Что было изобретено до 1900 г метроном. Что такое метроном и как им пользоваться

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ритм (с греч. ῥέω– течь ) в широком смысле – форма протекания во времени каких-либо процессов (например, ритм жизни, ритм сердечных сокращений, ритм формы).

Музыкальный ритм – временная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и др. элементов музыкального языка, а также система соотношений звуков во времени . Основоположником учения о ритме считается древнегреческий философ и теоретик музыки Аристоксен.

Ритмический рисунок – последовательный ряд длительностей звуков. У каждой мелодии свой ритмический рисунок .

Основной вид ритмического деления бинарный – 2:1

Особые виды ритмического деления – деление длительностей не на 2, а на произвольное количество равных частей – на три (триоль), на пять (квинтоль), на шесть (секстоль), на семь (септоль), на девять (новемоль).

Полиритмия – ритмическая нерегулярность, последовательное сочетание двух или нескольких видов ритмического деления (напр., соединение дуолей с триолями и др.):

Метр – это организация ритма путем чередования сильных и слабых метрических долей такта.

Такт – это отрезок музыкального времени от одной сильной доли до другой. Затакт – это неполный такт, в котором отсутствует сильная доля. Затакт и последний такт по сумме длительностей образуют полный такт.

Метрическая доля – единица пульсации, выраженная в знаменателе дроби, обозначающей размер.

Простыми называются метры и размеры, имеющие 2 или 3 доли в такте: 2/4, 3/4, 3/8, 2/2, 3/2. Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния двух и более однородных простых метров и имеющие в такте 4, 6, 9, 12 долей: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8 .

Сложными смешанными называются метры и размеры, образующиеся от слияния не однородных простых метров (двухдольных и трехдольных). Такты в сложных смешанных метрах и размерах имеют 5, 7, 10, 11 и т.д. долей. В пятидольных тактах группировка (рассановка акцентов) может выглядеть следующим образом: 2+3 или 3+2. В семидольных тактах – 3+2+2; 2+3+2 или 2+2+3.

Переменный метр – изменяющийся на протяжении одного произведения метр.

Сложные смешанные метры и переменный метр – явления, связанные с метрической нерегулярностью.

Синкопа (от греч. sygkopn – усечение, пропуск чего-либо) – это метроритмический диссонанс, смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы подразделяются на простые и сложные, внутритактовые и межтактовые:

Гемиола (от греч. – полуторный) – метроритмический диссонанс, двухдольное акцентирование в трехдольных тактах:

Полиметрия ( не путать с полиритмией) одновременное сочетание разных метров (например, в опере В. А. Моцарта “Дон Жуан” в сцене бала одновременно сочетаются три танца в размерах 3/4, 2/4 и 3/8).

Пример полиметрии (в верхней партии размер можно было обозначить как 3/4 и 6/8):

Группировка длительностей – объединение длительностей в группы при помощи ребер и лиг. В простых метрах длительности группируются по метрическим долям, в сложных и смешанных размерах – по образующим их простым тактам. Группировка длительностей должна облегчать чтение нотного текста.

В вокальной музыке ноты группируются по слогам словесного текста. Длительности не объединяются в группы, если на каждую из них приходится по одному слогу стиха.

Темп – скорость исполнения, частота пульсации метрических долей .

Метроном (от греч. μέτροn - мера, nόμος - закон) - прибор для определения темпа исполнения муз. произведения. Метроном системы Мельцеля:

«(Melzel) Иоганн Heпомук (15 VIII 1772, Регенсбург – 21 VII 1838) – немецкий механик. Сын органного мастера. С 1792 жил в Вене, где был учителем музыки. Вскоре завоевал известность как изобретатель различного рода механических муз. инструментов, в т.ч. пангармониона (род механического оркестра), для которого Л. Бетховен в 1812 написал “Битву при Виттории”. С 1808 придворный механик. Прославился изобретением в 1816 метронома. Бетховен, для которого Мельцель сконструировал слуховую трубку, находился с ним в дружеских отношениях. Его известный канон “Та ta ta… lieber, lieber Melzel” (тема канона была использована композитором также во 2-й части 8-й симфонии) был написан под впечатлением ритмичного постукивания метронома» (И. М. Ямпольский. Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. М.,1973-1982)

Итальянские темповые обозначения

Итальянский Русский
grave гра́вэ - очень медленно, значительно, торжественно, тяжело
argo ла́рго - широко, очень медленно
largamente ларгамэ́нтэ - протяжно
adagio ада́жио - медленно, спокойно
ento ле́нто - медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo
lentamente лентамэ́нтэ - медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento
larghetto ларгэ́тто - довольно широко
andante assai анда́нтэ асса́и - очень спокойным шагом
adagietto адажиэ́тто - довольно медленно, но подвижнее, чем adagio
andante анда́нтэ - умеренный темп, в характере шага (букв. «идя»)
andante maestoso анда́нтэ маэсто́зо - торжественным шагом
andante mosso анда́нтэ мо́ссо - оживлённым шагом
comodo, comodamente комо́до, комодамэ́нтэ - удобно, непринуждённо, неспеша
andante non troppo анда́нтэ нон тро́ппо - небыстрым шагом
andante con moto анда́нтэ кон мо́то - удобно, непринуждённо, неспеша
andantino анданти́но - скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto
moderato assai модера́то асса́и - очень умеренно
moderato модера́то - умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro
con moto кон мо́то - с движением
allegretto moderato аллегрэ́тто модера́то - умеренно оживлённо
allegretto аллегрэ́тто - медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante
allegretto mosso аллегрэ́тто мо́ссо - быстрее, чем allegretto
animato анима́то - оживлённо
animato assai анима́то асса́и - очень оживлённо
allegro moderato алле́гро модера́то - умеренно быстро
tempo di marcia тэмпо ди ма́рча - в темпе марша
allegro non troppo алле́гро нон тро́ппо - быстро, но не слишком
allegro tranquillo алле́гро транкуи́лло - быстро, но спокойно
allegro алле́гро - скорый темп (буквально: «весело»)
allegro molto алле́гро мо́льто - весьма быстро
allegro assai алле́гро асса́и - весьма быстро
allegro agitato, allegro animato алле́гро аджита́то - весьма быстро, взволнованно
allegro vivace алле́гро вива́че - значительно быстро
vivo, vivace ви́во, вива́че - быстро, живо, быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto
presto прэ́сто - быстро
prestissimo прэсти́ссимо - в высшей степени быстро

Агогика (с греч. – увод, унесение) – небольшие отклонения от темпа, обусловленные выразительностью исполнения.

accel. (accelerando) – ускоряя

string. (stringendo) – ускоряя

ritard. (ritardando) – замедляя

rall. (rallentando) – замедляя.

Ритм, метр и темп являются важными средствами музыкальной выразительности. Они выявляют жанровые особенности музыкальных произведений.

Литература:

Холопова В. Ритм //Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973-1982.

Холопова В. Музыкальный ритм.– М.,1980.

Ямпольский И. Мельцель И .//Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973-1982.

Давайте для начала выясним, что такое метроном (прошу не путать с манометром), и какие виды данного прибора бывают.

Метроном - это механическое или электронное устройство, которое отмеряет, проигрывает, отстукивает (нужное подчеркнуть) определенный ритм или ритмический рисунок (в зависимости от крутости самого устройства) с заранее заданной скоростью: от самого медленного (для начинающих и учащихся) до самого быстрого (для продвинутых монстров с натренированными руками). Последнее хочу подчеркнуть! Вопреки распространенному мнению, большие монстры-профессионалы тоже занимаются, используя метроном.

Метрономы делятся на два семейства: механические и электронные, которые, в свою очередь, делятся на кучу видов. И каждый музыкант выбирает себе тот метроном, который ему максимально подходит. Рассмотрим каждое семейство поподробнее.

Механические метрономы

Это самый старый вид, встречающийся в природе. Люди старой закалки, которые в молодости по тем или иным причинам посещали музыкальные школы, помнят деревянные пирамидки, размером с коробку карандашей, стоящие на роялях или в стеклянных шкафах со всякой музыкальной утварью, в кабинетах у строгих и накрахмаленных преподавателей. Это и есть знаменитые «прадедушки» всех современных метрономов.

С тех самых времен вид сильно эволюционировал. Теперь метрономы делают не только из дерева, но и из композитных материалов. Если раньше механический метроном был стационарен (из серии «из дома ни на шаг»), то теперь производятся маленькие, «карманные» метрономы. Их удобно носить, например, в кейсике со скрипочкой и т.д. Некоторые модели обзавелись колокольчиком-звоночком для акцента на сильную долю, причем «акцент» устанавливается в зависимости от размера произведения, которое разучивают под метроном. Конечно, электронные метрономы по функциональности превосходят механических собратьев, зато у вторых есть несколько неоспоримых качеств, на которые я хотел бы обратить Ваше внимание.

Для начала, это превосходная наглядность: у механического метронома есть маятник, болтание в разные стороны которого не заметит разве что слепо-глухо-немой капитан дальнего плавания. Даже если музыкант целиком поглощен игрой, боковым зрением он все равно будет отслеживать маятник.

А что может сравниться с натуральным щелчком настоящего механизма. Этот звук можно слушать как серенаду, он абсолютно не напрягает и прекрасно вписывается в звучание любого инструмента, не вываливаясь из общей картины, как не доживший до стипендии студент из автобуса.

Ну и, конечно, исполнение - механические метрономы, в особенности те, что имеют традиционную форму в виде пирамидки, выглядят удивительно утонченно. Они придадут колорит любому помещению и создадут творческую атмосферу, являясь одним из символов музыкальной культуры.

Эти метрономы могут быть использованы любыми музыкантами, но особенно я рекомендовал бы их начинающим из-за своей простоты в обращении и наглядности, а также они (метрономы, конечно, а не начинающие музыканты) не нуждаются в батарейках. Там используется механизм сродни часовому, т.е. прибор нужно просто завести как обычный старорежимный будильник.

Электронные метрономы

Это довольно новый вид, но уже успевший покорить сердца большого количества музыкантов по всему миру. Особенно этому виду отдают предпочтение деятели искусств, которые играют на электроинструментах. Как правило, электронные метрономы имеют небольшой размер и могут запросто уместиться на ладони. Это сделано для того, чтобы метроном мог быть спрятан в любой чехол, кофр, саквояж, в общем, кто еще не понял, в любую тару, в которой хранят и перевозят музыкальный инструмент. Электронные метрономы обладают массой полезных функций, таких как камертон, акцент, смещение этого акцента до невероятных ритмов, которые используют талантливые на всю голову джазисты или племена пигмев свиноедов из непролазных джунглей для игры на своих любимых барабанах, обтянутых кожей съеденных врагов из соседнего племени. В общем, способны удовлетворить практически любого по «капризности» пользователя.

Есть даже гибридные модели, совмещенные с тюнером (это такой прибор для настройки музыкальных инструментов в более-менее человеческий строй, чтобы слушатели не разбегались как тараканы по кухне от тапки хозяина квартиры), но о нем (о тюнере, разумеется, а не о тапке хозяина квартиры), речь пойдет в другой статье. Электронные тюнеры могут «стучать» (красивое слово), «пищать», «щелкать» или имитировать щелчок - кто на что горазд. Некоторые модели даже имеют набор таких «позывных», чтобы максимально ублажать слух своего хозяина, пока тот бьется над очередной гаммой или разучиванием «этого этюда», в общем, весь спектр удовольствий в этом направлении.

У нас этот вид метрономов представлен фирмой Stagg (в частности, моделью TUM-50), фирмой Yamaha (модели: ME-100, ME-150BK, QT-1, QT1B) и многими другими фирмами и моделями.

Отдельно хотел бы уделить внимание такому прибору как Электронный Метроном Для Барабанщика. Это самый серьезный и навороченный прибор из этого семейства. Из названия понятно, что он предназначен в основном для ударников барабанного труда - помимо всевозможных акцентов и смещений, он имеет несколько функций, которых нет ни в одном из вышеперечисленных метрономов.

Не секрет, что у барабанщиков мозг поделен на 4 части, каждая из которых отвечает за вверенную ему руку или ногу, чтобы они, эти самые руки или ноги, могли не мешая друг другу, слаженно играть на барабанной установке. Так вот, этот самый метроном для ударника может выдавать ритм персонально для каждой конечности барабанщика, для этого у метронома есть несколько маленьких фейдеров (ползунков), чтобы подмешивать тот или иной ритм для той или иной руки или ноги! Вот, выговорил! А еще у этого прибора есть память для запоминания ритмов для каждой, отдельно взятой композиции. Очень удобно использовать на концертах - поставил нужную вещь и сиди себе настукивай, и «вперед не убежишь» от нахлынувших эмоций. Например, такой прибор делает фирма Yamaha, модель CL-ST ClickStation.



В 1581 г. Галилео Галилей открыл изохронность маятников, то есть тот факт что маятники заданной длины колеблются одновременно независимо от того, насколько велика амплитуда (размах).

Прошло почти 100 лет пока маятники были успешно применены в часах Христиана Гюйгенса (около 1659) и Джоржда Грэхэма (олоко 1715). Проблема, которую они решили - это разработка спускового механизма, который поддерживает импульсы маятника и его движение, но не влияет на движение. Это изобретение было ключом к его успешному применению вскоре в области метрономов.

В 1696 Этьен Лулье сделал первую попытку применить маятник к метроному. Его устройство было просто настраиваемым маятником с регулировкой, но без спускового механизма для поддержки движения. Его последователями была череда изобретателей, включая такие имена как Совер в 1711, Энбрайг в 1732, Габари в 1771, Харрисон в 1775, Даво в 1784, Пеллетье, Вайске в 1790, Вебер в 1813, Стокель, Змескал, Кротч и Смарт в 1821. Большая часть этих попыток была неуспешна из-за слишком длинной длины маятника для отбивки медленных темпов, используемых в музыке (например, 40 ударов в минуту).

В 1812 г. Дитрих Николаус Винкель из Амстердама обнаружил, что утяжеленный маятник (с весами на каждой стороне стержня) способен справиться с низкими темпами даже при короткой длине. Иоганн Непомук Мэльцель перенял идею Винкеля и в 1816 г. начал производить свой метроном Maelzel. Он был довольно неплох даже по современным меркам. Его производили швейцарские, немецкие, французские и американские мануфактуры, конкурирующие друг с другом за ограниченный рынок.

Развитие метрономов

В 1894 г. Хэнсон производил метроном, состоящий из палочки, которую можно настраивать на ритмы 2 ⁄ 4 , 3 ⁄ 4 , 4 ⁄ 4 или 6 ⁄ 8 . Составные движения этих ритмов похожи на движения дирижера.

В 1909 г. Уайт и Хантер произвели карманный метроном с ручкой, которая совершала полные вращения, один оборот за удар. Скорость можно было настраивать от 40 до 208 оборотов в минуту.

В 1930 г. миниатюрное кресло-качалка с прикрепленной вертикальной палочкой появилось на рынке. Его можно было привести в движение рукой на любой поверхности. Вес палочки настраивал темп. “Удары” были беззвучными.

С распространением электричества появились многие типы электрических метрономов. Некоторые имели мигающие лампы для обозначения ударов и начала тактов (например метроном Моррисона в 1936 г.), некоторые имели просто качающуюся палочку (как метроном Инглиша в 1937 г.). Многие из них были очевидно разработаны механиками, которые не имели представления о музыке или том как метроном используется в музыке.

Другая группа изобретений относится к метрономам спроектированным для отбивки ритма нескольких тактов музыки в точности как записано. Это требовало установки стопов (как у Фасцинато в 1933 г.), манипулированием индикаторами (как у Дерфера в 1899 г.) или с использованием дисковых перфокарт (как у Мисснера в 1934 г.).

Около 1900 г. был сделан швейцарский карманный метроном-часы, работающий так же как и часы с балансовым колесом. Колесо было модифицировано, чтобы совершать несколько оборотов с разной скоростью от 40 до 208 оборотов засчет настраиваемой пружины.

Насколько известно, из всех этих попыток создания точного, практичного и надеждого метронома, выдерживающего критику музыкантов выжили только метрономы Мэльцеля (Maelzel) и несколько типов карманных метрономов-часов (например, Cadenzia).

Современные метрономы

На рассвете технологии контролируемого переменного тока стало возможным создать часы, управляемые электричеством, которые не отставали более чем на секунду за месяц. Это также сделало возможным изобретение электрического метронома Franz в 1938 г. В нем синхронный мотор (такой же как в электрических часах) двигает молоточек отбивающий темп. Такие электро-механические устройства производились до 1994 г.

В 1977 маятниковый метроном Franz улучшил механизм Maelzel. Это позволило использовать метроном на наклонной поверхности. Механизм препятствовал заеданию спускового механизма. Такие устройства производились до 1990 г.

С 1950 г. до настоящего времени многие варианты осцилляторов в электронных схемах были адаптированы к стандартному диапазону темпов метронома.

Ранними моделями были электронные метрономы “Metronoma” и “Stamford”. Позднее Сет Томас, Sabine и Metone в США, Cadenzia в Швейцарии, Metrotone в Англии и Wittner в Германии представили метрономы работающие на этом принципе. Точность этих метрономов страдала из-за сложности компенсировать нелинейности электрической схемы такого типа на всем диапазоне темпов. Также было сложно достичь и точность настройки темпа.

В конце 1970-х цифровые электронные устройства достигли того уровня, когда стало экономически доступно создание метронома с точностью улучшенной в 10 раз по сравнению с лучшими устройствами того времени. Производительность и низкая стоимость микропроцессоров сделала возможным добавить дополнительные функции помимо отбивки стандартных темпов. Настройки тона, акцентированные ноты и другие функции стали возможны по доступной цене. Такие метрономы были внедрены, например, фирмами Wittner в Германии и Seiko в Японии.

Тот, кто не занимается музыкой, может считать метроном бесполезным девайсом, а многие даже не знают о том, что это такое и каково его предназначение. Слово «метроном» имеет греческое происхождение, а образовалось оно после слияния двух слов «закон» и «мера». Изобретение метронома связывают с именем великого композитора Бетховена, который страдал глухотой. Музыкант ориентировался на движения маятника, чтобы почувствовать темп произведения. «Родителем» метронома является австрийский изобретатель Мельцель И.Н. Гениальный создатель сумел сконструировать метроном так, что стало возможным устанавливать нужный темп игры.

Для чего нужен метроном?

Метроном - это устройство, которое воспроизводит регулярные звуки в определенном темпе Кстати, количество ударов в минуту можно устанавливать самостоятельно. Кто использует эту ритм-машину? Новичкам, пытающихся овладеть игрой на гитаре, фортепиано или другом инструменте, метроном просто необходим. Ведь разучивая сольную партию, можно запустить метроном, чтобы придерживаться определенного ритма. Любители музыки, учащиеся музыкальных школ и училищ, профессионалы не обходятся без метронома. Несмотря на то, что звуки метронома напоминают громкое «тиканье» часов, этот звук прекрасно слышен при игре на любом инструменте. Механизм отсчитывает доли такта и играть становится очень удобно.

Механика или электроника?

Раньше всех появились механические метрономы , изготовленные из пластика или дерева. Маятник отбивает такт, а с помощью ползунка устанавливают определенный темп. Движение маятника хорошо уловимо боковым зрением. Стоит отметить, что главные «монстры» музыкального искусства предпочитают механические метрономы.

Иногда встречаются метрономы со звоночком (на рисунке слева), который акцентирует сильную долю в такте. Акцент можно выставить в соответствии с размером музыкального произведения. Щелчки механического маятника особо не напрягают, и прекрасно сочетаются со звучанием любого инструмента, а настроить метроном может каждый.

Неоспоримый плюс механических устройств - независимости от батареек. Часто метрономы сравнивают с часовым механизмом: для того, чтобы прибор заработал, его необходимо завести.

Устройство с теми же функциями, но с кнопками и дисплеем - это электронный метроном . Такой прибор можно брать с собой в дорогу, благодаря компактному размеру. Можно найти модели с входом для наушников. Такой мини-метроном можно закрепить на инструменте или одежде.

Деятели искусств, играющие на электронных инструментах, выбирают электрометрономы. Устройство обладает массой полезных функций: смещение акцента, камертон и другие. В отличие от механического «собрата» электронный метроном можно настроить на «писк» или «щелканье», если вам не по душе «стук».

Красивая музыка и гармоничные композиции невозможны без двух составляющих - звука и ритма. И если звук способны создавать музыкальные инструменты, для задания ритма используют точные приборы - метрономы, они помогают композиторам и исполнителям лучше чувствовать ритм. Без метрономов музыка звучит примерно так, как при настройке инструментов - то еще «удовольствие» для ушей! Мы расскажем, когда же появились первые метрономы, как они развивались, кому принадлежит изобретение устройства в современном виде - подробно, с деталями и фактами.

Кому принадлежит изобретение метронома?

Прародителем метрономов является Галилео Галилей - конечно, он не имел отношения к музыке, зато еще во второй половине 16 века смог понять принцип работы маятников, узнал, что амплитуда колебания не влияет на ритм, устройство работает синхронно. На протяжении следующих двух веков разработками занимались десятки ученых, внесших вклад в дальнейшее продвижение метрономов:

  • Х. Гюйгенс создал первые часы со спусковым механизмом;
  • Э. Лулье придумал регулируемый маятник;
  • Габари, Харрисон, Даво предпринимали попытки создания музыкальных метрономов, правда, не очень успешные;
  • Д. Н. Винкель решил проблему медленных темпов, установив на стрелках маятника гирьки.

Само же изобретение принадлежит И. Н. Мельцелю в 1816 году - этот музыкант из Германии прославился не столько композиторским талантом, сколько инженерными наработками. Он же был другом Бетховена, создал для него слуховую трубку, а еще придумал аналог современных синтезаторов. Метрономы же Мельцель запатентовал и запустил в серийное производство в Швейцарии, Германии, Франции и Америке. И сегодня в нотах можно найти обозначения темпов музыки с аббревиатурой М.М. - метроном Мельцеля.

Зачем и для чего запустили массовое производство метрономов?

Хотя первый метроном был весьма хорош даже с учетом современных требований, наука не стояла на месте - ученые пытались внести в прибор что-то свое, усовершенствовать его. Это делалось для удобства музыкантов, чтобы они могли задавать темпы, настраивать ритмы и играть музыку, которая завораживает слух. В историю попали имена нескольких известных ученых:

  • Хенсон создал метроном, который фактически повторял движения дирижеров;
  • Хантер и Уайт изобрели компактный метроном, его можно было носить в кармане;
  • Моррисон разработал первый электрический метроном;
  • Мисснер, Дерфер, Фасцинато создали приборы для отбивания конкретно заданных ритмов.

Но все же попытки изобретателей были не самыми удачными - ученые сходятся во мнении, что «переплюнуть» метроном Мельцеля так и не удалось. Причина довольно банальна - устройства создавали инженеры, которые не имели представления о музыке и задавании ритмов. В то время как Мельцель являлся и механиком, и музыкантом одновременно.

Когда появились современные метрономы?

Возникновение современных метрономов связано с появлением электричества и тока - в середине 20 века запустили производство приборов Franz, где модель Мельцеля усовершенствовали. Выпуск продлился до конца прошлого века, метроном мог работать на любой поверхности и не заедал. Электронные метрономы производили в США, Швейцарии, Англии, Германии.

Сегодня использовать маятники музыкантам необязательно - для отбивки ритмов работают онлайн сервисы, покупать специальное оборудование не нужно. Наш портал позволяет пользоваться метрономом абсолютно бесплатно, достаточно установить темп ударов в минуту и нажать кнопку «Старт».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мариупольская икона божией матери Мариупольская икона божией матери Как лишали девственности в разных странах мира? Как лишали девственности в разных странах мира? Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления