Есть только один маленький нюанс: нарушение пищеварения у человека с язвенным колитом может являться не только результатом нездорового питания или, например, но и первым тревожным звоночком начинающегося обострения.

Однако, зачастую такая переменчивость в поведении вашего кишечника заключается в банальной его “избалованности”: стоит кишечнику получить в свое распоряжение что-то для него непривычное, так он тут же начинает психовать. Это все в корне неправильно, потому что кишечник нужно постоянно держать в тонусе, приучая его к разнообразной пище и нормальному на нее реагированию . Поймите меня правильно: я не говорю о том, что нужно есть различные копчености, фаст-фуды, полуфабрикаты и все в таком роде. Да и людям с непереносимостью отдельных продуктов также не стоит бросаться во все тяжкие, вы же понимаете. Это же относится и к последователям различных диет, таких как , и др.


Так вот, один из способов заставить ваш кишечник работать четко по графику – это выполнение несложных упражнений на мышцы брюшного пресса . Путем правильной тренировки достигается массаж внутренних органов, в т.ч. желудка, тонкого кишечника и толстого кишечника. Основные плюсы, которые вы получите, тренируя мышцы пресса:

  • Сокращение мышц пресса активирует перистальтику и улучшает перемещение пищевого комка, что позволяет минимизировать риск возникновения геморроя, и, как следствие, травмирования стенок кишечника.
  • Натренированные мышцы пресса не позволят желудку и кишечнику растягиваться от чрезмерного объема пищи, поддерживая нормальный объем всего живота. Все это приводит к возможности насыщения гораздо меньшим объемом пищи и более полному ее перевариванию, пользу чего для больных язвенным колитом никак нельзя отрицать.
  • Сокращение мышц пресса позволит снизить накопление жира в области живота.
  1. Лежа, подтяните ноги к животу и обнимите их руками. Полежите в этом положении секунд 5-10, не забывая размеренно дышать. Далее, медленно и без рывков потяните стопы на себя и от себя.
  2. Опустите ноги и погладьте живот в направлении часовой стрелки, по спирали, от пупка к бокам. Согните ноги в коленях и повторите поглаживания. Далее, положите ладони по бокам живота и слегка подавайтесь животом вправо и влево, из стороны в сторону. Согните пальцы, положите кисть чуть ниже пупка и сделайте несколько легких круговых поглаживаний поочередно каждой рукой в направлении часовой стрелки. Положите ладони на низ живота, большие пальцы у пупка. Начните сжимать-разжимать мышцы низа живота.
  3. Опустите ноги. Погладьте живот в направлении часовой стрелке легкими движениями. Положите ладони на живот, размеренно подышите, контролируя руками движения диафрагмы и верхней стенки живота.
  4. Положите ладони так, чтобы мизинец правой руки был на пупке, большой палец правой руки – на груди, и ладонь левой руки – внизу живота. Подышите и на выдохе слегка подтяните низ живота.
  5. Оставьте ладони на животе. Проглотите слюну; делайте языком и губами сосательные движения. В таком ритме шевелите ладонями на животе. Сосательные и глотательные движения мышц рта передаются по пищеводу в желудок и из желудка в тонкий кишечник. Глотательные движения и элементы массажа живота рассчитаны на поднятие тонуса перистальтики ЖКТ.
  6. Встаньте и немного походите, но передвигайте ноги не от колен, а от бедер, и чтобы руки не участвовали в движениях. Ходьба таким методом задействует мышцы брюшного пресса, улучшая перистальтику кишечника.
  7. Слегка расслабив мышцы живота, легко попрыгайте поочередно сначала на левой ноге, затем на правой, и далее на обеих, по 10 повторений.
  8. Выполните вращения туловищем. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки расслаблены.

Что же, со специализированным комплексом для нормализации перистальтики мы разобрались. Но этими упражнениями красивый пресс не сделать! Поэтому, представляю вашему вниманию несколько упражнений, довольно нетрудных в исполнении, которые помогут вам если не вырастить “кубики” на своем животе, то хотя бы сделают его плоским и привлекательным.

Нет смысла делать нижеприведенные упражнения на пресс при избытке у вас жировых отложений, т.к. результата попросту не будет видно. Нельзя сбросить вес “локально”, т.е. только на животе. Так что, для начала скорректируйте свое питание и постарайтесь избавиться от лишнего веса. Итак, упражнения, которые выполняю лично я и от которых я не ощущая каких бы то ни было негативных последствий.

Колиты - это хроническое воспаление слизистой оболочки толстого кишечника. Немалую роль в их возникновении играет длительное неполноценное питание, запоры, злоупотребление слабительными. При этом заболевании полезны занятия физкультурой.

Условные обозначения: ИП - исходное положение; ТМ - темп медленный; ТС - темп средний.

1. Ходьба по комнате 30-60 сек, чередуемая с дыхательными упражнениями.

2. ИП - лежа на спине. Сгибание и разгибание туловища. ТМ. 6-8 раз. Дыхание равномерное.

3. ИП - то же. По очереди сгибание ног. ТС. 5-7 раз каждой ногой.

4. ИП - то же. По очереди подъем ног вверх. ТС. 6-8 раз каждой ногой.

5. ИП - сидя, руки в упоре сзади. Поднимание и опускание прямых ног. ТС. 5-7 раз.

6. ИП - на четвереньках. Отведение ноги назад с последующим подтягиванием ее к животу. То же с другой ноги. ТС. 5-8 раз каждой ногой.

7. ИП - лежа на спине, ноги согнуты. Повороты ног влево - вправо. ТМ. 6-8 раз в каждую сторону.

8. ИП - лежа на спине, прогнуться, руки сзади. Сесть. Вернуться в ИП. ТС. 5-7 раз.

9. ИП - то же. «Велосипед». ТС. 25-30 сек. Дыхание свободное.

10. ИП - сидя на стуле, упор руками сзади. Глубокий присед вперед; вернуться в ИП. ТС. 6-8 раз.

11. ИП - сидя на стуле. Наклоны вперед. ТМ. 5-7 раз. При наклоне - выдох.

12. ИП - то же, только руки на поясе. Наклоны вперед. ТС. 4-6 раз.

13. ИП - сидя, руки в стороны. Повороты влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

14. ИП - стоя у стула. Шаг левой ногой - вдох; вернуться в ИП - выдох. То же с другой ноги. ТС. 6-8 раз с каждой ноги.

15. ИП - лежа на спине. Прогнуться - вдох; вернуться в ИП - выдох. ТМ. 5-7 раз.

16. ИП - лежа, упор руками сзади - прогнуться. Сесть - прогнуться. ТС. 6-8 раз.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта у детей

Физические упражнения влияют на пищеварение через центральную нервную систему посредством моторно-висцеральных рефлексов. Специальные физические упражнения улучшают кровообращение в органах брюшной полости, способствуя уменьшению застоя и восстановлению нормальной моторной функции.

Задачи лечебной физкультуры:

  • общее оздоровление и укрепление организма больною; воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов; улучшение кровообращения в органах брюшной полости и малом тазу, предупреждение спаечного процесса и нарушений микроциркуляции; укрепление мышц брюшного процесса, повышение внутрибрюшного давления, стимуляция моторной функции желудочно-кишечного тракта; развитие полноценного дыхания; положительное воздействие на нервно-психическую сферу больного, повышение эмоционального тонуса.

Показания к лечебной физкультуре:

  • грыжи пищеводного отверстия диафрагмы; спланхноптоз; хронические гастриты с нормальной и повышенной секрецией и с секреторной недостаточностью; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; колиты и энтероколиты; дискинезии желчевыводящих путей.

В лечебной гимнастике наряду с упражнениями общеукрепляющего характера применяют специальные комплексы для брюшного пресса и дыхательных мышц. В положении стоя делают наклоны вперед и в стороны, повороты, упражнения для ног.

В положении лёжа упражнения выполняют в двух вариантах. Первый вариант наименее нагрузочный и удобный для постепенного увеличения нагрузки на мышцы брюшного пресса. При этом варианте туловище фиксировано, а ноги подвижны. При втором варианте больной лежит на спине, ноги неподвижны, все упражнения осуществляют движениями корпуса. Это наиболее нагрузочные упражнения, выполнение их облегчают с помощью рук Использовать эти упражнения нужно в середине курса лечения, т.е. после предварительной тренировки.

Лечебная физкультура при неспецифическом язвенном колите

1 Общие сведения о не специфическом язвенном колите……………………….….4

2 Лечебная физкультура………………………………………………………………6

3 Примерный комплекс лечебной физкультуры при не специфическом язвенном колите…………………………………………………………………………………..8

Язвенный колит — хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание толстой кишки с развитием язвенных поражений ее слизистой оболочки. Язвенный колит — весьма распространенная болезнь, ею болеют люди всех возрастных групп, но чаще — лица молодого взрослоговозраста.

