Определение древнегреческих богов. Греческая мифология: краткий обзор

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В Древней Греции выделяются две группы богов: титаны, - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения. Тоесть всего было две основные группы богов:

Титаны – боги второго поколения

  • Шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос.
  • Шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея.

Породившие новое поколение: Прометей, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Астерий, Селена (персонификация луны), Электра, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.

Олимпийские боги (олимпийцы) – боги третьего поколения

  • В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса.
  • В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов.
  • Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид.
  • Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

Подробности

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.



  • Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.
  • Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.
  • Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.
  • Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме
  • Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.
  • Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.
  • Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.
  • Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.
  • Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.
  • Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.
  • Пан – бог лесов, покровитель стад и пастухов. Имеет козлиные ноги, бороду и рога. Отличительный атрибут Пана – свирель (сиринга) в руках.
  • Асклепий – древнегреческий бог врачевания
  • Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик
  • Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.
  • Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману
  • Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна
  • Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса
  • Плутос – бог богатства
  • Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса
  • Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили.

Легенды об олимпийских богах переходили из поколения в поколение, и оказали огромное влияние на мировую культуру. Сюжеты из древнегреческой мифологии присутствовали в литературе, поэзии, живописи, скульптуре, музыке. Они «оказывали» влияние практически на все сферы человеческой жизни, так как отражали представление людей об устройстве мира.



Та информация, которая дошла до наших времен о легендах и сказаниях Древней Греции, пришла из произведений Гомера, Овидия, Нонна, Еврипида. Так, к «олимпийскому» периоду развития общества все мифы были связаны с горой Олимп, где восседали 12 божеств во главе с Зевсом (правда, количество их не всегда совпадает).

Согласно древнегреческим мифам, до того, как «центральные» Боги вознеслись на Олимп, на Земле существовал Хаос, который породил Вечный Мрак и темную Ночь. От них произошли Вечный Свет и светлый День. Так, ночь стала сменять день, а день - ночь, во веки веков.

Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и , а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также , Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.


Жан-Батист Мозес
Жан Огюст Доминик Энгр

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос . От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.


Ноэль Куапель

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос , хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию , Деметру , Геру, Аида и Посейдона .


Ноэль Куапель
Чарльз Уильям Митчелл

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса . Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

  1. Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.
  2. Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.
  3. Посейдон - владыка морей.
  4. Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.
  5. Деметра (Димитра) - богиня земледелия.
  6. Аполлон - бог света и музыки.
  7. Афина - богиня мудрости.
  8. Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.
  9. Гефест (Ифестос) - бог огня.
  10. Афродита - богиня красоты.
  11. Арес (Арис) - бог войны.
  12. Артемида - богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Введение


Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.

Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологи в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре.

Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире.

Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура.

Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. Таким образом, дошедшая до нас мифология - это во многом уже переработанный и переосмысленный последующими поколениями опыт. Так или иначе, основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»). Материал для изучения греческой мифологии содержится также в греческой лирике, комедиях и трагедиях. А также в произведениях римских авторов (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию. Конечно, а давностью лет многие оригинальные источники были утеряны, искажены и дошли до нас в более поздних списках, и все же они дают возможность составить представление о древнегреческой мифологии. В нашей работе мы будем использовать больше энциклопедии и учебники по истории античной культуры, частью которой является древнегреческая мифология.

Цель нашей работы представить общую картину древнегреческой мифологии и понять ее влияние на развитие европейской и мировой культуры.

В древнегреческой мифологии выделяют доолимпийский период и олимпийский период, который в свою очередь делится на классический и героический периоды. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. В соответствии с этими периодами мы и построим нашу работу, то есть первая часть будет посвящена доолимпийскому периоду, вторая - олимпийскому, то есть проследим развитие древнегреческой мифологии. И в третьей части нашей работы мы перечислим основных богов и героев такими, какими они вошли в культуру. В нашу задачу не входит только изложение материала, но также и анализ значимости рассматриваемого периода для дальнейшего развития культуры. В конце работы мы сделаем выводы о месте древнегреческой мифологии в мировой культуре.

1. Доолимпийский период


Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Она основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем, на более позднем этапе оно носит антропоморфный характер. Так или иначе, человек не выделяет себя из мира, очеловечивает мир и природу. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни, которая воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде.

Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической (хтонический (греч. chton, «земля»), связанный с землей, подземным миром.).

Фетишизм

В развитии хтонической мифологии также можно выделить отдельные этапы. Первый этап - фетишизм. На раннем этапе сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, только теми вещами, которые непосредственно видимы и осязаемы. Эти вещи одушевляются. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш. Фетиш понимался как средоточие магической, демонической, живой силы. Но поскольку весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Таким образом, различные божества почитались в виде каменных пирамид или необработанных досок (в виде колонны, полена и т.д.). То есть божество и предмет - неразделимы. Поклонение одушевленным, обожествленным предметам - фетишизм. Даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации многих божеств продолжали почитать в виде камней и кусков дерева.

В качестве яркого примера фетиша можно назвать дельфийский омфал. По легенде - это камень, который богиня Рея дала Кроносу вместо новорожденного Зевса. Кронос, боясь, что его дети могут свергнуть его, как он сверг своего отца Урана, решил избавиться от них - съесть. Но вместо Зевса он съел камень, а потом изрыгнул его. Камень был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями.

