Как облегчить страдания. Чем можно облегчить страдания горюющего? Кому молиться, чтобы выздороветь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях Ринпоче Чокьи Ньима

Глава 20 Как облегчить умирание

Как облегчить умирание

Одни из самых непростых моментов работы профессионального медика связаны с помощью умирающему человеку. Тема смерти и умирания – часть более широкой темы непостоянства. Перед тем как начать разговор об умирании, важно вспомнить то, что было сказано выше о непостоянстве. Нам нужно на глубоком уровне, а не только на уровне интеллекта, понять, что всё составное, всё, что было собрано или сконструировано, распадётся или будет разрушено. Когда мы признаем факт непостоянства, нам будет легче принимать всё, что происходит, будь то удовольствие, боль, радость или печаль. Почему? Потому, что мы понимаем: всё это преходяще.

Предположим, мы не смогли принять факт непостоянства всех явлений. Но когда случится что-то ужасное, покажется, что мы неспособны это вынести. Ситуация может стать невыносимой. Факт непостоянства всего составного – это не просто какая-то идея, которая пришла в голову Будде. Это факт, который станет для нас очевидным, если мы уделим достаточно времени размышлению о нём. Описать непостоянство всех явлений можно множеством способов, но есть четыре основных момента, которые стоит упомянуть.

1. Всё построенное разрушится . Всё, что было возведено, сконструировано, изготовлено или создано, рано или поздно распадётся на части, развалится. Это лишь вопрос времени.

2.?Всё накопленное будет растрачено. Неважно, сколько мы смогли накопить, в конце концов это закончится. Иначе не может быть. Имя, власть, положение, деньги, материальные ценности – всё, что мы приобретаем и чем обладаем, исчерпывается. Всё это рано или поздно исчезнет.

3.?Все встречи заканчиваются расставанием. Существует временная разлука с любимыми и окончательное расставание. Все встречи оканчиваются расставанием, исключений здесь нет, и от реальности этого факта не скрыться.

4.?Рождение неминуемо заканчивается смертью . Ни один рождённый человек ещё не избежал смерти. Этого не было в прошлом, это невозможно сейчас, и этого никогда не произойдёт в будущем. Почему? Потому, что всё составное по природе своей непостоянно.

Я говорю сейчас не только о живых существах. Непостоянно всё без исключения – всё, что мы видим, слышим, осязаем и запах и вкус чего мы ощущаем. Всё, что возникает, будет существовать некоторое время, после чего будет разрушено. Все вещи изменяются не только в течение длительного промежутка времени, но и каждое мгновение. Эти крохотные изменения не заметны невооружённым глазом. Однажды я посмотрел видеозапись, сделанную через микроскоп. И хотя то, что рассматривали в микроскоп, было полностью неподвижно, частицы под стеклом постоянно двигались.

Непостоянство – это факт. И нам стоит воспринимать вещи такими, какие они есть. Очевидна польза, возникающая в результате принятия факта, что все явления преходящи. Это помогает нам быть более уравновешенными и, как следствие, лучше себя чувствовать. Склонность воспринимать явления как реальные, постоянные и неизменные и жёсткое цепляние за них вызывают колоссальное напряжение в тот момент, когда оказывается, что вещи на самом деле непостоянны. С нами случается что-то хорошее или приятное, но нас охватывает грусть, когда этому приходит конец. Естественно, когда происходит что-то плохое, мы чувствуем себя несчастными. Тем не менее, когда мы понимаем, что всё, что происходит с нами в жизни, хорошее и плохое, непостоянно, мы легче переносим изменения и становимся радостнее.

Несмотря на то, что интеллектуально мы понимаем непостоянную природу всех вещей, обычно мы не тратим много времени на размышления об этом. Каждый раз, когда мы слышим о непостоянстве, полезно задуматься о смысле этих слов, чтобы почувствовать их реальность. Размышляя таким образом, мы начинаем переживать свой опыт с точки зрения непостоянства и приобретаем глубокое убеждение в том, что все явления подвержены постоянным переменам.

Уделяя достаточно времени размышлению над непостоянством и изучению этого вопроса, мы подготавливаем себя к принятию того факта, что наше тело смертно. Смерть тела – естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться жить так, чтобы мы могли открыто встречать всё, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли, – мы должны уйти без ужаса в глазах.

Буддийские учителя недаром уделяют столько внимания идее непостоянства. Если вы потратите достаточно времени на размышление о факте непостоянства, то, когда придёт время встретиться лицом к лицу с собственной смертью, тому, кто окажется рядом с вами, будет достаточно напомнить вам о том, что всё непостоянно. Вам скажут: «Всё проходит, ничто не остаётся неизменным». И вы подумаете: «Да, так оно и есть». Поскольку вы уже знакомы с непостоянством, вам проще его признать, принять и немного расслабиться. Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Всё непостоянно. Непостоянство – великий учитель.

Как это знание поможет нам утешить умирающего и его семью? Разумеется, до тех пор, пока существует хоть один шанс на излечение, мы должны убеждать их делать всё возможное и не терять надежды. Но как только становится очевидным, что выздоровление невозможно и смерть неизбежна, стоит убедить пациента и его семью не прикладывать так много усилий, поскольку в этом случае борьба со смертельной болезнью становится для всех невыносимым бременем. В этот момент мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который нас всех ждёт в конце. В этом и заключается помощь умирающему и его родным.

Но не нужно использовать понимание того, что пациент умирает, в качестве оправдания неоказания ему необходимой помощи. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно, сейчас стоит успокоиться. Мы сделаем всё необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Пациентам, не уделявшим достаточно времени размышлениям о непостоянстве, поначалу может быть сложно принять смерть как нечто естественное и неизбежное. Большинство умирающих очень привязаны к своим семьям, имуществу, всему, что они не могут взять с собой. Нужно помочь им отпустить то, что с ними сейчас происходит, поскольку именно привязанность и цепляние вызывают такой сильный стресс и страх. Все, кто близок сейчас больному, все, кому он доверяет, должны окружить его нежной заботой и помочь ему расслабиться и всё отпустить.

В случае, если мы имеем дело с человеком, далёким от духовной практики, мы должны понимать, что одна только мысль о необходимости расстаться с семьёй и имуществом может вызвать невыносимую боль и страх. Чтобы помочь больному человеку избавиться от цепляния, можно просто мягко спросить его: «К чему держаться за это теперь? От этого вам только больнее. Всё хорошо, вы можете просто всё отпустить». Это действенный способ успокоить умирающего человека.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать. Если вы верите в то, что ум не исчезает после смерти, вы будете воспринимать привязанность иначе. Для духовного практикующего привязанность является проблемой не только на пороге смерти, она также служит помехой в момент умирания и после смерти. Именно поэтому очень важно избавиться от всех привязанностей перед смертью.

Люди могут привязываться ко множеству разных вещей. Наиболее сильную привязанность они обычно испытывают по отношению к другим людям. Также можно чувствовать привязанность к определённому объекту, имуществу или даже красивому пейзажу. Существует великое множество вещей, которые вы обожаете и с которыми не хотите расставаться. Умирающий человек редко счастлив потерять всё, что он знает и ценит. Человек на пороге смерти хотел бы взять с собой любимых людей и ценные для него вещи, но это сейчас не в его власти. С собой не получится взять ничего. Даже если этого не хочется, придётся потерять все.

Перед смертью важнее всего отпустить всё, чем мы дорожим. Если вы привязаны к собственности, имуществу, стоит перед смертью это раздать – отдать родственникам или пожертвовать на благотворительность. Таким образом вы сможете мысленно расстаться с имуществом и почувствовать себя более свободным. Конечно же, вы не хотите оставлять родителей, братьев, сестёр, детей и супругов. Но если вы знаете, что всё равно придётся уйти, попрощайтесь с ними, пожелайте им счастья. Родственникам и друзьям тоже можно посоветовать делать хорошие пожелания умирающим в момент прощания. Им нельзя пытаться удержать умирающего, снова и снова повторяя «Не уходи, не уходи, останься». Такое проявление чувств мешает умирающему человеку в момент, когда уже очевидно, что расставания не избежать. Лучше его отпустить и позволить спокойно умереть, оставив позади все привязанности. Разрыв сковывающих уз привязанности принесёт пользу любому человеку на пороге смерти, неважно, был он духовным практикующим или нет.

Если умирает духовный практикующий и он получил в течение жизни определённые наставления о практике в процессе умирания, пришло время их использовать. На этом этапе применяют практику, которая называется «переносом сознания», на тибетском – «пхова». По сути, эта техника закладывает наилучшую траекторию движения ума из умирающего тела в тело следующего рождения.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать.

Если умирающий знаком с тем, как покоиться в состоянии равностности, сейчас важно применить это знание и умереть в этом состоянии ума. Самое главное для умирающего – быть в этот момент спокойным и не испытывать никаких тревог. Семье умирающего и тем, кто ухаживает за ним, нужно постараться не причинять ему беспокойства. Их усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь человеку расслабиться, успокоиться. Умереть в спокойном состоянии ума – значит умереть достойно.

Когда меня приглашают к умирающему, я всегда действую примерно одинаково. Для начала я выясняю, во что умирающий человек верит, в чём его убеждения. Затем пытаюсь понять, что было хорошего в его жизни, что придавало ей смысл. Если человек – духовный практикующий, я напоминаю ему о его практике, стараюсь освежить в его памяти то, чему его учили и что он практиковал.

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьёзно или неизлечимо больному человеку о его состоянии. С одной стороны, может показаться, что стоит сообщить умирающему правду о его болезни. С другой – правда может быть крайне болезненной для пациента и ему будет очень тяжело её принять. В последние годы на Западе врачи стремятся рассказать пациенту о его болезни то, что они считают правдой. Если болезнь не поддаётся лечению, они прямо выскажут своё мнение, иначе им будет казаться, что они лгут. На Востоке врачи чаще лгут пациенту, нарочно скрывая правду. Почему в этот момент врачи лгут? Что ими руководит? В данном случае мотивация врача может быть вполне благой. В каком случае врач скрывает от пациента правду из лучших побуждений? Многие врачи на Востоке полагают, что ум обладает определённой силой. Поэтому вместо того, чтобы говорить о неизлечимости болезни, врач скажет: «С вами всё будет в порядке. Если вы продолжите прикладывать усилия и будете стремиться выздороветь, вы можете выжить. Бывали случаи, что люди выздоравливали. Не оставляйте надежды». Такие слова врача могут прибавить пациенту сил для борьбы с болезнью. Когда в первый раз диагностируют серьёзную болезнь, например рак, врачу может быть доступна статистика, которая делает надежду на выздоровление весьма сомнительной. Но при этом у него всегда есть выбор, каким образом донести эту информацию до пациента.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению. Услышав от врача позитивное мнение о ситуации, пациент может подумать: «Доктор сказал, что я могу выздороветь. Я буду правильно питаться, принимать лекарства и выполнять упражнения, чтобы окрепнуть». Человеку становится легче, у него теперь есть надежда. Он чувствует, что появился шанс на выздоровление. Но если вместо этого сказать пациенту: «Извините, надежды нет», пациент подумает: «Зачем мне тогда принимать лекарства?» В этот момент пациент остаётся наедине со страхом, и это может повлиять на его способность противостоять болезни.

Я считаю, что лучше всего постараться найти срединный путь, находящийся где-то между этими крайностями. Разумеется, желательно быть честным с пациентом. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем всё, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению.

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, мы изменяем подход. В этом случае нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом могут сильно затуманить сознание пациента. Поскольку мы говорили, что во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять эти препараты, может оказаться непростым.

Вам как медикам стоит полагаться на собственную мудрость. Не существует готового ответа на этот вопрос, поэтому придётся принимать решение, соответствующее конкретной ситуации. Нужно подумать, что за человек ваш пациент? Можно ли его назвать духовным практикующим? C какой болью он может справиться и как сделать так, чтобы боль не повлияла негативно на состояние его ума? Нужно понять, что лучше всего подходит конкретному пациенту и где вам нужно остановиться. Будет очень хорошо, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности, а не погрузите его в состояние полного отсутствия. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать. Нужно найти определённое равновесие между этими двумя крайностями – и это всегда остаётся на усмотрение врача.

От людей, работавших с умирающими, я слышал, что иногда начинает казаться, будто религиозные убеждения пациента не приносят ему успокоения, а только усиливают страх на пороге смерти. Подобная ситуация может оказаться очень непростой для врача или медсестры. В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Вам нужно признать, что вы поступили неправильно, искренне попросить прощения и представить, что все ошибки очистились, растворились и были прощены. Нужно полностью отпустить эти мысли, чтобы они больше не тянули вас вниз неподъёмным грузом. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Врач или медсестра могут поддержать пациента в этот момент и предложить ему попробовать отпустить тяготящие его чувства и тревоги. Вы можете убедить пациента, что это возможно: «Да, у вас получится. Вы сможете всё отпустить». Но вы не сможете сами отпустить за них эти тяжёлые переживания, пациентам нужно самим оставить цепляние за эти чувства и мысли. Ваша задача – только помогать в этом. Мягко убеждая пациента отпустить все переживания и заботы, взгляните на него с теплотой и обратите на него всё своё внимание и доброту. Даже если у него не получится оставить свои страхи и беспокойство на все сто процентов, возможно, он избавится хотя бы от двадцати или тридцати процентов тревог. Если пациент обладает мудростью и открытым умом, он, скорее всего, сможет отпустить девяносто процентов мешающих чувств. Но даже если благодаря его усилиям ушло десять или двадцать процентов страхов и беспокойства, это принесёт пациенту огромную пользу. Мы можем помочь пациентам ощутить покой и позволить страху наказания исчезнуть. Мы можем помочь им отпустить цепляние за людей и вещи, которое причиняет им боль. Мы можем помочь им уйти с миром – умереть достойно.

Из книги Медитация - искусство внутреннего экстаза автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа девятая. САНЬЯСА: УМИРАНИЕ ДЛЯ ПРОШЛОГО Для меня саньяса - вещь не очень серьезная. Сама жизнь не очень серьезна, а тот, кто серьезен, всегда мертв. Жизнь есть просто разлив энергии без всякой цели, так что для меня саньяса означает жизнь без цели. Пусть ваша жизнь

Из книги Что, не хочешь больше ходить в церковь? автора Джакобсен Вэйн

Глава 13. Последняя Глава Я увидел его знакомую фигуру, восседавшую на скамейке именно там, где мы с ним беседовали в первый раз уже более трех лет назад. Джон позвонил мне сегодня и спросил, не могли бы мы встретиться около шести часов вечера в парке, там, где началось все

Из книги Сад. Притча автора Роуч Майкл

Глава 1 СОЛНЦЕ Я увидел ее в праздничный день, День благодарения. Матери наши дружили; у ее матушки было четыре дочери, а у моей - четверо сыновей. Должно быть, они как-то встретились на базаре и задумали совместный ужин, вроде смотрин.В тот день мы с братьями работали

Из книги Свет - это Жизнь или Апокалипсис сего дня (книга 4) автора Малярчук Наталья Витальевна

Глава 2 Время шло, а она все водила меня в Сад, продолжая давать мне все новые и новые уроки, которые когда-то начались там. Это всегда случалось по ночам, и всякий раз, как только мы проходили через калитку, она больше не произносила ни слова - все обучение шло через ее глаза,

Из книги Семь горизонтов Силы автора Шерстенников Николай Иванович

Глава 3 СОЗЕРЦАНИЕ. КАМАЛАШИЛА Слова Учителя Цонкапы и, как мне сейчас представляется, смерть моей матушки сильно подействовали на меня. Не то чтобы я был подавлен или впал в отчаяние; внешне я жил обычной жизнью, продолжал свои научные исследования, занимался

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Глава 9 COCTPAДАНИE.АСАНГА После встречи с Учителем Гунапрабхой мне было о чем подумать в течение нескольких месяцев. Обычно я гулял среди торговых рядов местного рынка или сидел у окна библиотеки, глядя на хлопковые поля и апельсиновые рощи и пытаясь представить, как же

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 10 ВОИН. ШАНТИДЕВА Встреча с Учителем Асангой, наверное, более всех остальных встреч повлияла на мою повседневную жизнь. К моему удивлению, обнаружилось, что до сей поры я проявлял совсем мало интереса к текущим страданиям, которые вынужден был испытывать и

Из книги Антикризисная библия успеха автора Правдина Тамара Алексеевна

Глава 9. НЕОКОНЧЕННАЯ ГЛАВА ИЛИ УРОКИ АПОКАЛИПСИСА.

Из книги Молитвы царицы Кунти автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс Шестидесятники держались еще до восьмидесятых. Но в действительности новая эпоха американской мистики началась еще при них в 1975 году, когда Раймонд Моуди опубликовал книгу «Жизнь после жизни». Это была революция, революция

Из книги Девчоночьи секреты автора Луковкина Аурика

Глава 3 Депрессия, или Самая печальная глава этой

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Как грамотное долгосрочное планирование может облегчить жизнь потенциальной молодой мамы? Долгосрочное планирование – это план реализации главных жизненных целей.Вернемся к примеру, приведенному в предыдущей главе.Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ:1. Иметь возможность не экономить

Из книги автора

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек) Интригующее название, не правда ли? Ты, наверное, думаешь, что эта глава будет полностью посвящена тому, как становятся Золушками. Но ты ошибаешься, все гораздо прозаичнее. Разговор пойдет о взаимоотношениях «отцов» и «детей» на

Самый надежный способ справиться с последствиями праздничных застолий, которые являются колоссальным стрессом для пищеварительной системы, – это не допустить переедания. Легко сказать, но трудно сделать! Как быть, если вы уже чувствуете, что переели? Журнал Cosmopolitan после консультаций с гастроэнтерологами предлагает следующий план спасательных операций по смягчению участи пострадавшего организма.

5 МИНУТ СПУСТЯ

Когда кажется, что уже больше ничего не влезет, но вы съедаете еще один кусочек, и чувствуете, что этот кусочек может выскочить обратно, тогда надо сказать себе «стоп», отложить столовые приборы и выйти из-за стола.

Вы уже нанесли своему организму сокрушительный удар, все «прелести» которого вам еще предстоит испытать. А пока, если есть возможность, следует ослабить ремень или переодеться в более свободную одежду.

Чем больше вы стеснены в движениях, тем более неудобно и напряженно вы будете себя чувствовать, что усугубит мучения пищеварительной системы.

В это время не стоит пить много воды – от этого вы почувствуете еще бóльшую переполненность организма. А вот медленное попивание теплого чая с мятой поможет расслабиться желудочно-кишечному тракту, в том числе кардиальному сфинктеру между желудком и пищеводом, нормальная работа которого приведет к отрыжке из желудка лишнего воздуха, проглоченного с едой. После избавления от избыточного воздуха вы почувствуете себя уже не таким «вздутым». (И помните что, всякий раз, когда на входе или выходе из ЖКТ происходит выпуск воздуха или газов, в нем освобождается место, что помогает еде двигаться по предназначенному ей пути).

Если же вы предпочитаете кофе, то чашка кофе также поможет работе пищеварительной системы, и вы почувствуете себя менее «нашпигованным» праздничными яствами.

15 МИНУТ СПУСТЯ

В это время очень хочется лечь, но ложиться не стоит – в горизонтальном положении на желудок оказывается бóльшее давление, а желудочный сок может попасть в пищевод и вызвать изжогу.

При болях в животе рекомендуется принять безрецептурное средство от повышенного газообразования (типа эспумизана), антацид (типа алмагеля) для снижения выработки желудочного сока, который при переедании производится в избыточном количестве, или ранитидин, который успокоит желудок и смягчит раздражение пищеварительной системы от злоупотребления едой и напитками (в том числе алкоголем). Если же вы чувствуете, что просто объелись, но не испытываете болевых ощущений, то принимать какие-либо препараты нет необходимости.

30 МИНУТ СПУСТЯ

Хотя, скорее всего, вы все еще чувствуете себя безумно объевшимся, самое время отправиться на короткую прогулку. Ходьба стимулирует работу ЖКТ. Когда вы сидите и не двигаетесь, то работа вашего ЖКТ также не отличается высокой активностью.

1-2 ЧАСА СПУСТЯ

Все еще не время спать, но и нельзя подвергать организм серьезным физическим нагрузкам. Рекомендуются легкие растяжки или упражнения из йоги, которые помогут выпустить избыточные газы из организма. Но при этом важно избегать положений, в которых голова находится ниже живота или на живот оказывается давление, т.к. это может вызвать кислотный рефлюкс.

2-3 ЧАСА СПУСТЯ

В это время почти вся еда, если не вся, переместилась из желудка вниз по ЖКТ, что снижает риск кислотного рефлюкса, и теперь можно принять горизонтальное положение.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Самая главная задача на следующий день после переедания – вернуться к обычным, «непраздничным» нагрузкам на пищеварительную систему. Вместо того, чтобы взяться с утра за недоеденный торт, лучше принять здоровый завтрак из цельных ингредиентов, содержащих здоровые жиры, белок, а также овощи и фрукты.

Даже если вы чувствуете, что «после вчерашнего» ваша одежда стала слегка тесновата, не следует резко ограничивать себя в калориях и пропускать регулярные приемы пищи, но при этом лучше отдавать предпочтение легкой еде. Резкое ограничение в еде вызовет сильный аппетит и может подтолкнуть вас в новую пропасть переедания.

На следующий день полезно дать организму какую-то физическую нагрузку, хотя бы минимальную – например, отправиться в поход по магазинам за праздничными покупками. Положительные эмоции помогут вам пережить день «после вчерашнего». А в конце дня прислушайтесь к своему организму и почувствуйте – он вас умоляет не переедать во время следующего праздника!

Я немного расскажу о себе и своей жизни… У нас была счастливая семья, прожили вместе 10 лет, муж военный, мы жили в разных городах, потом вернулись к себе. У нас два замечательных сына. Но год назад муж ушел от меня к другой женщине, уход его переживала очень тяжело. Всегда думала, что нет счастливей нашей семьи, очень этим гордилась. Но сейчас он уже год как не живёт с нами. Старший сын переживает, он всё понимает, и ему тяжело. Муж приезжает к детям, иногда возит их в ту семью, хотя старшему сыну это не нравится. Мне до сих пор тяжело, я его до сих пор люблю, я не знаю, как мне себя с ним вести, сейчас почти месяц я с ним не общаюсь, легче от этого не стало. Мне многие дают советы, что правильнее вообще не общаться, а кто-то советует, наоборот, поддерживать хорошие отношения. Посоветуйте, как всё-таки быть, чтобы стало на душе полегче...

Альбина , Россия, 29 лет / 08.04.10

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Начни с самого главного: перестань себя жалеть. Ты носишься с собственной «душой» как с писаной торбой. Ты стонешь, вздыхаешь, охаешь, ищешь жалости и сочувствия, просишь совета себе, несчастной, и, естественно, получаешь все это. Так заполняется твоя жизнь, в которой после ухода мужа появился вакуум. Но подобное заполнение жизненного пространства ущербно и даже опасно. Ты деградируешь и слабеешь. Зачем тебе костыли сочувствия? Зачем тебе урна с пеплом умершей любви на самом видном месте? Ты была счастлива эти 10 лет? Если можешь честно сказать, что да, была, то скажи бывшему мужу спасибо за 10 лет счастья и отдельное спасибо за то, что прервал ваши отношения до того, как ты успела в них разочароваться. И отпусти его с миром. Тебе не надо его избегать или пытаться дружить с ним. Что ты делаешь с соседями по дому, двору? Ты ведь не прячешься от них на лестничной площадке? И не пытаешься с ними дружить домами? Они живут своей жизнью, ты своей. Вы здороваетесь при встрече, не вызывая при этом никаких сильных эмоций друг у друга, так? Вот теперь и твой бывший - это просто сосед по жизни. Да, у вас есть общая история, но это - твое прошлое. А в настоящем подойди к зеркалу и увидишь, наконец, там молодую 29-летнюю женщину, свободную и временно одинокую, которая нуждается не в жалости и сочувствии, а в любви и уважении, причем прежде всего от тебя, Альбина. Посмотри на эту женщину в зеркале и попроси у нее прощения за то, что потратила целый год ее жизни на переживания, которые ни к чему, кроме лишних морщин, не ведут. Попроси у нее прощения за то, что забросила ее лицо, фигуру, внешний вид, что поторопилась поставить не ней крест, что забыла, чего эта женщина хотела, к чему сама стремилась. И пообещай ей, что исправишься. Начнешь интересоваться ее здоровьем, физической формой и внешностью. Вспомнишь о том, что учиться никогда не поздно и что в жизни много интересных дел и людей. Найдешь ей какое-то хобби. Пообещай ей, что через год научишься чему-то интересному, найдешь новых друзей по интересам, а возможно, и не только друзей... Тебя разлюбили? Так заполни потребность в любви своей собственной любовью к себе. Человек, который любит, уважает и ценит себя, никогда не будет чувствовать себя одиноким и никогда не будет одинок. К таким люди тянутся, как бабочки к свету.

  • Сергей

    Я не знаю, как в данной ситуации сделать так, чтобы прошло все и сразу. Наверное, таких способов и не существует вовсе. Ну, кроме гильотины, конечно. Для того чтобы сгладились и изменились чувства, нужно время. К тому же каждый человек уникален и любые утраты переживает по-своему. Кому-то потребуется неделя, чтобы все забыть и начать сначала, а кто-то может страдать годами. Это зависит еще и от того, кому что нравится. Есть натуры деятельные, любящие себя и не собирающиеся всю жизнь потратить на рыдания. Такие долго страдать не будут. А есть любители рефлексии и праздности. Эти могут слезы лить до конца жизни. Ведь чувствовать себя бедной и несчастной для многих довольно приятно. Все вокруг жалеют, участие принимают, по головке гладят. Лично я в такой ситуации, наверное, постарался бы изменить все вокруг себя и себя самого. Ведь чем больше напоминаний о прошлом, тем сложнее с ним расстаться. Знаю людей, которые после таких вот жизненных коллизий вообще забирали детей и уезжали как можно дальше. В твоем случае, возможно, стоит начать с менее радикальных шагов. Сделай, например, ремонт в квартире с заменой всего, что можно. Если сидела дома с детьми, то ищи вариант садика и выходи на работу. Смени прическу, похудей, приведи себя в порядок. Словом, начни сама себе нравиться. Поверь мне, женщина, которая нравится сама себе, нравится и окружающим. Кстати, еще посмотришь, что с бывшим мужем будет происходить, если ты похорошеешь и перестанешь вести себя как жертва. И не сиди ни в коем случае дома. Как можно чаще выходи в люди. В спортивный зал, в кино, в гости, да куда угодно. На природу с друзьями и подругами вместе с детьми выбирайтесь. К себе народ приглашай. Тогда все само собой потихоньку изменится.

Еще в древние времена люди пытались помочь и поддержать друг друга во время болезни и в преддверии надвигающейся смерти. Умирающего человека окружала обстановка таинственности и торжественности. Болезнь и смерть есть и всегда будут неизбежной частью человеческого опыта. По тому, как общество заботится о детях, престарелых и умирающих, судят о зрелости этого общества. C целью облегчения страданий инкурабельного больного, в том числе умирающего, зарождается паллиативная помощь (и хосписная как ее компонент для оказания помощи в конце жизни).

Паллиативная помощь — всесторонняя медико-социальная помощь больным с диагнозом активного (при наличии симптомов, требующих активного медицинского вмешательства) неизлечимого прогрессирующего заболевания на стадии, когда исчерпаны все возможности специального/радикального лечения. Основной целью такой помощи является улучшение качества жизни больного и членов его семьи, что достигается благодаря активному выявлению, тщательной оценке и симптоматической терапии боли и других проявлений болезни, а также оказанию психологической, социальной и духовной поддержки как самому пациенту, так и его близким. Принципы паллиативной помощи могут быть реализованы на более ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения .

Решающим условием для развития паллиативной помощи является создание условий, необходимых для признания важности самой идеи холистической помощи инкурабельным больным и умирающим. Совершенно необходимо, чтобы общество, в том числе и сами пациенты и их семьи, осознавали важность паллиативной помощи и знали о ее возможностях.

Необходимо отметить, что в новом Федеральном законе Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в истории отечественного здравоохранения признается необходимость развития в стране паллиативной помощи. «Паллиативная медицинская помощь, — говорится в законе, — представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (статья 36) . Паллиативная медицинская помощь в соответствии с законом впервые признана одним из видов медицинской помощи, оказываемой населению. В законе говорится о том, что паллиативная помощь «… оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи» (статья 36), а также отмечается, что «паллиативная помощь в медицинских учреждениях оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи…» (статья 80). С принятием нового закона открываются новые возможности для развития паллиативной помощи в регионах страны.

Являясь инициатором зарождения нового направления, ВОЗ провозглашает основные принципы, в соответствии с которыми паллиативная помощь:

  • утверждает жизнь и считает смерть естественным закономерным процессом;
  • не имеет намерений продления или сокращения срока жизни;
  • старается насколько возможно долго обеспечить условия для того, чтобы больной мог вести активный образ жизни;
  • предлагает помощь семье пациента во время его тяжелой болезни и психологическую поддержку в период переживания тяжелой утраты;
  • использует межпрофессиональный подход с целью удовлетворения всех потребностей пациента и его семьи, в том числе и организацию ритуальных услуг, если это требуется;
  • улучшает качество жизни пациента и может также положительно влиять на течение болезни;
  • при достаточно своевременном проведении мероприятий в совокупности с другими методами лечения может продлить жизнь больного .

Паллиативная помощь складывается из двух больших компонентов — это облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни (параллельно с радикальным лечением) и помощь (медицинская, психологическая, социальная, духовная) в последние месяцы, дни и часы жизни. Именно помощи больному в конце жизни в России уделялось и до сих пор уделяется очень мало внимания. Неправильным было бы считать, что умирающий больной нуждается только в уходе. На самом деле существуют профессиональные тонкости искусства облегчения страдания больного, которые могут решить только подготовленный врач и медицинская сестра.

В настоящее время в ряде стран «помощь (больному) в конце жизни», или хосписная помощь (end-of-life care), выделена как самостоятельное направление паллиативной помощи. Ведущим компонентом в этом направлении является формирование особой философии, организация психологической поддержки больного и его семьи. Поэтому часто говорят, что паллиативная помощь и хоспис как одна из форм паллиативной помощи — это не просто лечебное учреждение, это — философия.

К сожалению, врачей и медицинских сестер не учат искусству оказания помощи умирающим. До сих пор сохраняется игнорирование умирающих больных, им остается недоступной медицинская помощь, весь уход ложится на плечи родственников и близких.

Однако надо помнить, что некоторые симптомы причиняют умирающим больным значительные страдания. Владение основными методами купирования симптомов у пациентов в последние дни жизни — одно из основных профессиональных требований для врача любой специальности. Однако простого владения навыками купирования симптомов недостаточно. Для оказания умирающим больным действенной помощи врач должен иметь хорошее представление об этой сфере деятельности, а также обладать умением общаться, принимать решения и строить взаимоотношения с людьми.

Выбор тактики для облегчения страданий умирающего начинается, как и в любом разделе клинической практики, с всесторонней оценки состояния больного. Необходимо активно выявлять проблемы, которые могут причинять страдания больному. Такая оценка формирует основу не столько для поиска решения отдельных проблем, сколько для определения целей лечения. Процесс оценки может сам по себе быть терапевтическим средством. Он дает пациенту возможность осознать, что его воспринимают как личность и относятся к нему с сочувствием.

Поскольку симптомы по сути своей носят субъективный характер, «золотым стандартом» для оценки является описание самим пациентом ощущений и переживаний. Существуют проверенные методики оценки симптомов, которые могут помочь врачу представить себе, как пациент воспринимает тот или иной симптом (например, степень его тяжести и др.). Решая вопрос о проведении диагностических тестов, следует оценить их целесообразность с точки зрения возможности облегчить страдания больного. Не стоит проводить сложную диагностику лишь ради того, чтобы выполнить стандарт обследования.

У большинства людей в терминальной стадии жизни наблюдаются патологические изменения аффективной и когнитивной функций, при этом возникает целый спектр эмоций и страхов. Страх потерять контроль над собой, быть брошенным, стать обузой, страх боли и других физических страданий нередко бывает настолько сильным, что у больного возникает желание ускорить приближение смерти. Поэтому при разговоре с больным необходимо провести оценку его эмоционального статуса, уловить признаки депрессии, тревожного состояния и нарушения когнитивной функции, поскольку эти проблемы можно и нужно корректировать .

Необходимо помнить о том, что в последние дни жизни больного следует отменить некоторые медикаменты, прием которых не имеет никакого смысла и лишь нарушает комфорт пациента и даже может усугубить его состояние. Могут быть отменены в последние 48 часов жизни такие препараты, как антибиотики, витамины, препараты железа, гормоны, кардиотоники, слабительные, сахароснижающие, диуретики, гипотензивные средства. Можно продолжать при необходимости введение обезболивающих средств, противосудорожных, антихолинергических и противорвотных средств, транквилизаторов. То есть следует обеспечить больному максимальный покой, отсутствие боли и симптоматическое купирование других тягостных симптомов.

В жизни каждого человека присутствует духовная сторона. Как показывают исследования, независимо от того, что вкладывается в понятие духовности — религиозный смысл или индивидуальное представление о смысле и тайне жизни, сущности бытия, больные охотно идут на разговор об их духовных проблемах. Хотя помощь такого рода обычно оказывает священник, врач должен учитывать, что часто духовные проблемы могут проявляться в виде страданий физического, душевного или социального характера.

Врач должен уметь проводить предварительную оценку социальных и практических потребностей пациента. Нерешенные проблемы взаимоотношений, неулаженные финансовые, юридические и практические дела могут быть источником душевных страданий больного. Поскольку многие семьи тратят на лечение и уход за больным часто все свои сбережения, иногда теряя при этом источник дохода, важно знать, каково финансовое положение пациента. Необходимо подумать об организации практической помощи: даже самый безупречный план лечения может не дать желаемых результатов, если не позаботиться о сугубо бытовых проблемах повседневной жизни.

В последние дни и часы жизни в организме происходит ряд физиологических изменений. Каждое из них, если не понимать его сути, может стать поводом для тревоги и производить угнетающее впечатление на родственников.

Слабость и утомляемость. По мере угасания функций организма у больного нарастают слабость и утомляемость. Больной может отказываться от привычной двигательной активности, в этом случае его не следует насильно заставлять двигаться. На этой стадии большинство препаратов для борьбы со слабостью можно отменить. При ограничении движений в суставах могут возникнуть тугоподвижность или боли. Продолжительное надавливание на один и тот же участок кожи, особенно над костными выступами, повышает риск ишемии кожи и появления болезненных ощущений. Больному необходимо устроить удобно постель, подложив подушки, чтобы реже возникала потребность поворачиваться.

Прекращение приема пищи и жидкости. В последние дни жизни больные, как правило, полностью теряют аппетит и перестают пить . Родственников это очень беспокоит. Однако специалисты считают, что обезвоживание в последние часы жизни не причиняет страданий и может стимулировать выделение эндорфинов и анестезирующих веществ, которые улучшают самочувствие больного . В данном случае часто низкое артериальное давление и слабый пульс связаны с процессом умирания, а не с обезвоживанием. Пациент, который не может принимать вертикальное положение, не испытывает головокружения. При тщательном гигиеническом уходе за ротовой полостью, полостью носа и слизистой глаз можно не опасаться, что больной испытывает жажду.

При наличии периферических отеков или асците у больного в организме скапливается избыток воды и солей, по-этому обезвоживания не происходит, хотя внутрисосудистый объем жидкости может сократиться вследствие гипоальбуминемии. Иногда назначают парентеральное введение растворов — внутривенно или подкожно, особенно если необходимо лечение делирия.

Следует обратить внимание, что парентеральное введение жидкости в последние дни жизни может оказать неблагоприятное действие, что очень часто недооценивается врачами. Парентеральное введение чрезмерного количества жидкости, особенно при значительной гипоальбуминемии, может привести к перегрузке системы кровообращения с развитием периферических отеков и/или отека легких, вызвать усиление одышки, кашля и увеличение секреции желез ротовой полости и трахеобронхиального дерева. Кроме того, внутривенные капельницы причиняют неудобство больному, особенно если он истощен и у него плохо определяются вены.

Потеря способности глотать. Если пациент не может глотать, следует прекратить давать ему пищу и препараты внутрь. Предупредите членов семьи и ухаживающих за больным медперсонал об опасности аспирации. Для уменьшения выделения слюны и других продуктов секреции можно назначить скополамин или гиосцина бутилбромид . Эти препараты сведут к минимуму или устранят шумное «клокотание» при дыхании из-за скопления слизи в глотке и трахее. Отсасывание жидкости из ротоглотки чаще всего неэффективно, поскольку выделения обычно находятся за пределами досягаемости катетера. Длительные попытки отсосать слизь могут лишь потревожить до этого спокойного больного и взволновать находящихся рядом членов семьи.

Неврологические изменения. Неврологи-ческие изменения, связанные с процессом умирания, обусловлены рядом одновременно происходящих необратимых процессов. Наличие или отсутствие таких изменений обуславливает тяжесть процесса умирания и некоторыми авторами называется «дорогой» к смерти (рис.). Большинство больных следуют по «обычной дороге», для которой характерно постепенное угасание сознания, после чего наступает кома, а затем смерть .

Агональный делирий. Первым сигналом, возвещающим о том, что больному предстоит пройти по «трудной дороге» к смерти, может служить появление делирия с ажитацией. У таких больных часто появляется спутанность сознания (дезориентация), беспокойство, возбуждение; иногда возникает инверсия цикла сна и бодрствования. Для семьи и ухаживающего медперсонала, которые не понимают сути происходящего, зрелище агонального делирия с ажитацией может быть очень тяжелым.

Если делирий нераспознан или не приняты меры для его устранения, то членам семьи скорее всего запомнится страшная смерть «в ужасных мучениях», что возможно, по их мнению, было спровоцировано назначением лекарств. Это произведет тяжелое впечатление на родственников, даже если вся предыдущая медицинская помощь была организована безупречно.

Необходимо попытаться определить причины делирия и купировать их. Однако если больной доживает последние часы и отмечаются другие признаки процесса умирания, лечение следует направить на купирование симптомов, связанных с агональным делирием, чтобы успокоить пациента и его близких.

Когда возбуждение и беспокойное поведение больного сопровождаются стонами и гримасами, это часто истолковывают как свидетельство физической боли . Однако нужно иметь в виду, что в последние часы жизни неконтролируемая боль развивается или усиливается редко. Признаком наличия боли может быть напряженный лоб, в частности появление на нем глубоких морщин. Терминальное беспокойство мучительно для пациентов, находящихся в сознании и, вероятно, также для пациентов в полубессознательном состоянии.

Если трудно оценить состояние пациента, который находится без сознания, и врач думает, что его беспокоит боль, можно попробовать назначить опиоиды. Но необходимо помнить, что при низком почечном клиренсе опиоиды могут аккумулироваться и усугублять делирий. Если пробное введение дозы опиоидов не снимает возбуждения или усугубляет делирий, усиливая возбуждение или провоцируя миоклонические судороги, следует назначить лечение для купирования симптомов, связанных с делирием.

Для лечения агонального делирия широко применяются бензодиазепины, поскольку они обладают анксиолитическими, амнестическими и противоэпилептическими свойствами и расслабляют скелетные мышцы .

Предварительно растворенный лоразепам для приема внутрь можно наносить на слизистую оболочку щеки, увеличивая дозу до получения нужного эффекта. Необходимо помнить, что на некоторых больных бензодиазепины оказывают парадоксальное действие, вызывая возбуждение. По мнению некоторых авторов анти-психотические средства, галоперидол и хлорпромазин, не обеспечивают адекватную седацию и могут приводить к усилению тонуса мышц и появлению конвульсий .

Диазепам 5-10 мг можно назначать перорально, ректально (в суппозиториях или инъекционно через ректальный зонд) или внутривенно (если венозый катетер установлен по другим причинам), поскольку этот препарат плохо всасывается после внутримышечных или подкожных инъекций. Его следует назначать через 6-12 ч, и доза титруется по эффекту.

Мидазолам имеет преимущество в том, что его можно назначать непрерывной подкожной инфузией и его также можно смешивать в одном шприце с морфином. Обычная начальная доза мидазолама составляет 2,5-10 мг подкожно через 2 ч или 10-20 мг в сутки.

Тазепам может вводиться в домашних условиях ректально (в виде капсул темазепама для приема внутрь). Для достижения эффекта в капсулах рекомендуется предварительно иголкой проделать отверстие .

Если лечение бензодиазепинами не дает желаемого результата, следует назначить фенобарбитал. Начинают с 60-120 мг, подкожно каждые 4-8 ч, постепенно повышая дозу. После достижения эффективной дозы препарат можно назначать в виде непрерывной подкожной инфузии, но не следует смешивать его с морфином или другими препаратами.

Терминальное тахипноэ. Терминальное тахипноэ производит угнетающее впечатление на родственников и других пациентов, хотя сам человек находится уже без сознания. У особенно ослабленных пациентов возможно появление на фоне дыхательных движений предсмертных хрипов, обусловленных перемещением секрета в глотке, трахее и крупных бронхах. Считается, что предсмертные хрипы не доставляют беспокойства больному, находящемуся без сознания.

При появлении терминального тахипноэ необходимо придать больному положение лежа на боку и объяснить суть происходящего родственникам, успокоить их. В качестве медикаментозной терапии чаще всего используются препараты, подавляющие секрецию слизи. Препаратом выбора считается гиосцина бутилбромид (20 мг однократно, затем 20 мг/24 часа подкожно).

Ослабление сфинктеров в последние часы жизни может привести к недержанию мочи и кала. Отвод мочи катетером и использование абсорбирующих пеленок помогают свести к минимуму смену белья и проведение гигиенических процедур. Однако при минимальном выделении мочи в этом не всегда есть необходимость, достаточно бывает использовать подгузники. Очень важно содержать кожу больного в чистоте, следует регулярно проводить гигиенические процедуры.

Использование абсорбирующего белья (подгузники, урологические прокладки и впитывающие пеленки) помогут свести к минимуму травмирование тканей и необходимость частой смены белья, что поможет обеспечить покой пациенту и значительно облегчить труд ухаживающих за ним людей.

Развитие олиго- или анурии в последние дни жизни не требует обследования или терапии, если это не сопряжено с болью или нарастающей одышкой.

Если окружающие не понимают, что происходит, каково состояние больного, на них могут угнетающе действовать то, что глаза больного постоянно открыты. При тяжелом истощении уменьшается объем ретробульбарной клетчатки, и глазное яблоко западает в глазницу иногда настолько глубоко, что длины век не хватает на то, чтобы сомкнуться и закрыть конъюнктиву полностью. В таком случае необходимо поддерживать влажность конъюнктивы с помощью глазных мазей или физиологического раствора.

Если больной умирает дома, то родственникам больного необходимо объяснить, что процесс умирания так же индивидуален, как и процесс рождения. Невозможно предугадать точное время смерти и как именно все будет происходить. Расскажите близким, что люди, которые стоят на пороге смерти, испытывают ряд похожих симптомов, независимо от типа заболевания.

С приближением смерти появляются определенные физические и эмоциональные симптомы: возникает и прогрессирует день ото дня сонливость и выраженная слабость, периоды бодрствования уменьшаются, угасает энергия; изменяется характер дыхания: периоды частого дыхания сменяются остановками; ухудшается аппетит, человек пьет и ест меньше, чем обычно, потом совсем отказывается от пищи и воды. Моча становится темно-коричневой или темно-красной, кишечник перестает опорожняться или наоборот бывает непроизвольный стул. Изменяются слух и зрение — они не просто ухудшаются, а наоборот, человек может слышать и видеть вещи, которые другие не замечают. Меняется температура тела, она может быть повышенной или наоборот очень низкой.

По мере приближения ухода из жизни человек перестает проявлять интерес к внешнему миру и отдельным деталям повседневной жизни.

Если умирающий человек, о котором вы заботитесь, видит или слышит что-то или кого-то, чего не видите вы, с ним следует согласиться — признайте то, что он видит или слышит. Отрицание этих переживаний может расстроить умирающего человека. Поговорите с человеком, даже если он в коме, подер-жите его за руку. Известно, что умирающие люди могут слышать, даже когда они находятся в глубокой коме. Есть пример того, что люди, которые выходили из комы, говорили, что они могли слышать все происходящее, находясь без сознания.

Принципы общения с умирающим человеком. Облегчить состояние умирающего только с помощью лекарственных средств невозможно. Не менее важно, а может быть и наиболее важно общение с больным, отношение к нему, как к живому человеку, который слышит и чувствует, нуждается в вашем присутствии и участии до самого конца. Поэтому при общении с умирающим человеком:

  • будьте всегда готовы оказать помощь;
  • проявляйте терпение;
  • дайте возможность ему выговориться, умейте активно слушать;
  • произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны;
  • спокойно относитесь к его гневу и недовольству;
  • избегайте неуместного оптимизма.

Умирающему больному необходимо чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что вы не можете сделать его снова здоровым.

Необходимо спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной, помочь ему доделать земные дела, обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно знать, что для него делается все возможное. Он не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы.

Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Он должен знать, что в момент смерти не останется один и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжелого больного и умирающего может иметь успокаивающее действие.

Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боль и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т. п.

Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо уметь слушать; понимать невербальный язык; уметь оказать эмоциональную поддержку; общаться с больным открыто, доверительно; относиться к нему с сочувствием и уважением; честно отвечать на вопросы; не внушать несбыточных надежд; давать возможность задавать вопросы; понимать потребности больного; принимать во внимание и стараться удовлетворить его психические, социальные и духовные потребности; предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

В заключение хочется процитировать слова митрополита Антония Сурожского: «Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность — как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!.. Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь, взаимное отвержение. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни» .

Литература

  1. Doyle D., Hanks G., MacDonald N. Introduction. Oxford textbook of Palliative Medicine. 1993. P. 3.
  2. WHO Definition of Palliative Care. WHO, 2007. URL: http://www.who.int/cancer/palliative/definition/en/ .
  3. Введенская Е. С., Соколова Е. Г., Петрушов П. К. Паллиативная помощь: содержание, определяющее подходы к формированию службы и контингентов больных // Росмедпортал.ком, электронный научно-практический журнал. 2012, т. 3, с. 136-144.
  4. Введенская Е. С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2011.
  5. Введенская Е. С. Паллиативная помощь — инновационное направление современного здравоохранения. В кн.: Актуальные проблемы химии, биологии и медицины. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. Кн. 3. С. 5-26.
  6. Эккерт Н. В., Новиков Г. А., Хетагурова А. К., Шарафутдинов М. Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. М.: ММА им. И. М. Сеченова. 2008. 58 с.
  7. Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни. 2005. 30 с. URL: http://pallcare.ru/ru/images/user/Ryskversion3.pdf (Дата обращения 01.10.2011).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104 (Дата обращения: 09.02.2012).
  9. Singer P. A., Martin D. K., Kelner M. Quality end-of-life care: patient’s perspectives // JAMA. 1999, 281: 163-168.
  10. Vachon M. L., Kristjanson L., Higginson I. Psychosocial issues in palliative care: the patient, the family, and the process and outcome of care // J Pain Symptom Management. 1995, 10: 142-150.
  11. Bruera E., Fainsinger R. L. Clinical management of cachexia and anorexia. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine 2 Edition Oxford University Press, Oxford, England 1998, 548.
  12. Billings J. A. Comfort measures for the terminally ill: Is dehydration painful? // J Am Geriatr Soc. 1985, 33: 808-810.
  13. Ellershaw J. E., Sutcliffe J. M., Saunders C. M . Dehydration and the dying patient // J Pain Sympt Manage. 1995, 10: 192-197.
  14. Musgrave C. F., Bartal N., Opstad J. The sensation of thirst in dying patients receiving IV hydration // J Pall Care. 1995, 11: 17-21.
  15. Musgrave D. R. Terminal dehydration: to give or not to give intravenous fluids? // Cancer Nursing. 1990, 13: 62-66.
  16. Twycross R. B., Lack S. A. Therapeutics in terminal cancer, Churchill Livingstone3 Edition. 1990, 134-136.
  17. Frank D. Ferris, Charles F. von Gunten, Linda L. Emanuel. Ensuring competency in end-of-life care: controlling symptoms // BMC Palliative Care. 2002, 1: 5.
  18. Ferris F. D., von Gunten C. F., Emanuel L. L. Competency in end of life care: The last hours of living // J Palliat Med. 2003; 6: 605-613.
  19. Shuster J. L. Delirium, confusion, and agitation at the end of life // J Pall Med. 1998, 1: 177-186.
  20. Twycross R., Lichter I. The terminal phase. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine. 2 Edition (Edited by: Doyle D., Hanks G. W. C., MacDonald N.). Oxford University Press, Oxford, England, 1998, 987-988.
  21. Паллиативная помощи онкологическим больным. Учебное пособие под редакцией профессора Г. А. Новикова и академика РАМН, профессора В. И. Чиссова, М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2006.
  22. Сурожский А. Жизнь. Болезнь. Смерть, Издательство: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010, 96 с.

Е. С. Введенская, кандидат медицинских наук

ГБУЗНО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Нижний Новгород



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Крестный ход вокруг храма Крестный ход вокруг храма Особенности выполнения отчитки отца германа Особенности выполнения отчитки отца германа Тайнинская церковь благовещения пресвятой богородицы мытищи Тайнинская церковь благовещения пресвятой богородицы мытищи