Причина заболевания до настоящего времени не выяснена; однако установлен ряд факторов, способствующих возникновению язвенного колита: аллергия, нервно-психологические травмы, инфекции. Существуют доказательства наследственной предрасположенности к заболеванию.

Наиболее типична и чаще встречается хроническая рецидивирующая форма язвенного колита, когда периодыремиссии болезни сменяются рецидивами ее.

В период обострения появляются боли в животе, запор или понос, в кале — примесь крови, иногда слизи. Довольно часто первым симптомом болезни бывает кровотечение из прямой кишки, иногда значительное. Общее состояние больных в период обострения заметно ухудшается: появляются слабость, утомляемость, снижается масса тела,повышается температура тела. Повторные кровопотери часто приводят к развитию малокровия, усиливающего общую слабость и утомляемость больных. При тяжелых формах заболевания нарушаются многие виды обмена веществ в организме, снижается масса тела, возникает обезвоживание организма.

1 Общие сведения о неспецифическом язвенном колите

Язвенный колит- это одна из двух основных форм воспалительных заболеваний кишечника с поражением слизистой оболочки толстого отдела. Ключевой характеристикой язвенного колита является диффузное распространение воспаления из прямой кишки на вышележащие отделы толстого кишечника.

В норме в кишечнике находится большое число иммунных клеток. У здорового человека приинфекции развивается полноценный иммунный ответ, который затем быстро уменьшается по мере восстановления ткани. При язвенном колите процессы подавления иммунного ответа и восстановления тканей нарушаются, что приводит к развитию стойкого воспаления и повреждению тканей. Это обусловливает нарушение реабсорбции воды и электролитов, которое вызывает появление частых поносов. При воспалении стенки прямой кишкивозникают дискомфорт и тенезмы — ощущение позывов на низ и желание опорожнить прямую кишку даже при отсутствии в ней стула. При нарушении целостности эпителия, выстилающего толстую кишку, образуются язвы.

При тяжелой форме заболевания могут возникнуть грозные для жизни больного осложнения: кровотечение, перфорация кишки, гнойные воспалительные процессы, рубцовая деформация кишки с нарушением проходимости, острое расширение кишки с резким нарушением ее моторной функции, другие тяжелые состояния, требующие неотложных хирургических мероприятий. Осложнения язвенного колита могут возникнуть у больных и с нетяжелым течением заболевания в случаях грубого нарушения пациентами лечебно-профилактических рекомендаций, режима двигательной активности,предписанного характера профессионально-трудовой деятельности.

Площадь поражения кишечника может отличаться:

У 40-50% больных наблюдается изолированное поражение прямой кишки или прямой и сигмовидной кишки

У 30-40% больных заболевание распространяется за пределы сигмовидной кишки, но поражает не весь толстый.

Лечебная физическая культура при дискинезии кишечника

Дискинезия - расстройство двигательной функции кишечника, проявляющееся нарушением тонуса, перистальтики и других функций, что сопровождается поносами, запорами и различными диспепсическими явлениями. В основе этого заболевания лежат вегетативные и другие нейрогенные расстройства в регуляции деятельности пищеварительного аппарата.

Лечебная физкультура при дискинезиях кишечника имеет свои особенности в зависимости от типа двигательного расстройства. При повышенном тонусе кишечника развивается спастический колит, при пониженном - атоническая дискинезия. Общими проявлениями этих заболеваний являются запор, тяжесть и боли в животе, подавленное настроение, различные невротические расстройства, плохой аппетит и снижение работоспособности. При нарушении моторики кишечника эффективность занятий лечебной физкультурой во многом зависит от ИП, так как внутрикишечное давление определяется положением тела. Так, в положении лежа, коленно-локтевом и коленно-кистевом оно находится в пределах 5, в положении стоя - 20-22 и в положении сидя на корточках - 30-32 см вод. ст. Повышение внутрикишечного давления вызывает снижение перистальтики кишечника.

Упражнения для мышц брюшного пресса в зависимости от их интенсивности изменяют в больших пределах внутрибрюшное давление и оказывают весьма выраженное влияние на повышение тонуса мышц органов брюшной полости. Это необходимо учитывать при проведении занятий лечебной физкультурой. На занятиях лечебной гимнастикой при спастических колитах используют для всех мышечных групп элементарные общие развивающие упражнения, которые выполняются в медленном темпе, спокойно и ритмично. Выполняя большую часть упражнений в положениях лежа на спине и в коленно-локтевом, можно в определенной степени снизить повышенный тонус кишечника и улучшить его перистальтику. Полезны упражнения в теплой воде, плавание, прогулки, сегментарно-рефлекторный массаж. При брюшном дыхании, которое также выполняется медленно, нельзя допускать больших напряжений мышц брюшного пресса. Противопоказаны силовые упражнения, прыжки, подскоки, бег.

На занятиях лечебной гимнастикой при атонической дискинезии кишечника применяют для всех мышечных групп и особенно для мышц брюшного пресса всевозможные общеукрепляющие упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах, которые надо выполнять в среднем или даже в быстром темпе, с частой сменой разных ИП на одном занятии. Особенно важно применение упражнений, развивающих мышцы брюшного пресса и вызывающих сотрясение кишечника, последние способствуют нормализации тонуса его мышц и улучшению перистальтики. В положении лежа на спине полезны энергичное брюшное дыхание и упражнения для туловища при фиксированных ногах, а также бег, спортивные игры, гребля, плавание, катание на коньках, ходьба на лыжах. Продолжительность, вид и интенсивность занятий определяются общим состоянием здоровья больного, его возрастом и личным интересом.

Источники: www.f-med.ru, ilive.com.ua, www.skachatreferat.ru, www.blackpantera.ru

Лечебную физкультуру применяют при хронических колитах, энтероколитах, дисфункциях кишечника, сопровождающихся запорами, то есть при заболеваниях с выраженными нарушениями моторной функции кишечника.
Противопоказана ЛФК при резком обострении хронического энтерита и колита, язвенном колите с кровотечениями, выраженной диареи, острых перипроцесах.
Задачи ЛФК:
- Нормализация нейрогуморальной регуляции пищеварения;
- Ликвидация воспалительного процесса, улучшение крово - и лимфообращения в органах брюшной полости и малого таза;
- Нормализация секреторной, всасывающей и моторно - эвакуаторной функции кишечника;
- Регуляция внутри брюшного давления, укрепления мышц живота и тазового дна;
- Улучшение психоэмоционального состояния.
Эффективность ЛФК во многом зависит от выбора исходного положения. При вертикальном положении внутри брюшное давление в нижних отделах живота повышен, а в подциафрагмальний участке образуется потенциальный пространство с отрицательным давлением. Давление в прямой кишке в положении стоя достигает 20-22 см вод. ст. , а в сидячем положении - 30-32 см вод. ст. , тогда как в горизонтальном положении он не превышает 0-5 см вод. ст. В положении сидя и стоя давление также повышен в слепой и сигмовидной кишках.
При вертикальном положении туловища продвижения кишечных газов усложняется их скоплением в местах с меньшим давлением, то есть в более высоко расположенных отделах толстой кишки, создаются дополнительные трудности в восстановлении нарушенной моторно-эвакуаторной функции кишки.
При переходе в горизонтальное положение внутренние органы перемещаются вверх, а в нижних отделах брюшной полости давление приближается к отрицательному. В горизонтальном положении все отделы толстой кишки располагаются на одном уровне, благодаря чему создаются благоприятные условия для эвакуации кишечных газов и нормализации двигательной деятельности кишечника.
Устранению спастических явлений способствуют положения, сопровождающиеся значительным снижением внутри брюшного давления (например, стоя на четырех конечностях) . Выполнение в исходном положении лежа на спине и стоя на четырех конечностях упражнений на расслабление мышц и глубокое дыхание помогают устранить спастические явления в кишечнике.
Упражнения общего воздействия на организм и специальные упражнения (для мышц передней брюшной стенки, спины, тазового дна, на расслабление, прыжки, подскоки) , которые положительно влияют на моторно-эвакуаторную функцию кишечника, подбирают с учетом особенностей течения патологического процесса. Построение методики занятий определяется в первую очередь видом нарушения моторики.
При хронических колитах, проявляются спастическими запорами, ограничивается применение упражнений с нагрузкой на брюшной пресс и упражнений, в которых выражен момент усилия (например, поднимание и опускание прямых ног в положении лежа) , так как они усиливают спастическое состояние кишечника. Широко используют упражнения на расслабление с диафрагмальным дыханием, упражнения для верхних и нижних конечностей. Предпочтительные исходные положения - лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, полулежа с опущенными ногами, способствующие расслаблению передней брюшной стенки. С нормализацией двигательной функции кишечника осторожно вводят упражнения для мышц живота и тазового дна, упражнения с предметами, дозированную ходьбу, плавание, малоподвижные игры. Физическая нагрузка - ниже средней интенсивности, повышение его - медленное, с учетом состояния больного и его адаптивных реакций. Рекомендуется расслабляющий массаж: сначала сегментарный (сегменты D6 - D9 справа и D | 0 - Dn слева) , затем - передней брюшной стенки легкими кругообразными вибрационными поглаживаниями. Очень эффективно точечный массаж.
При атонии кишечника на занятиях лечебной гимнастикой следует делать акцент на упражнениях для мышц живота в сочетании с силовыми элементами, упражнениях с сотрясением тела (подскоки, прыжки) и для мышц спины (повороты, наклоны, сгибания туловища). Рекомендуется частая смена исходных положений, из которых выполняются обще развивающие упражнения, средний и быстрый темп выполнения. Нагрузка быстро доводить до среднего и выше среднего. Важно следить за правильным сочетанием упражнений и дыхания. Кроме занятий лечебной гимнастикой, применяют пешеходные прогулки, бег, плавание, дозированную езду на велосипеде, спортивные игры и др. . Массаж живота должен быть активным и глубоким.
Примерный комплекс процедуры лечебной гимнастики при колитах, сопровождающихся спастическими запорами

Подготовительная часть
1 . И. п. - стоя, медленная ходьба на носках, руки за голову, продолжительность 30-40 с.
2 . И. п. - то же самое, ходьба на пятках, руки на поясе. продолжительность 30-40 с.
3 . И. п. - стоя, руки перед грудью, в ходьбе 1 - 2 рывки прямым руками, ладонями вверх; 5-6 раз, дыхание произвольное, темп средний.
4 . И. п. - стоя, в ходьбе руки через стороны - вдох, опустить руки - выдох; 3-4 раза, темп медленный.
5 . И. п. - то же самое, в ходьбе по очереди прижимать колени к животу; 5-6 раз каждой ногой, дыхание произвольное.
6 . И. п. - то же самое, медленная ходьба продолжительностью 40-60 с. дыхание произвольное.
7 . И. п. - то же самое, в ходьбе движения кистями рук вдоль туловища до подмышечной ямки - вдох продолжительностью 4 с, задержка дыхания на 8 с, медленный выдох - 6 с; 3-5 раз, после выполнения упражнения - произвольное дыхание.
8 . И. п. - стоя, руки на пояс, в ходьбе отвести локти назад - вдох, локти вперед - выдох; 3-4 раза, темп средний.
9 . И. п. - то же самое, медленная ходьба, 4 шага - вдох. 8 шагов - задержка дыхания. 6 шагов - выдох; 3-4 раза, после упражнения произвольное дыхание.
10 . И. п. - стоя, руки опущены; выпятить и затем подтянуть брюшную стенку; 2-30 с, темп средний, дыхание произвольное.
Основная часть
11 . И. п. - сидя на стуле, руки в упоре сзади; прогнуться - вдох, согнуть левую (правую) ногу в коленном суставе и прижать к животу - выдох, 4 - 5 раз каждой ногой, темп медленный.
12 . И. п. - то же самое, развести ноги в стороны, соединить ноги вместе; 5-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
13 . И. п. - сидя на стуле, руки опущены; согнуть правую (левую) ногу в коленном суставе, упругие прижима колени к животу; 10-12 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
14 . И. п. - сидя на стуле, ноги вытянуты; поднять руки вверх - вдох, наклониться к правой (левой) ноги - выдох; 4-5 раз к каждой ноге, темп медленный.
15 . И. п. - стоя у спинки стула, приседания 12-15 раз, темп средний, дыхание произвольное.
16 . И. п. - то же самое, отвести правую руку в сторону и назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-4 раза в каждую сторону, темп медленный.
17 . И. п. - то же самое, подняться на носки - вдох, с упругих приседания - выдох; 3-5 раз, темп средний.
18 . И. п. - коленно - ладонная, выпятить и втянуть стенку живота; 10-15 раз, темп средний, дыхание произвольное.
19 . И. п. - то же самое, стоя на четырех конечностях - вдох, уклониться, сесть на пятки - выдох, расслабиться; 4-6 раз, темп средний.
20 . И. п. - то же самое, обороты тазом вправо (влево) 6-8 раз в каждую сторону, дыхание произвольное.
21 . И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища; поднять плечи и прямые ноги вверх (« челнок ») , вернуться в и. п. , расслабиться - выдох; 4-6 раз, темп медленный, дыхание произвольное.
22 . И. п. - лежа на боку, мах правой (левой) ногой вперед, назад; так же - на другой стороне 6-8 раз, дыхание произвольное.
23 . И. п. - то же самое, отвести прямую ногу назад, выпячивая живот - вдох, прижать колено к животу - выдох; так же - на другой стороне 3-4 раза, темп средний.
24 . И. п. - стоя, самомассаж живота: растирание ладонью по часовой стрелке, затем разминание живота щипками, так же - по часовой стрелке; 3-4 раза.
25 . И. п. - то же самое, выпячивания и втягивания живота; 20-30 раз.
Заключительная часть
26 . И. п. - стоя, медленная ходьба, упражнения на расслабление в сочетании с дыхательными упражнениями; 5-8 мин, темп средний.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при атоническом колите

Подготовительная часть
1 . И. п. - стоя, медленная ходьба 30-40 с.
2 . И. п. - то же самое, руки за голову, ходьба на носках, 30 с.
3 . И. п. - то же самое, руки на пояс, ходьба на пятках, 30 с.
4 . И. п. - то же самое, ходьба с поочередным поднятием прямой ноги; 3-4 раза для каждой ноги, темп средний.
5 . И. п. - стоя, руки перед грудью; при ходьбе 2 рывки локтями в стороны, затем 2 рывки прямыми руками, ладонями вверх; 4-5 раз, темп средний.
6 . И. п. - стоя, руки в « замок» над головой, во время ходьбы рывки руками назад; 5-6 раз, темп средний.
7 . И. п. - стоя, кисти к плечам, при ходьбе обороты локтями назад (вперед) 5-6 раз, темп средний.
8 . И. п. - то же самое, в ходьбе правым локтем достать левое колено, так же - для второй ноги; 4-5 раз для каждой ноги, темп средний.
9 . И. п. - то же самое, руки через стороны вверх - вдох (6 с) , опустить руки - выдох (8 с) 5-6 раз, темп медленный.
Основная часть
10 . И. п. - лежа на спине, поднять руки вверх - вдох, прижимая руками правое колено к животу - выдох; 3-4 раза для каждой ноги, темп средний.
11 . И. п. - то же самое, развести ноги врозь - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-4 раза, темп медленный.
12 . И. п. - лежа на спине, поочередно поднимать прямую ногу вверх; 3-4 раза каждой ногой, темп быстрый.
13 января. И. п. - то же самое, ноги согнуть; поднять таз вверх - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-4 раза, темп медленный.
14 . И. п. - то же самое, вдох - положить обе согнутые ноги вправо (влево) - выдох; 4-5 раз, темп медленный.
15 . И. п. - то же самое, расслабить мышцы живота (выпячивая живот) , сократить мышцы живота (втянуть живот) 10-12 раз, дыхание произвольное.
16 . И. п. - то же самое, диафрагмальное дыхание, продолжительность вдоха - 6-8 с, задержка дыхания на 12 с, длительность выдоха - 8 с; 2-3 раза, темп медленный, после каждого упражнения свободный глубокий вдох и выдох (2 - 3 раза).
17 . И. п. - лежа на левом (правом) стороне, поднять ногу в сторону, опустить; 5-6 раз на каждом боку, темп средний.
18 . И. п. - то же самое, отвести ногу назад - вдох, прижать колено к животу - выдох; 3-4 раза на каждой стороне, темп медленный.
19 . И. п. - лежа на спине, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах - имитация езды на велосипеде; 5-6 раз, темп быстрый, дыхание произвольное.
20 . И. п. - лежа на спине, правая стопа на левой; поднять таз, вовлекая живот - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 5-6 раз, темп медленный.
21 . И. п. - лежа на животе, поочередно отводить прямую ногу назад; 3-4 раза каждой ногой, темп быстрый.
22 . И. п. - то же самое, руки согнуть в локтевых суставах, развести в стороны; сгибая правую (левую) ногу в коленном суставе, достать локоть одноименной руки; 4-5 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
23 . И. п. - то же самое, кисти в упоре перед грудью; поднять плечи вверх - вдох (выпрямляя) , вернуться в и. п. - выдох; 3-4 раза, темп медленный.
24 . И. п. - стоя на коленях, поднять руки вверх - вдох, сесть на ноги (пяти) - выдох; 3-4 раза, темп медленный.
Заключительная часть
25 . И. п. - стоя, медленная ходьба с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление; 60-90 с, темп медленный.
26 . И. п. - то же самое, расслабить мышцы живота (выпячивая его) . Сократить мышцы живота (втянуть живот) 15-20 раз, темп быстрый, дыхание произвольное.
27 . И. п. - то же самое, руки через стороны вверх - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-4 раза, темп медленный.

Вводная часть:

Медленная ходьба по кругу - 40 с;

Дыхательные упражнения в ходьбе - 60 с;

Исходное положение, стоя - медленно руки вверх-вниз - 3-6 раз;

Основная часть:

Исходное положение, сидя - наклоны вниз вперед медленно - 4-6 раз;

Исходное положение, лежа на спине - сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, не отрывая от опо­ры - 4-6 раз;

Исходное положение, сидя - повороты корпусом впра­во-влево в медленном темпе - 2-3 раза;

Исходное положение, лежа на животе - сгибание ног в коленном суставе попеременно - 8-10 раз; - исходное положение сидя - подъем правой ноги вмес­те с левой рукой, далее левой ноги с правой рукой - 4-6 раз;

Исходное положение, лежа на спине - диафрагмальное дыхание - 8-10 раз;

Исходное положение, лежа на боку - подъем согну­той в колене верхней ноги - 3-4 раза;

Заключительная часть:

Медленная ходьба по кругу - 60 с;

Дыхательные упражнения в ходьбе - 60 с.

Конспект специального занятия лечебной гимнастикой при атонических колитах

Вводная часть:

Ходьба по кругу - 30 с;

Ходьба спиной вперед - 30 с;

Ходьба на носках - 30 с;

Легкий бег - 20 с. Основная часть:

Исходное положение, стоя - наклоны вперед - 6-8 раз;

Исходное положение, лежа на спине - подъем пря­мых ног - 4-6 раз;

Исходное положение, стоя - повороты корпусом впра­во-влево, руки на поясе - 6-8 раз;

Исходное положение, лежа на животе - «рыбка» - 4-6 раз;

Исходное положение, стоя - наклоны в стороны;

Исходное положение стоя - подъем ног к груди по­переменно - 4-7 раз;

Исходное положение, лежа на спине - «велосипед» - 30 с;

Исходное положение, стоя - глубокие приседания -6-8 раз;

Исходное положение, сидя - «гусиный шаг»

Заключительная часть:

Легкий бег - 30 с.

Ходьба на пятках - 30 с.

Ходьба по кругу - 30 с.

Дыхательные упражнения - 20 с.

ЛФК при ожирении.

Жировая ткань - самостоятельное образование, развивающееся из особого ретикулярного зачатка. Чрезмерное ее развитие - гиперплазия - трудно поддается лечению, но зато имеет благоприятное течение. Наиболее опасный воз­раст, ведущий к избыточному отложению жировой ткани, - ранний детс­кий. Поэтому профилактику ожирения нужно начинать уже с этого пери­ода. Накопление жира при обильном его поступлении с пищей или при некоторых патологических состояниях следует рассматривать не как жировую ткань, а как жировую инфильтрацию.В этом случае происходит гипертрофия самой жировой ткани, возникает заболевание, постепенно приобретающее неблагоприятное течение.

Жир широко распространен в животном организме. Он является со­ставной частью протоплазмы каждой клетки. Кроме того, в организме имеется то или иное количество запасного жира (от 10 до 20% массы тела). Протоплазменный жир характеризуется относительным постоянст­вом и отличается по химическому составу от запасного жира. Значе­ние жира проявляется в том, что он выполняет роль эластической про­кладки для ряда органов, защищает их от охлаждения, является бога­тым потенциальным источником энергии (около 140 тыс. ккал), раство­рителем ряда витаминов (А, Д, Е), имеет отношение к иммунным свойст­вам организма.

Однако если имеется его избыточное отложение, то ожирение ста­новится болезнью, "бомбой замедленного действия", при которой проис­ходят нарушения, имеющие много общего с процессом старения. Так, продолжительность жизни при ожирении в пожилом воз­расте сокращается в среднем на 10-12 лет, а смертность среди лиц старше 45 лет в 2 раза выше, чем у людей такого же возраста, но нор­мального питания. Считается, что основной причиной смертности стра­дающих ожирением является поражение сердечно-сосудистой системы, где наиболее частым проявлением патологии выступает повышение артериаль­ного давления.

Ожирение - распространенная патология современного общества. Так, в Чехословакии оно наблюдается у 26% мужчин и 33% женщин. У жен­щин старше 40 лет, живущих в городах, частота ожирения достигает 64%. В США 20% насе­ления старше 30 лет страдает ожирением, в России - каждый третий. Од­нако, что настораживает – это увеличение среди людей юношес­кого возраста тучных. Например, если в 60-е годы ожирение среди шко­льников отмечалось в 4-5% случаев, то в 70-е годы оно достигло 11,2%.

В развитии ожирения большую роль отводят алиментарному фактору. Наряду с этим все большее значение отводится в развитии ожирения снижении мышечной активности - гипокинезии. Расчёты показы­вают, энерготраты эталонного мужчины, по данным ВОЗ, на сегодняшний день составляют до 3000 ккал в сутки, женщины до 2200 ккал. Если вы­честь из этих величин расход на основной обмен и на метаболический термогенез 2000-1500 ккал, выходит, затраты на деятельность органи­зма составляют соответственно 1000 и 700 рабочих килокалорий. В то же время для поддержания физического состояния на достаточном уров­не развития - необходимо ежедневно расходовать 1200-1300 ккал.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в лечении ожире­ния наряду с другими методами существенная роль отводится низкокало­рийной диете и повышенной физической активности. Оптимальной величи­ной снижения веса тела считается I кг в неделю. Достигнув желаемого результата, нужно придерживаться принципа гиппократовой диетики -количество употребляемой пищи должно соответствовать

расходуемой энергии.

В зависимости от степени ожирения и сопутствующих заболеваний режимы двигательной активности больных будут отличаться. Вместе с тем имеются и некоторые общие положения в отношении организации за­нятий физическими упражнениями (таблица 4). Они должны быть исключительно динамического характера с включением в работу преимущественно больших мышечных групп, сочетаться с

дыхательными упражнениями и паузами отдыха. Физическая нагрузка в целом должна быть большой по объёму, до 60 - 90 мин выполняться в аэробном режиме. Рекомендуется заканчивать физические тренировки само­массажем и водными процедурами. Лицам с ожирением Ш-IV степени с це­лью профилактики нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и позвоночника предпочтительны занятия в бассейне, на тренажерах (велоэргометре).

Таблица 1

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Период обострения, осложнённое течение (пенетрация, перфорация, малигнизация, кровотечение).
СРОКИ НАЗНАЧЕНИЯ Назначается в фазе затухающего обострения, неполной и пол­ной ремиссии. При нарушении механизмов регуляции сложно - рефлекторной фазы пищеварения ЛФК проводится до приёма пищи, при патологическом усиление функции желудка во вто­рую фазу пищеварения - после приёма пищи, но не раньше, чем через 1,5 - 2 часа.
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Общее укрепление и оздоровление организма больного, нормализация нервно-психического состояния больного и нейрогуморальной регуляции органов пищеварения.
ДВИГАТЕЛЬ-НЫЕ РЕЖИМЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Активный постельный (2-7 занятий). Выполняются простые упражнения мышцами верх­них в нижних конечностей без напряжения в медленном темпе и монотонном ритме. Амплитуда движений ограни­чена. Команды подаются спо­койным голосом с замедленной дикцией. Дыхание произвольное спокойное, несколько замедленное. Занятия проводятся в отдельном, тёплом и затемнённом помещении, лёжа, длительностью 20 мин. После – массаж живота и спины на уровне Д6 – Д10, частичное влажное обтирание. Переходный (8-15 зан.) Лечебная гим­настика не дол­жна претерпевать принципиальных изменений. Увеличивается коли­чество упражнений. Частичное влажное обтирание после массажа заменяется душем слабого давления. Общетонизирующий (20-45 зан.) Общеразвиваю­щие упраж­нения для всех мышечных групп из всех основных ИП. Темп сред­ний. В за­нятиях исполь-зуются снаряды, включается ходьба. Длитель­ность 25 -30 мин.

ЛФК ПРИ ДИСКИНЕЗИЯХ ЖВП ПО ГИПОТОНИЧЕСКОМУ ТИПУ Таблица 2

Часть занятия Целевая установка Содержание Длитель­ность Методические указания
Вводная Активизация внимания Подготовка к основной части 1. Физические упражнения прикладного характера (ходьба и ее варианты, легкий бег) 2. Активные общеразвивающие упражнения 3. Статические и динамические дыхательные упражнения 5-7 минут Исходное положение стоя, выход на уровень нагрузки средней интенсивности
Основная Решение специальных и общих лечебных задач 1 . Статические и динамические дыхательные упражнения в и. п. лежа и стоя 2. Дренажные упражнения в и. п. лежа на левом боку, стоя на четвереньках 3. Упражнение для мышц брюшного пресса в и. п. лежа на спине 4. Общеразвивающие упражнения из и п. лежа, сидя, стоя для различных мышечных групп 5. Игра средней подвижности 15-18 минут Темп выполнения средний, чередование специальных упражнений с общеразвиваю- щими в соответствии 1:1
Заключит­ельная Закрепление результатов, снижение нагрузки до уровня двигательного режима 1 . Упражнения прикладного характера (ходьба с постепенным замедлением) 2. Упражнения в расслаблении 3. Дыхательные статические упражнения 3-5 минут Исходные положения, стоя, сидя, темп выполнения медленный

Таблица 3

ЛФК ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ КОЛИТАХ

Часть занятия Исходное положение Средства ЛФК Длитель­ность Целевая установка
Вводная Лежа на спине, на боку Активные упражнения для конечностей из облегченных и. п. в сочетании с дыхательными статическими упражнениями в медленном и среднем темпе 5-7 минут Активизация внимания, подготовка к основной части
Основная Сидя на стуле, стоя с опорой Стоя Упражнения для конечностей без повышения внутрибрюшного давления. Упражнения для мышц торса с ограниченной амплитудой движения Дыхательные упражнения Упражнения в расслаблении Упражнения для конечностей и туловища в сочетании с вариантами ходьбы Игра малой подвижности 6-8 минут 3-5 минут 1-3 минут Решение специальных задач ЛФК Решение общих задач ЛФК
Заключит­ельная Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах Упражнения для конечностей в сочетании с упражнениями в расслаблении и статическими дыхательными упражнениями 3-5 минут Снижение уровня нагрузки

Таблица 4

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ОЖИРЕНИИ.

Формы ожирения Обменно-алиментарная Церебральная Нейроэндокринная
Виды ожирения Гиперплазия жировой ткани (доброкачественное течение, но плохо поддается лечению) Гипертрофия жировой ткани (неблагоприятное течение, но легче поддается лечению)
Системы, принимающие участие в расщеплении и (или) утилизации жиров Мышечная Печень Легкие
Общие принципы профилактики и лечения ожирения Низкокалорийная диета, физические упражнения, средства, понижающие аппетит, чувство жажды, повышающие основной обмен, диурез, расход энергии.
Лечебная физкультура при ожирении III-IV ст. (без сопутствующей патологии) Физическая активность на протяжении всего дня, во вводном периоде количество упражнений в комплексе 15-20, число повторений упражнений 5-7 раз, постепенно число повторений упражнений довести до 20-25 раз. Объем выполняемой физической работы должен быть большой (50-50 мин), частота пульса при занятиях не должна превышать 70-75% аэробной мощности.
Лечебная физкультура при ожирении II-III ст. с сопутствующими заболеваниями (гипертоническая болезнь, НК I ст.). I. Прерывистые физические нагрузки на тренажерах длительностью 3-5 мин с интервалами отдыха между ними 3-5 мин. Повторить 5-10 серий. II. Велосипедные прогулки с ускоренной ездой (500-800 м) до 10-15 км. III. Ходьба с ускорением (50-100 м) до 2-3 км в день. Интенсивность занятий 50-60% аэробной мощности. Всем видам нагрузок предшествуют гимнастические упражнения для средних и больших мышечных групп динамического характера. Темп средний, продолжительность 10-15 мин.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Назовите виды мышечных сокращений (стр. 7).

2. Какие двигательные режимы используются у больных ОИМ на стационарном этапе реабилитации (стр.11-12).

3. Назовите группы больных на диспансерно- поликлиническом этапе реабилитации (стр. 20).

4. Классификация дыхательных упражнений (стр. 27).

5. Противопоказания к методике Бутейко (стр.25).

6. Назовите противопоказания к ЛФК при пневмонии (стр. 29).

7. Назовите специальные упражнения при дискинезии желчевыводящих путей по гипотоническому типу (стр.48).

ТЕСТЫ.

1. Выбрать абсолютно неверные ответы.

У больного острый коронарный синдром. Тактика врача скорой помощи:

А) госпитализация;

Б) направить больного в центр реабилитации;

В) ввести обезболивающие средства и вызвать участкового врача;

Г) провести массаж грудной клетки.

ОТВЕТ: б, в, г.

2. Б., 40 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом: Гипертоническая болезнь II ст., III ст., риск 3. СН II ФК.

Ему показаны: а) статические напряжения с 70-80 % от МПС.

б) упражнения на расслабления;

в) занятия на велотренажере 10-12 мин. в день;

г) длительные физические нагрузки в интенсивно-тренирующем режиме.

ОТВЕТ: б, в.

3.Варианты ответа :

А. Статические дыхательные упражнения.

Б. Прогрессирующее мышечное расслабление.

В. Круговая тренировка.

Г. Деторсионные упражнения.

Д. Массаж воротниковой зоны.

Е. Динамические упражнения для дистальных отделов конечностей.

F. Статические напряжения.

G. Упражнения на координацию.

Вводный вопрос.

Для каждого больного с сердечно- сосудистой патологией выберите наиболее вероятное средство физической реабилитации.

Условия задания:

1. Б., 30 лет, находился на обследовании в стационаре с диагнозом: Артериальная гипертензия, неясного генеза. СН 0. За время обследования изменений со стороны внутренних органов не выявлено. Выписан с диагнозом: НЦД по гипертоническому типу. СН 0.

2. Б., 55 лет, вторые сутки в кардиологическом отделении с диагнозом: ИБС. ОИМ с Q с локализацией в нижней стенке левого желудочка, сотрый период. СН II ФК.

4. Выбрать абсолютно верные ответы.

Б., 65 лет, направляется после перенесенного ОИМ в кардиологический санаторий. Он должен иметь следующий уровень физической подготовленности:

А) полностью себя обслуживать;

Б) подниматься по лестнице минимум на 1 этаж;

В) проходить 3 км в быстром темпе;

Г) выполнять пороговую мощность нагрузки 300-400 кгм/мин.

ОТВЕТ: а, б, г.

5. К каждой пронумерованной патологии подберите наиболее подходящий ответ, обозначенный буквой:

1. Гипертоническая болезнь. А) круговая тренировка.

2. ОИМ (3-5 сутки). Б) мышечное расслабление.

3. НЦД по гипотоническому типу. В) упражнения в и. п. лежа.

6. Для каждого больного, с ОИМ выберите подходящий режим реабилитации.

Перечень вариантов ответов:

А) полупостельный;

Б) щадящий;

В) расширенный постельный;

Г) свободный;

Д) палатный.

1. У больного на ЭКГ начало формирования коронарного зубца Т. Адекватная субъективная и объективная реакция на ортопробу и физические нагрузки.

2. Больной поднимается по лестнице на 2 этаж. Ходит 0,3- 0,5 км в темпе 70-90 шагов в мин.

7. Выбрать абсолютно неверные ответы.

Понятие “физиологическая гипертрофия миокарда” включает:

А) опережающее развитие капилляров;

Б) удлинение мышечного волокна;

В) брадикардия;

Г) опережающее развитие митохондрий, белковых мембран.,

ОТВЕТЫ: б, в.

8. Варианты ответов:

А. Ускорение кровотока.

Б. Уменьшение депонирования крови.

В. Мышечный насос.

Г. Адреналин.

Д. Изменение внутрибрюшного давления.

Е. Норадреналин.

Вводный вопрос.

Для каждого экстракардиального фактора кровообращения подберите наиболее вероятные механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

1. Соудистый.

ОТВЕТ: а, б.

2. Несосудистый.

ОТВЕТ: в, д.

3. Нейрогуморальный.

ОТВЕТ: г,е.

9. К каждому пронумерованному механизму адаптации сердца к физической нагрузке подберите наиболее подходящий ответ обозначенный буквой:

1. Физиологическая гипертрофия а) положительное трофотропное,

инотропное действие.

2. Физиологическая дилятяция б) опережающее развитие

капилляров, митохондрий,

белковых мембран.

3. Брадикардия в) релаксация, удлинение

мышечного волокна.

КОМБИНАЦИЯ ОТВЕТОВ: 1-б, 2-в, 3-а.

10. Выбрать вариант А, если обе части имеют правильные формулировки, и обоснование точно объясняет смысл утверждения.

Утверждение Обоснование

1. При рационально построенной 1. При рациональной физической

физической тренировке в сердце тренировке в миокарде просходит

происходит физиологическая опережающее развитие капилляров

гипертрофия миокарда и митохондрий.

2. При рационально построенной 2. При рациональной физической

физической тренировке в сердце тренировке происходит выброс

формируется физиологическая биологически-активных веществ.

дилатяция миокарда

3. При остром коронарном синдроме 3. При остром коронарном

физическая нагрузка противопоказана синдроме необходимо начинать

активные физические упражнения

с первых суток.

4.После стационарного этапа 4. Стационарный этап реабилитации

реабилитации больных с ОИМ больных с ОИМ заканчивается

следует диспансерно-поликлинический щадящим режимом.

11.Выбрать абсолютно неверные ответы.

К специальным дыхательным упражнениям относятся:

А) локализованные;

Б) звуковые;

В) динамические;

Г) статические.

ОТВЕТ: В, Г

12. Для каждого больного с патологией органов дыхания выберите средства физической реабилитации.

Перечень вариантов ответов.

А. Волевая ликвидация глубокого дыхания.

Б. Упражнения на расслабление.

В. Дренажные положения и упражнения в этих положениях.

Г. Локализованные дыхательные упражнения.

Д. Массаж грудной клетки на стороне поражения.

Е. Закаливание.

F. Упражнения на координацию.

G. Деторсионные упражнения.

1. Б., 30 лет, находится 3-е сутки в стационаре с диагнозом: Внебольничная типичная нижнедолевая пневмония справа. На фоне проводимой терапии температура нормализовалась, симптомы интоксикации купировались.

Выбрать 2 средства.

ОТВЕТ: Г,Д.

2. Б., 42 лет в течение 5 лет страдает бронхиальной астмой. Выбеоите 3 средства реабилитации.

ОТВЕТ: А, Б, Е.

13. К каждому пронумерованному заболеванию органов дыхания подберите наиболее подходящий ответ, обозначенной буквой.

1. Бронхоэктатическая болезнь. А) Волевая ликвидация

глубокого дыхания.

2. Бронхиальная астма. Б) Дренажные положения

3. Пневмония. В) Локализованные упражнения

КОМБИНАЦИЯ ОТВЕТОВ: 1-Б; 2-А; 3-В.

14. Выбрать вариант А, если обе части имеют правильные формулировки, и обоснование точно объясняет смысл утверждения.

В- если утверждение и обоснование сформулированы правильно, но второе не является правильным объяснением первого.

С- если утверждение правильно, а объяснение является неверным.

Д- если утверждение ошибочно, а обоснование правильно.

УТВЕРЖДЕНИЕ ОБОСНОВАНИЕ

1. При заболеваниях органов 1. Дыхательные упражнения

дыхания необходимы дыхательные увеличивают вентиляцию,

упражнения. лимфо- и кровообращение в

в легких.

2. При бронхиальной астме 2. При бронхиальной астме

необходимо использовать методику локализованные дыхательные

Бутейко. укпражнения.

3.Лихорадка является 3. При заболеваниях органов

противопоказанием к назначению дыхания на любой стадии

средств физической реабилитации. необходимо применять средства

15.Выберите абсолютно верные ответы.

Противопоказаниями к назначению средств кинезотерапии при заболеваниях органов дыхания являются:

А) легочное кровотечение;

Б) ДН I ст;

В) тяжелая сопутствующая патология внутренних органов (ИБС, пороки и др.);

Г) тромбозы, тромбоэмболии.

ОВЕТЫ: А, В, Г.

16. Для каждого заболевания выберите задачу ЛФК.

Варианты ответов:

А) научить произвольному дыханию;

Б) профилактика образования плевральных сращений;

В) профилактика смещения диафрагмы;

Г) тренировка вспомогательной мускулатуры;

Д) обучение дренажным положениям.

1. Бронхоэктатическая болезнь.

2. Эмфизема легких.

3. Бронхиальная астма.

ОТВЕТЫ: 1-д; 2-г; 3-а.

17.Каждой пронумерованной пробе подберите наиболее подходящий ответ, обозначенный буквой:

1. проба Штанге а) 20 приседаний за 30 сек.

2. проба Генче б) задержка дыхания на вдохе

3. проба Мартине в) задержка дыхания на выдохе

ОТВЕТЫ: 1- б; 2-в; 3-а.

18.Выберите абсолютно неверные ответы.

У больного затянувшийся приступ бронхиальной астмы. Тактика врача скорой помощи:

А) госпитализация;

Б) массаж грудной клетки;

В) обучение волевой ликвидации глубокого дыхания.

ОТВЕТ: Б, в.

19.У больного, страдающего в течение многих лет бронхиальной астмой во время занятий лечебной гимнастикой возник приступ удушья. Что по вашему мнению явилось наиболее вероятной причиной?

А) аутогенная тренировка;

Б) звуковая гимнастика;

В) интенсивные общеразвивающие упражнения в тренирующем режиме;

Г) упражнения на расслабления.

20.Выберите абсолютно неверные ответы.

Противопоказанием к занятиям ЛФК при пневмонии являются:

А) лихорадка;

Б) ускоренная СОЭ;

В) субфебрилитет;

Г) общее тяжелое состояние больного.

ОТВЕТ: б, в.

21. Выберите абсолютно неверные ответы.

Противопоказаниями к назначению средств ЛФК при язвенной болезни являются:

А) пенетрация;

Б) затухающее обострение;

В) полная ремиссия;

Г) кровотечение.

ОТВЕТЫ: Б, В.

22. У больной ожирение III ст., обменно- алиментарная форма. Какие из перечисленных средств физической реабилитации являются наиболее оптимальными:

А) физическая работа, продолжительностью 50-60 мин.;

Б) занятия на тренажерах с отягощениями;

В) массаж;

Г) самомассаж;

Д) низкокалорийная диета.

ОТВЕТЫ: А,Г,Д.

23.Для каждой патологии органов пищеварения выберите оптимальное исходное положение для занятий ЛФК, обозначенное буквой:

1. Дискинезия желчевыводящих путей а) стоя;

2. Язвенная болезнь б) лежа на левом боку;

3 Спастический колит в) лежа на спине.

ОТВЕТЫ: 1-б; 2- б; 3- а.

24.Выберите абсолютно верный ответ.

А) через 1,5-2 часа после приема пищи;

Б) через 4 часа после приема пищи;

В) перед едой;

Г) через 1,5-2 часа после приема пищи или перед едой.

Условие. Назовите время назначения ЛФК при язвенной болезни ДПК.

25.Выберите абсолютно верный ответ:

А) 1 кг в неделю;

Б) 500 г в неделю;

В) 3 кг в неделю.

Назовите оптимальную величину снижения веса в неделю при ожирении.

26.Для каждого заболевания органов пищеварения выберите задачу ЛФК.

Варианты ответов.

А) восстановление пассажа каловых масс по кишечнику;

Б) повышение сопротивляемости организма;

В) нормализация эвакуаторной функции желчного пузыря;

1. Хронический колит.

2. Дискинезия желчевыводящих путей.

ОТВЕТ: 1-а; 2- в.

27.У больного дискинезия желчевыводящих путей по гипокинетическому типу. Назовите специальные упражнения.

А) упражнения для мышц брюшного пресса;

Б) дренажные упражнения из и. п. на левом боку;

В) деторсионные упражнения;

Г) упражнения на координацию.

ОТВЕТЫ: А, Б.

28. У больного диагноз: Неспецифический язвенный колит, осложнений кровотечением. Тактика врача скорой помощи.

А) госпитализация;

Б) массаж живота;

В) обучение специфическим упражнениям.

Инструкция. Выберите один или несколько правильных ответов по схеме:

A)- если правильные ответы 1,2 и 3
Б) - если правильные ответы 1 и 3

B)- если правильные ответы 2 и 4
Г) - если правильный ответ 4

Д)- если правильные ответы 1,2,3,4 и 5

Реабилитация при не осложненном инфаркте миокарда сле­дует начинать с:

1.первых, вторых суток от возникновения инфаркта

2.первой недели от возникновения инфаркта

3.второй недели от возникновения инфаркта

4.третьей недели от возникновения инфаркта

5.шестой недели от возникновения инфаркта

29. Зубец «Q» отражает возбуждение:
1. синусового узла

2. предсердий

1.межжелудочковой перегородки

2.левого желудочка

3.правого желудочка

30. Зубец «Р» отражает возбуждение:
1. синусового узла

2. предсердий

3. атриовентрикулярного узла

4.ствола пучка Гиса

5.желудочков

31. Критериями освоения программы физической реабилитации больных инфарктом миокарда на больничном этапе являются:

1.выполнение лечебной гимнастики 20 - 30 мин.

2.ходьба в медленном темпе 500 - 1000 метров

3.подъем по лестнице на 1 - 2 этаж

4.занятие в группе «здоровье» и кратковременный бег

5.занятия на велоэргометре

32. Задачи лечебной гимнастики при гипертонической болез­ни во вторую половину курса лечения включают:

1.тренировку экстракардиальных и кардиальных факторов кро­вообращения

2.тренировку пластичности нервных процессов

3.тренировку функции дыхательной системы

4.укрепление мышц брюшного пресса

5.бег по пересеченной местности

33. Для уменьшения гипертензии в малом круге кровообраще­ния у больных с пороками сердца применяют следующие виды дви­гательных упражнений:

1. с удлиненным выдохом

2.с задержкой дыхания на вдохе

3.диафрагмального дыхания

4.с задержкой дыхания на выдохе

5.прерывистое дыхание

34. Задачи лечебной гимнастики при гастритах с повышенной секрецией включают:

1.повышение работоспособности больного

2.снижение повышенного тонуса вегетативной нервной системы

3.улучшение двигательной функции желудка и кишечника

4.повышение тонуса вегетативной нервной системы

5.укрепление мышц разгибателей туловища

35. У больных с заболеванием кишечника ЛФК применяется:

1. в периоде стихания острых явлений энтероколита

2.в периоде обострения острого колита

3.при дискинезии кишечника спастико-атонического характера

4.при язвенном колите с кровотечением

5.при болях в животе

36. К специальным упражнениям при ожирении относятся:

1.гимнастические упражнения для крупных мышечных групп

2.ходьба с среднем и быстром темпе
3.бег

4.занятия на тренажерах

5.плавание в бассейне

37. Наиболее патогенетически адекватными при ожирении яв­ляются упражнения:

1.скоростные

2.скоростно-силовые

3.силовые

4.сложно-координационные

5.циклического характера, тренирующие выносливость

38. Лечебную физкультуру при сахарном диабете применяют с целью:

1.общеоздоровительных влияний

2.снижения уровня сахара в крови

3.уменьшении дозы инсулиновых препаратов

4.стимуляции использования сахара тканями

5.увеличение инсулярной активности поджелудочной железы

39. Показания к назначению лечебной гимнастики больным с тяжелой формой сахарным диабетом могут быть:

1.уменьшение гипергликемии

2.повышение резервной щелочности крови

3.приближение кетонемии к норме
4. уменьшение содержания холестерина в крови

40. Лечебная гимнастика показана больным сахарным диабетом:

1.с тяжелой формой диабета

2.легкой степени клинического течения

3.в предкоматозном состоянии

4.средней тяжести

41. При опущении желудка и энтероколите показаны:

1.упражнения стоя с сотрясением тела

2.гимнастические упражнения для конечностей и корпуса лежа с приподнятым тазом

3.упражнения для туловища лежа с фиксированными ногами

4.ходьба при ношении фиксирующего пояса

5.прыжки, поскоки

42. Специальные упражнения при заболеваниях органов пище­варения предусматривают:

1. общее оздоровление организма

2.регуляцию пищеварительных процессов

3.улучшение кровообращения в брюшной полости и предупреж­дение спаечного процесса

4.стимулирование моторной функции желудка и кишечника

5.массаж живота

43. Задачи лечебной физкультуры при пороках сердца на пoстельном режиме направлены на:

1.улучшения периферического кровообращения и уменьшение венозного

2.увеличение коронарного кровотока

3.воспитания правильного полного дыхания с удлиненным выдохом

4.улучшение питания миокарда

5. профилактика тромбозов и эмболии

44. Оптимальным исходным положением для больных гипер­тонической болезнью во второй половине курса лечения являются:

1.лежа горизонтально

2.сидя на стуле или стоя

3.сидя на гимнастической скамейке

5. стоя на четвереньках

45. Клинико-физиологическое обоснование лечебной физкуль­туры при гипертонической болезни предусматривает:

1. уравновешивание процессов возбуждения и торможения

2.координация функций важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс

3.выравнивание состояния тонуса сосудов и повышения сокра­тительной способности миокарда

4.активация противосвертываюшей системы крови

5.улучшение трофики миокарда

46. Показателями неблагоприятной реакции на физическую нагрузку больных инфарктом миокарда являются.

1.приступы стенокардии

2.выраженная ишемия на ЭКГ

3.превышение допустимых пределов пульса

4. падение систолического АД нарушение ритма сердца

47. Программа физической реабилитации больных ишемической болезнью сердца II функционального класса включает:

1. лечебную гимнастику 30 - 40 мин с частотой сердечных сокра­щений 120 - 130 уд в 1 мин

2.ходьбу в среднем темпе

3.дозированные спортивно-прикладные упражнения

4.занятия на велотренажере

5.самомассаж кистей рук

48. Критериями освоения программы физической реабилитации больных инфарктом миокарда на больничном этапе являются:

6.выполнение лечебной гимнастики 20 - 30 мин.

7.ходьба в медленном темпе 500 - 1000 метров

8.подъем по лестнице на 1 - 2 этаж

9.занятие в группе «здоровье» и кратковременный бег

10.занятия на велоэргометре

50. Двигательные режимы больных инфарктом миокарда на больничном этапе реабилитации включает:

1. строго постельный режим

2.облегченный постельный режим

3.палатный режим

4.тренирующий режим

5.щадяще-тренирующий режим

51. Задачи лечебной гимнастики при гипертонической болез­ни в первую половину курса лечения включают:

1.мобилизацию и умеренную тренировку экстракардиальных фак­торов кровообращения

2.улучшение функции внешнего дыхания

3.улучшение окислительно-восстановительных процессов, сни­жение сосудистого тонуса

4.улучшение психо-эмоционального состояния-больных

5.улучшение функции внешнего дыхания

Заключение.

В настоящее время проблемы реабилитации носят актуальный характер во всем мире. Увеличивается количество осложнений и летальных исходов от сердечно-сосудистой и дыхательной патологии, несмотря на использование эффективных современных лекарственных препаратов. Растет стоимость медикаментозных средств. В этой связи вопросы профилактики и немедикаментозной коррекции выходят на первый план, что необходимо подчеркивать при изучении студентами внутренних болезней. На практических занятиях и лекциях рассматривать вопросы диспансеризации, немедикаментозных средств лечения, ЛФК, изменения образа жизни больных с патологией внутренних органов.

Данное учебное пособие рассматривает современный взгляд на вопросы реабилитации у больных с сердечно-сосудистой, дыхательной патологией, заболеваниями ЖКТ и нарушениями обмена веществ.

В первой главе рассматриваются вопросы реабилитации при заболеваниях сердечно- сосудистой системы: ОИМ, гипертонической болезни, НЦД. Изучаются двигательные режимы на различных этапах реабилитации больных ОИМ. Рассматриваются показания и противопоказания к применению средств и методов ЛФК у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Вторая глава пособия посвящена реабилитации больных с патологией органов дыхания: пневмонией, бронхиальной астмой, ХОБЛ, плевритах. Дана современная классификация дыхательных упражнений. Рассмотрены современные методики, используемые в ЛФК у больных с бронхо-легочной патологией.

В третьей главе рассматриваются вопросы реабилитации больных с заболеваниями ЖКТ: язвенной болезни, хронических гастритах, дискинезиях ЖВП, хронических колитах, хронических холециститах. Подробно изучаются общие и специальные методики у данной категории больных. Представлены комплексы ЛГ. Так же в данной главе рассматриваются вопросы ЛФК у больных различными формами ожирения.

Представленные в данном учебном пособии контрольные вопросы позволяют оценить уровень знаний студентов по изучаемой тематике.

Учебное пособие содержит тестовые задания различных уровней, также позволяющие оценить уровень знаний студентов.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие для вузов.- ГЭОТАР-МЕД, 2002.-559 с.

2. Воробьева И. И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологии.- М., 2000.-63с.

3. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура.- М., 2001.- 607с.

4. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура.-М., 2001.-586 с.

5. Матвеев С. В., Херодинов Б. И. Лечебная физкультура у детей с гастроэнтеропатией.- С-П., Сотис, 2002.- 95с.

6. Плотников В. П. Физическая реабилитация студентов с нейроциркуляторной дистонией.- М.,2002- 47с.

7. Плотников В.П., Поляев Б. А. Постизометрическое влияние мышечных напряжений на сердечно-сосудистую систему.// Физиология человека.-М.,2002-№3.-с.81-84.

8. Плотников В. П., Поляев Б. А., Чоговадзе А. Д. К вопросу о классификации физических упражнений.// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М., Медицина, 2001- №3.- с. 19-22.

9.Попов С. Н. Физическая реабилитация.- «Феникс», 2004-603 с.

Приложение.

Примерные комплексы упражнений при гипертонической болезни.

Для людей, занимающихся в щадящем режиме.

Жирная и очень калорийная пища, нервно-психические травмы, переутомления, малоподвижный образ жизни - все эти причины отрицательно воздействуют на весь организм и, в частности, на . На ходу съеденный бутерброд, в течение дня, возможно, чашка чая или кофе, а вечером плотный калорийный ужин… В результате - невозможность опорожнить кишечник или внезапный, ничем не объяснимый понос. «Что-нибудь съели» - как говорит один юморист. Но это «что-то съели» - достаточно тревожный симптом колита. Колит - это воспаление слизистой оболочки толстой кишки, его последствия могут быть тяжелыми. Абсцессы печени, пиелит, перитонит и сепсис - все это возможные осложнения колита. Но, чтобы избежать всего этого, кроме медикаментозного лечения, необходимо в качестве вспомогательной терапии при лечении колитов применять и лечебную физкультуру.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при колитах

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на полу (на коврике). Руки сомкнуты за спиной. Поднять прямые ноги над полом, при этом слегка наклониться корпусом к ногам. Наклон - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повтор 8-10 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять согнутую ногу в колене к груди и потянуться лбом к колену. Повторить 6-8 раз. Выполнять то одной ногой, то другой.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить с левой ногой. Выполнить 8-10 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя. Руками опираться за спиной в пол. Поднять прямые ноги вверх - вдох. Опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - стоя на коленях и руках. Поднимать поочередно ноги. Выполнить 8-10 раз каждой ногой.

Упражнение 6. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднимать согнутые в коленях ноги к груди. Поднять - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - лежа на спине. Упереться руками в пол за спиной, поднять корпус и прогнуться в талии. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на спине. Поднять ноги, согнутые в коленях, и имитировать езду на велосипеде. Время выполнения упражнения 30-40 с.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на маленьком стульчике. Опираясь на края стула, опуститься на корточки перед стулом. Руками опираться на края стульчика. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стульчике. Наклоняться вперед, стараясь дотянуться до кончиков пальцев ноги. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - сидя на высоком стуле. Проделывать повороты корпусом тела вправо и влево с поднятием рук в стороны. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа на спине. Положить руки на пояс и упереться локтями в пол, при этом поднять бедра. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - то же, что и в предыдущем упражнении. Упереться руками в пол за спиной. Поднять таз. Ноги остаются прямыми и вытянутыми. Носок ноги тянуть от себя. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - упор на согнутые в локтях руки и согнутые в коленях ноги. Выпрямить ноги, руки остаются в том же положении. Вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Проделывать наклоны туловища в стороны. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение 16. Исходное положение - то же, что и в предыдущем упражнении. Делать наклоны туловища вперед и назад. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 17. Исходное положение, как и в упражнении 15. Делать круговые вращения бедрами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Время выполнения 30-40 с.

Упражнение 18. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Делать приседания (неполные) Повторить 6-8 раз.

Упражнение 19. Исходное положение - сидя на стуле, боком к спинке стула. Откинуться назад (держась за спинку стула), ноги зафиксированы (кто-то держит, зацепиться за стол или диван). Вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 20. Медленная ходьба с высоким поднятием колена.

ЛФК при язвенной болезни желудка

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки является достаточно распространенным заболеванием. Уже в трудах Галена, Цельса и других ученых древнего мира и средних веков имеются описания симптомов язвенной болезни желудка. Чаще всего это заболевание поражает лиц мужского пола. Локализация же язвы в двенадцатиперстной кишке характерна для молодых людей. Городское население страдает язвенной болезнью гораздо чаще сельского. Психоэмоциональные перенапряжения, нейрогенные стрессы - бич нашего времени (что характерно больше всего для населения живущего в городских условиях), они являются своего рода фоном для возникновения язвенной болезни. А такие вредные привычки, как курение, алкоголизм, неправильное питание (переедание, нерегулярное питание, злоупотребление грубой и жирной пищей), усугубляют тяжесть течения заболевания.

Основное проявление язвенной болезни - это наличие в желудке или в двенадцатиперстной кишке длительно незаживающих язв. По количеству превалируют одиночные язвы, но изредка встречаются по нескольку язв. Нередко это заболевание имеет длительное хроническое течение. Сезонность - типичное явление для язвенной болезни. Это значит, что обострения, как правило, возникают весной и осенью. Среди симптомов язвенной болезни следует отметить боли, рвоту, отрыжку, изжогу. Аппетит может сохраняться, но боязнь болей заставляет больных воздерживаться от приема пищи, чего категорически нельзя делать. Такой симптом, как запор, характерен для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. В тяжелых случаях возможно кровотечение.

При неосложненной язвенной болезни лечение в основном консервативное, с исключением эмоциональных и физических перегрузок и работ, связанных с нерегулярным питанием. В стадии стойкой ремиссии наряду с противорецидивным лечением рекомендованы занятия лечебной физкультурой.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Сделать мах в стороны выпрямленными руками, при этом туловищем повернуться в правую сторону - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить в другую сторону. Выполнить 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнение 2, Исходное положение - сидя на стуле. Делать махи выпрямленными ногами - сначала одной ногой, затем другой. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Исходное положение - то же, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, через стороны, одновременно поднять ноги в стороны - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - то же. Упор руками в сиденье стула. Не отрывая рук от стула, присесть перед стулом - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Руки упираются в сидение стула за спиной. Разводить колени в стороны до ощущения напряжения. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 6. Исходное положение - то же. Руками обхватывать колено. Поднять одну ногу с прижатием к груди колена. Повторить то же другой ногой. Выполнить 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - стоя боком у спинки стула. Одна рука на поясе, другой держаться за спинку стула. Отвести ногу со стороны стула назад, приседая на другой ноге. Повторить 5-6 раз. Затем повторить упражнение, повернувшись другим боком.

Упражнение 8. Исходное положение - то же. Одной рукой держаться за спинку стула, другая опущена вдоль туловища. Поднять свободную руку перед собой и сделать мах одноименной ногой к кисти руки. Повторить 5-6 раз. Затем повернуться другим боком и повторить упражнение с другой рукой и ногой.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа на спине (на коврике). Руки вытянуть вдоль туловища. Попеременно поднимать ноги. Повторить каждой ногой 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - лежа на правом боку. Правая рука под головой. Поднять левую руку и левую ногу - вдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Повернуться на другой бок и повторить те же движения другой ногой и рукой.

Упражнение 11. Исходное положение - лежа на спине. Руки согнуты в локтях, ладони под головой. Поднять правую ногу, согнув в колене к груди. Повторить 5-6 раз. То же самое повторить с левой ногой.

Упражнение 12. Исходное положение - стоя. Ноги. на ширине плеч. Поднять руки вверх над головой через стороны. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Наклоны корпусом в стороны. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя. Руки согнуты в локтях, кисти рук на плечах. Поднять одну руку над головой, опустить. Другую руку поднять над головой, опустить. Повторить каждой рукой по 5-6 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Правую руку поднять вверх, при этом наклониться в левую сторону. Вернуться в исходное положение. Повторить то же в другую сторону. Выполнить 5-6 раз.

Упражнение 16. Исходное положение - стоя. Ходьба на месте. Темп средний.

При выполнении лечебной физкультуры можно корректировать упражнения. Вы можете дополнить комплекс какими-либо удобными или понравившимися вам упражнениями, но желательно не делать упражнения, включающие в себя резкие наклоны вперед. Также рекомендуется выполнять упражнения через 2 часа после еды, не забывая о том, что нагрузка должна быть посильной для вас. Физические упражнения необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении, по возможности с открытой форточкой, но не на сквозняке. Приток свежего воздуха в легкие увеличит снабжение крови кислородом, что, несомненно, отразится на улучшении обмена веществ, укреплении эмоционального состояния, будет действенным фактором в борьбе с заболеванием.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Зимние сказки для детей 6 лет Зимние сказки для детей 6 лет Чему учит сказка Чему учит сказка "Теплый хлеб"? Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы: Стих Сергей Есенин «Что это такое? Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы: Стих Сергей Есенин «Что это такое?