Духовно-нравственные основы противодействия терроризму. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения Духовно нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, или только семью. И дело в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров — расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства — молодое поколение растет безнравственное, жестокое, незаконопослушное. В таком случае необоснованны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира. Человек — существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”. В обществе растет понимание того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе — семья, детский сад, школа и религия. Только все вместе — образовательное учреждение, семья, религиозные учреждения, государство — путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой религия, нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие — вечные ценности. Без духовной помощи религиозных институтов просто не обойтись. Религиозная педагогическая традиция в России развивается на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблемы насилия не возникало. Духовно-нравственным воспитанием необходимо заниматься уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление его и развитие. Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Террористические акты, потрясшие людей на всех континентах в течение последних четырех лет, изменили мир. Гибель мирных граждан от рук террористов продемонстрировала смертоносную угрозу экстремизма, который прикрывается различными религиозными или светскими взглядами, но всегда стремится силой навязать людям и народам всего мира чуждый для них выбор. Агрессии террористов подверглись различные народы и государства: Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Злодейские нападения на мирных граждан и представителей законной власти совершаются с нарастающей интенсивностью. Захват заложников в Беслане, среди которых были сотни детей, показал, сколь далеко готовы пойти террористы.

Кроме того, экстремизм, прикрывающийся религиозными или национальными лозунгами, нередко эксплуатирует и такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу. Преступники, декларирующие намерение захватить весь мир, пытаются обратить себе на пользу естественное стремление людей защитить свою веру и культуру перед лицом воинствующей секулярной глобализации. Экстремистская пропаганда становится привлекательной для тех, кто не может смириться с нравственной распущенностью, безрелигиозностью, социальной и экономической несправедливостью, царящими в современном обществе.

Причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для его устранения сегодня. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого в ограничении зла и поддержке добра. Настало время, когда народы должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма.

Знамения времени ясно указывают нам, что откладывание на будущее духовного и нравственного обновления наших народов безнадежно ослабит нас перед лицом фанатичного и коварного неприятеля, сделает все внешние меры безопасности непрочными и недолговечными. Помня об этом, необходимо укреплять дух и надежно хранить этнополитическое единство.

Одна из главных задач — безопасность. Сейчас в России никто не знает точного числа различных оккультных сект. Только сатанистов, по оценкам специалистов, десятки тысяч, с человеческими жертвоприношениями и прочим. В письме Министерства образования Российской Федерации от 12.07.2000 г. содержится информация правоохранительных органов: «Представители таких иностранных сектантских общин, как (идет длинный список) — всего около 700, используя религиозное прикрытие, образовательные и культурные инициативы, формируют разветвленные управляемые структуры, с помощью которых собирают социально-экономическую, политическую, военную и другую информацию о происходящем в России, разжигая сепаратистские настроения. Иностранцы изыскивают всяческие возможности укрепления своей позиции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждается религиозный фанатизм, экстремизм, культивируется ассоциальность, отрицание конституционных обязанностей, наносится ущерб нравственному, психическому, физическому здоровью членов этих общин, в первую очередь детей и молодежи». Таким образом, ставится главная задача — безопасность детей.

Всем известно, что экстремизм — это не новое явление в политической жизни общества. Он отличается от других идейно-политических течений тем, что использует крайние формы воздействия на людей. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год Президент России В. Путин, в частности, отметил: «…Наша страна исторически сформировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира — общего для людей различных национальностей и конфессий…».

Одной из основных задач Министерства культуры Республики Дагестан является содействие возрождению традиционных институтов нравственного воспитания народов, проживающих на территории республики, воспитанию уважительного отношения к их истории, культуре, обычаям, сохранению этнической самобытности, что само по себе исключает проявление экстремистских настроений.

Ввиду отсутствия на сегодняшний день специальной программы по профилактике экстремизма учреждения культуры и искусства республики должны способствовать противодействию этому злу нового времени проведением мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию, участвуя в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Остро ставятся в последнее время вопросы противодействия национальному экстремизму, формированию духовного мира, нравственных ценностей и чувства патриотизма у подрастающего поколения, воспитания у молодежи уважительного отношения к многообразию культур народов, проживающих на территории Юга России.

Работники культуры Республики Дагестан проводят различные мероприятия по противодействию экстремизму: встречи с участниками боевых действий, митинги у Вечного огня и обелисков, концерты, фестивали, конкурсы, литературно-музыкальные, тематические вечера и композиции, обращенные к историческому прошлому народов, населяющих нашу республику, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Как на федеральном, так и на региональном уровне недооценивается проблема сохранения народной культуры, ее роли и значимости в решении задач духовного возрождения, консолидации общества, формировании межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Безусловно, эффективной мерой в борьбе с национальным экстремизмом станет республиканская целевая программа по профилактике экстремизма, которая должна содержать комплекс мероприятий, предусматривающих развитие традиционной народной культуры. О важности поддержки института традиционной народной культуры, включая поддержку фольклорного творчества, также сказано в последнем Послании Президента Российской Федерации В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. «В единстве — наша сила». Только объединив усилия представителей интеллигенции, профессиональных и общественных организаций всех национальностей и конфессий нашей республики при участии правоохранительных органов, расширяя информационно-пропагандистскую работу, мы сможем дискредитировать отдельные экстремистские идеологии и их приверженцев, сформировав у подрастающего поколения чувство нетерпимости к крайним проявлениям политического и национального экстремизма.

З.У. Омарова,
к. филос. н., ст. препод.
каф. философии ДГУ

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму , экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом по наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической деятельности .

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта.

Правила поведения при перестрелке.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

Формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

Усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

Осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

Развитие патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

Укрепление отношения к семье как основе российского общества;

Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

Укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

Формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип.

Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими.

В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации.

Идентификация - устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

Общеобразовательных дисциплин;

Произведений искусства;

Периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

Духовной культуры и фольклора народов России;

Истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

Жизненного опыта своих родителей и прародителей;

Общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

Системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

Понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

Осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

Системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

Осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

Усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

Приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

Осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

Социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

Социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

Социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

Сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

Любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

Понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отВоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

Пузанова Жанна Васильевна

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РУДН

ХХ век стал временем кризиса традиционных религиозных систем в западном мире, эпохой массового отхода от религии, периодом масштабной секуляризации и атеизации. Новые идеологии – коммунистическая, постиндустриальная, глобализационная – нанесли тяжелейшие удары по традиционным моделям мировоззрения. ХХI век пожинает горькие плоды. Утопии всемирного коммунизма и упование на всеобщее благосостояние для разрешения всех проблем человечества рухнули. У сегодняшнего поколения молодежи во всех развитых странах мир, в том числе и у российской молодежи, зачастую частично или полностью разрушено смыслообразующее ядро мировоззрения. Юность и молодость – поиск себя, поиск и построение прочного фундамента осмысленного бытия, закрепление и утверждение собственной идентичности и личностной значимости. Современность в обществе позднего модерна и постмодерна не дает ответа на самые главные вопросы юности: Зачем я живу? В чем цель и смысл моей жизни? Зачем я нужен? И кому я нужен? В современной России для многих молодых людей ответы на большинство таких вопросов будут негативными, а, следовательно, неудовлетворяющими.

Второй процесс, непосредственно связанный с первым, – всемирная глобализация, реализуемая по типу вестернизации с центром из США. Последовательное вторжение на территории едва ли не любых стран, экономическое и/или силовое навязывание «американских ценностей» и «американского образа жизни» в значительной степени связаны с последовательным, в том числе насильственным, разрушением традиционных укладов, традиционных моральных и духовных ценностей народов мира, стран и цивилизаций. В отношении традиционных культур – это обезличивание и унификация, а насаждаемая альтернатива: нарциссический индивидуализм и эгоистическая конкуренция, идеализация потребительства, культ насилия, секса, вседозволенности и агрессивной распущенности.

Для понимания причин формирования «нового» экстремизма лучше обратиться к анализу, в первую очередь, внутренних причин. Среди которых можно назвать две основные – качественное изменение российской молодежи (как главного субъекта около-экстремистского протеста) и отсутствие качественных изменений российской политической элиты (как объекта этого протеста).

Главными участниками массовых протестных акций 2014 г. стали представители пост-постсоветской молодежи – те, кто социализировался не в «кипящих» 1990-х гг., а в относительно спокойных 2000-х гг. Для более старшего поколения несомненны заслуги В.В. Путина в решении «чеченской проблемы» и в нейтрализации «олигархов с большой дороги». Для нынешнего поколения молодежи эти заслуги 10-летней давности имеют меньшую ценность. «Наведение элементарного порядка» воспринимается ими как само собой разумеющееся, а отсутствие общепонятной стратегии национального развития – как новый «застой». Исторический опыт показывает, что революции устраиваются не нищими, кому «нечего терять, кроме своих цепей», а людьми с достатком, которые лишены перспектив его улучшить. Современное поколение молодых людей именно таково: им уже не надо бороться за выживание (как в 1990-е гг.), но и жизненные перспективы у них смутные, поскольку сложившаяся в России социально-экономическая система ограничивает их возможности самореализации.

Хотя в целом россияне, и молодежь в частности, видят и высоко оценивают деятельность государства в этой области (Олимпиада в Сочи, сравнение с событиями на Украине, антитеррористические мероприятия в Чечне), при этом проявляется тенденция устойчивого роста числа преступлений экстремистской направленности, фиксируемая параллельно с ростом террористической активности.

Формируя собирательный образ экстремиста на основе сводок и информационных сообщений правоохранительных органов, материалов уголовных дел и публикаций в средствах массовой информации, можно утверждать, что в большинстве это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, пол преимущественно мужской, по роду занятий – либо выпускник общеобразовательной школы, не поступивший в высшее учебное заведение, либо студент начальных курсов вуза. По характеру это личность с искаженной системой нравственных и правовых ценностей, всегда уверенная в своей правоте и эффективности диктата силы, нуждающаяся в самоутверждении. Формирование подобных индивидов обычно происходит в социально неблагополучной среде, но вопреки распространенному мнению экстремист – это не всегда люмпен, а скорее, молодой человек из семьи со средним достатком, не сумевший адаптироваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной системой ценностей, ищущий самовыражение в неформальном общении с экстремистскими группами, где насилие воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный способ достижения цели.

В результате проведенного исследования психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления по идеологическим мотивам, можно сделать выводы о наличии у них определенного набора устойчивых характерологических черт, имеющих отчасти конституциональную природу, а отчасти – полученную в результате социализации. Прежде всего, здесь следует отметить интеллектуальную неразвитость, ригидность, эмоциональную уплощенность и неспособность к эмпатии (сопереживанию). Осуществляя свойственный каждому подростку идентичностный поиск, человек с такими характерологическими особенностями легко оказывается увлеченным идеей собственного превосходства над окружающими, начинает отрицать ценность чужих достижений. Его самооценка формируется исходя из амбивалентных убеждений. С одной стороны, осознаются собственная несостоятельность в тех или иных областях (например, неспособность конкурировать с одноклассниками в учебных дисциплинах). С другой стороны, под влиянием комплекса собственной исключительности, гипетрофированного «Я» такой молодой человек пребывает в уверенности, что ему уготована особая судьба и он достоин самого высшего положения в обществе, а это сопровождается формированием завышенного уровня притязаний. В результате, с одной стороны, существует запрос на заведомо недостижимый уровень жизни, с другой – осознается эта недостижимость. По мнению Т. Гарра, чем больше отстоят друга от друга уровень притязаний и уровень прогнозируемых достижений, тем больше вероятность участия человека в политическом насилии, то есть в экстремистской и террористической деятельности. Таким образом, для носителя описанных личностных черт вероятность участия в противоправной деятельности в составе деструктивных организаций является наиболее естественным способом самореализации. Следует отметить, что количество носителей такого типа личности в популяции небольшое, однако именно их действия оказываются в центре внимания средств массовой информации, именно их асоциальные поступки приводят в пример участникам деструктивных организаций, именно их активность в случае возникновения массовых беспорядков провоцирует толпу к осуществлению насилия.

Необходимо отметить, что молодежный экстремизм является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение невозможно. Однако вполне реально ограничение, удержание в рамках приемлемого, путем реализации мер международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

В настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. К основным чертам молодежного экстремизма можно отнести: возрастающую организованность; сплоченность группировок; формирование в группировках идеологических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Попытки противопоставить «чужим» сетевым структурам «наши» сетевые структуры, уже есть. Интересным опытом является, в частности, деятельность «кибердружинников», инициированная Лигой безопасного Интернета. Речь идет о добровольческом сообществе граждан (почти исключительно – молодых людей), которые ведут борьбу с противоправным контентом в Интернете, прежде всего, против детской порнографии и педофилии, но также и против контента, содержащего сцены насилия, в том числе с экстремистским уклоном. Проблемой этого движения (как и других, ему подобных) является отсутствие внятной идеологии противодействия экстремизму. Попытки руководителей Лиги на Первом всероссийском слете кибердружинников предложить в качестве такой идеологии антиамериканизм и «защиту Отечества» вызвала у молодых кибердружинников скорее настороженность, чем понимание.

Невостребованность избыточной энергии и потенциального энтузиазма молодежи, разрушение духовных ценностей и идеалов, экзистенциальный кризис, страх будущего, ощущение собственной ненужности, оторванности, одинокости для многих молодых людей становятся в последние годы тягчайшим испытанием. Религиозная мотивация экстремистско-религиозных сообществ активно использует эти факторы в своих целях и интересах. Здесь сразу предлагается однозначная конкретная модель религиозной веры, дающая ясные и полные ответы на все вопросы и запросы личности, указанные выше. Свойственный молодости максимализм, черно-белое восприятие реальности, восстановление стержня абсолютизируемых традиционных религиозных ценностей становятся основаниями для дальнейшей возможной манипуляции. Религия, апеллирующая к чувству, а не к разуму, в крайних своих формах использует фанатично экзальтированное групповое воздействие, в лоне которого молодой человек, пропитываясь соответствующими идеями и настроениями, обретает ощущение найденной «истинной» идентичности, групповой принадлежности, чувство собственной востребованности и уникальности, избранности. Религиозно-мотивированный терроризм использует религию, религиозное чувство, религиозную мотивацию как уникальный инструмент сакрализации своих целей и деяний. Любые преступления легитимизируются религиозной верой, превращая фанатика-террориста из чудовищного преступника, каковым он является в действительности, в собственных глазах и в глазах единомышленников в исполнителя божественной воли, жертвующего собой во имя высокой цели, в великого «героя», в личность исключительную, в святого подвижника и мученика. В психологии такое «переворачивание» называется «рефреймингом» – «сменой рамки», позволяющей перевернуть исходные оценки ситуации на противоположные.

Формирование из потенциального террориста религиозного фанатика в настоящее время может рассматриваться как специальная технология, уже описанная в специальной литературе. Дополнительными факторами, в значительной мере облегчающими экстремистским и террористическим сообществам религиозную вербовку потенциальных участников среди молодежи, являются принципиально новые реалии социальной жизни: «виртуализация» бытия молодого человека, «психология игровой реконструкции», «идеология симулякров или симулякризация реальности». Рассматривая в данном контексте возможные основания субъективной мотивации принятия экстремистской / террористической идеологии у молодежи, можно определить ряд вероятных психологических предпосылок: потребность в «высоких смыслах», героике, романтике, вплоть до самопожертвования; поиск идентичности; потребность в принадлежности к группе «своих» и наличии лидера – вдохновителя-организатора; жажда самореализации и самоутверждения; преодоление скуки, рутинности, однообразия обыденного существования.

Исходя из объекта воздействия социальная сущность противодействия идеологии экстремизма (терроризма) должна заключаться в формировании в обществе неприятия этой идеологии, ее осуждения на основе аргументации, понятной и доступной объекту воздействия. Следует учитывать, что экстремистскую (террористическую) идеологию невозможно уничтожить физически, ибо мысль убить нельзя. Бесполезно ее запрещать законодательно, ибо запретный плод привлекает внимание людей. Эту идеологию можно лишь заменить на более привлекательную, понятную и полезную для индивида либо скомпрометировать, найдя убедительные аргументы и, главное, способ их доведения до объекта воздействия.

Стратегически подобный подход противодействия идеологии насилия выглядит приемлемым, однако в тактическом плане возникают проблемы, существенно снижающие его эффективность.

Бесспорно, что силовые методы в борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимы, но достижение конечной цели в противостоянии этому злу современного мира возможно лишь на основе постоянной системной профилактической работы. Ключевая роль в этом должна принадлежать учреждениям образования, которые призваны не только обучать, но и воспитывать личность, обладающую высокими духовно-нравственными качествами, способную противостоять идеологии экстремизма и терроризма. Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с еще не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой

В настоящее время главным направлением противодействия экстремистским тенденциям должно стать, видимо, и конструирование идеологии «позитивного патриотизма» – такого патриотизма, который предлагает молодым людям объединяться не против врагов (США, Запада, исламистов и так далее), а за какой-то внятный образ России XXI века. Эту задачу рано или поздно придется решать.

Автономная некоммерческая образовательная организация

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области Щелковского района с.Душоново

План-конспект

урока ОБЖ в 10 классе

Тема урока: »

Учитель ОБЖ: Шумская А.Э.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Духовно-нравственное противодействие терроризму

Тип урока: урок- лекция.

Цель: сформировать убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть понятия: «нравственные позиции», «нравственное развитие»;

Познакомить учащихся с понятием «традицион-ные национальные ценности» ;

- познакомить обучающихся с основными качествами личности, необходимыми для формирования нравственных позиций;

Развивающие:

Развить способность применять полученные знания;

Развить умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательная:

Воспитать у учащихся понимание важности правильно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций;

Воспитание осознанного выбора антитеррористического поведения.

Оборудование: ноутбук для показа презентации, телевизионный экран.

Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму »

I этап . Организационный момент (психологический настрой на урок).

Здравствуйте,ребята! Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Слайд 1

«Духовно-нравственное противодействие терроризму »

II этап. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим об основных составляющих духовно-нравственного противодействия терроризму и значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Это особенно актуально в подростковом возрасте.

III этап . Выделение опорных знаний и умения.
Слайд 2

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.

Слайд 3

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Слайд 4

Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа стремится достичь провозглашённых ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.

Слайд 5

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Слайд 6

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы.

влечёт за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами;

провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

I V этап. Решение проблемного вопроса.

Как же происходит вовлечение в террористическую деятельность?
Слайд 8

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств.

К ним можно отнести:

Слайд 9

Отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

Слайд 10

Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;

Слайд 11

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Слайд 12

Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

Слайд 13

Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;

Слайд 14

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми по-средством их унижения;

Слайд 15

Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими;

Слайд 16

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами;

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия

Слайд 18

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса)

Слайд 19

Смысл подросткового кризиса заключается в борьбе за независимость и освобождение от опеки взрослых
Террористы- это не только «вооруженные до зубов» люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;

им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;

захочется показаться «молодцом», надежным человеком;

будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Слайд 20

Террористы часто используют в своих целях подростков и молодёжь, предлагая им своеобразную «взрослую» жизнь

Слайд 21

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов

Слайд 22

Террористы хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих.

Слайд 23

Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели
Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, подросток должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

Вопрос к учащимся : Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? Что для этого нужно?
Для формирования нравственных позиций каждому подростку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Давайте вместе разберем основные составляющие духовно-нравственной позиции человека.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Слайд 26

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

И, конечно, умение выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование традиционным национальным ценностям.

Слайд 27

К ним относятся:

любовь к России и своему народу, к своей малой родине;

служение Отечеству;

доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);

закон и правопорядок;

Слайд 28

разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

свобода личная и национальная.

V этап. Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений.

Вопрос-ответ

Ребята, в начале урока каждой паре были розданы вопросы. Через три минуты вы должны ответить, опираясь на информационный материал лекции.

1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу ми-ру и безопасности?

2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Ответы учеников.

V I этап. Обобщение и систематизация изученного

Сделаем выводы:

1) Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

2) Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

3) Для самопрофилактики вовлечения в террористическую дея-тельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрица-тельное отношение к любым видам террористической деятельности.

4) Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, не-обходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

V II этап Формирования домашнего задания

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повсе-дневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии тер-роризма?

Свой ответ оформите в виде краткого сообщения.

V III этап. Подведение итогов.

Может быть вы прочитали много книг, а может быть совсем мало. Но при этом вы уже успели стать автором и главным героем очень важной для себя книги - это книга вашей собственной жизни.

Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки ваших слов, поступков, дел и картинок происходящего с вами. Эта книга отличается от обычных книг знакомого вам вида тремя важными вещами: вы пишете ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от вашего желания, вы не можете переписать уже написанные строки и страницы.

Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не может изменить свое прошлое». Вот и вы в своей книге пишете все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут вам построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую жизнь.

Чтобы на новых страницах книги вашей жизни свет оттеснил тьму вы сами должны научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Благодарю вас за внимание!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Полезные свойства груздей для человека Полезные свойства груздей для человека Бездрожжевые медовые булочки с корицей Бездрожжевые медовые булочки с корицей Сон во сне: что означает такое сновидение Сон во сне: что означает такое сновидение