Ухудшение зрения у школьников. Нарушение зрения у школьников Проблема нарушения зрения у школьников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений зрения у школьников

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации . Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

Упражнения для глаз.

  1. Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  1. Моргать в течении 1-2 мин.
  2. с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  3. В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
  4. В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  5. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Комплекс 1

1. Все упражнение следует повторять не менее 6 раз.

2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.

3. Вертикальные движения вверх–вниз.

4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

5. Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз в быстром темпе.

6. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

7. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».

8. Частое моргание глазами.

9. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Комплекс 2

1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10–12 раз.

2. Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша. Повторить 10–12 раз.

3. Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм (подойдёт любая наклейка). Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.

4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку». Повторить 5–7 раз.

5. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.

6. Смотреть 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отвести руку вправо, при этом следить за пальцем, не поворачивая головы. То же выполнить левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

7. Не поворачивая головы, медленно перевести взгляд влево вниз, затем – вправо вверх. Затем вправо вниз и влево вверх. Повторить 5–7 раз. Затем выполнить в обратном порядке

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали - влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так - 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Сохранить и восстановить зрение помогут специальные комплексы упражнений, которые нужно выполнять не менее двух раз в день. Из предложенных нами вариантов вы можете выбрать для себя наиболее подходящей. Ещё лучшего результата поможет добиться чередование этих комплексов.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За период обучения в школе у меня резко ухудшилось зрение, и я стала обращать внимание на то, что многие мои друзья и одноклассники ходят в очках.

В настоящее время в нашей стране увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности и росту численности детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах. Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трёх лет обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках, существенно увеличивается.

Эта тема меня очень взволновала, и я решила её изучить. Мы определили цель моей работы, наметили её задачи, составили план и начали сбор материала по данной теме.

    Во-первых, я изучала материал об органе зрения, об основных заболеваниях глаз, о причинах нарушения и профилактике заболеваний.

    Во-вторых, активный поиск вёлся по диагностике нарушений зрения у учащихся нашей школы и класса.

Тема работы: проблемы нарушения зрения у школьников.

Цель: в ыяснение причин снижения зрения у школьников.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о строении и функциях глаза, об особенностях восприятия окружающего мира и основных типах нарушения зрения.

2.Собрать информацию о профилактике заболеваний глаз у школьников, обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз.

3. Сделать анализ и выводы по собранному и изученному материалу о нарушениях зрения учащихся нашей школы и класса.

Предмет изучения: глаз - орган зрения.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Гипотеза :современные учащиеся страдают нарушениями зрения, потому что значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений.

Методы исследования:

    анализ, синтез, обобщение, моделирование;

    наблюдение, описание, сравнение.

Проблемы нарушения зрения у школьников

Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Конечно, открыть глаза.

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Конечно же, нам помогли глаза - орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает - смотреть, видеть.

Сегодня я хочу рассказать вам об основных типах нарушения зрения, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

Основные заболевания глаз у детей

Глаз - орган зрения - можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 90% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, о размерах, о цвете предметов, о расстоянии до них и др. Он контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль , которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи , стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм . Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи , снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Диагностика нарушений зрения школьников

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

Я провела диагностику среди учащихся нашей школы и выявила закономерность увеличения количества учащихся с нарушениями зрения от класса к классу. Если при поступлении в школу 6,2% учеников имели проблемы со зрением, то к 11-му классу их количество увеличилось до 38,7

Диагностика нарушений зрения учащихся школы № 32

(по данным диспансеризации 2016 года)

Таблица1.

Класс

Всего детей

Пониженное зрение

(количество)

Итого

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Такую же диагностику я провела среди учащихся моего класса. При поступлении в 1 класс только два ученика имели пониженное зрение. В этом учебном году после проведенного медосмотра количество учащихся, имеющих нарушения зрения, возросло до восьми человек.

Диагностика нарушений зрения учащихся 4-а класса

Таблица 2.

Диаграмма 3

Количество детей, относящихся к районной детской поликлинике, имеющих патологии зрения

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Такая же ситуация складывается и в нашем районе. По данным, собранным в районной детской поликлинике, 27% учащихся начальной школы имеют нарушения зрения. А к 11-му классу их количество увеличивается до 57%.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Необходимо сказать об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза.

Таблица 3.

Памятка для учащихся

1. Достаточная освещенность - обязательное условие для зрительной работы.

2. При чтении, письме вы не должны наклоняться близко к тетради, книге.3. Нельзя читать лежа, а также в транспорте.4. Необходимо делать для глаз специальную гимнастику.5. Для сохранения хорошего зрения необходимо полноценное питание.6. Смотреть телевизор не более 20 минут в день на расстоянии не менее двух метров.7.Работать за компьютером не более 20 минут на расстоянии от экрана монитора не менее 60 сантиметров.

Заключение

Глаз - сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

Работая над данной темой, я выяснила, какие несложные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение на долгие годы.

Я научилась, как вовремя и как можно раньше распознать различные расстройства органа зрения, как защитить свои глаза от перегрузки. Я больше узнала о строении и функциях, о болезнях нашего органа зрения, их предупреждении и лечении.

Ведь зачастую человек, который недостаточно получает информации о той или иной болезни глаз, расстройства функционирования зрительного органа, может довести всё до крайности, которую возможно можно ещё исправить, в лучшем случае, а в худшем, всё это может привести к полной потере зрения - слепоте.

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица! Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!

Список литературы

1. Аветисов, Э.С. Близорукость [Текст] / Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1986.- 286 с. ISBN: 5-225-02764-4

2. Глазные болезни [Текст] / Учебник Под ред. Т. И. Ерошевского, А.А.Бочкаревой. - М.: Медицина, 1983.- 414 с. ISBN: 5-225-02764-4

3. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1975. - 276 с. ISBN 99930-1-001-7.

4. Аветисов, Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова.- М.: Медицина,1987.- 496с.

5. Гусева, М.Р. Измерения органа зрения у детей при общих заболеваниях [Текст] / М.Р. Гусева. - М.: Клиническая офтальмология, 2001.- 656 с. ISBN: 978-5-9704-2817

6. Нефедовская, Л.Ф. Медико- социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. [Текст] / Л.Ф. Нефедовская, Серия «Социальная педиатрия». - М.:2008.- 240 с.

7. Офтальмология. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Е.И.Сидоренко, коллектив авторов. [Текст] / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 408 с.- ISBN 5-9704-0083-1.

8. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии [Текст] // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1; с.41-42.

9. Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. [Текст] / Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.- М.: Российская педиатрическая офтальмология. Выпуск №1. 2013.- с.66.

10. Хватова, А.В. Состояние и современные аспекты детской офтальмологии [Текст] / А.В. Хватова. Материалы научно практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». 21-23 ноября 2006 г., М.: 2006.- с.11-23.

Приложение

Гимнастика (комплекс упражнений) для глаз

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклон вперед, к крышке парты, выдох. 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

4. И. п. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6-8 раз.

5. И. п. - сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

6. Закройте глаза, не жмурясь. Повращайте глазными яблоками по кругу.

7. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V.

8. Сильно зажмурьте и откройте глаза.

9.Тремя пальцами помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты).

10.Смотрите прямо перед собой.

11.Примерно 30 секунд быстро поморгайте.

12. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

13. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

Для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения, укрепления глазодвигательных мышц, снятия зрительного утомления можно использовать тренажер, составленный на основе методики Базарного В.Ф. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза - удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей - большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации - чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость - это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость - это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие - это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 - 2 - х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем:

Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Чередование занятий учащихся с отдыхом;

Контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

Организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

Организацию рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Конечно, зрение портится не от учебы самой по себе, а от того режима, по которому живет ребенок. Почему портится зрение? Существуют ли способы, которые помогут сохранить хорошее зрение в современном быстро развивающемся технологичном мире на долгие годы? Рассказывает детский офтальмолог, заведующая отделением специализированной системы детских глазных клиник "Ясный Взор" Елена Кудряшова.

Когда мы говорим о снижении зрения у детей, это касается, в первую очередь, миопии (близорукости), которая развивается у школьников.

При близорукости ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. Это связано с неправильным расположением фокуса - он находится не на сетчатке, а перед ней из-за прогрессирующего удлинения глазного яблока.

Причины близорукости

Развивается близорукость по нескольким причинам. Первая - сбой формирования и закладки глазного яблока внутриутробно: инфекции во время беременности, преждевременные роды и т.п.

Вторая причина близорукости - наследственность. Если родители (или даже только одна бабушка) близоруки, вероятность развития глазной патологии у ребенка довольно велика.

Но даже если в семье ни у кого из родственников нет глазного заболевания, опасность развития близорукости сохраняется. Приобретенная близорукость - болезнь технического прогресса, следствие чрезмерных зрительных нагрузок, которые с каждым годом возрастают у современных школьников, и бесконтрольного увлечения детьми гаджетами.

Вы испытываете дискомфорт и напряжение, усталость после рабочего дня, проведенного за монитором? Те же симптомы характерны и для детей. Но в отличие от взрослых, на детей такие нагрузки влияют гораздо серьезнее и могут служить причиной резкого снижения зрения.

Кстати, о вреде телевизора. Больше вреда телевизор наносит нервной системе ребенка, чем глазам, так как при просмотре телевизора глаза фокусируются на достаточно далекое расстояние. При условии, что телевизор стоит не ближе 2,5 метров от глаз.

Главная причина близорукости

Итак, третья причина - чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии.

Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии - чтении, письме - глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в "привычном" напряжении. (Это еще называют спазм аккомодации.) Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока.

Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут. А лучше всего - чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе. Но, к сожалению, не всегда это возможно.

В школе родители не могут контролировать, чем занимается любимое чадо на перемене, да и у учителей нет такой возможности, поэтому основная задача взрослых в школе и дома - воспитание чувства ответственности у ребенка и разъяснение влияния гаджета на зрение.

Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта - основные источники негативного воздействия на зрение школьника. Когда ребенок держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Из-за того, что расстояние меняется, цилиарная мышца напрягается еще больше - ей постоянно нужно фокусировать изображение то ближе, то дальше. Вследствие этого напряжение еще больше усиливается.

По этой же причине не приучайте ребенка к чтению или просмотру видео на планшетах в транспорте. Расстояние от глаз ребенка до книги или монитора должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным. В движении расстояние до книги или планшета постоянно меняется, это вызывает большую утомляемость цилиарной мышцы, отвечающей за аккомодацию - способность глаза переключать фокусное расстояние. Поэтому чтение в транспорте крайне негативно сказывается на зрении.

Коррекции зрения с помощью очков бояться не стоит. Очки - это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначаются только для дали. Для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени.

Но если ребенок надел очки и не хочет их снимать, значит, без очков ему некомфортно, плохо видно. Не нужно объявлять ему войну, заставляя снимать очки, когда он читает книгу. Лучше подобрать бифокальные очки, в которых он будет без вреда для глаз смотреть и вдаль (через верхнюю часть стекла с более сильной коррекцией), и вблизи (через нижнюю часть, где минус меньше, а может быть, даже плюс). Это разделение можно сделать незаметным для окружающих.

Как предотвратить нарушение зрения?

  • Показывайте школьника детскому офтальмологу 1 раз в год, а если в семье есть родственники с миопией - чаще.
  • Следите за реакциями ребенка: если он начал щуриться, жалуется на быструю утомляемость и головную боль, наклоняет голову, нужно срочно обратиться к специалисту. Эти жалобы могут быть первыми симптомами снижения зрения.
  • Обеспечьте хорошее освещение во время занятий. Свет должен быть ярким, но не ослепляющим. Если ребенок правша, то свет должен падать слева, не создавая теней, а для левши - справа.
  • Неправильная ребенка, искривление в шейном отделе позвоночника также могут провоцировать ухудшение зрения. Поэтому обязательно следите, чтобы ребенок держал спину ровно.
  • Если ребенок плохо видит, очки нужны обязательно. Не допускайте, чтобы ребенок щурился и перенапрягал зрительную систему.
  • Если ваш ребенок стесняется очков, а миопия стабильна, то можно подобрать мягкие контактные линзы, даже маленьким детям.
  • Обязательно с 7 лет раз в год проверяйте глазное дно с линзой Гольдмана, чтобы вовремя заметить истончение сетчатки и её отслойку - самое опасное осложнение близорукости.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе! Занимайтесь спортом: полезно плавание (улучшает осанку и тем самым кровоснабжение и питание глаз), все игры с мячом, большой теннис и бадминтон.
  • При близорукости не ограничивайтесь только ношением оптической коррекции (очками или линзами) и регулярными визитами к доктору для оценки состояния в динамике. Крайне важно проводить лечение.

Вылечить уже возникшую близорукость, к сожалению, невозможно. Лечение близорукости необходимо, чтобы остановить рост глаза и тем самым стабилизировать ухудшение зрения. При правильном подходе в 82% случаев это удается сделать. Но только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов.

Комментировать статью "Как учеба портит зрение. Главная причина близорукости у детей"

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Как учеба портит зрение. Главная причина близорукости у детей":

Я на полном серьезе уже думаю ездить в любую школу, только бы без интерактивной доски, не хочу чтобы мой ребёнок потерял зрение за годы учёбы. В 1м классе зрение норма. Во втором стало портиться, тогда как раз ее и поставили. Я сама с близорукостью, мне даже в...

сходили к врачу - один глаз 0,5 другой 0,75. говорит мб спазм - назначила капли на месяц, пошла смотреть по клиникам глазным - многие пишут. что они бесполезны, мало того, могут ухудшить ситуацию после отмены. Наверняка, кто то проходил уже этот путь - посоветуйте куда рвануть

Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения. Гимнастика для глаз, коррекция зрения, упражнения при близорукости, дальнозоркости, усталость глаз. После родов зрение резко упало до минус 4. Потом были эксперименты с...

У ребенка 8 лет портится зрение. Стал плохо видеть вдаль. Врач сказал, что сделать ничего нельзя, только посадить на первую парту, в театре носить очки, ограничить телевизор и компьютер, и ждать, что по мере роста будет только хуже. Стоит ли искать другого врача или расслабиться, потому что другой скажет то же самое?

Основная причина близорукости - постоянная работа глаз на близком расстоянии. Посадила за первую в центральном ряду, тоже надеюсь на улучшение учебы. Нарушение зрения у детей. Самое опасное для глаз - это...

совсем беда у старшего ребенка со зрением - в прошлом году (учебном) было 2-2,5 (минус. ходили на аппараты разные, делали массаж, гимнастику для глаз. комп и телик практически в жизни отсутствуют. сейчас пошли в сентябре к врачу - уже минус 3,5. я в панике - если так и дальше пойдет, совсем без глаз останемся.

у ребенка в 9 лет зрение -3. Успехов вам и здоровья вам и вашему ребенку. кстати, я поняла, что вы за границей? может быть по каким-то причинам ребенок плохо переносит новое окружение? давно ли прогрессирует близорукость? давно ли вы там?

Я в трансе: у дочки во время школьной диспансеризации обнаружили миопию -1,5. Без ошибок читает только верхние две строки проверочной таблицы! Последний раз были с ней и глазника три года назад перед поступлением в школу. До этого посещали его регулярно раз в год и все было в норме. Т.к. в семье ни у кого вообще никогда не было проблем со зрением, то я было совершенно спокойна и понадеялась на школу.

У ребенка нашли близорукость!. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Операция не главное, главное для вас сейчас чтобы ребенок был под постоянным наблюдением окулиста, чтобы недопустить...

Зоркий глаз. Нарушения зрения у детей. ...со зрением? нет есть, врожденные есть, приобретенные Если проблемы со зрением у Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как Роды при близорукости. У меня -8 и -9, плюс куча патологий.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мариупольская икона божией матери Мариупольская икона божией матери Как лишали девственности в разных странах мира? Как лишали девственности в разных странах мира? Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления