Презентация психология общения педагога и студента. Педагогическое общение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Навыки общения

Слайдов: 8 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 31

Программа тренинга педагогической эффективности «Навыки конструктивного общения с обучающимися». Задачи тренинга. Тема 1. Поддержка. Цель занятия: Понять различия между похвалой, знаком внимания и поддержкой. Освоить навыки поддержки применительно к ситуациям в лицее. Тема 2. Техники слушания. Тема 3. «Я-высказывание». Цель занятия: Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». Освоить навык «Я-высказывания». Тема 4. Индивидуальные особенности подростков. - Навыки общения.pps

Общение учителей

Слайдов: 21 Слов: 1029 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие и саморазвитие педагогической компетентности в работе с детьми, родителями. Общение. Позиция «над». Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Позиция «наравне». Позиция «под». Информационная функция. Социально – перцептивная функция. Самопрезентативная функция. Интерактивная функция. При общении происходит обмен идеями, образами и действиями. Аффективная функция. (Аффект – душевное волнение, страсть.) Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Соревнование (конкуренция) – «Акула». - Общение учителей.ppt

Общение педагогов

Слайдов: 25 Слов: 2297 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическая коммуникация. Педагогическое общение. Будет ли ПО оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Однако здесь следует избегать панибратства. (Молодые педагоги). 3. Общение – дистанция относится к самым распространенным типам ПО. Такой стиль формирует отношения «преподаватель – студент». Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторите. Чаще всего – сочетание стилей при преобладании одного. За рубежом классификация ПО предложена М.Таленом. Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Модель 3. «Мастер». Модель 4. «Генерал». - Общение педагогов.ppt

Педагогическое общение

Слайдов: 36 Слов: 3434 Звуков: 0 Эффектов: 0

Теория и практика педагогического общения. Стили общения. Авторитарный Попустительский Демократический Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Общение-дистанция Общение – устрашение Заигрывание. Авторитарный. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Попустительский. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Демократический. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. - Педагогическое общение.ppt

Основы педагогического общения

Слайдов: 10 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 21

Психологические основы педагогического общения. Аспекты педагогического общения. Педагогическое творчество в процессе общения с учащимися. Общение с детьми в процессе педагогического творчества. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Стиль общения по школе в %. Гуманитарные. Естественно-математические. Обществоведческие. Начальные. Эстетические. Три состояния человека по теории Э.Берна. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Сочетание трех «Я» в поведении. - Основы педагогического общения.ppt

Стили педагогического общения

Слайдов: 14 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 74

Стили педагогического общения. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Позиция педагога. Особенности коммуникативных возможностей педагога. Виды стилей. Авторитарный стиль. Самостоятельность и инициативу. Попустительский стиль. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства. Демократический стиль. Активно-положительное отношение к учащимся. Педагоги демократического стиля общения. Стиль общения и учитель. - Стили педагогического общения.ppt

Мастерство педагогического общения

Слайдов: 26 Слов: 657 Звуков: 0 Эффектов: 79

Мастерство педагогического общения. Педагогическое общение и его функции. Общение. Педагогическое общение. Приемы и навыки. Функции педагогического общения. Этапы педагогического общения. Формула стиля педагогического общения. Стили педагогического общения. Стили работы. Стили отношений. Продуктивный стиль. Непродуктивный стиль. Стиль педагогического общения. Роли учителя в профессиональной деятельности. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Локатор. Робот. Тетерев. Друг. Гамлет. Учитель главный. Бумеранг. - Мастерство педагогического общения.ppt

Технология педагогического общения

Слайдов: 18 Слов: 1773 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология педагогического общения. Понятие общение. Общение и деятельность. Общение и отношение. Разновидности общения. Профессионально-педагогическое общение. Цели профессионально-педагогического общения. Функции профессионально-педагогического общения. Содержание профессионально-педагогического общения. Структура профессионально-педагогического общения. Средства профессионально-педагогического общения. Особенности профессиональной позиции. Социальные роли. Уровни общения педагогов и школьников. Общение в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликтов. - Технология педагогического общения.ppt

Педагогическое взаимодействие

Слайдов: 27 Слов: 1120 Звуков: 0 Эффектов: 18

Педагогическое общение. Взаимодействие педагога и ученика. Роль общения в пед. процессе. Задачи обучения. Общение. Взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми. Психологические ситуации, стимулирующие самообразование. Уровни педагогического взаимодействия. Самопознание, самопроектирование, самоанализ, самооценка. Уровни общения. Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Виды взаимодействия педагога. Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия. Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Сотрудничество. - Педагогическое взаимодействие.ppt

Формы педагогического взаимодействия

Слайдов: 15 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическое взаимодействие. Уровни и типы педагогического взаимодействия. Учитель. Стили педагогического взаимодействия. Средняя школа. Основные идеи педагогики сотрудничества. Обучение самоанализу. Тема педсовета. Здоровьесбережение. Психологический климат урока. Индивидуальный стиль деятельности. Типы индивидуального стиля деятельности. - Формы педагогического взаимодействия.ppt

Педагогическая техника

Слайдов: 14 Слов: 603 Звуков: 0 Эффектов: 6

Средство повышения уровня профессионального развития педагога. Каменский. Макаренко. Инструмент воспитательного влияния. Педагогическая техника. Техника владения своим поведением. Педагогический оптимизм. Постоянная бодрость. Техника организации контакта. Рекомендации к проведению индивидуальной беседы. Совокупность профессиональных умений. Личностный диапазон. Совершенный учитель. - Педагогическая техника.ppt

Педагог и ученик

Слайдов: 20 Слов: 799 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогический совет «от конфликта к культуре педагогического общения». Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Толстова А.А. Техника педагогического общения в конфликтных ситуациях. Практикум. Школьный психолог Кириллова И.Г. Что такое «культура общения»? Первый этап обсуждения вопроса. Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»? Второй этап обсуждения вопроса. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива». - Педагог и ученик.ppt

Взаимодействие педагога и учащегося

Слайдов: 17 Слов: 2290 Звуков: 0 Эффектов: 20

Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. Выделяют и негативные стили общения. При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. - Взаимодействие педагога и учащегося.ppt

Педагогическая этика

Слайдов: 22 Слов: 1306 Звуков: 0 Эффектов: 69

Педагогическая этика. Счастье-это когда тебя понимают. План. Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Некоторые качества педагога. Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Основные признаки педагогического такта. Педагогическое разрешение конфликта. Правила разрешения конфликтов. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Согласовать цель. Закрепить свою позицию. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). - Педагогическая этика.ppt

Этика в профессии педагога

Слайдов: 31 Слов: 2788 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и этикет в профессии педагога. Характеристика. Педагогическая эрудиция. Педагогическое творчество. Педагогическое мастерство. Педагогическая техника. Культура речи. Педагогическое целеполагание. Общение и поведение педагога. Самовоспитание и самообразование. Педагогическая техника как педагогическое явление. Педагогическая культура учителя. Этика. Педагогическая этика. Первые элементы педагогической этики. В эпоху Средневековья и Возрождения. В эпоху Просвещения. В советское время и в последние годы. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали. - Этика в профессии педагога.ppt

Решение педагогических ситуаций

Слайдов: 13 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 13

Определение. Фазы развития педагогической ситуации. Сущность педагогической ситуации. Развитие. Разрешение. Противоречие. Классификация педагогических ситуаций. Этапы решения педагогической ситуации. Третья проблема- обилие бумажек, отчетов, невозможности на чем-либо сосредоточиться. Четвертая- собственная эмоциональная усталость, связанная со множеством быстро меняющихся факторов. Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие. Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. -

Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса. Построение коммуникаций внутри образовательного учреждения», который проводился в марте 2011 г. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО. В сообщении рассматриваются различные виды педагогического общения и их результативность. Папка с материалами содержит мультимедийную презентацию выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

Автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

Авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

(Участникам семинара можно предложить самостоятельно выбрать название стиля общения по его описанию)

Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал" . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.

Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых уч-ся, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у уч-ся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со уч-ся строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых уч-ся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

(Участникам семинара предлагается выбрать самую продуктивную модель общения и обосновать свой выбор)

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

Это тоже можно сделать в виде диалога

Вынести в кучу признаки и предложить их разместить на 2 группы: Негативная и позитивная установка

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого уч-ся можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" уч-ся меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" уч-ся в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" уч-ся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на уч-ся, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности уч-ся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед уч-ся, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.

По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.







Педагогическое мастерство Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей.


Педагогическая техника В основе педагогической техники лежит психология общения. В основе педагогической техники лежит психология общения. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.


Функции общения: информационная информационная контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.


Характеристики общения (по Климову Е. А.): Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей". Умение слушать и выслушивать. Широкий кругозор. Речевая (коммуникативная) культура. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно смоделировать внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту". "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше". Способность сопереживать. Наблюдательность и др.








Свойства общения По американскому психотерапевту Э. Берну, в человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.) Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.)


Свойства общения Примитивный уровень Примитивный уровень Манипулятивный уровень Манипулятивный уровень Стандартизированный уровень Стандартизированный уровень Конвенциональный уровень Конвенциональный уровень Деловой уровень Деловой уровень Игровой уровень Игровой уровень Духовный уровень Духовный уровень












Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения - авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.




Личностно-ориентированная модель общения Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.


В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения) -адекватное оценивание индивидуальных особенностей детей, их интересы, склонности, настроения; обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).


Механизмами межличностного восприятия проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания). стереотипизация (механизм межличностного познания).


Социально-перцептивные стереотипы: Антропологические - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика. Этнонациональные - психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Социально-статусные - оценка личностных качеств человека от его социального статуса. Социально-ролевые - оценка человека от его социальной роли. Экспрессивно-эстетические - оценка личности от внешней привлекательности человека (эффект красоты). Вербально-поведенческие - оценка личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики и др.).


Психологические условия умения убеждать Поставить психологическую проблему. Поставить психологическую проблему. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Подберите логику. Подберите логику. Найдите аргументы. Найдите аргументы. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Подведите итог. Подведите итог. Сделайте вывод. Сделайте вывод. 26 1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров? 2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбирать в какое, то кем бы ты стал? 3. Твоя любимая пословица, поговорка или афоризм? 4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат, то я...» 5. Какое качество в человеке тебе очень неприятно? 6. Что бы ты сделал с выигрышем в один миллион рублей? 7. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было лет? 8. Что нельзя купить за деньги? 9. От какого качества личности ты хотел бы избавиться? 10. Продолжите предложение: «Когда я стану педагогом, я буду...» Ответьте письменно на следующие вопросы:

Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью оказания воспитательных воздействий,организацию педагогически целесообразных взаимоотношений,формировани благоприятного для ребенка микроклимата в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Без взрослого человека ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Существуют различные трактовки этого понятия.

Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.

В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.

Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не благополучия детей в условиях детского коллектива.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития, коммуникативного общения. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. Важную роль здесь играет стиль общения .

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей. В стиле общения находят выражение:

Особенности коммуникативных возможностей педагога;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

Творческая индивидуальность педагога;

Особенности детского коллектива .

Общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции :

  • творческая индивидуальность качеств,
    свойств личности;
  • информационная;
  • нормативно-регулирующая;
  • эмоциональная;
  • перцептивная
  • материнская.

При общении с ребенком немаловажное значение также имеют факторы , оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:

  1. содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
  2. невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты);
  3. эмоциональная окрашенность общения;
  4. стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческой и профессионально-педагогической), жизненный опыт.

Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Крупская).

В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.

Существует несколько стилей общения педагога с детьми:

Авторитарный стиль воспитания - это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль - взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль - этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше.

Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Литература.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
  2. Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
  3. Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
  4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.

3 слайд

Описание слайда:

Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.

5 слайд

Описание слайда:

Авторитарный стиль - – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

6 слайд

Описание слайда:

Демократический стиль - - проявляется в опоре педагога на мнение группы, класса. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе.

7 слайд

Описание слайда:

Либеральный стиль - - педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, класса. Не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

8 слайд

Описание слайда:

Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.

9 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

10 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения

11 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
"Ведомости": рейтинг прозрачности госзакупок показал их непрозрачность и многомиллиардные потери государства Ведение бухучета, ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, бухгалтерское сопровождение Ведение бухучета, ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, бухгалтерское сопровождение Помадка на пасхальный кулич из сахарной пудры, белковая, с желатином — Рецепт помадки для Помадка на пасхальный кулич из сахарной пудры, белковая, с желатином — Рецепт помадки для