Следствием низкого уровня воды является. Наводнения, механизм их образования и проявления

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:

«Я» - это совокупность всего, чему человек научился в результате сознательного глубокого размышления.

«Я» человека, в отличие от «мы», - это все то, что принадлежит сущности человека.

Назовем человека с развитым и зрелым «Я» ИНДИВИДОМ, а человека, имеющего только «мы», - АНТИИНДИВИДОМ.

Проследим ряд соответствий.

Сознательное глубокое обучение - «Я» индивид - высокий уровень сознания.

Неосознанное обучение - «мы» антииндивид - низкий уровень сознания.

Антииндивид - это естественное следствие гипнотического подчинения человека моделям поведения группы. В результате гедонистического отношения к жизни человек избегает размышлений о том, что выходит за рамки его привычных представлений. Гораздо легче подчиниться воле толпы и принять ее вкусы, привычки и обычаи, чем создать собственную систему ценностей. Антииндивид безропотно подчиняется диктату большинства и теряет психологическую автономию. Таким образом он превращается в винтик гигантской машины. Антииндивид ленится думать, не любит глубоко размышлять или анализировать. Его мысли беспорядочны. Он не способен формировать собственные представления о жизни, о человеческих взаимоотношениях и о Боге. Он не раздумывая проглатывает догмы различных религий, философских учений или политических движений. Он слепо принимает то, что утверждает наука. Например, если наука считает телепатию обманом, он этому безоговорочно верит. Любой человек с университетским дипломом является для него бесспорным авторитетом. Он озабочен тем, что скажут люди, и в своем поведении ориентируется на мнение окружающих. Он не способен отличить интеллектуальные знания от веры. Он упрямо отстаивает свою точку зрения лишь потому, что «уверен, что это так».

Антииндивид является одновременно и причиной, и следствием низкого уровня сознания. Говоря о механизме сознания, трудно про-вести четкую грань между причиной и следствием, поскольку они влияют друг на друга.

Например, следующие два утверждения одинаково верны: «антииндивид - результат низкого уровня сознания», «низкий уровень сознания есть результат того, что человек является антииндивидом».

Возникает вопрос: что первично? Является ли низкий уровень сознания результатом того, что человек - антииндивид? Или же он становится антииндивидом вследствие низкого уровня сознания?

В действительности первичным является низкий уровень созна-ния. Ранее мы говорили, что сознательное глубокое изучение создает зрелое «Я». Однако как человек может сознательно и разумно приобретать знания, если у него отсутствует зрелое «Я»? Определенные личные качества в детстве в совокупности с позитивными обстоятельствами способствуют пробуждению сознания и повышению его уровня. Однако данные факторы находятся вне общепринятых социальных и культурных норм. Например, замкнутый ребенок, который мало общается со своими сверстниками, склонен к большей наблюдательности и размышлению и может более глубоко рассуждать обо всем, что проникает в его сознание. Подобное интенсивное использование высших интеллектуальных способностей в раннем возрасте способствует формированию «Я». Оно быстро развивается, если ребенок настойчиво продолжает анализировать окружающий мир. Самые важные элементы формирования высокого уровня сознания закладываются в детстве и юности, когда в жизни много перемен и впечатлений. При этом важно, чтобы у ребенка формировались определенные черты характера и родители умели поощрять его инициативу и удовлетворять любознательность.

Использование специальных методов при обучении детей в школах позволило бы научить их достигать высокого уровня сознания. Но это означает, что руководители системы образования прежде всего сами должны понять, что такое бодрствование, и достичь этого состояния.

Система образования устроена таким образом, чтобы дать детям знание, но она не учит понимать эти знания. Детей заставляют изучать сложные предметы, не научив сначала думать.

Чтобы объяснить механизм приобретения знаний, уточним сначала некоторые понятия, значение которых слишком широко. Дадим более точное и полное объяснение некоторых слов и будем отличать их от общепринятых значений, с помощью которых невозможно описать высшие механизмы мышления.

Еще по теме ГЛАВА 5 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ:

  1. Сознание распространяет себя от высших уровней Божественности до низшего уровня первого измерения камня и минералов. Всё Бог в разном выражении.

Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:

«Я» - это совокупность всего, чему человек научился в результате сознательного глубокого размышления. «Я» человека, в отличие от «мы», - это все то, что принадлежит сущности человека.

Назовем человека с развитым и зрелым «Я» ИНДИВИДОМ, а человека, имеющего только «мы», - АНТИИНДИВИДОМ.

Проследим ряд соответствий.

Сознательное глубокое обучение - «Я» индивид - высокий уровень сознания.

Неосознанное обучение - «мы» антииндивид - низкий уровень сознания.

Антииндивид - это естественное следствие гипнотического подчинения человека моделям поведения группы. В результате гедонистического отношения к жизни человек избегает размышлений о том, что выходит за рамки его привычных представлений. Гораздо легче подчиниться воле толпы и принять ее вкусы, привычки и обычаи, чем создать собственную систему ценностей. Антииндивид безропотно подчиняется диктату большинства и теряет психологическую автономию. Таким образом он превращается в винтик гигантской машины. Антииндивид ленится думать, не любит глубоко размышлять или анализировать. Его мысли беспорядочны. Он не способен формировать собственные представления о жизни, о человеческих взаимоотношениях и о Боге. Он не раздумывая проглатывает догмы различных религий, философских учений или политических движений. Он слепо принимает то, что утверждает наука. Например, если наука считает телепатию обманом, он этому безоговорочно верит. Любой человек с университетским дипломом является для него бесспорным авторитетом. Он озабочен тем, что скажут люди, и в своем поведении ориентируется на мнение окружающих. Он не способен отличить интеллектуальные знания от веры. Он упрямо отстаивает свою точку зрения лишь потому, что «уверен, что это так».

Антииндивид является одновременно и причиной, и следствием низкого уровня сознания. Говоря о механизме сознания, трудно провести четкую грань между причиной и следствием, поскольку они влияют друг на друга.

Например, следующие два утверждения одинаково верны: «антииндивид - результат низкого уровня сознания», «низкий уровень сознания есть результат того, что человек является антииндивидом».

Возникает вопрос: что первично? Является ли низкий уровень сознания результатом того, что человек - антииндивид? Или же он становится антииндивидом вследствие низкого уровня сознания?

В действительности первичным является низкий уровень сознания. Ранее мы говорили, что сознательное глубокое изучение создает зрелое «Я». Однако как человек может сознательно и разумно приобретать знания, если у него отсутствует зрелое «Я»? Определенные личные качества в детстве в совокупности с позитивными обстоятельствами способствуют пробуждению сознания и повышению его уровня. Однако данные факторы находятся вне общепринятых социальных и культурных норм. Например, замкнутый ребенок, который мало общается со своими сверстниками, склонен к большей наблюдательности и размышлению и может более глубоко рассуждать обо всем, что проникает в его сознание. Подобное интенсивное использование высших интеллектуальных способностей в раннем возрасте способствует формированию «Я». Оно быстро развивается, если ребенок настойчиво продолжает анализировать окружающий мир. Самые важные элементы формирования высокого уровня сознания закладываются в детстве и юности, когда в жизни много перемен и впечатлений. При этом важно, чтобы у ребенка формировались определенные черты характера и родители умели поощрять его инициативу и удовлетворять любознательность.

Использование специальных методов при обучении детей в школах позволило бы научить их достигать высокого уровня сознания. Но это означает, что руководители системы образования прежде всего сами должны понять, что такое бодрствование, и достичь этого состояния.

Система образования устроена таким образом, чтобы дать детям знание, но она не учит понимать эти знания. Детей заставляют изучать сложные предметы, не научив сначала думать.

Чтобы объяснить механизм приобретения знаний, уточним сначала некоторые понятия, значение которых слишком широко. Дадим более точное и полное объяснение некоторых слов и будем отличать их от общепринятых значений, с помощью которых невозможно описать высшие механизмы мышления.

ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ - не одно и то же. Человек может знать, не понимая, но не может понимать, не зная. Понимание - это окончательный результат знания, позволяющий человеку прийти к твердым и глубоким выводам, становящимися неотъемлемой частью его разума. Понимание - совершенная форма знания. Знать - означает иметь поверхностное представление о чем–то, хранить в памяти информацию. Человек, который знает, может оперировать только готовыми понятиями, а тот, кто понимает, может иметь свои собственные суждения. Антииндивид знает, а индивид понимает.

Известно, что любой процесс глубокого понимания позволяет усвоить определенные элементы познаваемого, которые никогда не забываются. Например, правильное понимание теории относительности формирует ясное представление в уме человека, которое навсегда останется в распоряжении его интеллекта. Знание ограниченно, поскольку не дает представления о целом. Понимание позволяет сравнивать и связывать различные вещи, что помогает углублять, расширять и совершенствовать понятия.

ДУМАТЬ и РАЗМЫШЛЯТЬ - не одно и то же. Размышление–это процесс глубокого понимания, осуществляемого в состоянии высшей пробужденности. Все люди думают, но лишь немногие размышляют. Мышление обычных людей - это беспорядочная, неясная, непроизвольная ментальная деятельность, в процессе которой человек попадает под власть собственного воображения. Можно сказать, что он не думает, а вынужден думать. Им руководят предрассудки, предубеждения, эмоции, инстинкты и страсти. Размышление - это высший тип умственной деятельности, при которой человек намеренно и сознательно использует свои умственные способности.

Ясность мышления, присущая очень немногим людям, является следствием размышления. Невозможно думать с ясностью. Мы знаем, что обычное ментальное состояние человека запутанно, неясно и туманно даже тогда, когда он решает очень сложные задачи.

Таким образом, понятию «думать» соответствует «знать», понятию «размышлять» - «понимать».

Логика дает нам необходимые элементы для эффективного использования мышления. К сожалению, она не позволяет исправлять ошибки, вызванные неправильными идеями. Обычное мышление основано на неясных и ошибочных понятиях. В действительности мы ясно мыслим только в исключительных случаях.

Неумение управлять интеллектуальными способностями - одна из основных причин низкого уровня сознания.

Другая причина - явление «отождествления». Отождествление–это поглощение сознания человека какой–либо идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполнением определенных физических движений.

Отождествление ведет непосредственно ко сну. Пробудиться - означает суметь избавиться от отождествления с идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполнением определенных физических движений.

Представим сознание человека как некую силу, которую можно отделить от него. Ее можно символически изобразить в виде резинового шара, приклеенного ко лбу. Если этот шар есть, то человек сознателен, другими словами, уровень его сознания более или менее высокий.

Например, человек спокойно сидит дома в кресле и ничем особенно не занят. Вдруг от удара камня разбивается окно. Резиновый шар (сознание) мгновенно отлетает к происходящему и возвращается с сенсорной информацией, которая не может быть правильно воспринята человеком потому, что он бессознателен, то есть его способность оценивать ситуацию временно отсутствует. Он сильно вздрагивает потому, что сознание не успело к нему вернуться до того, как он получил эту сенсорную информацию. Это типичный пример отождествления или проекции «Я». Таким образом, этот человек «объединился» с внезапно разбившимся стеклом и «стал частью» происходящего, поэтому его чувства были особенно интенсивными. Отождествление превращает человека из зрителя в актера, из–за чего он легко теряет спокойствие.

В повседневной жизни мы часто встречаемся с проблемами и событиями, которые не имеют к нам прямого отношения, но тем не менее оказывают на нас глубокое эмоциональное воздействие. Чем больше мы бываем отождествлены с какой–либо проблемой, тем больше мы оказываемся взволнованными.

Приведем обычный пример. Мы видим на улице человека, упавшего без сознания. Это нас затрагивает, не более. Но если этот человек окажется нашим родственником, то мы, безусловно, очень расстроимся. Благодаря глубокой эмоциональной связи, наше отождествление будет намного сильнее.

Чем меньше мы отождествляем себя с какой–либо ситуацией, тем яснее мы рассуждаем. Например, легко советовать другому, как разрешить его проблему. В то время как сам он ее не может ясно видеть из–за своего отождествления с ней, со стороны решение кажется очевидным. Но если бы это была наша проблема, возможно, мы не смогли бы найти правильного решения.

Понимание отождествления является ключом к достижению состояния спокойствия. Далее мы рассмотрим некоторые методы, позволяющие это достичь.

Порочный круг, образующий и поддерживающий низкий уровень сознания, состоит в том, что для этого уровня характерны определенные психические состояния, которые, в свою очередь, не дают человеку пробудиться.

Внутренние конфликты не позволяют человеку видеть реальность, что удерживает его сознание на низком уровне. Комплексы, разочарования, подавление эмоций и неврозы - смертельные враги сознания.

Привычки также являются серьезным препятствием для достижения высокого уровня пробужденности, поскольку они снижают осознанное внимание, которое должно быть присуще нашим действиям.

В сущности, неспособность к пробуждению представляет собой нарушение функций разума. Строго говоря, абсолютно нормальных людей не существует, поскольку все так или иначе подвержены влиянию бессознательных импульсов.

Любое нервное расстройство является отклонением умственной функции, которое нарушает нормальную деятельность мозга.

Человеку вполне достаточно его способности к рассуждению, чтобы контролировать свои отрицательные эмоции и состояние чрезмерного нервного напряжения. Тем не менее в жизни мы видим, что очень умные люди обладают не большим самоконтролем, чем люди с низким уровнем интеллекта.

Низкий уровень сознания (полусон) часто представляет собой продолжение той утробной стадии развития, когда плод спал, ему было удобно и безопасно. Травма рождения, связанная с резким отделением плода от матери, часто сохраняется и во взрослом состоянии. Это выражается в том, что большая часть личности задерживается на детском уровне. Такой человек никогда не взрослеет и постоянно ищет замену образа матери.

Личности простые, со скудным опытом, как правило, оказываются более уравновешенными и стабильными.

Человек с низким уровнем сознания подвержен чрезмерному нервному напряжению, плохо контролирует себя, быстро устает, ему бывает трудно сосредоточиться, у него низкая работоспособность.

В следующей главе, посвященной сознанию и подсознанию, мы углубим и расширим некоторые понятия, которые еще полнее раскроют причины низкого уровня сознания.

Периодические колебания уровня вызываются проявлением периодических сил притяжения Луны и Солнца - так называемыми приливообразующими силами.

Приливно-отливные колебания уровня охватывают практически всё побережье Мирового океана, и для краткости их называют приливами. Таким образом, приливные явления представляют собой динамические процессы в водах морей и океанов (в том числе и колебания уровня).

Основные понятия, связанные с приливами, заключается в определениях полной и малой воды, величины прилива и отлива как разницы между полными соседними и малыми водами, продолжительности роста и спада уровня (фазы прилива и отлива), продолжительности приливоотливного цикла.

Предельный размах приливных колебаний уровня в каждом пункте заключается между наивысшими и наинизшими теоретическими уровнями, вычисляемыми расчётным путём.

В зависимости от продолжительности приливно-отливного цикла различают:

Полусуточные приливы (П) - с периодом приблизительно в половину суток, т.е. имеющие в продолжение суток две полные и малые воды; - суточные приливы (С) - имеющие в течение суток полную и малую воду;

Неправильные полусуточные (НП) - с заметной суточной разницей в значениях соответствующих экстремумов уровня;

Неправильные суточные (НС) - суточные приливы, которые при малых склонениях Луны становятся полусуточными при существенном уменьшении их величины;

Смешанные приливы - неправильные полусуточные и (или) неправильные суточные приливы.

Особо следует выделить аномальные приливы, которые по отдельным признакам отличаются от перечисленных выше основных видов приливов.

Например, влияние мелководья может быть столь значительно, что к общему названию прилива добавляется название “мелководный”. При этом изменяется продолжительность времени роста и падения уровня.

В устьевых участках рек прилив по времени менее продолжителен, чем отлив.

Иногда влияние мелководья становится столь значительным, что на кривой полусуточных приливов появляются дополнительные полные и малые воды. Такие приливы встречаются редко, в частности, они наблюдаются в пунктах Портленд, Саутгемптон (пролив Ла-Манш) или на Белом море (явление “маниха”).
Другим примером искажения приливов местными условиями может служить явление под названием “бор” (маскарэ, поророкам) и характеризующееся тем, что прилив продвигается вверх по реке в виде волны или ряда волн с очень резким подъемом уровня.

Приливам свойственны следующие неравенства:

суточные неравенства в высоте, представляющие собой разность высот двух последовательных полных или малых вод (для различных пунктов суточные неравенства имеют различные величины - от малозаметного различия в высотах смежных полных или малых вод до полного исчезновения одной полной и одной малой воды);

полумесячные неравенства в высотах и величинах приливов (полумесячное неравенство, зависящее от фазы Луны, наиболее ярко проявляется в приливах полусуточного характера). Во время полнолуния величина полусуточных приливов бывает максимальной - наступают так называемые сизигйные приливы. В первой и третьей четвертях приливы имеют наименьшую величину - наступают квадратурные приливы;

полумесячное неравенство, зависящее от склонений Луны и Солнца (тропическое неравенство) обычно является основным в суточных и неправильных суточных приливах, при больших склонениях Луны, приливы называются тропическими и отличаются большой величиной, во время прохождения Луны через экватор, приливы называются экваториальными и имеют малые величины;

месячное неравенство приливов (параллактическое) проявляется в зависимости от расстояния между Землёй и Луной (перигей). Минимальные значения величин приливов наблюдаются при наибольшем расстоянии между Землёй и Луной (апогей).

Нуль глубины" и "Поправка глубины".

Нулём глубин называется условная поверхность, от которой даются отметки глубин на мopcких навигационных картах.

Действительная глубина в любой точке может быть определена путём алгебраического суммирования глубины Нк, указанной на карте, с высотой h мгновенного приливного уровня моря, определённого по Таблицам приливов.

В большинстве случаев в качестве нулей глубин выбираются наинизшие уровни, но возможны случаи, когда действительная глубина окажется меньше отметки, показанной на карте. В Таблицах приливов на эти дни даются отрицательные высоты малых вод, которые и надо вычитать из отметок глубин на карте.

В Таблицах приливов и на отечественных морских картах на иностранные воды сохраняются те же нули глубин, какие приняты на соответствующих иностранных картах. Вследствие этого Таблицы приливов могут быть использованы при работе с любыми иностранными картами.

Основным навигационным пособием, содержащим предвычисленные уровни по Мировому океану, являются таблицы приливов. Различают таблицы приливов календарного типа, издаваемые ежегодно на календарные даты, и таблицы постоянного действия, рассчитанные на много лет. Предвычисленные уровни в таблицах приводятся для морей России относительно наинизшего теоретического уровня (НТУ), а по зарубежным водам относительно нулей глубин, какие приняты на иностранных картах

Грунтовых вод - обязательное исследование на густонаселенных территориях вблизи водоемов, рек, озер, морей. Любой человек, приобретающий или хозяйственных зданий, должен знать о глубине залегания грунтовых вод на участке. От этого зависит способ возведения фундамента, выбор материалов, величина затрат и даже человеческая жизнь.

Что такое уровни грунтовых вод?

Перед тем как определять уровни воды, следует знать, что это такое. Грунтовые воды - это первый водоносный подземный слой, который находится выше глинистого грунта (он не дает воде просачиваться, задерживает ее). У грунтовых вод есть источник. Как правило, это близлежащие водоемы, а также осадки, растаявший снег. Подъем уровня воды находится в прямой зависимости от времени года, мощности грунтовых ресурсов, то есть их объема. Эти факторы способствуют изменению глубины и расстояния до поверхности земли грунтовых вод. Весной их уровень повышается за счет таяния снегов, проливных дождей, обильного поступления влаги из других источников. Летом он понижается, а самый низкий уровень воды зафиксирован в зимнее время.

Способ определения уровня воды

Для того чтобы правильно определить уровень воды на участке, потребует помощь геодезистов, но эту процедуру можно выполнить самостоятельно. Раньше его определяли, выкапывая колодцы. Сегодня существует несколько доступных способов. Первый - самый современный. Воспользоваться им помогут инструменты: садовый бур (его длина должна быть не меньше двух метров), металлический длинный прут (на нем следует сделать отметки, которые обозначают сантиметры).

Пробурите одну скважину на всю длину бура и не трогайте ее в течение суток. За двадцать четыре часа в скважине должна появиться вода. Затем опустите в отверстие прут, который будет служить мерой. Отметка покажет глубину расположения жидкости. Если прут стал мокрым на отметке десять сантиметров и ниже, то, зная глубину скважины, можно вычислить расстояние залегания грунтовых вод. Например, от двухсот сантиметров отнимите десять (измерения прутом). Итоговое число - это расстояние до грутовых вод. Проверять уровень жидкости следует в течение последующих дней. Если результат не изменится, он будет считаться грунтовым зеркалом. Если глубина залегания больше двух метров, воспользуйтесь ложковым буром. Специалисты советуют проводить определение уровня почвенных вод весной.

Народные методы

Для определения уровня воды раньше использовали метод наблюдения за растительностью, которая преобладает на определенной территории. Если почва влажная, то на участке растет лабазник, ольха, камыш лесной, верба, смородина, таволга вязолистная, щавель. Эти растения указывают на избыточную влажность почвы и высокое залегание. Обратите внимание на наклон кустарников и деревьев. Если кроны склонились в одну сторону, значит, рядом высокий грунтовый слой. Особенность в том, что трава и растительность на такой территории обильная, имеет сочный зеленый окрас.

Для чего это нужно

Определять уровни воды перед закладкой фундамента - важный этап любого строительства. Если уровень грунтовых вод высокий - это означает повышенную влажность почвы, которая обладает низкими несущими способностями. Объективно строить дом на таком участке нельзя. Если уровни воды высокие, она может заполнить вырытые котлованы и траншеи. В этом случае возводить фундамент не рекомендуется: сначала следует выкачать лишнюю воду и сделать гидроизоляцию. Но такие меры считаются временными, поскольку высокий уровень грунтовых вод вызывает подтопления. Если дом построен без учета этих факторов, то в подвале всегда будет стоять вода, а в самом доме появится плесень и грибок. Кроме этого, высокие отметки в населенных пунктах вызывают весенние паводки, наводнения. Например, уровни воды в Великом Устюге часто оказываются повышенными, из-за чего угроза наводнений на этой территории присутствует всегда.

Глубина залегания

Высокими уровни воды считаются, если они залегают на два метра и меньше. Такие уровни характерны для заболоченных территорий, низинных склонов, берегов рек, озер. Низким уровнем залегания считается нахождение грунтовых вод на глубине более двух метров. Это нормальный уровень залегания для строительства дома. Глубина протекания вод означает верхний подземный слой, формированию которого способствуют выпадение ежегодных осадков, реки и озера, расположенные рядом. От зависит не только строительство жилых зданий, но и организация ландшафта, посадка растений и деревьев. Если участок находится на территории высокого залегания, следует позаботиться о полноценном дренаже. Перед строительством, закладкой фундамента проведите исследование глубины.

Наводнения в Великом Устюге

Высокий уровень воды и, как следствие, угрожающие паводки, наводнения преследуют в Вологодской области с шестнадцатого века. Именно тогда в Великоустюгской летописи впервые упоминали о разрушениях, которые принесла вода.

Самое известное наводнение произошло в 1998 году. Высокие уровни воды в Великом Устюге привели к катастрофическим последствиям. Весной в начался резкий подъем уровня воды, которому поспособствовал интенсивный ледоход, приведший к заторам. Тогда зоной затопления стал город Великий Устюг и еще двадцать четыре населенных пункта.

Весной 2016 года в Вологодской области было затоплено более полутора тысяч домов. повышался за сутки на пятьдесят сантиметров.

В XX веке в Великом Устюге было зафиксирована двадцать одна чрезвычайная ситуация, связанная с повышением уровня вод.

Резкое изменение уровня воды в водоеме почти всегда является сигналом опасности для рыбы. Это своеобразный звонок к пробуждению, сигнал того, что что-то происходит и нужно двигаться.

Когда уровень не меняется клюет даже в луже. Фото: Андрей Яншевский.

Рыбы не заводят будильников, поскольку не планируют свои действия и реагируют на изменение условий своего существования сразу же и в каждый момент времени. Поэтому можно лишь констатировать ту или иную связь между клевом рыбы и уровнем воды.

Накопленные наблюдения по поведению рыб в условиях изменения уровня воды в водоеме логично рассмотреть на примерах разных ситуаций.

Бывают периоды стабильного или постоянного уровня воды. Такое наблюдается достаточно редко. И чем меньше водоем, тем реже уровень воды в нем остается совершенно неизменным.

Достаточно пройти хорошему дождю, или, наоборот, не выпасть осадкам в течение двух недель, и уровень воды заметно меняется. Но, как показывает практика, именно в малых водоемах рыба наиболее безболезненно реагирует на незначительные изменения уровня, она к ним просто привыкла.

Если в небольшой реке или пруду уровень воды опустится не несколько сантиметров, то обычно это не оказывает влияния на клев. А вот в большой реке снижение уровня воды на, те же, несколько сантиметров может привести к полному прекращению клева.

То есть степень реакции рыбы на изменение уровня воды более правильно измерять не уровнем, а относительным изменением объема.

Само определение стабильного уровня воды в водоеме понятие относительное.

Другую ситуацию я бы охарактеризовал, как период быстрого возрастания массы воды и, как следствие, повышения уровня в водоеме. Такое происходит во время половодья, но к половодью поведение рыб привязано на генетическом уровне, поскольку этот период так или иначе привязан или к нересту, или к пище. В этой ситуации у рыб многократно возрастает количество доступной пищи. Рыбы отъедаться.

В этот период отсутствие клева связано или с резкими изменениями в атмосфере, а еще чаще - с тем, что рыболов, или не может найти стоянку рыбы, или приспособиться к условиям ловли.

Резкое повышение уровня воды происходит также во время паводков в течение всего лета. И всегда активность рыбы в поисках пищи в такие периоды возрастает. Снижение результатов рыбалок может быть связано и с атмосферными явлениями, и с мастерством рыболова, но еще и с резким изменением прозрачности воды.

Водоемы с глинистыми берегами становятся мутными после сильного ливня буквально в течение десятков минут.

Значительное и быстрое повышение (также как и снижение) уровня воды наблюдается во время планового накопления (или сброса) воды в водохранилищах, как летом, так и зимой.

Отсюда следует важный вывод. Водоемы нужно разделить на те, в которых изменение уровня воды связано только с природными процессами, и на те, где свою руку прикладывает человек. Последние водоемы принято называть зарегулированными.

В зарегулированных водоемах изменение уровня воды зависит от двух факторов.

Во-первых, плановые накопления и последующие сбросы воды проводятся в зависимости от паводковых дождей или от скорости весеннего таяния льда. Для рыбы искусственное регулирование уровня воды в таких случаях является непредсказуемым и неожиданным.

К таким изменениям уровня рыбы относятся крайне отрицательно. Они просто не знают как себя вести в данной ситуации.

Кроме накоплений и сбросов воды в зарегулированных водоемах, связанных с воздействием природных факторов, существует регулирование объема воды в водохранилищах, обусловленное использованием энергии воды. Естественно, это относится только к тем рекам, на которых стоят гидроэлектростанции.

Плотины работают в режиме максимального сброса воды в будние дни. В субботу и воскресенье потребление электроэнергии падает и производится накопление воды.

Ниже плотины уровень падает, течение замедляется, вплоть до полной остановки. Выше плотины идет увеличение уровня воды с аналогичным замедлением течения, вплоть до полной его остановки.

В результате ниже плотины рыба отходит от береговой зоны и встает на русловой бровке. Выше плотины рыба разбредается по акватории со стоячей водой, и искать ее становится проблематично.

Ловить рыбу хуже всего в выходные дни, в условиях самого слабого течения. И эффективнее всего в среду и четверг, когда течение достигает максимальной скорости. Причем это относится к ловле, как с лодки, так и с берега.

Что касается поведения рыбы в «молодых» водохранилищах, то для прогнозирования клева и оптимизации поиска рыбы, фактор возраста зарегулированного водоема нужно обязательно учитывать.

Дело в том, что в молодых водохранилищах несколько лет происходят такие глобальные изменения, что рыбе не до «уровня».

Идет перестроение и формирование, как гидродинамического режима, кормовой базы, так и мест нереста, нагула и зимовки.

Очень трудно прогнозируется ситуация в небольших подпруженных озерках и прудах, которые образуются после возведения незатейливой дамбы, например, с целью создания «пожарного» пруда на дачных участках. Здесь почти всегда изменение уровня резкое и вызывает явно выраженную реакцию рыбы.

Например, клев может начаться почти моментально с началом повышения уровня воды во время ливня, и закончиться буквально через десять минут, после того как уровень воды в пруду начнет понижаться.

На некоторых небольших «культурных» водоемах практикуется следующее действие. Когда собирается много рыболовов, заплативших за удовольствие половить карасей и карпов, владельцы пруда понижают уровень воды на несколько сантиметров. Клев или прекращается совсем или становится крайне осторожным.

Когда большинство рыболовов покидает водоем, сетуя на погоду и отсутствие клева, уровень воды незаметно повышают. Карп и карась начинают клевать на все и сразу. Оставшиеся рыбаки радуются, что «дождались» подхода рыбы.

На следующий день молва разносит, что клев начался только в шесть вечера, и, репутация пруда спасена. Справедливости ради нужно отметить, что этот прием получил широкую огласку и отважных пользоваться им стало мало.

Еще один характерный период заметного изменения уровня воды наблюдается после продолжительной засухи. Рыбы весьма спокойно к этому относятся.

Возможное снижение активности в питании происходит не из-за снижения уровня воды, а из-за повышения температуры, расслоения воды и ухудшения кислородного режима, которое может даже привести к замору. Если содержание кислорода в воде остается нормальным, то активность рыбы даже возрастает из-за конкуренции, поскольку она частично лишается кормовой базы в прибрежной зоне.

Особый случай, когда снижение уровня воды происходит в конце зимы на зарегулированных водохранилищах. Здесь воду в плановом порядке сбрасывают, освобождая водоем для талых вод, а также с целью промывки русла от донных отложений.

В этот период, с одной стороны концентрация рыбы резко возрастает, что приводит к конкуренции и улучшению клева. С другой стороны, кислородный режим ухудшается, а снижение уровня рыба воспринимает как сигнал опасности.

Поэтому дни хорошего клева могут перемежаться с полным безклевьем.

После краткого обзора наиболее вероятного поведения рыбы во время и после изменения уровня воды в водоеме, имеет смысл подумать о том, где же искать рыбу.

Рассмотреть все возможные варианты нет никакой возможности, поэтому приведу самые очевидные, но важные выводы.

При медленном снижении уровня воды, в течение нескольких суток, активность рыбы не меняется. Рыба постепенно скатывается к более глубоким местам, используя подводные бровки в качестве мест своих промежуточных стоянок.

При медленном повышении уровня воды, рыбы также активно кормятся, но при этом стараются занять максимально мелкие места, которые наиболее богаты кормом. Здесь стоит отметить, что за мирной рыбой следуют и хищники.

Особенно выражено стремление посетить мелкое место реализуется в ночное время. Так, например, на Волге я часто на закате во время подъема уровня воды ловил лещей под берегом с глубины не более метра. Искать «клевое» место очень трудно.

В случае резкого, быстрого падения уровня воды клев ухудшается нередко на несколько суток.

В случае резкого повышения уровня воды клев стихает на несколько часов, но затем нормализуется. Лучшими местами для ловли будут границы прямой струи воды и тиховодной прибрежной части. До тех пока уровень воды не стабилизируется в течение нескольких часов, рыбы выходить на мелководье не спешат.

Кроме скорости изменения уровня воды на клев не меньшее влияние оказывают попутные изменения силы течения и мутности воды. С учетом этих трех факторов плюс состояния погоды и строится прогноз на предстоящую рыбалку.

По моему опыту, при всех изменениях уровня воды, даже с учетом ее возможного замутнения, при устойчивой погоде всегда можно найти стоянку активной рыбы и быть с уловом.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как приготовить пасту «Болоньезе» в домашних условиях Как приготовить пасту «Болоньезе» в домашних условиях Сколько градусов в нем, и как его употреблять? Сколько градусов в нем, и как его употреблять? Сакэ: знаменитый японский напиток Сакэ: знаменитый японский напиток