Другой пример фетишизма - отождествление бога Диониса с виноградной лозой. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса, связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец», «виноразливатель» и др. - главные эпитеты Диониса.

Змей и змея - наиболее типичные хтонические животные и не только в античной мифологии. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное прошлое.

Животные вообще играли важную роль в мифологии. Многие животные отождествлялись с теми или иными богами, являлись их воплощением. В главе посвященной богам, мы вернемся еще к тому вопросу.

Сам человек мыслился фетишистски. Его организм отождествлялся с духовной жизнью. Отдельные части тела могли быть наделены определенной магической силой, не благодаря духу, а сами по себе. Глаза Медузы Горгоны превращают в камень, из зубов дракона появляются родоначальники фиванских царей, кровь является носителем души.

Фетишистские представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким-нибудь животным, каким-нибудь растением или даже неодушевленной вещью (так например, происхождение мирмидонян мыслилось от муравьев). Фетишистское понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между собой в первобытном сознании - это называется синкретичность, о которой мы говорили в начале этой главы.

Следующий этап развития древнегреческой мифологии характеризуется отделением «идеи» вещи от самой вещи, грубо говоря, выделением души. Душа на греческом anima. Таким образом, совершился переход к анимизму. Вначале люди полагали, что душа вещи (или ее демон) настолько неотделима от самой вещи, что с ее уничтожением она тоже прекращает свое существование. В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей.

Первоначально анимизм связан с некой безличной силой. Это абстрактные демоны, действующие здесь и сейчас, не имеющие никакого облика и потому непонятно как с ними разговаривать. Мы отмечали, что изначально человек подчинялся силам природы. Но постепенно он выходит из этого подчинения. И демоны обретают какой-то вид, с ними уже можно как-то договориться, то есть вступить в контакт с природой, не только как жертва, когда он не понимает с какой силой имеет дело, а может оказывать влияние на эти силы. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит окончательный переход к анимизму. О древних анимистических демонах мы поговорим подробнее в третьей главе нашей работы. В классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план.

В развитом анимизме, как мы уже говорили, трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Однако каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (так например, виноградная лоза или плющ - постоянно ассоциируются с Дионисом).

Обобщим все сказанное в этой главе. Итак, первым делом мы определили, что на раннем этапе формирования мифологии человеческое сознание не выделено и природы, человек осознает себя частью природы, причем та природа сильнее его, она пугает человека. И человек понимает ее как живую. Человек поклоняется живым силам природы, но не абстрактным, у него нет еще абстрактных представлений, он понимает только то, что видит, ощущает. И вот эти видимые, ощущаемые им предметы одушевляются, им он поклоняется - это первый этап доолимпийского периода - фетишизм. Постепенно происходит отделение «идеи» вещи от самой вещи и возникает анимизм. Постепенно безличные демоны обретают антропоморфные черты, и вот здесь мы переходим уже к олимпийскому периоду древнегреческой мифологии - период более понятный нам, так как здесь уже человек четко выделяет себя из природы, душу от тела, бога от человека, несмотря на антропоморфный вид богов и сил природы.


. Олимпийский период


Классический период

В предыдущий рассмотренный нами период сформировались основные боги и демоны древнегреческой мифологии. Мы также сказали, что человек начинает выходить из-под власти природных сил. И в мифологии появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона, Ота и Эфиальта, Персей убивает Медузу, Беллерофонт - Химеру, Мелеагр - калидонского вепря. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.

В этот период вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Все они живут на Олимпе (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. О богах и их функциях в этот период поговорим в третьей части работы.

Не только боги и герои, но и вся жизнь стала видеться иначе. Связано это, прежде всего, с тем, что человек перестал бояться природы. И те демоны и духи, которые раньше казались человеку враждебными, выглядят теперь совсем иначе. Теперь человек не боится природы, а использует ее для своих надобностей, любуется ею. Если раньше нимфы рек и озер - наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Такими они и вошли в мировую культуру. Прекрасных нимф воспевали не только античные поэты, но поты эпохи Возрождения (эта эпоха названа Возрождением именно потому, что стремилась возродить античную красоту, античные идеалы). И сегодня нимфа непременно ассоциируется с кем-то прекрасным, хотя в этом прекрасном может таиться опасность, как всегда таится опасность даже в самой прекрасной природе. Человек так и не смог до конца избавиться от этого страха. И потому нимфы могли шутить и иногда довольно зло.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. И человек, несомненно, чувствовал свою зависимость от богов. Но в то же время он чувствовал уже и свои силы вступать в диалог с богами. А что касается боле низших демонически существ, то я появляются мифы, повествующие о победе смертного человека над природой, как, например, 12 подвигов Геракла. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда.

Героический период

Этот период характеризуется переходом от старого сурового героизма к новому, утонченному. Характерные черты этого периода мы встречаем у Гомера. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Чаще всего, за свою дерзость они несут наказание, но важен сам факт. Важно, что теперь люди уже совсем иначе смотрят на богов.

Показательны здесь два мифа: миф о Дионисе и миф о Прометее. Дионис - сын Зевса и смертной женщины. На более раннем этапе Дионис был покровителем природы вообще, и, как мы говорили, ассоциировался с плющом и виноградной лозой, вследствие чего стал восприниматься как бог виноделия. Но в мифологии его образ прочно закрепился как образ бога, устраивающего оргии, бог вакханок, бог праздника. Этот культ Диониса распространился по всей Греции и объединил все сословия. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности.

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Прометей, так же как и Дионис, - божество. Прометей дал людям огонь и за свою помощь людям наказан Зевсом. Зевс приковал его к скале. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира.

Олимпийский период вообще и героический этап в частности характеризуются художественной обработкой образов. Мы здесь мало говорили о возникающих комедиях, трагедиях и других литературно-художественных произведений. Но сказать о них необходимо, так как появление такой литературы свидетельствует о том, что мифология воспринимается иначе. В этой литературе мифология уже не самоцель, как в древних легендах, притчах и сказаниях, здесь литература выступает уже только как средство. Особенно ярко это проявляется в поздний героический период и именно таким миф входит в мировую культуру.

Особенно популярным стал жанр превращений, который нашел воплощение в сочинении Овидия «Метаморфозы». Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или иных перипетий заканчивается превращением героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок и т.д. Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту.

Суммируем все сказанное в этой главе. Человек начинает выходить из-под власти природных сил, то чего он раньше боялся, постепенно становится равным ему, хотя о полном равенстве еще рано говорить, но во всяком случае, человек выделяет себя из природы и начинает общаться с ней, выдвигая свои требования, а не только включаясь в стихийный природный хаос. Такое изменение сознание породило мифологических героев, которые побеждали демонов, олицетворяющих души природы, а в поздний период, боги (Дионис, Прометей) сами переходят на сторону людей, становясь их сообщниками, а не теми, кого люди боятся. Тем самым боги и люди становятся ближе, хотя дистанция все равно сохраняется - боги остаются богами.

Именно классический период древнегреческой мифологии оказал наибольшее влияние на развитие европейской культуры. В этот период складывается представление об Олимпе и олимпийских богах. И именно такими они войдут в историю культуры. О том, что восприятие нимф, как прекрасных и милых дев, а не как злых демонов природы, сохранилось в культуре мы уже говорили. Но здесь важно отметить, что европейская и мировая культура почерпнула из греческой мифологии не только образы богов и демонов, но во многом и само мышление. Европейская философия и культура формировались в недрах греческой мифологии. Если мы обратимся к истории философии, то мы увидим, что в ее формировании прослеживается все тот же процесс выделения человека от мира природы, продолжение перехода от эмоционально-чувственного восприятия мира, к рациональному его осмыслению. Древнегреческая мифология, и мы могли видеть это, я является первыми этапами формирования античной (частью которой является древнегреческая культура) философии, основанной на рациональном осмыслении природы. Именно благодаря этому процессу, его последовательному развитию в Европе был утвержден приоритет разума. Конечно, не сразу. Конечно, европейская культура сначала прошла через мрачные века схоластики, но с эпохой Возрождения вновь становятся значимыми идеалы античности, провозглашающие разум, ценность человека, стремление к прекрасному и к наслаждению жизнью. Но это мы уже очень забегаем вперед. Прежде, рассмотрим основных богов греческой мифологии, образы которых до сих пор актуальны во всех видах искусства.

древнегреческий мифология самоотрицание зевс

3. Боги и демоны греческой мифологии


В этой части работы хотелось бы уделить особое внимание богам олимпийского периода, так как они имеют большее культурное значение, боги, возникшие в более ранний период и олицетворяющие силы природы, на тот момент еще страшные. Вся греческая мифология начинается со слов «вначале был хаос», и из этого хаоса выделяются Космос, Океан и т.д., которые воспринимаются как живые существа, подавляющие человека. Мы много говорили об этом в первой части работы не будем здесь повторяться. Просто назовем их кратко, так как предстают они перед нами в изложении Н. Куна:

«Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. <…> Далеко же под Землей <…> родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.<…> Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звезды <…> и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров) <…>. Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон». В этом небольшом отрывке мы видим, как объясняется вселенная и основные явления природы: откуда взялись небо и море, почему сменяется день и ночь. Подобные мифы существуют во всех культурах на ранних этапах. Кроме того, приведенное нами повествование как нельзя лучше иллюстрирует все, о чем мы говорили в первой части нашей работы: это и мрачность персонажей - радостными и светлыми названы только Гемера (День) и Эос (Заря), остальные божества пугающие, даже Гипнос, который сейчас не несет того смысла, каким был наполнен в те времена. Дальше в мифологии происходит следующее - Зевс, спасенный своей матерью (мы приводили этот миф уже в нашей работе), свергает Крона (Крон, Кронос, - бог времени) и воцаряется на Олимпе.


Боги Олимпийского периода

Мы не сможем здесь рассмотреть всех олимпийских богов. Их было великое множество, но остановимся, на самых значимых образах. Но прежде, о самой горе Олимп. Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Впоследствии под Олимпом люди стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, то есть небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.

Зевс - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов, сын Кроноса и Реи. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Зевс может выполнять все функции любых других богов, поэтому мы встречаем его и как прародителя всего живого, и как воинственного Зевса и Зевса, утверждающего правосудие. Позднее многие и его функций были переданы другим божествам. Эти божества становятся как бы посредниками между человеком и верховным и недостижимым богом Зевсом.

Жизнь Зевса и других богов на Олимпе очень похожа на человеческую: Зевс постоянно борется за власть (на ранних этапах, во всяком случае). Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых весах судьбы героев. У Зевса несколько жен и множество детей. О некоторых из них мы еще поговорим в нашей работе.

Зевс дает людям законы и позднее эта его функция становится наиболее значимой. Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война - тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов. Зевс насылает проклятия провинившимся. Так Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении.

Зевсу соответствует римский Юпитер.

Гера - супруга и сестра Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. В этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса.

В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

Афродита - богиня любви и красоты. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная «богиня гор», спутница и добрая помощница в плавании «богиня моря», т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует всем, кто любит. Ее образ прекрасен и кокетлив. Афродита - богиня любви, вошедшая в мировую культуру под римским именем Венеры.

Аполлон - сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Он был наделен самыми разнообразными функциями - как губительными, так и благодетельными. Мы встречаем Аполлона прорицателя, Аполлона - целителя, музыканта, Аполлона - пастуха и охранителя стад. Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Аполлон - музыкант. Он покровитель певцов и музыкантов. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его любимцам были юноши Гиакинф (Гиацинт) и Кипарис, рассматриваемые также как ипостаси Аполлона.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Дионис. Мы уже говорили немного о культе Диониса и о том, какое он имел значение. Дионис один из самых близких людям богов. Указывали также, что Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как, прежде всего, божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Дионис нашел виноградную лозу. Ревнивая Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia буквально «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

К сожалению, объем работы не позволяет нам рассмотреть подробнее даже самых значимых божеств.

Стоило бы, конечно, уделить внимание Деметре, богине плодородия, и Аресу, богу войны, Гермесу, покровителю путников и торговли, и многим еще другим, чьи образы до сих фигурируют в том или ином виде во всей мировой культуре.

Но все-таки наша задача нам видится в утверждении акцентов на том, как формировалась и развивалась древнегреческая мифология, какие процессы происходили и как эти процессы повлияли на дальнейшие развитие мировой культуры. Для того, чтобы рассмотреть динамику отдельных образов необходимо отдельное исследование, так как божества древнегреческой мифологии не были статичными, их образы развивались, наделялись новыми функциями, иногда сильно отличающимися от начальных (и мы могли видеть это на примере того же Зевса или Аполлона).

Но нам было важнее отметить общие процессы, почем эти изменения вообще происходили. И мы дали ответ на этот вопрос в первых двух частях нашей работы, когда проследили, как менялось сознание человека с освоением природы, с изменением родоплеменных отношений, с возникновением государства.

По итогам краткого обзора некоторых божеств древнегреческой мифологии мы можем сделать один очень важный вывод - эти образы сохранились в веках и продолжают питать вдохновение многих людей искусства.

Заключение


Мы рассмотрели в нашей работе в общих чертах процесс развития древнегреческой мифологии и некоторые из центральных образов этой мифологии. Иногда мы говорили об античной мифологии, вместо древнегреческой, строго говоря, античная мифология - понятие более широкое, так как включает в себя и римскую мифологию, но если обратиться к материалу третьей главы, то мы увидим, что многие римские боги были заимствованы именно из греческой мифологии. И мы не случайно здесь об этом говорим. Этот факт является показательным. Поскольку римская культура, основываясь на древнегреческой дала начало всей европейской культуре (и мы говорим об этом постоянно в нашей работе - так как это ключевой момент рассматриваемой нами темы). Но здесь важно не только заимствование образов и каких-то культов, важна сама структура мышления. И мы рассмотрели, как постепенно человек от чувственного восприятия мира переходит к рациональному осмыслению природы, утверждает торжество разума. И все это явилось следствием особенностей развития древнегреческой мифологии. Мы отмечали по ходу работы, что первобытные представления древних греков очень похожи на представления других первобытных цивилизаций. Однако дальнейшее развитие очень отличается. В восточных мифологиях, а позднее и в восточной философии человек значительно дольше оставался включенным в природу, он был практичным человеком, тесно связанным с материей, но именно античная философия утвердила торжество разума. И это утверждение осталось незыблемым до сих пор. Конечно, существует множество теорий, формулирующих иную точку зрения, но именно рациональное осмысление - центральная линия развития всей европейской культуры от эпохи Возрождения до наших дней.

Помимо приоритета разума античная мифология (будем говорить здесь шире) подарила европейской культуре жизнелюбие, и не последнюю роль здесь сыграл культ Диониса.

И, наконец, последнее, что хочется отметить, мы много говорили о героях и их подвигах. Древнегреческие герои вдохновляли на подвиги многих героев более поздних времен. А миф о прекрасной Елене Троянской находит свои отголоски в битвах во имя прекрасной дамы. И много-много еще можно найти таких параллелей в жизни общества, что в очередной раз подтверждает, что древнегреческая мифология дала миру не только ворох образов, но во многом определила и правила поведения, и образ мыслей - то есть культуру во всех ее проявлениях. В первую очередь все это касается, конечно, европейской культуры, но европейская культура оказала огромное влияние на развитие русской культуры, не говоря уж об американской, которая во много выросла из европейской, которую привезли в Америку первые поселенцы. Есть, конечно, связи и с восточной культурой и связи эти очень древние, но все, же восточные культуры стоят несколько обособлено.

Список литературы


1.Боннар А. Греческая цивилизация - М: Искусство, 1992.

2.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

.Мифы народов мира - мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В, т.1 - М: Советская энциклопедия, 1980.

.Философия - учебное пособие для ВУЗов под ред. Лавренева - М: Юнити, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Древнегреческая мифология была одним из самых ярких явлений, что отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первобытном мировоззрении древнегреческих племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анимистические и фетишистские представления.

Мифологическому обоснованию подверглись культ предков и тотемизм, который тоже не миновали древние греки. Одним словом, религия древних греков началась с мифологии, нашла свое лучшее выражение в мифологии, своего совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология - это уже общегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет «отец всех богов и людей» Зевс. Он живет на Олимпе, все боги всецело подчинены ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм древнегреческой мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворения абстрактных сил природы и общества.

В эллинистический литературе, а затем и в римском эпосе мифология, кроме религиозного, приобретает и литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорий и метафор, создает образы типов и характеров.

Но главным для древнегреческой мифологии является ее функциональность - она становится основой для формирования представлений, обусловливает фетишизм и магию древнегреческой религии.

Древнегреческая мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится основой реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. Ему было посвящено святилище в Элевсине, близ Афин . В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, - таинственные обряды с участием лишь посвященных, Первой ступенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Великих Элевсине. На второй ступени собирались в самом святилище, где выполнялось драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры - Персефоны (Коры). Это была символизация вымирающего и прорастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивой, добродетельной жизни. К элевсинским мистериям не допускали, например, тех, кто пролил чью-то кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Элевсинии были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходила существенная смена с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили вровень с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связано религиозно - философское течение орфиков , которое якобы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Каллиопа. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кифри и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен не оглядываться назад. Но любопытство победило его, он таки оглянулся (не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа - это начало добра, часть божества, а тело - это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихозе - переселении души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (неоплатониками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что обнаружилось при рассмотрении древнегреческого учения о бессмертной душе. Мифологическая, пышно описанная древнегреческая религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко обособиться от философии и от науки в целом. Жречества не образовали социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единый поток духовного развития, который кристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.

    Религия Греции и религиозные праздники

    Полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину носит название Святая Гора Афон. Это гористая местность покрытая лесом и множественными скалистыми оврагами. Юго восточную часть Св. Горы занимает гора Афон поднявшая свою вершину на 2033 м. над уровнем моря.

    Отдых в Греции. Автостопом по Греции: реально ли?

    Автостопом по Греции– это очень интересный способ путешествия. Возможность повидать новые страны с минимумом затрат и вещей позволит получить новые впечатления, познакомиться с интересными людьми, увидеть жизнь во всей ее многогранности.

    Необыкновенный древнегреческий Акрополь

    В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 130 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нашей, нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до нынешней эры, здесь была возведена крепость.

    Историческое наследие древней Македонии

    Представьте себе величественное здание древнегреческого амфитеатра… Праздничное шествие, посвященное свадьбе Клеопатры, дочери Македонского царя Филиппа Второго и царя Эпира Александра. Сотни людей, еще затемно занявшие места, на рассвете внезапно стали свидетелями поразительной и страшной картины: на площади торжественно появились 12 статуй главных олимпийских богов, искусно сделанных лучшими зодчими Греции.

Древнегреческая мифология сформировалась на юге Балканского полуострова и стала основой мировоззрения народов Средиземноморья в античности. Она оказала сильнейшее влияние на представления о мире в дохристианскую эпоху, а также стала основой многих более поздних фольклорных сюжетов.

В этой статье мы рассмотрим, кто такие боги Древней Греции, как к ним относились греки, как формировалась древнегреческая мифология и какое влияние она оказала на более поздние цивилизации.

Истоки мифологии грековя

Заселение Балкан индоевропейскими племенами - предками греков - происходило в несколько этапов. Первой волной переселенцев стали основатели микенской цивилизации , которая нам известна по археологическим данным и линейному письму Б.

Изначально высшие силы в представлении древних не имели персонификации (стихия не имела антропоморфного облика), хотя между ними были родственные связи. Были и легенды о мироздании, увязывающие богов и людей.

По мере того как переселенцы оседали на новом месте, модифицировались и их религиозные взгляды. Происходило это благодаря контактам с местным населением и событиям, которые оказывали сильное влияние на жизнь древних . В их сознании как природные явления (смена сезонов, землетрясения, извержения, наводнения), так человеческие действия (те же войны) не обходились без вмешательства или прямой воли богов, что отражено в литературных произведениях. Более того, позднейшие трактовки событий, когда уже не было в живых их участников, были основаны именно на божественной интриге (например, троянская война).

Влияние минойской культуры

Минойская цивилизация, располагавшаяся на острове Крит и ряде более мелких (Тира), была отчасти предшественником греческой. Родственниками греков минойцы не являлись. Они, судя по данным археологии, вели свое происхождение из доисторической Малой Азии со времен неолита. За время своей жизни на Крите у них сформировалась единая культура , язык (он полностью не дешифрован) и религиозные представления, основанные на материнском культе (имя Великой Богини до нас не дошло) и поклонении быку.

Государство, существовавшее на Крите, не пережило кризис Бронзового века. Климатические перемены на материковой Евразии привели к массовым миграциям с материка, которых Крит не избежал; на него стали заселяться пеласги и другие так называемые «народы моря» (так их называли в Египте), а позже - вторая волна греческих поселенцев - дорийцев. Извержение вулкана на острове Тира привело к затяжному экономическому кризису, от которого минойская цивилизация так и не оправилась.

Тем не менее религия минойцев оказала сильное влияние на таковую у переселившихся сюда греков. Остров прочно вписался в их представления о мире , там они поместили родину многих своих богов, а легенда о Минотавре (остаток от культа быка) пережила и Древнюю Грецию, и последующие эпохи.

Имена богов микенской Греции

В табличках, написанных линейным письмом Б, удалось прочесть имена некоторых богов. Они известны нам и по более поздним надписям, уже классическим. Трудность в прочтении этих табличек была в том, что само письмо было заимствован о (как и все буквенные системы) из минойского, которое, в свою очередь, явилось развитием старых иероглифических знаков. Сперва письмом стали пользоваться жившие в Кноссе выходцы из материковой Греции, а затем оно распространилось и на материк. Использовалось оно чаще всего в хозяйственных целях.

По своей структуре письмо было слоговым. Поэтому имена богов ниже будут даны именно в таком варианте.

Неизвестно, насколько эти божества были персонифицированы. Жреческая прослойка в микенский период существовала, этот факт известен из письменных источников. Но некоторые обстоятельства наводят на размышления. Например, имя Зевса встречается в двух вариантах - di-wi-o-jo и di-wi-o-ja - как в мужском, так и в женском роде. Сам корень слова - «див» - имеет значения божества вообще, что можно видеть в параллельных понятиях в других индоевропейских языках — вспомнить хотя бы иранских дэвов.

В эту эпоху уходят и представления о сотворении мира из Мглы и Хаоса, которые породили небо (Уран) и землю (Гея), а также мрак, бездну, любовь, ночь. В более поздних верованиях каких-то развитых культов этих богов и титанов мы не видим - все сюжеты с ними сохранились в виде мифов о мироздании.

Догреческие культы материковой Греции

Нельзя не отметить то, что ряд сфер жизни древних греков, которые мы приписываем им, не являются греческими по происхождению. Это относится и к культам, которые «контролировали» эти сферы. Все они принадлежали раньше народам, которые жили здесь до первой волны греческих переселенцев-ахейцев. Это были как минойцы, так и пеласги, жители Кикладских островов и анатолийцы.

Определенно к догреческим проявлениям культа следует отнести персонификацию моря как стихии и связанные с морем понятия (слово θάλασσα имеет, скорее всего, пеласгское происхождение). Сюда же следует отнести культ оливкового дерева .

Наконец, часть божеств имела изначально внешнее происхождение. Так, Адонис пришел в Грецию от финикийцев и других семитских народов.

Все это существовало у народов, живших в восточном средиземноморье до греков, и было перенято ими вместе с рядом божеств. Ахейцы были народом с континента и не возделывали оливу, равно как и не обладали искусством мореплавания.

Греческая мифология классического периода

Вслед за микенским периодом следует упадок цивилизации, который связан с нашествием северных греческих племен - дорийцев. После этого наступает период Темных веков - так его назвали ввиду отсутствия письменных источников на греческом, датируемых тем периодом. Когда появилась новая греческая письменность, она не имела ничего общего с линейным письмом Б, а произошла самостоятельно из финикийского алфавита .

Зато в это время сформировались в единое целое мифологические представления греков, что нашло свое отражение в главном источнике тех времен - поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти представления не были совсем монолитными: существовали альтернативные толкования и варианты, и они развивались и дополнялись в более поздние времена, даже когда Греция была под властью Римской империи.

Боги Древней Греции




Гомер в своих поэмах не разъясняет, откуда взялись боги и герои его произведений: из этого можно сделать вывод, что грекам они были известны. События, изложенные Гомером, а также сюжеты других мифов (о Минотавре, Геракле, и др.) считались ими историческими событиями, где действия богов и людей тесно переплетены.

Древнегреческие боги

Богов Древней Греции полисного периода можно поделить на несколько категорий. Сами греки делили потусторонний мир в зависимости от «актуальности» того или иного бога на текущий момент, сферы его влияния, а также его статуса среди других богов.

Три поколения богов

Мир, по мнению греков, возник из Мглы и Хаоса, которые породили первое поколение богов - Гею, Урана, Никту, Эреба и Эроса. В классический период они воспринимались как нечто абстрактное, а потому каких-то развитых культов у них не существовало. Тем не менее их присутствие не отрицалось. Так, Гея (земля) являлась хтонической силой, древней и неукротимой, Эрос в главном источнике тех времен - воплощением физической любви, Уран представлял небо.

Вторым поколением богов были титаны. Их было множество, и часть из них стала прародителями людей и других богов. Из самых известных титанов можно отметить таких как:

  • Кронос - отец олимпийских богов;
  • Рея - мать олимпийских богов;
  • Прометей - давший людям огонь;
  • Атлант - держащий небо;
  • Фемида - дарующая правосудие.

Третье поколение - это боги Олимпа. Именно их и почитали греки, храмы этих богов ставили в городах, именно они являются главными героями многих мифов. Олимпийские боги также приняли на себя ряд функций более старых богов: так, изначально богом Солнца являлся Гелиос, а позже его сблизили с Аполлоном. Из-за такого дублирования функций часто трудно дать «сканвордное» краткое определение греческого бога. Так, богом врачевания можно назвать как Аполлона, так и Асклепия, а богиней победы как Афину, так и ее спутницу Нику.

По легенде, олимпийские боги победили титанов в десятилетней битве, и теперь верховенствуют над людьми. Они имеют разное происхождение, и даже их списки разнятся у разных авторов. Но о самых влиятельных из них мы расскажем.

Олимпийские боги

Представим олимпийских богов в такой таблице:

Греческое имя Принятое в литературе Чему покровительствует Родители Кем приходится Зевсу
Ζεύς Зевс гром и молния, верховный бог Кронос и Рея
Ἥρα Гера брак и семья Кронос и Рея сестра и жена
Ποσειδῶν Посейдон главный морской бог Кронос и Рея брат
Ἀΐδης Аид покровитель Царства Мертвых Кронос и Рея брат
Δημήτηρ Деметра земледелие и плодородие Кронос и Рея сестра
Ἑστία Гестия домашний очаг и священный огонь Кронос и Рея сестра
Ἀθηνᾶ Афина мудрость, правда, военная стратегия, наука, ремесло, города Зевс и титанида Метида дочь
Περσεφόνη Персефона жена Аида, покровительница весны Зевс и Деметра дочь
Ἀφροδίτη Афродита любовь и красота Уран (точнее, морская пена, которая образовалась после того, как Кронос оскопил Урана и выкинул отрезанное в море) тетка
Ἥφαιστος Гефест кузнечное дело, строительство, изобретательство Зевс и Гера сын
Ἀπόλλων Аполлон свет, искусство, врачевание Зевс и титанида Лето сын
Ἄρης Арес война Зевс и Гера сын
Ἄρτεμις Артемида охота, плодородие, целомудрие Зевс и Лето, сестра Аполлона дочь
Διόνυσος Дионис виноградарство, виноделие, религиозный экстаз Зевс и Семела (смертная женщина) дочь
Ἑρμῆς Гермес ловкость, воровство, торговля Зевс и нимфа Майя сын

Сведения, указанные в четвертой графе, неоднозначны. В разных регионах Греции существовали различные версии происхождения олимпийцев, не являющихся детьми Кроноса и Реи.

Олимпийские боги имели наиболее развитые культы. Им устанавливали статуи, строили храмы, в их честь проводили праздники.

Местом обитания олимпийских богов считался горный массив Олимп в Фессалии, самый высокий в Греции.

Второстепенные боги и богини

Они были младшим поколением богов и тоже имели разное происхождение. Чаще всего такие боги находились в подчинении более старших и исполняли какую-либо выделенную их функцию. Вот некоторые из них:

Это отдельная категория почитаемых объектов греческой мифологии. Они являются героями мифов и представляют собой людей полубожественного происхождения. Они обладают сверхспособностями, но, как и люди, смертны. Герои являются излюбленными персонажами рисунков на древнегреческих вазах.

Из всех героев бессмертия удостоились лишь Асклепий, Геракл и Полидевк. Первый был возведен в ранг богов за то, что превзошел всех в искусстве врачевания и дал свое знание людям. Геракл, по одной из версий, получил бессмертие благодаря тому, что пил молоко Геры, с которой потом враждовал. По другой - это был результат договора о десяти подвигах (в итоге он совершил двенадцать).

Полидевк и Кастор (близнецы-диоскуры) были сыновьями Зевса и Леды. Зевс дал бессмертие только первому, потому что второй к тому времени погиб. Но Полидевк поделил бессмертие с братом, и с тех пор считалось, что день братья лежат в гробнице, а второй проводят на Олимпе.

Из других героев следует отметить таких, как:

  • Одиссей, царь Итаки, участник троянской войны и скиталец;
  • Ахиллес, герой той же войны, имевший одно уязвимое место - пятку;
  • Персей, победитель Медузы Горгоны;
  • Ясон, предводитель аргонавтов;
  • Орфей, музыкант, спустившийся к умершей жене в подземное царство;
  • Тесей, совершивший визит к Минотавру.

Помимо богов, титанов и героев в верованиях греков существовали и сущности более мелкого порядка, представлявшие какое-либо место или стихию. Так, свое имя имели ветра (например, Борей - покровитель северного ветра, а Нот - южного) и морские стихии, а реки, ручьи, острова и другие природные объекты находились во власти обитавших там нимф.

Сверхъестественные существа

Регулярно появляются в мифах и поэмах. Вот некоторые из них:

  • Горгона Медуза;
  • Минотавр;
  • Василиск;
  • Сирены;
  • Грифоны;
  • Кентавры;
  • Цербер;
  • Сцилла и Харибда;
  • Сатиры;
  • Ехидна;
  • Гарпии.

Роль богов для греков

Сами греки не считали богов чем-то далеким и абсолютным. Они даже не были всевластны. Во-первых, каждый из них имел свою область деятельности, во-вторых, они спорили между собой и людьми, и далеко не всегда победа была на стороне первых. Боги и люди были связаны общим происхождением, и люди считали богов превосходящими их в силе и способностях, отсюда поклонение и своеобразная этика отношения к богам: их нельзя было гневить и гордиться победами над ними.

Иллюстрацией к последнему являлась судьба Аякса, спасшийся от гнева Посейдона, но последний таки догнал его и разбил скалу, к которой тот прицепился. А также символично описание судьбы Арахны, которая превзошла Афину в искусстве ткачества и была превращена в паука.

Но и боги, и люди были подвластны судьбе, которая олицетворялась тремя Мойрами, плетущими нить судьбы каждому смертному и бессмертному. Этот образ идет еще из индоевропейского прошлого и тождественен славянским Рожаницам и германским Норнам. У римлян судьба представлена Фатумом.

Их происхождение теряется, в древности существовали разные легенды о том, как они родились.

В более позднее время, когда стала развиваться греческая философия, понятия о том, что же управляет миром, стали развиваться именно в направлении некоего высшего мира, который властен над всем. Сперва Платон изложил теорию идей, затем его ученик, Аристотель, обосновал бытие некоего единого божества. Развитие подобных теорий подготовило почву для распространения христианства позже.

Влияние греческой мифологии на римскую

Римская республика, а затем империя, поглотила Грецию достаточно рано, во II веке до нашей эры. Но Греция не только избежала участи других завоеванных территорий, подвергшихся романизации (Испания, Галлия), но и стала своеобразным эталоном культуры. В латинский язык были заимствованы некоторые греческие буквы, словари пополнялись греческими словами, а само владение греческим считалось признаком человека образованного.

Неизбежным было и доминирование греческой мифологии - она тесно переплелась с римской, и римская стала как бы ее продолжением. Римские боги, имевшие свою историю и особенности культа, стали аналогами греческих. Так, Зевс стал аналогом Юпитера, Гера - Юноны, а Афина - Минервы. Вот еще несколько богов:

  • Геракл - Геркулес;
  • Афродита - Венера;
  • Гефест - Вулкан;
  • Церера - Деметра;
  • Веста - Гестия;
  • Гермес - Меркурий;
  • Артемида - Диана.

Под греческие образцы подводилась и мифология. Так, изначальным богом любви в греческой мифологии (точнее, олицетворением самой любви) был Эрос - у римлян ему соответствовал Амур. Легенду об основании Рима «привязали» к троянской войне, куда ввели героя Энея, ставшего предком жителей Лацио. То же самое касается и других мифических персонажей.

Древнегреческая мифология: влияние на культуру

Последние последователи культа древнегреческих богов жили в Византии еще в первом тысячелетии нашей эры. Их называли эллинами (от слова Эллада) в противовес христианам, считавших себя ромеями (наследниками Римской империи). В X веке греческий политеизм был окончательно искоренен.

Но мифы и легенды Древней Греции не умерли. Они стали основой многих фольклорных сюжетов средневековья, причем в совершенно далеких друг от друга странах: так, сюжет про Амура и Психею стал основой сказки о красавице и чудовище, в российском корпусе представленной как «Аленький цветочек». В средневековых книгах не являются редкостью картинки с сюжетами из мифологии греков — от европейских до русских (во всяком случае, в Лицевом Своде Ивана Грозного они есть).

С греческими богами ассоциировались все представления европейцев о дохристианской эпохе. Так, действие трагедии Шекспира «Король Лир» отнесено в дохристианское время, и хотя в это время на территории Британских островов жили кельты и стояли римские гарнизоны, в качестве богов упоминаются именно греческие.

Наконец, греческая мифология стала источником сюжетов для произведений художников, причем долгое время именно сюжет из греческой мифологии (или, как вариант, Библии) должен был быть темой экзаменационного полотна на выпуске из Академии художеств в Российской империи. Нарушившие эту традицию будущие члены товарищества передвижников стали знамениты.

Именами греческих богов и их римских аналогов называют небесные тела, новые виды микроскопических существ, а некоторые понятия прочно вошли в лексикон далеких от греческой мифологии граждан. Так, вдохновение к новому делу описывается как схождение музы («чего-то муза не приходит»); бардак в доме именуется хаосом (даже есть просторечный вариант с ударением на втором слоге), а уязвимое место называют ахиллесовой пятой не знающие, кто такой Ахиллес.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
"Ведомости": рейтинг прозрачности госзакупок показал их непрозрачность и многомиллиардные потери государства Ведение бухучета, ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, бухгалтерское сопровождение Ведение бухучета, ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, бухгалтерское сопровождение Помадка на пасхальный кулич из сахарной пудры, белковая, с желатином — Рецепт помадки для Помадка на пасхальный кулич из сахарной пудры, белковая, с желатином — Рецепт помадки для