Идеальную образовательную организацию использующую здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии в школе по фгос

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ключевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения .

Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ) являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников и молодежи, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - "себе дороже" . Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: "Лучше не делать никак, чем делать не правильно!" Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений . А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, социальному работнику), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог, социальный работник.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы .

Медико-гигиенические технологии (МГТ);

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Последние следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся молодежи .

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:

Защитно-профилактические , направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Компенсаторно-нейтрализующие , позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.

Стимулирующие , позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Информационно-обучающие , которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья .

Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех перечисленных разновидностей здоровьесберегающих технологий.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум . Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No nocere!" ("Не навреди!"). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).

Таким образом, решение задачи - минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье молодого человека создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во-вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка "кутания" ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной . Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

В соответствии с этим и понимание здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. "Рядовой" признак здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы . Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.

Последнее принципиально важно, ибо задача системы образования состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться . Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

в педагогической, медицинской теории и практике представлено огромное количество здоровьесберегающих образовательных технологий;

на эффективность применения ЗОТ будут влиять условия:

материальная и кадровая обеспеченность учреждения;

масштабность и сроки применения технологии (в этом случае можно говорить о том, что, широкий масштаб применения ЗОТ, но и в то же время адекватность сроков, т.е. не слишком короткий срок, но и в то же время не слишком растянутые сроки, принесут более значимый результат);

заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в реализации ЗОТ;

наличие тщательно разработанной системы мониторинга за реализацией ЗОТ.

Нестерова И.А. Здоровьесберегающий образовательный процесс // Энциклопедия Нестеровых

Здоровьесберегающий образовательный процесс дошкольного учреждения требует от педагогов и руководителей образовательных учреждений высокого уровня компетентности. Умение управлять здоровьесберегающей средой позволяет развивать инновационные образовательные технологии в условиях ДОУ.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы.

– это особый вид деятельности, в которой ее субъекты на основе планирования, организации, руководства и контроля способны обеспечить совместную деятельность учащихся, педагогов, обслуживающего персонала.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой направлено на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ЗОС при гарантированном достижении образовательных целей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В широком смысле слова представляет собой следующее:

  1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в узком смысле представляет собой специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Основными направляющими здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения являются факторы, которые ниже представлены подробно.

Ориентация на физическое здоровье как основу здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. При этом физическое воспитание мы рассматриваем как систему, включающую двигательную активность, закаливание, санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно- профилактическую работу.

Применение системы диагностики развития ребенка , включающей физическое здоровье, эмоционально-личностное состояние, социальный статус в группе сверстников, интерес к видам деятельности и достижения в них (И.В. Житко, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова, Т.Ю. Логвина, Н.С. Старжинская, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина).

Создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей к которым относятся:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
  • поощрение самостоятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • формирование осмысленной моторики;
  • развитие способности сопереживания;
  • развитие умений активного творческого самовыражения.

Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Осуществление административного контроля за грамотной организацией здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении на основании оценки его эффективности.

Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Требованиях к условиям реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования прописано, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Характеристики образовательной среды представлены на рисунке.

Аналогичные требования прописаны и в стандартах начального и полного общего образования, концептуальных программных документах развития образования России. Эти стратегические ориентиры легли в основу построения концепции и программы опережающего развития школы, которая включает в себя основную идею, общие установки, важные для определения цели, принципы управления развитием здоровьесберегающей среды, организации и функционирования учебно- воспитательного процесса.

Опережающее управление здоровьесберегающей средой ДОУ

Т.И. Шамова характеризует опережающее управление как качественное управление качеством образования. При осуществлении опережающего управления важно определить систему управленческих действий, которая могла бы:

1. на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации;

2. выделить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно реализовать внедряемую инновацию в процессе совместной деятельности;

3. разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта. Очень важным в успешном достижении целей является объединение усилий ученых, педагогов и практических работников .

В современных условиях работа образовательного учреждения требует от руководителей всех уровней использовать самостоятельность и принимать на себя ответственность в принятии решения. При этом обязательно нужно иметь стратегию.

Под стратегией понимается долгосрочный план действий по руководству коллективом образовательного учреждения, образовательным процессом и учреждением в целом. Этот план преследует четко определенные цели и строится на реальных возможностях организации, учитывает условия ее функционирования.

Опережающее управление реализует второй принцип стратегии руководства, который вытекает из первого, и означает способность предвидеть проблемы и строить свои действия так, чтобы исключить или, по крайней мере, ослабить влияние нежелательных последствий этих проблем в настоящем и будущем. Для реализации данного принципа руководство должно располагать определенными методами и приемами осуществления опережающего управления, иметь соответствующую компетентность и условия.

Опережающее управление выстраивается из дальнейшего развития содержания образования. Опережающее управление предопределено новым стандартом развития образования в Российской Федерации.

Опережающее управление обусловлено требованиями времени интенсификации и модернизации образования и обеспечивается как важнейшее условие соответствия в процессе непрерывного обновления содержания образования. Изменение образовательных стандартов, уход от знаниевой парадигмы в содержании образования и переход к компетентностно-ориентированному образованию, требуют опережающего управления и в развитии здоровьесберегающего качества образовательной среды .

Отдельно следует отметить, что личностно-ориентированная концепция образования очень важна для здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Личностно-ориентированная концепция образования в рамках управления включает следующие принципы:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся;
  2. обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности;
  3. мониторинг и корректировка психического развития учащихся;
  4. разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам;
  5. мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников;
  6. использование дополнительного образования, предусматривающего включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, ИЗО, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, ИЗО, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля;
  7. привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  8. ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации .

Деятельность педагогов в процессе построения здоровьесберегающей среды

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ основан на постоянном взаимодействии всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности и обеспечение согласованности в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий детей и воспитателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность педагогов в ДОУ главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения, реализацию принципов и технологий здоровьесбережения в процессе организации образовательной деятельности учащихся.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности обучающихся, их родителей и социальных партнеров – специалистов из научных и государственных учреждений, занимающихся проблемами здоровья детей и подростков. Несомненно, вектор их усилий в предлагаемой модели здоровьесберегающей среды возможен при повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, основами планирования индивидуального развития собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 05.05.2014 "Об образовании в Российской Федерации" с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 // Российская газета, N 303, 31.12.2012
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами – М.: Владос, 2013.
  3. Плетнева Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования // Валеология. – 2010. – №1. – С. 5-8.

«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»

Место работы МБДОУ детский сад №27

Занимаемая должность старший воспитатель

Общий стаж работы 13 лет .

Педагогический стаж работы 13лет

в должности 5лет

Образование: высшее, окончила Московский психолого-социальный институт, специальность: учитель-логопед, специальный психолог.

1. Литературный обзор

1.1.Физическоевоспитание дошкольников: задачи, цели, средства...с.4

1.2 Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении с .6

1.3.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении, система методической работы с.10

1.4.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта с.12

2. Технологии стимулирования и сохранения здоровья

2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте с.14

2.2. Актуальность с.20

2.3. Результативность с.21

2.4. Новизна с.22

2.5. Технологичность.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта с.23

Выводы с.24

Приложения с.25

Использованная литература с.36

1. Литературный обзор.

1.1.Физическое воспитание дошкольников: задачи, цели, средства.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

1.2. Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника». Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.

Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Красной нитью проходит идея превратить «однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

1.3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

В 2012 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения разработала картотеку игр и упражнений по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой.

Система методической работы

Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесберегающих технологий и технологий здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической службы ДОУ по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.

Перспективный план работы

  • Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик.
  • Организация семинаров, консультаций, проведение мо.
  • изучение проблемы в научно-методической литературе.
  • Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
  • Организация выставки методической литературы.
  • Организация и проведение педагогических советов.
  • Подготовка публикаций для печати, картотек для воспитателей, составление рекомендаций для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

1.4. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания/

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Технология - с трого научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном опыте.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре
  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня -вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и педагогами других учреждений. Главное, конечно же,воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия ) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Т.О. для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

2.2. Актуальность педагогического опыта.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.

Поэтому возникает проблема , актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

2.3. Результативность .

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах(приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие « Растим здоровым малыша» , в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.

2.4. Новизна.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование информационно-коммуникативных технологий;

Использование современного оборудования.

2.5. Технологичность. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

В опыт работы входят основные элементы:

  • Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
  • Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
  • Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.
  • Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», « Твое настроение».

Выводы:

  1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
  2. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями
  3. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

Использованная литература:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., -М.:Просвещение,1986
  2. ЕмельяноваВ.Н.,из опыта работына тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.изд-во мед литерат.,Ленинград,1963
  5. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  6. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр. М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Интернет-ресурсы:

  • http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
  • http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
  • http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.

Полную версию работы с приложениями можно скачать .

Разделы: Школьная психологическая служба

Перед образовательными учреждениями поставлены три глобальные задачи:

  • физическое здоровье ребенка,
  • нравственное здоровье,
  • психологическое здоровье.

Поэтому целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье личности. Это предполагает внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, интересам, склонностям, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. При РАЕН (г. Москва), отделение "Ноосферное образование", руководитель - Маслова Н.В., я прошла курсы, где получила знания о здоровьесберегающих методиках. Эти знания хорошо коррелируют с целью психологической службы. В целом концепция ноосферного образования отвечает на многие вопросы времени. Меня заинтересовал вопрос, как сориентировать человека в современном обществе. Главным образом новая технология ноосферного образования позволила мне более глубоко подойти к работе в режиме здоровьесбережения.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать свое место в природе. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появлении нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления - целостное восприятие мира. Для этого необходимо воспитание целостного мышления, оно базируется на представлении о единстве мироздания и человека, как его частицы, то есть человек - часть Системы природы. Человек должен осознать свою природосообразность или биологическую адекватность. В основе этого лежат энергосберегающие методики, которые послужили базой для создания данной программы.

Хотелось бы отметить факторы, от которых зависит здоровье. По данным Ю.П. Лисицина (1986 г.), здоровье человека лишь на 8"10% зависит от медицины, на 20% " от наследственности, на 20% " от внешней среды и на 50% " от образа жизни человека.

Неадекватные психоэмоциональные реакции могут в значительной степени снижать уровень здоровья. Замечено, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по"разному. Одни и те же лекарства оказывают различное влияние: в одних случаях помогают в выздоровлении, в других - дают осложнения. В одних и тех же условиях один замерзает и погибает, а другой нет. Связано это напрямую с духовным развитием человека, которое лежит в основе различия организмов, реакций и на болезнь, и на лечение. Человеческий организм - это лаборатория и даже целая фабрика по производству лекарств, гормонов и других полезных веществ. Таким образом, человек - сам творец своего здоровья. Есть какие"то силы внутри нас, которые могут уберечь нас от заболевания или изменить его течение.

Укрепить свое здоровье можно только повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. Именно развитие духовных и психологических сил даст человеку путь к счастью будущего. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.

Итак, работая в режиме "здоровьесберегающие методики", я разработала систему первичной немедикаментозной профилактики снижения болезней и укрепления здоровья. Данная система предусматривает следующие мероприятия:

  1. Тестирования количественной самооценки здоровья (тест "Измерим свое здоровье").
  2. Исследование самооценки личности.
  3. Исследование уровня тревожности по шкале Спилбергера.
  4. Проведение тренингов по развитию личностного роста.
  5. Овладение методикой гармонизации личности - релаксацией.

Внедрение такой программы, на мой взгляд, способствовало повышению рейтинга здоровья среди различных жизненных ценностей.

Как эта работа реально проводилась?

В эксперимент были включены 10 человек, которые были выявлены после тестирования "Измерим свое здоровье". Полученные низкие результаты могли быть обусловлены обострением или началом болезни, а также наличием таких факторов риска заболеваний, как избыточная масса тела, малая подвижность, неадекватные психоэмоциональные реакции, нарушения сна и другие.

Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что наша нервная система не в состоянии отличать фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. Причем в большинстве случаев это происходит на эмоциональном и подсознательном уровне.

Психология является школой овладения собой. Она позволяет человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Этому надо учиться. Образ собственного "Я" меняется в лучшую сторону путем накопления знаний о себе, практического опыта. Овладев психологией образа собственного "Я", человек создает базу для самовнушения.

Работали над такими темами:

  • "Несколько штрихов к портрету счастливого человека";
  • "Образ "Я" или секреты уверенности в себе";
  • "Человек агрессивный - война с самим собой";
  • "Я - О"Кей!" или снова о подсознании".

Пришли к выводу, что в основе наших неудач и недугов лежат эмоциональные травмы, а они причиняют душевную боль. Тогда человек морально страдает и "уходит" в противоположную сторону.

Приведу примеры данной работы по повышению самооценки личности, регулированию уровня тревожности и овладению методикой гармонизации личности - релаксацией.

1. Чтобы заглянуть во внутренний мир ребенка достаточно спросить его: "Кем ты себя чувствуешь, представляешь, воображаешь?" Картины вырисовывались разные, как сами дети:

  • яркая полянка с многоцветием;
  • одинокое дерево в поле;
  • туча на небе и просвет солнечных лучей;
  • скала у моря…

По данной картинке идет рассуждение, какой это человек, то есть образ представления о самом себе позволяет делать человеку открытия о себе.

2. Серьезно работали над понятием "комплименты". Они делают человека более мягким и теплым, ответственным в своем выборе.

3. Проводила упражнения:

а) "Автопилот". Записать 10 фраз, установок типа: "Я - умный, я-красивый". Эти установки должны непосредственно относиться к личности, отражать ее цели и стремления. Это - оптимистическая программа будущего.
б) "Ассоциация". Показать, что каждый человек - индивидуальность. Переосмысливая свое "Я", личность приобретает познания объективной оценки себя.
в) Упражнение на осознание своих черт характера. Написать на конверте черты характера, которые проявляются у личностей и все о них знают. Внутри конверта поместить черты характера, которые личность старается скрыть от окружающих (работа в парах, рефлексия).

4. Изучили программу приобретения уверенности себе (Рогов Е.И. "Настольная книга школьного психолога в образовании", М., 1996.).

5. Освоили релаксацию - мощный способ гармонизации личности. Делали это следующим образом:

а) работа по аудиозаписи ленинградского психотерапевта;
б) техника релаксации по Джекобсону (10 групп мышц);
в) релаксация по Масловой Н.В.

Релаксация (по Масловой Н.В.)

"Почувствуйте приятный источник умиротоворения и гармонии. Почувствуйте, как он распространяется по вашему телу, вдоль всего позвоночного столба, словно от середины тела проходят волны релаксации. Источник несет мир, чистоту, ясность, очищает вашу головку. Ваш мозг становится ясным, чистым. Ясность и чистота поселяются в вашем лбу, висках. Морщинки расправляются, лобик становится чистым, гладким. Ваши веки мягкие, повисли, расслабились. Почувствуйте расслабленные глаза. Попробуйте почувствовать благодарность от ваших глаз, они вам благодарны. Почувствуйте, как гармония и релаксация поселяются в вашей шее и прочищают ее. Почувствуйте струю свежего и прохладного воздуха. Попробуйте почувствовать, как волны окутывают ваши плечи, распространяют чувство гармонии. Насладитесь приятными ощущениями. Попробуйте почувствовать режим вашего дыхания, ваши легки свободно дышат. Волны релаксации окутывают ваше сердце, все органы. Источник ласкает бедра, ноги и вытесняет все, что не есть чистота. Бедра, щиколотки становятся легкими. Все выходит через пяточки, пальчики. Почувствуйте, как вам легко, хорошо. Все, что не есть чистота, выходит из вашего тела, из ваших клеточек, из вашей души. А сейчас мысленным взором окиньте себя с головы до пяточек. Представьте, что вы художник. Легким движением руки вы свободно можете подправить в вашем теле все, что посчитаете необходимым. Полюбуйтесь собой, понаслаждайтесь своим состоянием, состоянием здорового духа и тела. Окутайте себя любовью, и пошлите свою любовь окружающему миру."

Рефлексия по выполнению всей программы показала, что дети стали менее конфликтными, снизился уровень тревожности, агрессивности, появилось желание похудеть, почувствовали себя смелыми, сильными, уверенными, улучшилось их самочувствие. Это является результатом моей работы. Можно сделать вывод, что самочувствие - это отражение состояния здоровья.

Каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. Организация пребывания детей в нашем ДОУ очень продумана и насыщена.

Работа по оздоровлению детей проводится круглый год.

В зимний период на территории ДОУ заливается каток, разработан план работы.

Выполняя Федеральные государственные образовательные стандарты (гендерный подход), руководитель по физическому воспитанию обучает девочек катанию на коньках, а мальчиков элементам хоккея. Дети с интересом учатся держать клюшку, вести шайбу, забивать голы.

Особое внимание уделяется лыжной подготовке дошкольников. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети овладевают новым видом движения - ходьбой на лыжах. Оптимизировать этот процесс помогает составленная в ДОУ методическая разработка по лыжной подготовке в детском саду, включающая в себя планы занятий, начиная с 3-4 летнего возраста. При соблюдении системы обучения маленькие дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах, отмечено положительное влияние этого вида деятельности на здоровье детей.

С младшего возраста начинается обучение детей катанию на санках.

Целенаправленная систематическая работа по оздоровлению проводится в летний оздоровительный период. Совместно с инструкторами областного врачебно-физкультурного диспансера составлена система оздоровительных мероприятий с дошкольниками, разработано календарно-тематическое планирование по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

На берегу реки создан аэросолярий. Летом дети под наблюдением врача принимают солнечные и воздушные ванны, проводят сухой массаж, дети купаются, всё это способствует оздоровлению детского организма.

Одной из эффективных форм здоровьесберегающих технологий является иппотерапия - оздоровительное воздействие верховой езды на организм ребёнка. С 2008 года, на основании договора с ЗАО «Кудашевский конезавод» проводятся курсовые оздоровительные занятия. Дети, посещающие занятия по иппотерапии, стали более спокойными, уравновешенными, у них улучшилась осанка, мышечный тонус.


Педагоги ДОУ используют в своей работе авторскую программу Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» и региональную программу Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни». По этим программам разработано перспективное планирование на весь учебный год, где отражается основное направление - воспитания здорового ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки по формированию здорового образа жизни. В практику ДОУ прочно вошли занятия по здоровому образу жизни, которые проводит медицинская сестра.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Для реализации этой задачи используется программа развития и воспитания детей: «Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определили следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

В работу по ОБЖ педагоги включили целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

На территории детского сада создана экологическая тропа, разработан паспорт экологической тропы, составлена карта-схема с указанием изучаемых объектов, где проводятся круглый год занятия по разработанной методике. Проводимая работа способствует воспитанию любви к природе её сохранению, укреплению здоровья детей и формированию ответственности в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.


Так же в целях укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении активно функционирует «Тропа здоровья» с массажными дорожками, "песочным двориком", которая широко используется в летний период для хождения босиком, что способствует нормализации функционального состояния организма ребёнка и является эффективным средством оздоровления и закаливания.

Инновационным направлением в физкультурно-оздоровительной работе детского сада является деятельность физкультурно-оздоровительного клуба «Здоровячок», руководителем которого является руководитель физического воспитания Н.В. Наумова. Занятия этого клуба эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития, общий психоэмоциональный фон детей. Занятия в клубе являются хорошей базой для совершенствования знаний и умений по нормативам ГТО.


Воспитатель Топырина Л.Ф. организовала работу по ведению дневника «Дневничок-Здоровячок»- это совместная работа воспитателя, родителей и детей по здоровому образу жизни.

Одним из главных компонентов образовательного процесса и условий формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является социальное окружение. В целях оптимизации социального партнёрства о рганизовано сотрудничество детского сада со школой, библиотекой, куда воспитанников ДОУ педагоги водят на экскурсии, просмотры театрализованных представлений, тематические беседы.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, охране и укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Сформировать у детей установку на здоровый образ жизни невозможно без помощи родителей. Для этого в детском саду запланирована система работы с семьями воспитанников. Организован информационный и методический обмен между воспитателями и родителями, сбор данных о семьях. Чтобы организовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения мы используем разные формы общения:

  • родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»,
  • праздники здоровья;
  • клуб «Здоровячок»;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства»;
  • семейные фотовыставки и выставки рисунков «Наша дружная семья», составление генеологического древа семьи;
  • конференция родителей «Презентация семейного опыта по здоровьесбережению детей».

Особой популярностью у родителей и детей пользуются ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», "Малые олимпийские игры". Соревновательный задор, с которым папы и мамы принимают участие в играх, передаётся их сыновьям и дочерям. Атмосфера единения между взрослыми и детьми царит на таких мероприятиях всегда. Здоровье детей - это цель где, безусловно, сходятся интересы семьи и детского сада. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость физкультурно-оздоровительной деятельности.

В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты:

  • в повышении двигательной активности детей;
  • в освоении основных движений;
  • снижения уровня заболеваемости детей;
  • повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления, сохранения здоровья детей работа не одного дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ДОУ на длительный период.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, педагоги, врачи, родители, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Здоровье - это бесценный дар.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Спагетти в мультиварке: как приготовить? Спагетти в мультиварке: как приготовить? Пошаговый рецепт с фото Пошаговый рецепт с фото