Где родилась афродита. Афродита в культуре

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Афродита - богиня любви и красоты в греческой мифологии

Афродита ходила в состав 12 великих богов Олимпа. Богиня плодородия, любви и весны. Богиня брака и родов.

Она обладала такой могущественной любовной силой, что у нее в подчинении были и люди, и боги. Не жалела и карала тех, кто отвергал любовь. Греки представляли Афродиту статной, высокой, очень красивой женщиной с белоснежной кожей.

У неё были длинные золотые волосы, которые она укладывала в прическу, обрамляя голову, как венком.

Атрибутика Афродиты

Символами Афродиты, как богини любви были розы, маки, яблоки, анемоны, фиалки, нарциссы и лилии. Как богини плодородия - воробьи и голуби. Как морской богини - дельфины и лебеди. Атрибуты у Афродиты - пояс и чаша из золота, которая была наполнена винным напитком.

Человек, который выпивал из этой чаши, имел вечную молодость. А ее поясом мечтали обладать все женщины, так как он являлся источником необыкновенной сексуальной притягательности. Все птицы, очарованные красотой богини, слетались к ней. Она всегда ходила, окруженная их обществом.

Солнце, в момент появления Афродиты, начинало светить ярче и распускались цветы при ее приближении. Нередко Афродита ходила в окружении диких зверей, например, медведей, волков, львов. Их усмиряло и делало ручными присутствие любовных желаний.

Рождение Афродиты

Афродита родилась недалеко от острова Кифера из семени и крови Урана. Она образовала морскую белоснежную пену. В результате этого произошло поверье, что Афродита "пенорожденная". Затем эту пену ветром пригнало на остров Кипр, где из волн на землю вышла Афродита.

Мифы, связанные с Афродитой

  • Супруга Зевса Гера сделала так, чтоб Афродиту взял в жены Гефест. Он был самым искусным умельцем, но являлся самым некрасивым из всех богов. Наряду с внешним безобразием, Гефест был еще и хромоногий. Он работал на своей кузнице, а тем временем Афродита отдыхала в спальных апартаментах или принимала подруг.
  • Афродита с заинтересованностью привязывала чувство любви богам и людям. Она не была верна своему мужу. В любой одежде богиня всегда одевала свой пояс. Именно в нем были заключены любовь, желание, обольщение. Абсолютно все влюблялись в его хозяйку.
  • Однажды Гефест выяснил о связи Афродиты с Аресом. Он в своей кузнице выковал тончайшую, как паутина, но очень прочную золотую сеть. Сеть была прикреплена к кровати, спускаясь сверху. После этого он сказал жене, что уезжает на отдых. Как только Гефест уехал, Афродита сразу же пригласила Ареса. Утром любовники поняли, что опутались сетью. Гефест пригласил посмотреть на это зрелище остальных богов. Ареса вызволили из сетей только при условии, что он заплатит выкуп. Афродита вернулась на Кипр. Там, окунувшись в море, она вновь стала девственницей.
  • В числе возлюбленных Афродиты был и аргонавт Бут, которого она спасла от сирен. Богиня Афродита была наделена только одной обязанностью - творить любовь.

Жертвы Афродиты

Афродита с большой охотой и легкостью помогала любящим. В тоже время наказывала всех, кто не поддерживал её культ любви:

  • Она явилась основанием смерти Ипполита и Нарцисса,
  • подвела к противоестественной любви Пасифаю и Мирру,
  • привела безобразный запах дамам с Лемноса.
  • покарала Аталанту потому, что та желала остаться девственницей,
  • Главка по желанию Афродиты порвали собственные кони, потому что он запрещал им покрывать своих кобылиц.

Помощники богини красоты

У Афродиты было два помощника, которые помогали ей вершить любовные дела – Эрос и Гиминей. Эрос представлял собой маленького мальчика, летающего по миру с луком и стрелами. В кого попадала его стрела, того настигала любовь. Гиминей, являлся покровителем брака. Он присутствовал на каждой свадьбе и летал рядом с молодоженами, освещая им факелом дорогу к счастью и любви.

Афродита в произведениях искусства

Афродита со своей красотой и статностью была источником вдохновения многих скульпторов. Они в своих работах пытались передать все великолепие образа богини. В живописи образ Афродиты можно наблюдать во многих картинах, написанных художниками эпохи Возрождения. И по сей день богиня является символом красоты и воодушевляет мастеров искусства на новые творения.

Греческий пантеон богат на божественных существ, которым древние люди приписывали необычные способности. Поклоняясь богам, они верили, что те покровительствуют им в начинаниях, важных делах, бытовой и личной жизни. У олимпийцев просили благословления в ведении войн и принятии верных решений. Одной из любимых богинь греческая мифология окрестила Афродиту. Вечная весна сопровождает дочь на изображениях и в описаниях. Чем же она так особенна?

История происхождения

Афродита состоит в числе двенадцати верховных богов Олимпа. Она бессмертна, как и большинство родственников. Кроме того, любви не свойственен финал, поэтому даже мифы у римлян не освещают гибели Афродиты, дозволяя существовать легенде о вечной любви. В Риме богиню звали Венерой, в Сирии – Астартой, шумеры верили в богиню Иштар.

"Рождение Венеры"

Впервые имя Афродиты было упомянуто поэтом Гесиодом в 8-7 веке до н.э. Девушка стала героиней произведения «Теогония», где ее описание было весьма немногословным. По версии Гесиода, Афродита – дочь Геи и Урана. Измучивший супругу Уран подвергся атаке со стороны детей. Матери пришел на помощь Кронос, ранив отца. Кровь божества попала в море. Так появилась Афродита, чье имя в переводе с греческого значит «пена». Миф свидетельствует, что богиня вышла на сушу на берегах Кипра. В городе Пафос был заложен большой храм в честь покровительницы любви.

Афродита покровительствует плодородию, красоте и считается богиней браков. Все прелестное, что окружает человека, является ее творением. Влюбленные, просящие благословления, обращались за ним к Афродите. Одинокие молили ее об обретении второй половины. Деятели искусства воспевали благосклонную красавицу. В противостоянии войны и мира она всегда на стороне продолжения жизни, поэтому ее внимания просили те, кто жаждал процветания и спокойствия. Афродита была способна влиять на людей, животных и богов-олимпийцев. Лишь , и оставались неподвластными ее влиянию, так как дали обет целомудрия.


Скульптура "Венера Милосская"

Афродита в греческой мифологии

В эпичном произведении «Илиада» поэт утверждает, что Афродита приходилась дочерью Зевсу. Девушка была властительницей романтических чувств. На каждом шагу ее распускались цветы, а покровители влечения и страсти – Эрот и Гимерот – сопровождали богиню в пути. Афродита, символ гармонии, несла в мир жизнь.

Помимо писателей, чьи произведения сегодня считаются носителями традиций и культуры Древней Греции, существовало множество сказителей, складывавших легенды и мифы о божествах, проживающих на Олимпе. Немало сказаний посвящено Афродите. В соответствии с ними после своего появления на свет девушка покоряла и очаровывала всех, кого встречала на своем пути. Богиня всегда юна и свежа. Она нередко подносила щедрые дары избранникам и тем, кто нуждался в помощи. Однажды девушка подарила Гере изысканный пояс, содержащий любовь и желание. Атрибуты, находящиеся в ее владении, наделяли чарующей силой. Среди них – золотая чаша, вино из которой дарило вечную молодость.


Греки представляли Афродиту очень красивой девушкой. Ее волосы имели золотистый оттенок, голова была увенчана цветами, а тело – прикрыто белоснежной тогой. Героине прислуживали Ора и Харита – покровительницы красоты и грации. По легенде, богиня заводила романы с равными по происхождению и простыми смертными.

Мало кто мог устоять перед ее образом. Муж Афродиты, не славившийся привлекательностью бог , терпел похождения супруги. В союзе не появилось наследников, зато от внебрачной связи с у Афродиты родилось пятеро детей. Другой ее поклонник, стал отцом Приапа, а ухажер получил наследника Гермафродита. Афродита была связана любовными узами и с царем Анхисом, которому родила сына Энея, прославившегося в Троянской войне.


В произведении «Одиссея» Гомер описывает роман Афродиты с Аресом. Автор повествует о том, как Гефест выковал тончайшую золотую сеть, которая помогла поймать любовников, притаившихся под ней в отсутствие супруга.

Миф, повествующий о любви Афродиты и Адониса, сына царя Кипра, рассказывает о том, что молодые люди вместе ездили на охоту. Адонис обещал не предаваться гонкам за дикими животными и предпочитать серн. Однажды ему повстречался вепрь. Собаки нагнали животное, а оно успело ранить царевича насмерть. Безутешная Афродита искал его тело, босиком бродя по тернистым зарослям. Там, где падали капли крови с ее ног, вырастали розы. По легенде, пошел на сделку с Зевсом и на полгода выпускал Адониса из подземного мира к Афродите. В это время на земле царили весна и лето.


Афродита в культуре

Богине плодородия, любви и красоты не посвящают индивидуальных кинокартин. Но она нередко присутствует в кадре фантастических кинолент, сюжет которых связан с олимпийцами и древнегреческой мифологией.

Зато Афродита остается востребованным персонажем для деятелей искусства. Она вдохновляла скульпторов, художников и литераторов. На визуальных изображениях девушку рисовали в окружении благоухающих цветов и птиц, а в море ее сопровождали дельфины.


Упоминал об Афродите в пьесе «Ипполит», а Апулей – в романтических сюжетах, собранных в сборнике «Метаморфозы». Лукреций в творении «О природе вещей» рассуждал о Венере и ее способности вдыхать душу во все живое, дарить плодородие земле и женскому роду.

В философии о девушке с Олимпа высказывался . Он описывал двоякость образа, в котором сочеталось низменное с возвышенным: эротика с влюбленностью. Зенон Кетийский описывал богиню как собирающую воедино, а Плотин наоборот, видел в ней олицетворение триады ума, духа и души.

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.


Взмахом ресниц пробудишься, сон отлетит шаловливый
Зорька, сестрица румяная, твои расцелует ланиты
Злато волос твоих, Ясная, ветер расчешет, игривый
И на чело твое светлое ляжет венок, Паном свитый.

Очи твои, Лучезарная, нежной красою сияют
Волн одежд твоих легких касается зарево нимба
Арфы Небес сладкострунные гимном эфир наполняют
Ножкою легкой ступаешь к гордой вершине Олимпа.

Дева, Богов наделившая силой Любви беззаветной,
Кротко взираешь, как сонмы сердец наполняются радостью,
Смертным, надеждой покинутым, даришь улыбку, Бессмертная,
О, Афродита, слетаются души к тебе с благодарностью!

Зришь ли? Не помня имени, поправ мистерии древние
Женщины смотрятся в зеркало, взыскуя черты твои нежные,
Тихо поют твои песни, коих нигде нет напевнее,
Склонившиеся над младенцами, спящими, так безмятежно…

О, не угаснут светильники в душах живых, Блаженная!
Ибо любовью соткано жизни пространство вечное…
Так пробуждаясь утром гряди к нам, Преображенная!
Благословляй нас, Венера, улыбкой своей беспечной.

Николай Кун - АФРОДИТА

Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.
Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр . Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.
Гимерот - бог страстной любви.

Википедия

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Афродита (др.-греч. Ἀφροδίτη , в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса.

Атрибуты

Купидон, развязывающий Пояс Венеры
(Джошуа Рейнольдс)

Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс (см. Пояс Афродиты) и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.

Весна. (Боттичелли 1477-1478) (*1)

(*1) Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.
Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.
Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.

Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть. Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Рождение Афродиты

Рождение Венеры (Бугро Адольф-Вильям (1879)

Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе (Кипр).
Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы.
Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»; подробнее см. Афродита Анадиомена). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Рождение Венеры, (Д.Энгр, Музей Конде)

Сарацинов камень (передний план) и Камень Афродиты (дальний план). Вид на место рождения Афродиты с возвышенности — Бухта Афродиты в Пафосе (Кипр (дальние валуны)).
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.
Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. По орфикам, вторая Афродита родилась из моря из семени Зевса, охваченного страстью к Дионе. Вскормлена она была Нереем.

Мифы, связанные с Афродитой

Афродита, Эрот и Пан

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.
Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису.
Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).
Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.
Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов.

Эней - сын Афродиты и Анхиса

За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней, предок Юлия Цезаря.
Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.
Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла.

Суд Париса (Joseph Hauber)

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её.

Но, лишь узрела Елена прекрасную выю Киприды...
...В ужас пришла, обратилась к богине и так говорила:
"Ах, жестокая! снова меня обольстить ты пылаешь?
Или меня еще дальше, в какой-либо град многолюдный,
Фригии град иль Меонии радостной хочешь увлечь ты,
Если и там обитает любезный тебе земнородный?
Ныне, когда Менелай, на бою победив Александра,
Снова в семейство меня возвратить, ненавистную, хочет,
Что ты являешься мне, с злонамеренным в сердце коварством?
Шествуй к любимцу [Парису] сама, от путей отрекися бессмертных
И, стопою твоей никогда не касаясь Олимпа,
Вечно при нем изнывай и ласкай властелина, доколе
Будешь им названа или супругою, или рабою!
Я же к нему не пойду, к беглецу; и позорно бы было
Ложе его украшать; надо мною троянские жены
Все посмеются; довольно и так мне для сердца страданий!"

(Гомер Илиада III, 399-412)

Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев.

Диомед атакует Афродиту, когда она пытается защитить Енея
(Реконструкция Артура Хайнриха Вильгельма Фитджера)

Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.
Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной.

Жертвы Афродиты

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Любовники и дети Афродиты

* Боги

O Гефест (муж)
o Арес. Дети от Ареса:
+ Антерос (Антэрот)
+ Эрот (любовь)
+ Гимерот
+ Гармония
+ Деймос, (ужас)
+ Фобос, (страх)
+ Амазонки
o Дионис. Дети от Диониса (версия):
+ Три Хариты — Аглая, Евфросина, Талия
+ Гименей
+ Приап
+ Гермес Хтоний
o Гермес. Дети от Гермеса
+ Эрот (по некоторым источникам)
+ Эвномия
+ Атлантий-Гермафродит
+ Пейфо
+ Приап (по некоторым источникам)
+ Рода. (версия)
+ Тиха.

Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

* Смертные
o Адонис
+ Бероя, Гистапс и Зариадр
o Анхис
+ Эней
+ Лир
o Фаон

Также её дети:

* Ананке. Дочь Афродиты Урании.
* Эрик. От Бута или Посейдона.

Многие Афродиты

Согласно речи Котты, их было четыре:

1. Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
2. Родилась от морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
3. Дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста. Родила от Ареса Антэроса.
4. Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой, жена Адониса. Её святилище в Библе.

Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею) многими народами.

Афродите соответствует римская Венера.

С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню. В Евфрат с неба упало огромное яйцо, рыбы выкатили его на берег, а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита. По её желанию Зевс перенес рыбы в число созвездий.

По рассказу ближневосточного происхождения, Афродита и Эрот подвергаются нападению Тифона и спасаются, превратившись в рыб (миф связан с созвездием Рыб).

Окружение Афродиты

* Гармония. Служанка Афродиты.
* Парегорон. («Уговаривание»). Божество, спутница Афродиты. Статуя работы Праксителя.
* Перистера. «голубка». Некая нимфа, которая помогла Афродите собрать много цветов и победить в состязании Эрота. Тогда Эрот превратил её в голубку.
* Потос («Желание»). Божество, спутник Афродиты. Статуя работы Скопаса. См. Лукиан. Разговоры богов 20, 16; Нонн. Деяния Диониса XXXIII 111.

Венера и Адонис (Франсуа Лемуан, 1729 г)

Культ Афродиты

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

Венера и Купидон (William Edward Frost)

Двуполость аналогов Афродиты Андрогин

Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями. (Зильберман М. И. Религия Ханаана. Гл. 2. Этносы древнего Ханаана)

Эпиклесы Афродиты

По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):

* Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
* Кипрогения — то же. Эпитет Афродиты.
* Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
* Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;
* Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
* Амафусия (Аматузия) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;
* Акидалия — от Беотийского источника.. Также имя некоей героини.
* Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия).

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

* Афрогенейя («пенорожденная»).
* Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
* Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания.);
* Понтия (морская).

В эпиклесах

* Меланида (чёрная, мрачная),
* Скотия (тёмная, мрачная),
* Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
* возможно, Сосандра (спасающая людей),
* Эпитимбия (погребальная),
* Мухейа — богиня тайных мест

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:

* Дола (обманщица),
* Морфа (дающая красоту),
* Анфея (цветущая),
* Пейто (убеждающая, обольщающая),
* Гетерия — покровительница гетер,
* Порн — покровительница разнузданной страсти источник не указан 105 дн,
* Дарцетос — покровительница праздной лени,
* Диварисатрикс и
* Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
* Каллипига (прекраснозадая),
* Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней.

А также две ипостаси богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше):

* Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей. Статуя работы Скопаса в Элиде.
* Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Её храм в Кифере воздвигли финикияне.

Другие эпитеты:

* Акрея. Эпитет Афродиты на Книде.
* Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне.
* Апатурос. Эпитет Афродиты. Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу.
* Арента. Эпитет Афродиты.
* Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
* Бербея. Эпитет Афродиты.
* Диона. Эпитет Афродиты.
* Киндиада. Эпитет Афродиты. Её святилище около Баргилий (Кария).
* Колиада. Эпитет Афродиты.
* Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
* Морфо. Прозвище Афродиты. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
* Филомедея. («Любящая срамной уд»). Эпитет Афродиты.



Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.



Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом».
Согласно Евгемеру, Афродита — женщина, которая изобрела проституцию.
Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом».
В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах. Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса. Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).
В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведет ввысь, с прекрасным». Шесть — число Афродиты. Ямвлих, однако, называет Афродитой «пятерицу».
По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии.
В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души.

Триумф Венеры (Франческо дель Косса (1436-1487)

В литературе

Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».
В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. также Гомосексуальность в Древней Греции).


По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо.

Афродита в античной скульптуре

Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов.

Венера Милосская
(Venus de Milo Louvre)

* Венера Милосская — была найдена в 1820 г на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская — самая известная из всех статуй в мире, равно как и самая известная из всех картин — Мона Лиза, хранится в Лувре, и точно также своей известностью она обязана не одним своим художественным достоинствам, а мнению, можно сказать, пропаганде, французских авторитетов 19 в.
* Венера Медичи (Медицейская) — была раскопана в 1677 г на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением, вызывая всеобщие восторги. С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой. В период итальянских войн в числе прочих трофеев она была вывезена Наполеоном в Париж, по которому случаю даже была отчеканена медаль. Но в 1815 г. Венеру Медичи пришлось вернуть в Италию, и все восторги французских учёных переключились на Венеру Милосскую, которую никому возвращать не надо было. Для описания типа также используется эпитет «Venus pudica» — Венера Стыдливая, поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыться — мастера Возрождения будут изображать так Еву.

* Афродита Книдская (изображение см. ниже) — была статуей богини, наиболее прославленной в античные времена. Многочисленные восторги по её поводу мы находим в литературе древности. Её создал Пракситель, лучший из ваятелей, впервые дерзнув изобразить богиню полностью обнаженной (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти). Во время Византийской империи была увезёна в Константинополь, где и погибла. (Подробнее см. ниже)
* Венера Капитолийская — тип Venus Pudica, имя получила от места своего местонахождения — Капитолийских музеев (Палаццо Нуово). Статую нашли в Риме, на Виминальском холме. Дар папы Бенедикта XIV (1754).
* Венера Каллипига (изображение см. выше) — означает «обладающая прекрасной попой». Статуя богини, несущая на себе отпечаток эпохи эллинизма (оригинал ок. 225 г до н. э.), приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом); с периодом же рококо близка тематически.
* Венера из Арля (изображение см. выше) — ещё одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух «Венер Милосских». По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд — Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.
* Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) — дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало её тело. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно.
* Венера-родоначальница — (Venus Genetrix) богиня выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил храм на форуме своего имени. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus». Относится к типу «Афродиты в садах», избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции. Хорошо сохранившийся вариант её мы видим в Лувре.
* Венера Киренская - найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса — Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть её прелесть. Ок. 310 г до н. э. Хранилась в Риме, но встречались упоминания, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки — в Ливию, так как этого требовал Кадафи.
* Венера Капуанская — являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330—320 гг. до н. э.
* Венера Мазарини — богиню сопровождает дельфин, один из её атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100—200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она — одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.
* Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине. Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н. э.
* Купающаяся Афродита — она же «Венера Дойдалсаса» — по имени создавшего её скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя. Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н. э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами — маленьким Эротом, дельфином.

* Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) — была откопана в Риме в 1874 г, и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н. э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине «Diadumene», предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки — мизинец. Следует также упомянуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры — поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра — атрибут египетской царицы.
* Aphrodite Sinuessa — найденная в 1911 г в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н. э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.
* Venus Felix — эпитет Felix богиня Венера приобрела в Риме, как покровительница Суллы, считавшего, что эта богиня приносит ему удачу, и принявшего прозвище «Эпафродит». Музей Пио-Клементино, Ватикан.

Афродита, Пан и Эрос (Ок. 100 г до н. э.)

* Афродита, Пан и Эрос — скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.
* Афродита Родосская
* Венера Таврическая — статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставленна.
* Венера Хвощинского — вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

Статуи, известные по упоминаниям в литературе

* Статуя Афродиты, изваянная Фидием для элейцев, попирала ногами черепаху, что Плутарх толковал как знак того, что женщинам подобает домоседство и молчание.

Афродита Книдская (Википедия)

Афродита Книдская (греч. Κνίδια Αφροδίτη Πραξιτέλη ) (350—330 гг. до н. э.) — одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, самое прославленное изображение этой богини во времена античности. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии. Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.

История создания и слава

Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой. Подцвечивание статуи было выполнено знаменитым Никием.

Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню голую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.

« ...Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд....»

Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы:

Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:
«Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»

Никомед I, царь Вифинии, предложил островитянам простить огромный государственный долг в обмен на скульптуру, но те отказались. Античные писатели упоминают также о том, как ночью влюбленный в неё юноша проник в святилище и на статуе появилось темное пятно. (Лукиан).

Во времена Византийской империи была вывезёна в Константинополь, где и погибла во время пожара, как и многие другие античные подлинники.

Натурщица

Как пишут классики, Пракситель использовал в качестве модели свою возлюбленную, гетеру Фрину. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса либо одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота женщины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь, согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).

Описание

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).

Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность.

До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти), ни одна из которых не способна передать того впечатления, которое вызывал оригинал. Лучше всего сохранились реплики в мюнхенской Глиптотеке и Ватиканских музеях, однако считается, что торс из Лувра, несмотря на все утраты, лучше передаёт все её обаяние. Так называемая «Голова Кауфмана» так же является повторением этой статуи.

Копия Афродиты Книдской в Вилле Адриана

Афродита (греч. Ἀφροδίτη) – богиня любви, красоты и страсти. Согласно многочисленным мифам, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр, после того, как детородный орган Урана был выброшен в море его сыном Кроносом. Однако, по другим преданиям Афродита – это дочь Талассы (олицетворение моря) и Урана, а в иной трактовке – дочь Дионы и Зевса.

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры. Афродита, как и другие боги Пантеона, осуществляет покровительство некоторым персонажам в мифологии. Но ее защита распространялась на людей, у которых была сильно выражена чувственная сфера – любовь и красота – атрибуты Афродиты.

Одним из самых известных героев, заслужившим благосклонность Афродиты, был скульптор Пигмалион, с острова Кипр, который влюбился в созданную им же статую. В статуе воплотились черты идеальной женщины. Пигмалион решил жить в безбрачии на Кипре, избегая распущенных куртизанских нравов кипрских женщин.

Афродита, жалея художника, однажды последовала просьбе Пигмалиона избавить его от одиночества и превратила созданную им статую в прекрасную женщину, на которой Пигмалион женился.

А девять месяцев спустя у Пигмалиона и Галатеи родилась дочь по имени Пафос, которая дала название острову. Кроме покровительства над любящими сердцами, богиня защищала членов своей семьи.

Афродита дала красоту Коронидам, двум дочерям Ориона, после смерти их матери. Также она позаботилась об осиротевшей дочери Пандарея, любимцы Деметры, который попытался ограбить храм Зевса на Крите и был превращен богами в камень.

Его дочери, Клеодора и Меропа, которые также росли без матери, получили покровительство Афродиты, которая воспитывала и заботилась о них.

Однако, когда просить о счастливом замужестве для девочек, их одолели Фурии.

Адонис

Однажды, когда Афродита и ее сын Эрос, обнимались, одна из стрел Эроса поранила ее.

Афродита думала, что в этом нет ничего опасного. Но, увидев смертного юношу по имени Адонис она влюбилась в него. Однако Персефона тоже любила его. Между богинями произошел спор, и Зевс нашел решение.

Адонис проводит треть года с Афродитой, треть с Персефоной, а еще треть– с тем, кого он выбрал. Адонис был позже смертельно ранен диким вепрем, который был послан Аполлоном из мести к Афродите, ослепившей его сына, Эриманфа.

Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок из рода анемонов, окропив нектаром пролитой крови.Их общим с Адонисом ребенком стала Бероя (Афродита превратила ее в богиню города).

Троянская война

С деяний Афродиты началась . Это случилось, когда Афродита сообщила Парис, что дарует ему настоящую любовь Елены, если он присвоит Афродите звание самой прекрасной богини.

Парис выбрал Афродиту, что вызвало войну между богами. Кроме того, Елена уже была замужем за правителем Спарты. Парис и Елена влюбились и их запретная связь привела к войне между троянцами и греками.

Замужество с Гефестом

Согласно мифологической версии истории Афродиты, из-за непревзойденной красоты богини Зевс боялся, что другие боги начнут сражаться и спорить друг с другом. Чтобы этого избежать, он заставил Афродиту выйти замуж за кузнеца Гефеста, хромого и уродливого.

По другой версии истории Гера (мать Гефеста) бросила ребенка с горы Олимп, считая, что уродливым нельзя жить с богами. Он отомстил своей матери, создав небесной красоты трон, который захватил ее. В обмен на освобождение Гефест попросил у богов Олимпа руки Афродиты.

Гефест удачно женился на богине красоты и ковал ей свои прекрасные украшения, в том числе цест, золотой пояс, который сделал ее более неотразимой для мужчин. Недовольство Афродиты этим организованным браком заставляет ее искать подходящих любовников, чаще всего Ареса.

Согласно преданиям, однажды бог солнца Гелиос заметил Ареса и Афродиту, тайно наслаждавшихся друг другом в доме Гефеста, и быстро сообщил об этом олимпийскому супругу Афродиты.

Гефест хотел поймать незаконных любовников и поэтому изготовил специальную тонкую и прочную сеть бриллиантов. В нужный момент эта сеть была наброшена на и Афродиту, застывших в страстных объятиях. Но Гефест был не удовлетворен своей местью — он пригласил богов и богинь Олимпа увидеть несчастную пару.

Некоторые прокомментировали красоту Афродиты, другие с нетерпением выразили пожелание оказаться на месте Ареса, но все издевались и смеялись над ними. Как только смущенная пара была освобождена, Арес бежал на свою родину, во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре.

После разрушения Трои, Афродита попросила своего сына, Энея, забрать отца, жену и отправиться из Трои. Эней сделал, как велела ему мать, и путешествовал по Средиземному морю, чтобы добраться до итальянского полуострова, где его потомки построили Рим.

Об этом говорится в эпическом стихотворении Вергилия «Энеиде», ставшее вершиной в латинской литературе.
В римском эпосе Венера (в греческом варианте Афродита) теперь считается богиней-хранителем Рима. Один миф рассказывает, когда Юнона (в варианте Гера) пыталась открыть двери Рима для вторжения армии, Венера стремилась сорвать ее планы наводнением.

Любовники

Самые важные имена, связанные с любовными похождениями богини Афродиты, как Арес и Адонис, вращаются вокруг истории с главным врагом Афродиты, Герой, питающей к ней ненависть.

Когда Гера узнала, что Афродита беременна от Зевса, то наслала проклятия ей на живот, из-за чего ребенок родился уродливым – Приап. Но другие мифы говорят, что Приап является сыном Диониса или Адониса.

Другие возлюбленные Афродиты – это Гефест, Дионис (с которым у нее была короткая любовная связь), Гермес (от связи с которым появился Гермафродит) и Посейдон.

У Посейдона были дети Род и Герофил.

Самым продолжительным романом у Афродиты был Арес из Илиады. У них появилось семь детей, самыми известными из которых являются Фобос, Деймос, Гармония и Эрос, хотя большинство мифов изображают Афродиту, порождающую Эроса. Среди ее смертных любовников самым известным был Адонис, которого считали ее великой любовью и от которого появились дети Голгос и Бероя, давшая название ливанской столице.

Анхис, принц Трои, был еще одной знаменитой любовью, и некоторые версии мифа говорят, что Афродита влюбилась в него в наказание от Зевса за то, что заставила богов влюбляться в смертных женщин. С Анхисом у Афродиты родились дети Эней и Лирос, а вскоре после этого ее страсть к Анхису исчезла.

Среди других менее известных смертных любовников – Фаэтон из Афин, опекавший храм Афродиты, в результате их любовной связи появился Астиной.

Бутес, один из аргонавтов, был спасен Афродитой, которая вынесла его на отдельно стоявший остров, где они занимались любовью (Эрикс появилась в результате этой связи).

Существует также Даймон (олицетворяющий желание), постоянный спутник Афродиты, который был замечен в некоторых мифах как дочь богини. Однако авторы этого мифа не говорят, кто ее отец.

Сфера контроля

Афродита — богиня любви, красоты, удовольствия, желания, сексуальности. Несмотря на то, что она только богиня любви и красоты, она является одним из самых влиятельных олимпийцев, потому что она контролирует внешность, любовь и сексуальное желание.

В начале становления Рима она считалась богиней растительности. Богиня защищала сады и виноградники, но после того, как римляне познакомились с греческими сказаниями, они поняли, что она не должна быть божеством сельского хозяйства. В то время как греки видели Афродиту гордой и тщеславной богиней красоты, римлянам она представлялась в качестве верховного божества, обеспечивающего питанием свой народ.

Лузиады

В поэме «Лузиады» писателя Луиса де Камоэнса, рассказывающего историю Португалии, представлена Венера (Афродита). Португальская богиня-покровительница превращается в Венеру, которая видит в португальцах наследников любимых и известных ей римлян.

Камоэнс был страстным человеком, который также отмечал любовь в своей лирике, и, возможно, поэтому он выбрал римскую богиню, которая чувствовала необходимость покровительства португальцам. Венера просит Юпитера защитить народ, которому она покровительствует, от происков Диониса. Царь богов соглашается и собирает совет богов.

Личность и внешний вид

Афродита — тщетная богиня, гордая своей внешностью и презирающая уродство. Она надменная и ревнивая. Афродита также неверна и имела отношения со многими богами, такими как Арес, Посейдон, Гермес и Дионис. Она может заставить кого-нибудь влюбиться в кого-либо, и даже Зевс с его властью не застрахован от этого. У нее огромная власть над похотью. Ее часто изображают красивой молодой женщиной, снимающей одежду.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Надо ли вешенки мыть перед жаркой Надо ли вешенки мыть перед жаркой Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем