Критерии определения группы. Виды, функции, размер группы и её структура Группа в социальной психологии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности .

Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик , таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого : композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

3) способность индивидов к согласованным действиям.

Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.

Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные , по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные , по значимости – на референтные и группы членства .

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы .

Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).

В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.

Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы – малые группы.

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.

Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную .

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы ) и группы высокого уровня развития (коллективы ).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.

Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные , негативного – асоциальные .

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.

Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.

Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.

Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.

Во-первых, это характеристики самого индивида , который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.

Во-вторых, это характеристики группы , которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.

Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).

И, наконец, содержание задачи , стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.

Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.

Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.

Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.

Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.

Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.

Производственные проблемы как бы отходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.

Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.

Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.

Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

автора

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Социальная роль – общественно необходимый вид социальной

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

ЛЕКЦИЯ № 4. Характеристика и сравнительные особенности познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и

автора Мельникова Надежда Анатольевна

23. Понятие и типология социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.Семья, школьный класс, друзья и профессиональный

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

25. Определение и классификация малых групп Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 19. Характеристика групповых процессов Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяющие

Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена Александровна

2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок,

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Формирование групп Как правило, лучше всего формировать группы примерно с одинаковым количеством мужчин и женщин, чтобы иметь возможность сравнения различных точек зрения. Хорошо, если при подборе участников окажется, что они почти или совсем незнакомы друг с другом.

автора Еникеев Марат Исхакович

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп Большая социальная группа - количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы,

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Образование социальных групп Социальная группа начинается с цели. Общая для человечества цель – выживание, но для каждой отдельной группы людей она может варьироваться в очень широких пределах. Это и добывание пищи, и воспитание потомства, и защита от хищников. В любом

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

Человек растет и развивается в социальной среде. В обществе люди объединяются в группы по интересам, профессиям, религиозным взглядам, национальной принадлежности и другим признакам.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, композиции, уровня развития) . Выделяю различные виды групп.

  • 1. По размеру: большие и малые.
  • 2. По общественному статусу: формальные и неформальные.
  • 3. По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
  • 4. По уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы).
  • 5. По значимости: референтные и группы членства.

Условная группа - объединенная но определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые нс имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

Реальная группа - ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, студенческая группа) .

Формальная (официальная) группа - реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Такие группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа - реальная социальная общность, нс имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы.

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив академии). В таких группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого .

Малые группы - относительно небольшое число непосредственно контактирующих людей, объединенных общими целями или задачами.

Структура малой группы: лидер или авторитетный руководитель, вокруг которого объединены остальные члены группы. Экспериментально изучаются в социальной психологии структура малой группы, состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие.

Вненшеорганизованные группы - структура регламентирована извне, форма деятельности определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы, цели деятельности - общие.

Внутриорганизованные группы - структура внутренняя (например, корпорации - форма деятельности совместная, цели личные через групповые; коллектив - форма деятельности совместная, цели деятельности общие, вынесены за пределы группы).

Общение в учебном заведении, в организации зависит от стиля руководства, профессионального мастерства сотрудников, от психологической атмосферы в коллективе.

Организация - дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Главная задача управления организацией состоит в том, чтобы объединить интересы всех членов коллектива, направить их на реализацию профессиональных, деловых целей .

Различают формальную организацию, имеющую административно-юридический статус, сотрудники включены в функциональные связи и нормы поведения, и неформальную организацию - общность людей, объединенных личными интересами, непосредственными вне- должностными контактами (например, нанки, рокеры).Степень совпадения или расхождение интересов сотрудников с их должностными функциями, со структурой и программой организации влияет на эффективность ее деятельности.

Определяющим постулатом, «лежащим в основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, является тот факт, что любое сообщество имеет обусловливающую его жизнедеятельность характеристику - уровень социальнопсихологического развития. В рамках теории деятельностного опосредствования обоснованно определены семь основных качественных точек группового развития, характеризующих группу высокого уровня развития типа коллектива, просоциальную и асоциальную ассоциации, просоциальную и антисоциальную кооперации, корпоративную группировку и диффузную группу» (см. рис. 1) .

Рис. 1.

Примечание. ОХ - степень опосрсдованности межличностных отношений в группе целями, содержанием и задачами групповой деятельносги; OY - степень просоциальности групповой деятельности; OZ степень асоциальности и антисоциальности групповой деятельности; группа I -диффузная, или номинальная; группы II и III просоциальная и асоциальная ассоциации; группы IV и V - просоци- альная и антисоциальная кооперации; группа VI - коллектив; группа VII - корпорация.

А.В. Петровский создал стратометрическую концепцию развития коллектива. Она представляет структуру группы, состоящей из четырех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы. В первом слое (А) реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое (Б) эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (В), названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Страта (Г) содержит социально-политические и общественно- экономические характеристики групповой деятельности .

Отечественные психологи Л. Уманский, А. Чернышев, А. Лу- тошкин и др. в рамках параметрической теории коллектива выделили пять этапов развития малой группы:

  • 1) диффузная группа («песчаная россыпь»), в ней отсутствует психологическое единство по главным направлениям деятельности. Как правило, это разобщенная общность, состоящая из изолированных (иногда конкурирующих) группировок. Многие вопросы организации решаются импульсивно, самоуправление развито слабо, управлять такими группами трудно;
  • 2) группа - ассоциация («мягкая глина»), в ней наблюдаются первые шаги по сплочению коллектива. Актив в таких группах недостаточно действенен. Скрепляющим звеном является формальная дисциплина и требования руководителя, существуют замкнутые приятельские группировки;
  • 3) группа - кооперация («мерцающий маяк»), это достаточно организованная и сплоченная группа, но активность проявляется, прежде всего, в собственных интересах. Проявляется групповой эгоизм, противопоставление себя другим;
  • 4) группа -автономия («алый парус») достигает довольно высокого внутреннего единства, на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней, происходит процесс обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню развития;
  • 4) коллектив («горящий факел»), группа психологически сплоченная. Это сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения важных вопросов деятельности группы, в котором принимают участие все. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу. Группа высоко принципиальна, моральна и нравственно чиста, каждый член группы чувствует себя легко и свободно .

К числу социально-психологических параметров коллектива относятся:

  • 1) направленность - содержание целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов (взаимопомощь, взаимовыручка);
  • 2) организованность - способность группы к самоуправлению, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, выдвигать лидеров и умение им подчиняться;
  • 3) групповая подготовленность - характеризует групповой опыт в различных видах совместной деятельности;
  • 4) психологическое единство - включает интеллектуальное единство, эмоциональное единство и волевое единство членов групп.

Почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую .

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей (см. гл. 5). Человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей. Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.

Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми – родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера . Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента – в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что на миру и смерть красна.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами группы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим окончанием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психотерапии является сохранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача .

Практика военной деятельности также подтверждает важную роль психологической поддержки людей со стороны членов своей группы. Вот случай, который вспоминает в своих мемуарах известный советский военачальник маршал К. К. Рокоссовский. Однажды в самом начале Великой Отечественной войны он решил лично проверить систему обороны переднего края на одном из участков фронта. Армейские уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе, т.е. каждый боец должен был находиться в одиночном окопе. Рокоссовский, подойдя к одной из таких ячеек, приказал солдату оставить ее и забрался туда сам. Что же понял командующий, посидев в солдатском окопе? "Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо, – писал Рокоссовский. – Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один". Итогом этих чувств был доклад командованию о том, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи, чтобы "в минуты опасности солдат мог видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира" .

· Группа – это…

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

· Какие углы зрения относительно изучения понятия «группа» характерны для таких подходов как социологический и социально-психологический?

Социологический подход Социально-психологический подход
При социологическом подходе основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

· Схематически изобразите классификацию групп.

Тема 11. Большая группа

· Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

· Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета.

Менталитет [от лат. mens, mentis - ум и alis - другие] - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности.

Черты русского менталитета:

Огромная сила воли, упорство, привычка к патернализму, неприхотливость, гостеприимство, терпеливым и послушным, практическая направленность их ума, ловкость и рациональность, дразнить счастье, играть в удачу, оптимизм, постоянство, предпочтение стабильности, способность к напряженному труду, Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность, чувством мощного единения друг с другом, примирительным отношением к народам-соседям; лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту, упорство и основательность.

· Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить.

1. Группы, функционирующие в масштабах общества:

Социальные классы и слои + социо-профессиональные группы, этнические группы и нации, социально-демографические группы (половозрастные, территориальные), массовые общественные организации, большие группы – организации.

2. Специфически большие группы:

Аудитория (локальные, рассредоточенные), публика, стихийное массовое образование по типу толпы.

· Опишите особенности, присущие этим группам.

· Расшифруйте понятие «этноцентризм».

Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

· Выделите виды и особенности, присущие толпе.

Виды толпы:

Экспрессивная толпа

Конвенциональная толпа

Действующая толпа

Агрессивная толпа

Паническая толпа

Мятежная(или повстанческая)толпа

Особенности толпы:

Неспособность к осознанию, категоричность, консерватизм, внушаемость, заражаемость, эмоциональность, высокая чувственность, экстремизм, безответственность, физическая активность, диффузность, моральность, религиозность.

· Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.

· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений.

Проблемы:

1.каковы источники межгрупповой враждебности;
2.всегда ли позитивное отношение к своей группе сопровождается негативным отношением к чужой;
3.насколько воспринимаемые различия между своей и чужой группой соответствуют действительности;
4.каким образом межгрупповое взаимодействие влияет на межгрупповые отношения и внутригрупповые процессы.

ТЕМА 12 Малая группа

· Дайте определение малой группы. Каковы основные характеристики малых групп?

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основными параметрами малой группы, важнейшими социально-психологическими характеристиками, всесторонне раскрывающими ее сущность являются:
- Тип группы (название, предназначение, место в системе других групп).
- Композиция (состав) группы
- Групповые процессы (динамика групповой жизни

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
а) функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
б) коммуникации (коммуникативное измерение);
в) эмоциональные межличностные предпочтения (социометрическое измерение);
- Групповые образования.

· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь.

Композиция группы может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Композиция группы раскрывается посредством количественных, возрастных, профессиональных, социальных, образовательных, этнических хаpактеpистик.

Группа, в которой я учусь, состоит из 20 человек. В нашей группе одни девочки, т.е. группа однородная.

· Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему?

Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «У»; г – колесо; д – сложный круг.

Точки – члены группы; линии – каналы коммуникаций.

Наиболее благоприятны для межличностных отношений сети типа колесо и сложный круг, т.к. в этих сетях все члены группы могут взаимодействовать между собой.

· Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие?

Групповые процессы (динамика групповой жизни) – процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности. Групповые процессы приводят не только к решению профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции группы (образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).
Групповые процессы приводят к формированию структурных компонентов группы – многоуровневой динамической структуры и групповых социально-психологических образований, которые, в свою очередь, регулируют эти процессы, побуждая, направляя и корректируя их.

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
- функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
- коммуникации (коммуникативное измерение);
- эмоциональные межличностные пpедпочтения (социометpическое измерение).

· В чем заключается феномен группового давления?

С точки зрения личности, включенной в группу, этот феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы и после того, как группа перестает оказывать на него давление.

· Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (Левин, Картрайт, Петровский). Выделите основные доминанты.

«Тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях.

Д.Картрайт отмечал, что групповая сплоченность характеризует ту степень, в которой члены группы желают оставаться в ней. Силы сплочения группы имеют две образующие: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, силу притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

А.В.Петровский:

«Сплоченность как ценностно-ориентационное единство -- это характеристика системы внутри: групповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицами,. задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом».

· Внесите в таблицу данные, свидетельствующие об отличиях таких понятий, как лидерство и руководство, опираясь на высказывания Б.Д. Парыгина.

Руководитель Лидер
1.Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2.Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3.Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4.Руководство - явление более стабильное; 5.Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций; 6.Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе; 7.Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. 1.Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2.Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа); 3.Лидерство возникает стихийно; 4.Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5.Лидерство не обладает определенной системой различных санкций; 6.Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7.Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером.

· Какие существуют показатели эффективности групповой деятельности?

Цели. Они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все члены группы.

Коммуникация. Она эффективна и включает в себя как чувства, так и содержательные моменты, например, информацию, связанную с задачей.

Лидерство. Оно не принадлежит формальному лидеру, а широко разделяется и осуществляется всеми членами группы. Группа придерживается участвующего стиля.

Влияние. Влияние в группе смещается на рациональной основе, такой как информация или компетентность.

Конфликт. Конфликт рассматривается как естественное следствие увлеченности делом. Отсутствие конфликта породит тревогу, поскольку будет означать недостаточную степень участия. Конфликт открыто выражается и разрешается, он рассматривается как позитивный источник более высококачественных решений.

Принятие решений. В целом решения принимаются на основе открытых дебатов, хотя процессы корректируются в соответствии с характером решения и его последствиями или важностью для членов группы.

Межличностные отношения. Подчеркивается их важность для группового единства. Каждый отдельный член группы одинаково ценен своим уникальным вкладом в общее дело.

Мониторинг и обзор. Групповая работа и процессы подвергаются непрерывному мониторингу и регулярному обзору. Оценка эффективности является показателем работы группы.

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».

Группа - это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы - совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.

В психологии группы делят по следующим критериям:

По непосредственности взаимосвязей: на группы реальные (контактные) и условные.

Реальная группа - ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа - объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Например, незрячие или глухонемые дети как категории аномальных детей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Спагетти в мультиварке: как приготовить? Спагетти в мультиварке: как приготовить? Пошаговый рецепт с фото Пошаговый рецепт с фото