Педагогическая фасилитация. опыт применения в высшей школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Особенности психолого-педагогической фасилитации. Педагог-психолог как фасилитатор. Субъекты психолого-педагогической фасилитации. Диагностика психологических предикторов развития феномена ингибиции

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Слово «фасилитация » произошло от английского слова facilitate , которое означает «облегчать, помогать, способствовать».

По данным поисковой системы «Яндекс», в 1990 г. в сети Интернет было зарегистрировано всего 4000 страниц с понятием «фасилитация», в 2002 г. - 6000, в 2008 г. - 7000, а в 2010 г. - 35 000 страниц. Данные говорят о том интересе, который проявляют психологи, педагоги, представители неправительственных организаций, бизнес- сообщества к феномену фасилитации. В России защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам фасилитации. Проводятся конкурсы и научно-практические конференции среди фасилитаторов. Исследование данного явления осуществляется в рамках деятельности Международной ассоциации фасилитаторов, Международным институтом фасилитации, Мировой сетью фасилитации и пр. Обучение фасилитации заняло достаточно прочное место во внеформальном образовании. Предлагается выделить фасилитатора в отдельную профессию, которой и пророчится очень перспективное будущее .

Феномен, который называют «социальная фасилитация», впервые ввели в психологический обиход Г. Триплет, Ф. Олпорт, В. Меде. В 1965 г. появилась публикация Р. Зайонца «Социальная фасилитация», новое направление социально-психологических исследований .

Социальная фасилитация трактуется как повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Социально-психологическая фасилитация - облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников. Фасилитация повышает продуктивность групповой работы, вовлеченность и интерес участников, раскрывает их потенциал, позволяет эффективно обсуждать сложные проблемы или спорные ситуации. Технология фасилитирования способствует более рефлексивной деятельности участников.

Последующие исследования подтвердили, что на повышение продуктивности работы человека влияет не только простое присутствие другого, но и форма оценки процесса деятельности. Вот почему фаси- литация необходима в образовании как фактор, способствующий повышению эффективности обучения и воспитания.

Педагогическая фасилитация в этом аспекте часто рассматривается как способ обучения, при котором наставник занимает позицию помощника (фасилитатора) и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы или осваивать какие-либо навыки.

Педагогическая фасилитация рассматривается также как функция стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемых, их особого стиля общения и особенностей личности педагога (И.Я. Пундик).

Психолого-педагогическая фасилитация. Образование как система во все времена было обращено к проблемам растущего человека, но по-разному. В социально ориентированной педагогике личность ребенка была средством достижения целей социума, сформулированных чаще всего идеологами, политиками и методологами. Эта педагогика осуществляла функциональный подход к подрастающему поколению и стремилась адаптировать его к социуму, ассимилировать, нередко применяя насилие над ним.

Личностно ориентированная педагогика относится к человеку как к цели, а не как к средству, поэтому строит отношения сотрудничества, сотворчества, т.е. ненасилия. Она делает акцент на свободе личности, заботится о становлении его духовно-нравственного мира. Это педагогика освобождения обучаемого, предполагающая выстраивание субъект-субъектных отношений в образовательном процессе .

Понятие клиентоцентрированного обучения впервые было декларировано К. Роджерсом в работе «Свобода учиться для 80-х» и поддержано другими сторонниками гуманистической психологии. Они наметили направления фасилитации в различных сферах общения, особенно в сфере педагогики .

К. Роджерс исследовал качества фасилитирующего обучения: подлинность, доверие, конгруэнтность, которые дают учителю возможность вступать во взаимоотношения с учеником как личность с личностью.

К фасилитирующим условиям обучения относят следующие:

  • организация обучения как встречи учителя и учащихся, дающей опыт овладения культурой межличностного общения в содержательном общении и освоении способов познания;
  • психолого-педагогический комфорт как необходимое основание для возникновения и развития доверительных отношений между учителем и учащимися;
  • диалоговые формы обучения - фронтальное, групповое и парное обсуждение изучаемого материала;
  • психолого-педагогическое сопровождение каждого обучаемого для достижения ситуации успеха, субъективно возможного для него в данное время;
  • осуществление контрольно-оценочной функции обучения как ди- агностико-корректирующей, помогающей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.

Результатом реализации названных условий являются личностное развитие, личностный рост каждого участника образовательного процесса, возникновение психологических новообразований личности, среди которых рефлексия, доверительность, доброжелательность, принятие других как ценностно значимых, уважительное отношение к каждому, познавательная мотивация, саморегуляция, свобода выбора и толерантность .

Преимущества фасилитирующих условий обучения профилакти- руют потенциально возможное отчуждение обучаемых от образовательного процесса, так как гуманистическое взаимодействие, интерактивные методы обучения помогают ученику приобрести достойный социально-психологический статус, который характеризует его реальное место среди сверстников, в семье, в школе, в обществе в целом. Тогда наблюдается личностный рост, потребность в самосовершенствовании; формируется Я-концепция, в которой разграничиваются Я-идеальное и Я-реальное.

Опыт реализации фасилитирующих условий в обучении показывает повышение инициативности школьников в постановке целей и задач; большей мотивированности в учебе; усиление ответственности и самостоятельности, активизации рефлексивной деятельности; улучшение результативности обучения и школьной дисциплины .

Важным фактором фасилитирующего обучения выступает свобода: свобода учиться, свобода выбора, свобода как состояние, внутренне присущее природе человека. Учение К. Роджерса проникнуто чувством глубокого уважения к природе и личности ребенка. Он утверждает, что часто многие креативные идеи детей подавляются в рутине школьной жизни. Чтобы эти необычные мысли получили свое развитие, необходима особая атмосфера доверия, сочувствующего понимания, заботы, толерантности, искренности, считал К. Роджерс .

К. Роджерс понимал под образованием не столько передачу знаний и собственно научение, сколько то, что человек обучился тому, как учиться; обучился, как адаптироваться и изменяться; понял, что основу для уверенности дают не знания, а процесс поиска знания. Научение и передача знания имеют смысл в неизменяющейся окружающей среде, подчеркивал К. Роджерс. С его точки зрения, современный обученный - это тот, кто понял, что вечных знаний нет, кто умеет их самостоятельно добывать, и тот, кто умеет адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

К. Роджерс представляет фасилитацию обучения как функцию, которая может содержать созидательный, экспериментальный, меняющийся ход развития, которая отвечает на глубинные затруднения, окружающие человечество сегодня.

Главный смысл фасилитирующего обучения К. Роджерс видел в создании атмосферы свободы, творчества, толерантности, определенной ответственности, складывании субъект-субъектных отношений в образовательной деятельности.

Учитель-фасилитатор делит с учащимися и, возможно, также с родителями или общественными представителями ответственность за образовательный процесс, учебное планирование, способ управления и действия, политику созидания. За все предполагается ответственность отдельной группы. Так, класс может быть ответственным за свой собственный учебный план, а целая группа может быть ответственной за общую образовательную политику. В любом случае ответственность делится.

По мнению К. Роджерса, отношения традиционного учителя и фасилитатора находятся на противоположных полюсах: традиционный учитель спрашивает себя: «Как я могу сделать кружку еще более вмещающей, в то время как я - наполненный этими фактами кувшин, к которым составители учебного плана и я относимся как к ценным?» Позиция же фасилитатора состоит в том, чтобы создавать атмосферу: «Как могу я создавать психологический комфорт, в котором ребенок будет ощущать свободу, чтобы быть любознательным; будет чувствовать свободу, чтобы совершать ошибки, будет чувствовать свободу, чтобы учиться в окружающей обстановке, от одноклассников, от меня, из опыта? Как я могу помочь ему вновь испытать волнение в обучении, которое было естественным в раннем детстве?» [цит. по: 34].

О.Н. Шахматовой выделены наиболее значимые характеристики фасилитации в обучении и воспитании:

  • сотрудничество: во взаимодействии все субъекты педагогического процесса базируются на понимании и поддержке друг друга: учитель способен конструктивно решать учебные и межличностные конфликты; он не склонен к избеганию, конфронтации и приспособлению;
  • собственная позиция: каждый участник имеет право на собственное мнение, позицию; учитель не навязывает свое мнение и искренне интересуется мнением своих учеников;
  • индивидуальность и равенство: каждый субъект признается уникальной личностью; учитель не только ориентирован на умных, активных, успешных детей, но и внимательно относится ко всем учащимся;
  • самораскрытие: учитель-фасилитатор ведет себя искренне, открыто выражает свои чувства и переживания; он не прибегает к психологическим защитам, чем способствует установлению доверительных отношений с учениками;
  • фасилитационная организация учебной пространственной среды: организация пространства должна способствовать установлению контактов, выполнению групповых заданий, обмену мнениями и эмоциями, усилению обратной связи и взаимопонимания .

Результаты эмпирического исследования О.Н. Шахматовой позволили выделить фасилитацию как важное качество личности педагога. Оно рассматривается автором в виде профессионального психологического новообразования, интегрирующего в себе индивидуально-психологические особенности эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер. Это качество проявляется в межличностном общении и положительно влияет на реализацию педагогической деятельности. С точки зрения автора, важнейшими составляющими фасилитации являются аттрактивность, толерантность и ассертивность.

Аттрактивность - стремление педагога привлекать к себе внимание и формировать положительное отношение со стороны учащихся. Оно связано с позитивными чувствами к ним, эмпатией, искренностью, открытостью, конгруэнтностью.

Толерантность - умение быть терпимым, без предубеждения относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей.

Ассертивность - положительное самовосприятие, уверенность в себе, собственных способностях и возможностях .

Под гуманизацией целостного педагогического процесса мы понимаем ориентацию его цели и результатов на ребенка как высшую ценность; изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации; развитие их гуманитарной культуры; восстановление на этой основе культурообразующей функции воспитателя; создание условий для культуро- и природосообразного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; очеловечивание отношений на основе лич- ностно ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки для развития личностей воспитуемых и воспитателей как субъектов самосознания, деятельности и общения, проявления их творческой активности.

Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется в изменении его стратегических ориентиров (гуманизм, педоцентризм, творчество); личностно-ролевых позиций его участников (педагог и ребенок); способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание) (табл. 1).

Сравнительная характеристика моделей педагогического процесса в школе

Традиционная

(рационалистическая)

модель

Характерист ики педпроцесса

Гуманистическая

(фасилитационная)

модель

Технологизм

Практицизм

Консерватизм

Позитивизм

Стратегии

Гуманизм Педоцентризм Творчество Отрицание традиций

Чиновник

Технолог

Менеджер

Организатор

Контролер

Личность

Профессионал

Собеседник

Фасилитатор

Исследователь

Психолог

Психотерапевт

Реципиент

Формируемый

Обучаемый

Воспитуемый

Субъект Личность

Развиваемый

Саморазвивающийся

Самообучаемый

Самовоспитывающийся

Характер педагогических воздействий

Демократичность Сопереживание Безусловное принятие Актуализирование

Информирование Формирование Воздействие Подкрепление через поощрение и наказание

Характер технологий

Сотрудничество Взаимодействие Свободный выбор Развитие Саморазвитие Самореализация личности

Эталон - диагностика - рецептура - реализация - оценка

Структурная схема педагогического процесса

Обогащенная дидактическая среда - свободный выбор - эмоциональная поддержка- самореализация - самооценка

Формирование знаний, умений и навыков

Главная дидактическая проблема

Создание условий для личностно значимого учения, наполненного смыслом для каждого ребенка, для развития личности

Закрытая система

Характер образовательного учреждения

Открытая система

Окончание табл. 1

Меняется и структурная схема педагогического процесса, его главная задача, критерии оценки результатов. В целом образовательное учреждение делит ответственность за обучение и воспитание с другими воспитательными и социальными институтами, поскольку является открытой системой .

Анализ гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определенный метод, а особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога составляют убеждения:

  • в личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;
  • в значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;
  • в радости обучения как сотворчества, возникающего при условии положительных личностно окрашенных взаимоотношений .

Таким образом, чтобы способствовать развитию личности, необходимо создать особую, благоприятную, психологически безопасную атмосферу для проявления активности ученика, т.е. способствовать фасилитационному педагогическому взаимодействию. Следует отметить, что фасилитационное педагогическое воздействие оказывают друг на друга учителя и ученики.

Некоторыми исследователями в основу понимания структуры и содержания фасилитации положен основной принцип гуманистической психологии и терапии «понять - простить - принять». Они связывают основные пути его осуществления с объектами воздействия педагога и соответствующими подструктурами его личности (направленность, компетентность, профессионально важные и значимые личностные качества) (табл. 2).

Таблица 2

Структура фасилитации педагога по А.А. Майеру, С.Я. Ромашиной

Отечественные психологи определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост педагога и обучаемого.

Педагогическая фасилитация как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

В ходе фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися педагог структурирует, дозирует помощь учащимся. Так возникают помогающие отношения. В таких отношениях стороны или одна из сторон (учитель) намереваются содействовать другой стороне (ребенку) в личностном развитии, общении и деятельности. Позиция фасилитатора способствует повышению эффективности педагогической работы, следовательно, и усилению чувства удовлетворенности ею. Поэтому продвижение учителя к лучшим результатам своего труда означает освоение мастерства фасилитации. Это также путь к психологическому здоровью педагога и учащихся, с которыми он работает.

Таким образом, педагогическая фасилитация рассматривается исследователями с разных сторон: как функция, процесс, способ обучения и взаимодействия, профессионально важное качество, средство, техника решения групповых задач. В психолого-педагогической фасилитации, на наш взгляд, представлены все эти аспекты.

С нашей точки зрения, психолого-педагогическая фасилитация - процесс создания учителем благоприятных (фасилитирующих) социально-психологических и педагогических условий для обучения, воспитания и развития учащихся, их психологического здоровья и личностного благополучия, основанный на фасилитации как профессионально важном качестве учителя.

Она предполагает фасилитирующее личностное общение, субъект- субъектное учебное взаимодействие и сотрудничество, использование фасилитативных педагогических технологий, способов и приемов и стратегически ориентирована на развитие у обучаемых перманентной познавательной потребности, способности к самообучению, творчеству, адаптации в постоянно меняющемся мире.

Чтобы стать успешным фасилитатором, учитель должен сам оказаться в фасилитирующих условиях. В данном случае при необходимости он становится объектом фасилитации. Субъектами по отношению к учителю выступают психолог и администрация школы (рис. 1).

Субъекты фасилитации учителя: психолог, администрация школы

Рис. 1. Учитель как объект фасилитации

Психолого-педагогическая фасилитация - процесс создания учителем благоприятных (фасилитирующих) социально-психологических и педагогических условий для обучения, воспитания и развития учащихся, их психологического здоровья и личностного благополучия, основанный на фасилитации как профессионально важном качестве учителя. Она предполагает фасилитирующее личностное общение, субъект-субъектное учебное взаимодействие и сотрудничество; использование фасилитативных педагогических технологий, способов и приемов и стратегически ориентирована на развитие у обучаемых перманентной познавательной потребности, способности к самообучению, творчеству, адаптации в постоянно меняющемся мире.

Нам представляется, что усилия администрации будут направлены на создание психологически безопасной, комфортной образовательной среды; благоприятной атмосферы сотворчества и сотрудничества в педагогическом коллективе, изучение фасилитирующих технологий обучения воспитания и развития учащихся и создание условий для профессионального развития и успешной профессиональной деятельности учителей.

Школьному психологу в аспекте подготовки учителя к процессу фасилитации необходимо содействовать гармонизации личности и личностному росту педагога; развивать фасилитацию, толерантность, эмпатию как профессионально важные качества учителя; своевременно проводить диагностику и коррекцию профессионального выгорания, деформаций и деструкций; выявлять и корректировать предикторы ингибиции, сопровождать формирование профессионального имиджа педагога, что будет способствовать сохранению его психологического здоровья и профессионального долголетия.

Направления и технологии работы психологической фасилитации учителя будут подробно рассмотрены в последующих главах.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое фасилитация?
  • 2. Каковы виды фасилитации и их сущность?
  • 3. Что представляет собой психолого-педагогическая фасилитация?
  • 4. Чем отличается модель педагогического процесса при фасилитирую- щем обучении?
  • 5. Какова цель, условия, функции фасилитирующего обучения?
  • 6. Каковы главные качества фасилитирующего обучения?
  • 7. Каковы значимые характеристики фасилитации в учебном процессе?
  • 8. Что представляет собой учитель как объект фасилитации?
  • 9. Что включает в себя понятие фасилитации как профессионально важного качества учителя?

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация - что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация - это (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор - кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор - это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн - ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает ;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект , хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Социальная фасилитация и леность

Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей - пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.


Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это - преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» - достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» - техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» - происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» - метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» - позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация - литература

Фасилитация - востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч . Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч . В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер . Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс . Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.

Личностно ориентированное взаимодействие - это педагогическое общение субъектов образования (пе­дагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мо­тивации, придает обучению характер сотрудничест­ва, обеспечивает достижение целей и задач образова­ния, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагоги­ческий потенциал.

Из приведенного определения вытекают следую­щие функции педагогического взаимодействия: мотивационная образовательная (обучение и воспита­ние), развивающая, фасилитационная. Остановимся подробнее на фасилитационной функции.

Фасилитация (от англ. fasility - благоприятные условия) - усиление доминантных реакций, дейст­вий в присутствии других людей - наблюдателей и содеятелей.

Педагогическая фасилитация - это усиление про­дуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогиче­ского процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.

К. Роджерс выделил три условия гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыраже­ние в общении. Последователи К. Роджерса под­черкивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует быть фасилитатором - человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процес­су их психического развития. В. Н. Смирнов указыва­ет, что феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, рефе­рентным, признанным.

В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразо­вания личностного и межличностного характера, ко­торые принято называть изменениями или эффекта­ми. В последнее время эти новообразования получи­ли название феноменов. Они могут иметь конструк тивный (развивающий) и деструктивный (разрушаю­щий) характер. Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия являет­ся психологический статус личности, без обретения которого не может осуществляться процесс активно­го, последовательного, прогрессивного развития и са­моразвития личности. Статус характеризует не только реальное место учащегося в системе межличностных отношений, но и положение в учебной группе, семье, группах сверстников, которое он приписывает само­му себе.

Потребность в построении себя как личности, в самосовершенствовании не возникает спонтанно, она развивается в процессе педагогического взаимо­действия. Именно педагогическое влияние позволя­ет учащемуся осознать несовпадение «Я» -реального и «Я» - идеального без чего невозможно развитие. Педагогическая поддержка не только выполняет функцию защиты учащегося от неуверенности, страха невыполнения учебных заданий, но и помогает в утверждении его статуса.

Феномен авторитета педагога имеет особое значе­ние в реализации используемых им стратегий педаго­гического взаимодействия. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что педагог может быть ав­торитетным лицом для учащихся любого возраста, но основания его авторитета различны.

В процессе педагогического взаимодействия мо­гут возникать психологические феномены, зачастую не осознаваемые ни учащимися, ни педагогами. Эти воздействия можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызы­вая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти про­явления известны как феномен негативной фасилитации. Она ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных функциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости.

В.Н.Смирнов подчеркивает необходимость учета следующих подходов для создания на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе личностно ориентированного взаимодействия педагога с учащимися:

Интерактивного, основанного на свободе обу­чающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «преподаватель - ученик»,
непрерывном общении преподавателя и учащихся, учете реакций обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности про­цесса обучения. К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и
разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, появляющиеся в процессе решения проблем;

Фасилитационного, предполагающего создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества педагога с учащимися, их принятия и постоянной поддержки, веры в их способности, взаимоуважение и доверия. Фасилитационный подход содействует развитию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно и самореализации учащихся.

В зарубежной психологии изучалась связь между фасилитационными способностями педагогов и уровнем их общефизиологического развития.

Установле­но, что общефизическое развитие является важным условием межличностного общения поскольку фа силитация учения требует высокого уровня психиче­ского и психофизиологического функционирования педагога. В этой связи можно предположить, что боль­шинство педагогов, характеризующихся низким уров­нем общефизического развития (страдающих, на­пример, от излишнего веса, повышенного артериаль­ного давления, сердечной недостаточности, имею­щих другие соматические отклонения), по чисто при­способительным причинам неосознанно избегают работы в напряженном режиме фасилитации учения. Анализ отечественной и зарубежной психоло­го-педагогической литературы по проблеме фасили­тации позволил определить основные концептуаль­ные положения развития педагогической фасилита­ции.

Педагоги, работающие в русле личности ориен­тированной парадигмы, допускают самостоятель­ность и ответственную свободу учащихся при состав­лении учебной программы, постановке учебных це­лей, оценивании результатов учебной работы. При этом педагог выступает не только как руководитель, но и как фасилитатор учения, т. е. человек, создаю­щий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимули­рующий любознательность и познавательные моти­вы учащихся, групповую учебную работу, поддержи­вающий проявления в ней кооперативных тенден­ций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.

Переход традиционно работающего педагога к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и педагога и учащихся. При этом веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный личностный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Анализ поведения учащихся на занятиях педагогов-фасилитаторов показывает, что (по сравнению с поведением на традиционных занятиях) они более инициативны в речевом общении, задают больше во­просов, больше времени заняты решением собствен­но учебных задач, обнаруживают более высокий уровень когнитивного функционирования, например, больше времени затрачивают на различные мысли­тельные действия и меньше - на мнемонические). Они также реже пропускают занятия, демонстрируют высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам, создают меньше проблем для педагога на занятиях. Установлено, что выражен­ность всех этих различий прямо пропорциональна продолжительности работы педагога-фасилитатора с учащимися.

В исследовании И.В.Жижиной установлены следующие основные индикаторы фасилитационных пособностей педагогв: эмпатия, интроверсия – экстраверсия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, искренность.

Опытно-поисковая работа в Нижнетагильском педагогическом колледже № 2 позволила ей определить уровень развития фасилитации у педагогов. Исследования показали, что у 14 % преподавателей высокий уровень педагогической фасилитации. Это выражается в том, что они очень критично относятся к себе, пытаются всегда выявить причинно-следственные связи явлений, хорошо работают в коллективе и для коллектива, легко устанавливают и поддерживают контакты, воспринимают студентов как значи­мых, открыты в общении, жизнерадостны, направле­ны к внешнему миру окружающих людей и событий, имеют ярко выраженные лидерские качества, доста­точно развитые деловые качества. Эти педагоги чув­ствительны к потребностям и проблемам окружаю­щих, великодушны, с неподдельным интересом от­носятся к людям, эмоционально отзывчивы, стре­мятся к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готовы прийти на помощь другим.

Средний уровень педагогической фасилитации отмечен у 59 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги не всегда контролируют свои дей­ствия и поступки, недостаточно критично оценивают их. Поведение таких педагогов устойчиво, и они не считают нужным его изменять в зависимости от ситу­ации. Пытаясь выявить причины возникшей пробле­мы, они обвиняют других и не видят, что сами явля­ются главным ее источником. Эти педагоги менее от­крыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточ­но развиты лидерские качества, они склонны к по­давлению других, к конфликтам. Педагоги со сред­ним уровнем фасилитации не относятся к числу осо­бо чувствительных людей, в межличностных отноше­ниях они в большей степени склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечат­лениям, им не чужды эмоциональные проявления, но отсутствует раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен у 27 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги слышат только себя и никак не ре­агируют на окружающих, проявляют к ним эмоцио­нальную холодность, не контролируют свои дейст­вия и поступки, некритичны по отношению к себе, небрежны в отношениях с людьми, непредсказуемы в силу закрытости личности.

Обобщение результатов исследования педагоги­ческой фасилитации показало следующее:

1. Необходимо усиление психологизации содержания и технологий обучения, приведение их в соот­ветствие с данными современной психологической
пауки.

2. Наиболее благоприятные условия для реализа­ции фасилитационного подхода создаются при личностно ориентированном обучении.

Необходимо изменение представлений о педа­гогическом мастерстве как о совокупности профес­сиональных знаний, умений и навыков, развиваемых в процессе выполнения педагогической деятельно­сти и в значительной степени определяемых стажем работы как мерой педагогического опыта. Педагоги­ческое мастерство - это результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствования целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой личностной позиции педагога в социально-психологическом контексте учебно-воспитательного процесса.

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Чуева Марина Юрьевна

канд. экономич. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Московского государственного университета технологий управления им. К . Г . Разумовского г . Москва

E-mail:

PEDAGOGIC FACILITATION. EXPERIENCE IN HIGHER SCHOOL

Marina Chueva

candidate of economic sciences, associate professor of Psychology and Pedagogy Department, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy , Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье дана сущность понятия «фасилитация», показаны направления реализации фасилитации в образовании, высшей школе. Фасилитация рассмотрена как способ управления развитием как преподавателя, так и учащегося. Приведен ряд технологий фасилитации в образовании, представлены показатели и критерии оценки ее эффективности.

ABSTRACT

The article reviews the essence of the concept of facilitation and shows the realization directions of facilitation in education in higher school. Facilitation is reviewed as a method of controlling a teacher’s as well as a learner’s development. There is given a number of facilitation technologies in education; efficiency evaluation indicators and criteria are presented.

Ключевые слова: фасилитация; саморазвитие; педагогика; психология; коучинг; творчество; эффективность; культура; личностный потенциал.

Keywords: facilitation; self-development; pedagogy; psychology; coaching; creativity; efficiency; culture; self-potential.

С самого начала надо сказать, что с понятием «педагогическая фасилитация», я познакомилась только в этом году, в нашем вузе (МГУТУ им. К.Г. Разумовского), на курсах повышения квалификации по программе «Компетентностно-ориентированный образовательный процесс (организация мониторинга внедрения)». В результате, я с большим удовольствием узнала, что тот мировоззренческий подход к общению и саморазвитию, который я использовала не только в моей личной жизни, но и в общении со студентами, органично укладывается в данную концепцию.

Сам термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокоренной глагол означает - облегчать, помогать и способствовать, причем почти всегда в переносном, психологическом значении.

Впервые эффект фасилитации, как улучшение индивидуального результата, повышения эффективности деятельности личности в присутствии других людей, был зафиксирован и описан еще в конце XIX века. Далее исследован такими учеными, как Р. Зайрец, Н. Триплет, Е. Катрелл, Л.В. Ланге, Ф. Олпорт и др. .

Данное понятие также тесно связано с работами К. Роджерса и другими представителями гуманистического направления в психологии, выдвижением ими путей фасилитации в различных областях человеческого межличностного общения, особенно в сфере педагогики. Речь идет о приоритете «осмысленного учения».

В ходе дальнейших исследований было установлено, что на повышение эффективности деятельности личности влияет не только и не просто механическое присутствие кого-либо рядом с испытуемым, но и форма оценки деятельности. Причем не конечного результата, а самого процесса. Поэтому, в глубинном смысле, фасилитация, и особенно фасилитация в педагогике, которая направлена на усиление эффективности обучения и воспитания, на сегодня означает раскрытие настоящих человеческих качеств у присутствующих участников группы, студентов, учащихся. Речь идет о ресурсах человека, о его качественных резервах как личности. Причем это касается не только студентов (если брать образовательный формат высшей школы), но, и в первую очередь, самого преподавателя. Как говорили в свое время латыняне: “Docendo discimus” («Уча, мы учимся сами»).

Речь идет о поиске отношений с группой и самим собой.

Подобный уровень задачи требует от преподавателя до некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Причем не по форме, а по сути, т. к. студент, как и любой партнер по общению, считывает всю информацию с «тела» преподавателя. Говорить можно все что угодно, какие угодно «правильные слова», но если они не будут поддерживаться «правдой тела, эмоций» преподавателя, то действительно заинтересовать студента предметом, собой как носителем и проводником знания, не удастся .

Проявлением таких личностных характеристик могут быть: подлинность, искренность преподавателя (его конгруэнтность); принятие, забота или признание (безусловное позитивное отношение к студенту, признание ценности его чувств, мнений, собственной правоты); способность к эмпатическому пониманию, которое способствует развитию желания студента полноценно жить и возможности учиться .

Здесь уместно упомянуть об одном эпизоде годичной давности. Я принимала зачет по Психологии бизнеса у студентки, которая не очень часто посещала мои занятия. Как выяснилось, она работала (при дневной форме обучения), чтобы оплатить свое образование. Из тестов и последующей беседы с ней я поняла, что она действительно изучала материал (хотя и по другим источникам, чем я высылала на группу), достаточно грамотно применяет полученную информацию для интерпретации собственного опыта работы. При этом она не только участвует в общественной жизни университета, но и активно отстаивает свою жизненную позицию. Так вот, когда я поставила ей (заслуженный) зачет, она вдруг расплакалась, объяснившись, что никто из преподавателей за все годы учебы еще НЕ интересовался ее мнением, образом мыслей, планами применения полученных навыков. Именно это было для нее важным и решающим.

Соглашусь, что образ преподавателя вырисовывается почти идеалистический, почти недостижимый на практике в настоящее время. Однако, стремиться к нему при желании можно. Примером может стать завораживающая лекционная практика Лихачева Д.С. и Лотмана Ю.М., их аудиторные и внеаудиторные беседы-семинары со студентами. Другой пример: в 60-е годы прошлого века в пору студенчества моя мама с трудом находила свободное место в большой поточной аудитории МГУ, чтобы послушать лекции-представления (сейчас бы сказали, шоу) знаменитого историка и культуролога, академика Рыбакова Б.А. Причем слушать их приходили студенты даже других факультетов (математики и физики, а не только историки и «лирики»).

Когда в моей преподавательской или консультационной практике мне удается приблизиться к подобным образцам энциклопедических знаний и внутренней культуры, силы духа и харизмы, я бываю непередаваемо счастлива. Счастлива как за себя, так и за ребят, которым удалось зажечься искрой поиска В СЕБЕ вечных вопросов: Кто я? Чего хочу? Как к этому прийти?

В этом же ряду - вопросы, точнее их переформулировка: не «Кто виноват?» (посыл в прошлое), а «Что делать?» (посыл в будущее); не «За что?» (посыл в прошлое), а «Для чего?» (посыл в будущее). На это же работают открытые вопросы, поощрение диалогового режима или индивидуального высказывания студента, по возможности, прояснение позиций сторон при конфликте в группе, работа в режиме «отзеркаливания» и «я-высказываний», обсуждение ситуации и позиций участников после упражнения или деловой игры, рассылка после занятия дополнительных материалов (информации) для домашнего анализа с последующим обсуждением на занятии (при необходимости) или в режиме инет-общения со мной, как с преподавателем.

Все это направлено на позитив, т. е. на конструктивное использование полученных знаний, опыта, как студентами, так и преподавателем.

Это, собственно, и роднит искусство фасилитации с искусством коучинга, например. Фасилитатор-преподаватель, как и коуч, - проводники в мир самоосознания, творчества, эффективности, активной жизненной позиции, успеха. Это в идеале, конечно, однако, никому не возбраняется к этому идеалу стремиться. При желании. Причем со стороны преподавателя - это желание обязательно. Это - необходимое условие начала «путешествия».

Другими словами, все это сводится к развитию основных человеческих способностей: быть «здесь и сейчас», говорить, слушать (режим «активного слушания»), понимать и действовать (конечно же, исходя из всего предыдущего) .

И это, по моему глубокому убеждению, не зависит от предмета преподавания, конкретной дисциплины. Важнее живая философия преподавателя, как человека, его мировоззренческий подход к своей жизни. Важнее быть , а не казаться реальным помощником \ проводником студента, группы в целом, используя весь имеющийся профессиональный опыт и человеческий, личностный потенциал.

Я часто говорю своим студентам загадочную для них на первый взгляд фразу: «Иногда важнее не ЧТО, а КАК!». Подобное распространяется и на предмет обсуждения, применяемые техники и технологии в преподавании каждого предмета. Хотя, естественно, важна И форма, И содержание. Точнее их гармония в данном месте и в данное время. Опять же - философия!

Часто мне, например, это удается передать через мою увлеченность предметом исследования и живым донесением своих личных переживаний, через возможность использовать на практике полученные результаты, через выстраданную собственную мировоззренческую позицию, что «любой результат - это опыт» (и «Это - хорошо!»), что «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» и др.

Фасилитация в практике моего преподавания реализуется через сведение к минимуму лекционных занятий (методическую и учебную литературу, как и базовые тексты лекций я рассылаю по почте в учебную группу заранее), максимальное стимулирование диалогового режима общения на семинарах, проведении полноценных тренингов или введение тренинговых фрагментов в семинарские занятия, просмотр и обсуждение видео фрагментов, совместное посещение тематических выставок и музеев с написанием размышлений-эссе по итогам посещения. Обязательным для меня является моя доступность, как преподавателя и психолога, в инет-режиме для студентов. Причем ответом на вопрос студента является не «совет» как таковой, а мои размышления, видение ситуации с разных точек зрения, притча, видео-фрагмент, мультфильм или песня, т. е. некий ассоциативный ряд, не навязывающий мою «авторитарную точку зрения», а предложение посмотреть на ситуацию со стороны. Причем, лучше не «сбоку», а «сверху»!

За правило установила для себя в начале курса по любому предмету, который читаю, проводить своего рода мониторинг ожиданий и готовности к предмету. В диалоговом режиме опрашиваю студентов - кто, что знает о данном предмете, чего ожидает для себя, в какой форме, объеме и прочее.

По окончании курса обязательно провожу опрос в форме свободного написания эссе или анкетирования для выяснения результативности моих занятий. Студенты оценивают свое (субъективное шкалирование) изменение в физическом и эмоциональном состоянии, практическую ценность курса и его новизну, практическую ценность приобретенных знаний \ информации \ навыков, оценивают профессионализм преподавателя, качество раздаточных материалов, высказывают свои пожелания по организации и ведению курса в дальнейшем. Делаю я это, естественно, после проведения зачета или экзамена, для получения наиболее объективного среза действительности.

В данном вопросе я полностью согласна с подходом К. Роджерса, по мнению которого, учить – значит провоцировать изменения в учениках. В этом, собственно, я и вижу смысл фасилитации в высшей школе: учить учиться. Причем делать это искренне и «вкусно»!

Здесь вполне применима восточная мудрость-призыв: «Ученик - убей учителя!». Речь, конечно же, идет не о физическом уничтожении учителя, а о призыве превзойти его в его знаниях и умениях, превратиться тем самым из ученика в со-ратника, в со-исследователя.

Постоянно учиться, самосовершенствоваться тем важнее, чем быстрее идет объективный процесс обновления знаний. Если еще 30 лет назад новейшие знания устаревали уже через 5-7 лет (т. е. к выпуску студента из вуза!), то сейчас темп обновления информации достиг 3-х и менее лет.

Таким образом, в роли преподавателя, считаю важным не надиктовывать студентам аксиомы сегодняшнего дня по какому-либо предмету, а предлагать им инструмент для их системного самообразования в дальнейшем, а также, что не менее важно, транслировать им свой энтузиазм, желание учиться и самосовершенствоваться всю их дальнейшую жизнь. В чем, собственно, и вижу отличие «существования» от «жизни». Отличие - в наличие творческого начала, любознательности, желании удивляться и изменяться, т. е. в динамической, а не статической составляющей жизни.

В качестве примера-притчи, цитирую иногда небольшую по объему повесть Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Радует, что за последние годы все большее количество студентов уже слышали об этом авторе, читали эту повесть-притчу и согласны с данной динамической концепцией жизни. Другой вопрос, удастся ли им претворить эту идею в свою жизнь. На это нужны не дюжие силы, смелость, отвага, позиция «разумного эгоизма», решительность и вера в себя.

Список литературы:

1.Нумми Пепе. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. - 144 с.

2.Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии - [Электронный ресурс] - (дата обращения 11.10.2013).

3.Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. - 63 с.

4.Чуева М.Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // 5 Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Научные проблемы образования третьего тысячелетия. Вып. 5: Сб. науч. трудов. Самара: Инсома-Пресс, 2011. - 454-459 с.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Коррекционная (специальная) педагогика Коррекционная (специальная) педагогика Фашистский режим в Италии (итальянский фашизм) Политика фашистов в италии Фашистский режим в Италии (итальянский фашизм) Политика фашистов в италии опыт применения в высшей школе опыт применения в высшей школе