Акционерные общества со 100 процентным государственным капиталом. Классификация акционерных обществ с государственным участием

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

Банки с господдержкой список 2020

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

Полное участие

АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% - Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
МИнБанк 99,99% Банк России (публикация от 22.07.2019)
ВОКБАНК 99,99% Банк России (публикация от 28.08.2019)
UPD: будет присоединен к МИнБанк (публикация от 30.08.2019)
Также на санации:

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Акционерные общества с государственным капиталом имеют большую долю в российской экономике. Это предполагает решение задачи эффективного управления такими обществами с учётом их особенностей при поддержке в максимально возможной степени предпринимательской активности. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление выделяются три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом состоит в переходе к организационно-правовой форме, которая расширяет возможности проявления инициативы и предприимчивости. По определению форма акционерных обществ предусматривает большую самостоятельность и преобразование организационной структуры фирмы.

Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. На нём лежит имущественная ответственность, что позволяет использовать имущество такой организации на погашение её долгов. Право собственности на имущество и ответственность по долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих организаций.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно только направляет и контролирует деятельность своих представителей в АО. Все это позволяет коммерциализировать деятельность рассматриваемых АО и, как результат, повысить эффективности производства.

Однако эффективность деятельности АО со 100-процентным государственным капиталом в существенной мере зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. В зависимости от конкретных обстоятельств государственный орган может, например, настоять на вложении средств в проекты, которые не в состоянии обеспечить долговременный эффект, или на производстве малорентабельной продукции. При этом конкурентоспособность таких организаций снижается, хозяйственные показатели резко падают и неправильно трактуется сама идея создания подобного акционерного общества.

Более перспективными являются акционерные общества, где государство имеет контрольный пакет акций. Такие АО представляются организациями со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, как правило, в смешанной собственности находятся крупные организации с большой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает большое число акций и создаются предпосылки для массового привлечения в экономику российского и зарубежного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность влияния государства на стратегию и тактику АО для обеспечения интересов общества.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций главным образом производится представителями государства (государственными служащими). В организациях есть собрание акционеров, причём для решения некоторых вопросов необходимо квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представители государства должны считаться с мнением других акционеров. По российскому законодательству представитель государства может быть назначен в любое акционерное общество, которое имеет даже небольшой пакет государственных акций.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07-03-2000 195 О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В... Актуально в 2018 году

Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности

12. В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.

13. Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.

14. Не позднее чем за 15 дней (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.

Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.

На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.

15. В случае если находящиеся в федеральной собственности акции переданы в установленном порядке для продажи в Российский фонд федерального имущества, последний осуществляет по согласованию с министерством полномочия акционера в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства. Порядок согласования определяется министерством и Российским фондом федерального имущества. Федеральный орган исполнительной власти, представители Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии акционерного общества взаимодействуют с Российским фондом федерального имущества в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства.

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:

· при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

· при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

· при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами. Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:

· акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

· акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:

· акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;

· форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;

· акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Разработка эффективной системы управления государственными пакетами акций является частью общей проблемы организации управления государственной собственностью, одной из самых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новой социально-экономической системе.

Одна из основных функций АО с государственным пакетом акций - устойчивое получение доходов государством в форме дивидендов. От большинства АО государство получает дивиденды в мизерных размерах. Такую дивидендную политику нельзя признать удовлетворительной.

В настоящее время управление государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Минимущество России, Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), а также отраслевые министерства и ведомства. Функции управления каждого из отмеченных органов определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Анализ функций управления государственным имуществом показывает, что они являются лишь фрагментами подлинного менеджмента управления государственной собственностью. Процесс управления государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом требует четкой координации между высшими органами власти, они же выполняют в основном функции по управлению процессом приватизации.

Для управления собственностью в ОАО с государственным капиталом государство использует институт своих представителей. Представители из числа государственных служащих назначаются по решению Президента, Правительства Российской Федерации или представительных государственных органов. В настоящее время в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом занято около 2000 государственных представителей, в том числе 99% из них - государственные служащие. Это работники отраслевых министерств и ведомств, их территориальных органов, сотрудники Минимущества РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), Минфина РФ и РФФИ. Существующий порядок назначения государственных представителей из числа служащих не предусматривает эффективных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом управления конкретного объекта собственности, ответственности за результаты управления, мотивации их труда. Действующей системой не предусмотрена обязательная практика постановки четких задач перед государственными представителями, закрепленная в договорах программы мероприятий по реализации этих задач.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление АО можно выделить несколько групп АО, в которых:

  • - до 100% капитала принадлежит государству;
  • - государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • - государству принадлежит «золотая акция»;

государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%) .

Среди АО с государственным участием можно выделить АО, 100% акций которых принадлежат государству. Создание АО со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций .

Говоря о компаниях одного лица, М. И. Кулагин отмечал следующее: «В подавляющем большинстве капиталистических стран действуют в настоящее время компании одного лица, правомерность существования которых не вызывает сомнения ни у одного западного юриста, - это так называемые публичные корпорации, т.е. государственные юридические лица, действующие па началах коммерческого расчета, единственным собственником имущества которых является государство» . Принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность их государственным органам существенно влияют на их правовой режим, который отличается от статуса частного юридического лица .

Правовое положение российских АО, акции которых полностью принадлежат государству, отличается от положения частных АО (частных корпораций) и требует специального законодательного регулирования, обусловленного наличием целого ряда специфических черт: особым способом учреждения, образования капитала, особым управлением, наконец, особыми целями и задачами, решаемыми такими АО. На этот счет М. Н. Изра- элит отмечал, что «...сам факт участия государственного капитала в АО требует на практике ряда поправок к закону, созданному для регулирования деятельности частно-предпринимательских организаций» .

Поскольку государство является единственным акционером такого общества, то сохраняет за собой полный контроль в управлении АО, образуя его органы управления.

Собственник-акционер, обладающий пакетом акций, дающим ему возможность определять управление АО, самостоятельно формирует органы АО: либо сам осуществляет управление и заинтересован в его эффективности, так как от этого зависят его дивиденды, либо передает управление наемному менеджменту, который также должен быть заинтересован в эффективности управления, поскольку от этого зависит его вознаграждение. Отсюда, к слову сказать, конфликт интересов между акционерами (миноритарными и крупными), между акционерами и наемным менеджментом. При этом перед собственниками, готовыми отойди от оперативного управления и передать его профессионально подготовленным менеджерам, стоит задача сохранения контроля над АО и деятельностью менеджеров. Органом, способным при должной степени продуманного механизма его функционирования обеспечить собственникам такой контроль, является коллегиальный орган (совет директоров, наблюдательный совет).

Государство, являясь единственным акционером, также формирует органы управления АО: совет директоров, исполнительный орган. Но от имени государства действуют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях - государственные корпорации. Фактически АО и его органы находятся в подчинении Правительства РФ или федерального министерства или госкорпорации (иными словами - государственных чиновников).

Мало того, что интересы государственных служащих в органах управления АО с участием государства не всегда совпадают с интересами государства как акционера, так еще эти же чиновники подотчетны и подконтрольны другим чиновникам рангом выше - из министерств и федеральных служб. Отсюда проблема в управлении АО - не только в замене государственных чиновников профессиональными управляющими и независимыми директорами, получающими вознаграждение и заинтересованными в эффективности управления АО, но и в построении принципиально иной системы управления АО со 100%-ным участием государства.

Особо следует сказать об ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»). Особенность таких АО заключается в том, что государство, обладая, как правило, миноритарным пакетом акций в таком АО, имеет возможность оказывать влияние на управление и контролировать его деятельность, иными словами, имеет избыточные права контроля.

Особое право управления капиталом, получившее название «золотая акция», стало широко применяться в 1980-х гг. в Великобритании, когда правительство Маргарет Тэтчер успешно осуществляло программу приватизации . С этого времени во многих странах, особенно с переходной экономикой, стали использовать «золотую акцию», под которой понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов.

Вместе с тем Европейский Суд признал незаконным использование государством «золотой акции», с помощью которой правительства таких стран, как Великобритания, Дания, Португалия, Нидерланды, Испания и др., вмешивались в решения частных компаний. Дополнительные права государства, предоставляемые институтом «золотой акции», противоречат духу корпоративного законодательства в отношении прав собственности, что легло в основу запрета разных форм «золотой акции» Европейским Судом . Такая практика была признана противоречащей принципу свободного движения капитала внутри Европейского Союза. Однако Европейский Суд допустил возможность применения «золотой акции» исключительно в стратегически важных отраслях. Эти области должны определяться правительствами, что вызывает сложности, так как в разных странах в данную категорию могут включаться совершенно разные виды деятельности.

В связи с этим многие европейские государства постепенно отказываются от использования механизмов, аналогичных «золотой акции».

В России понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Позже, в Указе Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. от 14.03.1996) отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество России вправе принимать решение о замене пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, на «золотую акцию». Такая «золотая акция» рассматривалась как специальная ценная бумага, эмитируемая создаваемыми в процессе приватизации АО, которая предоставляла ее владельцу - государству - наряду с «обычными» правами акционера набор прав, призванный обеспечить контроль государства за деятельностью АО. Золотая акция как ценная бумага обладала тремя особенностями: исключительность субъекта ее держателя (государство), особое правовое положение и специфический порядок обращения .

С принятием законодательства об АО и о ценных бумагах конструкция «золотой акции» как особой ценной бумаги пришла в противоречие с пониманием акции. В связи с этим Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» кардинальным образом изменил конструкцию «золотой акции», оставив лишь прежнее название. Закон о приватизации лишь конкретизировал нормы Закона 1997 г.

Действующим приватизационным законом установлено, что «золотая акция» - это не ценная бумага, а специальное право на участие в управлении АО, используемое государством в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. «Столь широкий перечень публичных целей, включающий, помимо конкретных интересов безопасности, еще и абстрактные интересы граждан, создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления, позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для произвольного вмешательства в экономику» .

Чтобы оправдать использование этого института в российской экономике, необходимо выполнение трех условий для АО: во-первых, они действительно принадлежат к стратегическим АО; во-вторых, государство не располагает другими основаниями для осуществления контроля в этих АО; в-третьих, институт «золотой акции» позволяет активно влиять на принятие решений.

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», предусматривало, что «решения о закреплении в федеральной собственности акций АО, образуемых при приватизации предприятий, и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими обществами («золотой акции») принимаются при приватизации предприятий, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • - добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология;
  • - функционирование трубопроводного транспорта;
  • - эксплуатация газового хозяйства;
  • - выработка и распределение электроэнергии;
  • - морской и речной транспорт, связь;
  • - строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
  • - разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним;
  • - производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
  • - производство продуктов детского питания .

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной степени защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования организации как АО.

Как следует из Отчета Росимущества об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция») по итогам 2014 года, из 980 АО, права акционера по которым осуществляет Росимущество, в 373 АО доля государства менее 2%, включая 75 АО, в отношении которых также используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении («золотая акция») .

Правительство РФ, принявшее решение об использовании специального права («золотой акции»), назначает представителя Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию ОАО.

Представителем Российской Федерации может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ. «Золотая акция» дает право вето представителю государства при принятии решений по наиболее важным вопросам (о реорганизации, ликвидации АО, изменении уставного капитала, совершении ОАО указанных в гл. X и XI Федерального закона 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Кроме того, государство имеет право получать уведомление о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня; право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» (в ред. от 20.02.2016) предусматривается, что для компаний («Объединенная зерновая компания», «Международный аэропорт Шереметьево», «Акционерная компания «АЛРОСА”», «Ростелеком», «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт Внуково») возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении АО («золотой акции»).

Таким образом, государство, используя «золотую акцию» в таких ОАО, сохраняет право управления, определяет основные направления деятельности АО и решает вопросы развития АО, имея право «вето» по наиболее важным вопросам, что ставит государство в особое положение по сравнению с другими частными акционерами. Безусловно, такая конструкция «золотой акции» не только выходит за рамки принципов корпоративного управления, но и нарушает их.

Несмотря на то что механизм «золотой акции» предусмотрен также в некоторых развитых европейских странах, инвесторы обычно чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в компании, в которых есть «золотая акция». Хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами .

Таким образом, институт «золотой акции» как способ контроля государства в управлении может быть сохранен только в АО, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения .

В связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием , актуальность приобретает определение правового положения смешанных АО (корпораций).

Смешанные АО (корпорации) - это АО, в которых государство участвует в капитале и управлении наряду с частным капиталом.

Наибольшее развитие смешанные общества получили в экономике европейских государств начала XX в. Как отмечал М. И. Кулагин, для признания общества смешанным, например, по французскому праву, необходимо, чтобы, во-первых, государство владело не менее 10% капитала общества и, во-вторых, чтобы участие государства в управлении было прямо оговорено в уставе такого общества. Становясь акционером, государство приобретает более широкие права, нежели обычный участник. В уставы смешанных обществ включается положение о том, что общее собрание не может принимать решения, наносящие ущерб государственному участию. Смешанные общества, как и государственные компании, находятся под постоянным и многообразным государственным контролем .

В России смешанные АО активно создавались во время Первой мировой войны, когда государством были монополизированы целые отрасли хозяйственной деятельности, а также в период новой экономической политики, характеризующийся активным участием государства в хозяйственном обороте. Смешанными обществами считалось «соединение государства или некоторых других публичных организаций с частными лицами для совместного управления предприятием, которое по внешности носит характер частного товарищества» . В конце 1920-х - начале 1930-х гг. смешанные АО были ликвидированы.

Современное российское акционерное законодательство не содержит критериев, позволяющих определять АО как смешанную корпорацию. Нет таких критериев и в приватизационном законе. Например, ст. 39 Закона о приватизации, определяющая особенности правового положения ОАО, акции которых находятся в собственности России, не определяет долю акций, которая принадлежит публичному образованию. М. Н. Израэлит определял смешанное АО как «такое торговое и промышленное общество, которое образуется с участием государства. При этом участие это, как обязательное, ограничено известными размерами. ...Смешанные АО имеют льготы и преимущества» .

В смешанном АО, наряду с публичным акционером, могут быть и другие акционеры, имеющие различные пакеты акций. В зависимости от этого они либо влияют на дела общества, либо не оказывают такого влияния.

В странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 60% всех АО с участием государства последнему принадлежат 100%-ные пакеты акций. В остальных АО государству противостоят другие акционеры.

Центральное место в отношениях между государством-акционером и другими частными акционерами занимают три аспекта:

  • - определение целей АО;
  • - реализация права на участие в управлении;
  • - доступ акционеров к информации.

В то время как частные инвесторы обычно становятся акционерами для получения прибыли, государство преследует другие цели. Если для него прибыль не является важнейшей целью, вероятен конфликт с другими акционерами. В этих случаях государство должно либо приобрести пакеты акций других собственников (или что еще лучше - с самого начала не приватизировать эти пакеты), либо найти инвесторов, которые будут следовать некоммерческим целям государства .

Возможностью влиять на управление в обществе обладают акционеры, владеющие более 25% голосующих акций общества. Акционеры, владеющие от 1 до 10% голосующих акций, в принципе не могут влиять на управление обществом, но могут влиять на решения, принимаемые крупным акционером, владеющим более 25% акций общества. Последний так или иначе вынужден считаться с их интересами. Это в полной мере касается и участия в АО государства как акционера. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций. Контрольный пакет акций (от 50 до 100%) государство имеет в 55 АО, блокирующий пакет (от 25 до 50%) - в 142 АО, миноритарный пакет (от 2 до 25%) - в 194 АО .

В смешанных корпорациях, с одной стороны, должны обеспечиваться интересы государства-акционера. Это возможно, во-первых, путем указания на цели государства при участии в АО. Во-вторых, в определенных случаях законодательство закрепляет приоритет интересов государства по отношению к другим участникам корпоративных отношений. Например, Закон о приватизации (ст. 40, 41) устанавливает требование о сохранении доли государства в уставном капитале АО при его увеличении путем дополнительного выпуска акций, если в государственной собственности закреплено более 25% акций . Единоличный исполнительный орган АО, включенного в перечень стратегических АО, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением

Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна (п. 3 ст. 39 Закона). В-третьих, государство как акционер может использовать конструкцию акционерного соглашения, в рамках которого возможно предусмотреть контроль в управлении АО. В принципе конструкция специального права на управление («золотая акция») может быть заменена конструкцией корпоративного (акционерного) соглашения, регламентированного ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона об АО, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Федеральным законом «Об акционерных обществах с государственным участием», имея в виду, что права акционера от имени государства - России - осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в установленных законом случаях - государственные корпорации .

Законодательное закрепление приоритета интересов государства как участника корпоративных отношений следует «компенсировать», уравнять законодательным закреплением дополнительных прав и интересов частных инвесторов. Поэтому, с другой стороны, в смешанных АО должны обеспечиваться интересы и права частных акционеров, которые регламентируются общими нормами акционерного законодательства. Во многих зарубежных странах частным акционерам предоставляются дополнительные права, дающие возможность участвовать в принятии решений. Например, облегчается возможность заочного голосования в общем собрании, обеспечивается представительство в советах директоров. В Словакии представители частных акционеров составляют большинство в советах директоров даже в тех АО, где контрольным пакетом владеет государство. В других странах представители частных акционеров обладают правом вето по отношению к отдельным видам еделок. Очень чаето такое право вето предусматривается уставом отдельных АО и не содержится в корпоративном законодательстве .

Таким образом, наряду с государством-акционером в смешанных АО присутствуют частные акционеры (инвесторы), имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что обладая контрольными пакетами акций, государство будет определять основные направления развития АО, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и в принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства, не имея возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких АО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение баланса интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления, и, следовательно, значение управления в таких АО возрастает.

Наряду со значительными пакетами акций в АО, где государство имеет важные стратегические цели, участие государства сохраняется в тех АО, где государство не имеет ни специальных целей (поскольку АО не предоставляют общественных благ и не оказывают решающего воздействия на конкретные рынки), пи возможностей для реализации своих интересов (поскольку пакеты акций малы). В частности, как следует из Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014- 2016 годы, находящиеся в федеральной собственности «единичные» акции АО не будут приватизироваться по той причине, что «затраты бюджетных средств на подготовку к их приватизации превысят возможные доходы федерального бюджета от их приватизации». Вместе с тем государство должно нести расходы по управлению такими «единичными» акциями. В проведенном Счетной палатой РФ анализе процессов приватизации отмечается, что для обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны государства не следует сохранять миноритарные пакеты акций в АО, если в этом нет особых оснований с точки зрения общегосударственных интересов. Если необходимо сохранить долю участия в АО, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций .

Более того, подавляющее большинство ОАО, созданных в результате приватизации, по сути своей не были и сегодня не являются публичными. Их создание не было связано с привлечением инвестиций посредством выпуска акций; многие из них на протяжении всего времени своего существования ни разу не осуществляли привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций; их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Нагрузка, связанная с соблюдением повышенных законодательных требований к публичным корпорациям, приводит к дополнительным издержкам для таких обществ, которые не компенсируются выгодами, связанными с привлечением инвестиций. Участие государства в уставных капиталах таких АО не повлияло на их инвестиционную привлекательность и влечет для государства лишь затраты по управлению.

Следовательно, одна из важнейших проблем - это определение того круга АО, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства. Стратегия управления государственной собственностью должна исходить из того, что те АО, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» в федеральной собственности должны закрепляться только акции АО, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства . Перечень таких АО был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» и включал 697 АО .

В соответствии с Законом оо приватизации к стратегическим предприятиям относятся «федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации»; к стратегическим АО относятся «открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации» (ст. 6 Закона). Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 10.02.2016) были утверждены:

перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России;

Перечень ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Таким образом, государству принадлежат акции прежде всего в стратегических АО.

Акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими АО.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических АО изменений, касающихся: состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в ОАО); необходимости и степени участия Российской Федерации в ОАО из числа стратегических АО, в том числе для последующей приватизации акций указанных АО; утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период .

Следует обратить внимание на то, что понятие «стратегическое АО», содержащееся в Законе о приватизации, отличается от понятия, содержащегося в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст. 190 для целей закона о несостоятельности под стратегическими АО понимаются:

  • - ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • - организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы но обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К стратегическим АО, но смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», относятся и организации оборонно-промышленного комплекса . Однако они не отнесены к стратегическим АО в понимании Закона о приватизации. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные законом о несостоятельности процедуры, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию .

Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определяет АО, имеющее стратегическое значение следующим образом: это хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 данного Закона. Такое определение стратегического АО дано в целях именно указанного Закона. Статья 6 Закона перечисляет закрытый перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, складывается довольно странная ситуация. Перечень стратегических АО в целях приватизационного закона определен указом Президента, в целях применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - распоряжением Правительства РФ. В целях установления ограничений, связанных с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, специальным Федеральным законом определяются виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Соответственно, и хозяйственные общества, осуществляющие эти виды деятельности, в понимании Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ являются также стратегическими.

Представляется необходимым установить единые критерии, по которым АО будет относиться к стратегическому; понятие стратегического АО следует унифицировать независимо от того, в целях какого законодательства оно применяется.

Анализ действующих законодательных актов, содержащих понятие стратегического АО, позволяет сформулировать единое понятие стратегического АО: стратегическими АО являются те АО с участием государства, через которые государство осуществляет функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, обеспечению мира и поддержанию мирового порядка, а также защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Что касается участия государства в АО, созданных в процессе преобразования унитарных предприятий в ОАО и не являющихся стратегическими, то возникает вопрос: насколько государству целесообразно сохранять свою долю акций в таких АО, в том числе и с точки зрения затрат по управлению? Другими словами, количество пакетов акций, находящихся в собственности России, должно соответствовать возможностям государства по их управлению , а также интересам и целям государства, достигаемым через участие в таких АО. В отношении государственных пакетов акций тех АО, функционирование которых не позволяет обеспечить решение задач исходя из целей государства, целесообразно осуществить приватизацию принадлежащих государству акций. В первую очередь это касается АО, в которых размер доли государства не позволяет ему влиять на управленческие решения (миноритарные пакеты), а также тех АО, которые осуществляют свою деятельность в условиях конкурентного рынка .

Миноритарные и «единичные» пакеты принадлежащих государству акций могут быть переданы либо в доверительное управление на основании ст. 26 Закона о приватизации, либо внесены в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, либо в активы инвестиционных фондов.

Говоря об использовании механизма доверительного управления, следует отметить определенные неточности формулировки ст. 26 Закона, в соответствии с которой «лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления». Однако в данной статье предусмотрено, что «договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления». Этот пункт следует исключить, так как он противоречит п. 2 этой же статьи, из которой следует, что акции продаются по результатам доверительного управления.

Государство может участвовать в АО не только прямо (являясь собственником определенного пакета акций), но и косвенно, т.е. посредством иных юридических лиц. Опосредованное (косвенное) государственное участие осуществляется через контроль над основным обществом, имеющим, в свою очередь, контрольный пакет в своей дочерней компании. Речь идет о косвенном участии в АО - через материнские общества, в которых Российская Федерация является мажоритарным акционером. Практика показывает, что такие случаи весьма распространены в связи с тем, что в последние годы наблюдается новая волна концентрации капитала и формирование вертикально-интегрированных структур. К примеру, весьма показательно учреждение в 2008 г. ОАО «Оборон- сервис» (100% акций находятся в федеральной собственности), приоритетным направлением деятельности которого является управление девятью дочерними ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных . В качестве других примеров можно назвать ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей» , ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод”» , ОАО «Концерн “Океанприбор”» , ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» , которые владеют пакетами акций десятков АО. Так, например, во исполнение Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 696 «О развитии открытого акционерного общества “Объединенная судостроительная корпорация”» в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подлежат интеграции 10 ОАО и ФГУП «Судоэкспорт».

Другой способ опосредованного (косвенного) государственного участия - передача акций, принадлежащих государству, государственным корпорациям. Пример этого: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в котором 57,3% акций принадлежит Госкорпорации «Росамтом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом»; ОАО «Атомэнергопром», 100% акций которого переданы Государственной корпорации «Росатом» . В свою очередь ОАО «Атомэнергопром» является единственным акционером ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации были переданы акции 228 АО (в основном это 100%-ные пакеты) .

Как следует из Отчета о деятельности за 2013 год по итогам выполнения государственной программы «Управление федеральным имуществом», в программу приватизации на 2011-2013 гг. были включены акции 98 открытых АО, подлежащих внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал 16 вертикально-интегрированных структур. Из 44 формируемых в указанные годы вертикально-интегрированных структур полностью завершены мероприятия в рамках формирования 34 вертикально-интегрированных структур .

  • М. II. Израэлит выделял четыре категории АО с участием государственного капитала:1) государство вложило свой капитал в частные АО и приобрело определенное количествоакций; 2) часть акций закреплена за государством (смешанные АО); 3) весь капитал принадлежат фактически государству, уставом государственное участие не предусмотрено;нс ограничено приобретение акций частным капиталом; 4) государство имеет весь капиталАО в силу устава, возможность участия частного капитала исключена. См.: Акционерныеобщества: правовые основания деятельности акционерных обществ с участием и без участиягосударственного капитала. М., 1927. С. 57.
  • Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытыхакционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам2014 года. URL: http://www.rosim.ru/documents/270607.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Надо ли вешенки мыть перед жаркой Надо ли вешенки мыть перед жаркой Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем