«Первый снег», анализ стихотворения Бунина. «Первый снег», анализ стихотворения Бунина Ось – земная ось - прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Первый снег» Иван Бунин

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

Блажевичка

С неба сыплет снего-вата -
Это Туча виновата,
Что просыпалось немножко
Белых хлопьев из лукошка
Доброй бабушки Зимы,
(Дырки были не видны).
Туча очень удивилась
Что лукошко прохудилось:
"Как же я не доглядела -
Быстро по небу летела..."
Вата снежная кружится
И на город наш ложатся.
Снег налип на ветви елей,
В белый выкрасил качели,
Тротуары и машины,
И витрины магазинов,
Даже шапки у прохожих
В белый выкрасилась тоже.
В октябре укутал всех
Лёгким пухом первый снег.
Ну а Витька, мой дружок,
Ловко вылепил снежок -
Будим понарошку биться,
Можно вдоволь порезвиться!
А потом, наверняка,
Слепим и снеговика.
Я кричу: «Спасииибо Туууча!
Первый снег - он самый лучший!

В. Шишков

Пришла зима, и выпал снег-
Радость белая для всех.
Раздается детский смех,
Выпал, выпал первый снег!
Мама, Папа, что вы спите,
Вы в окошко посмотрите,
Ночью выпал белый снег,
Радость светлая для всех.
Наконец-то папа встал,
Санки, валенки достал.
По спине проходит дрожь,
Так гулять мне невтерпеж.
Но я маму слушаю,
Вот сейчас покушаю,
И во двор быстрее всех
Полечу потрогать снег.

Н. Мальцева

Первый снег! Первый снег!
Раздается детский крик –
Это маленький Олежка
Личиком к окну приник.
Просит маму, просит папу,
Просит старшую сестрёнку –
Отпустить его гулять,
Дать свободу их ребенку.
"Дайте шапку и перчатки
Мне пальто и валенки.
Я пойду играть в снежки –
Я уже не маленький”.
Пока мальчик одевался,
Вышел на крылечко,
Возле дома на дороге
Разлилася речка:
Засияло солнышко,
Землю озарило
И лучами тёплыми
Весь снег растопило.
В это время, с крыш домов -
Капельки летели,
А на асфальте, во дворе,
Лужицы блестели.

В. Болдырев

А у нас сегодня снег
Начал первый свой забег
В сентябре десятого
Утром пол девятого
Как пушинка он летает
И упав на землю тает
Тихо в воздухе кружится
На прохожих он ложится
На берёзы на рябины
На дома и на машины
Зашумела детвора
Снеговик лепить пора
Вечер теплый наступил
Снег он первый расстопил
И заплакали берёзы
Превратил снежок он в слёзы
Глядь ещё и через миг
Стал водою снеговик
Малышня пусть не ревёт
Через месяц снег придёт
Ляжет толстым одеялом
Что б на всех его хватало
Что бы мягким был пушистым
Белым солнечным искристым

С. Сережкин

Утром выглянул в окно:
Снег кругом, белым-бело!
Одеваю срочно шапку
Куртку на бегу в охапку.
-Стой Сережка, ты куда?
Чай попей, съешь пирога!
-Мама,я сейчас приду!
Выпал снег, я посмотрю.-
Наберу я снег в ладошки,
Запущю его в Алешку.
И Алешка тоже рад,
Бросить свой в меня снаряд.
Руки красные от снега
Кину я снежок в Олега.
А ты что стоишь, Андрей,
Обстреляй Петра скорей!
Первый снег лежит повсюду,
Первый снег подобен чуду.
От зимы принес привет
Все раскрасив в белый цвет.

Ю. Верамей

Белым-белым молоком
море разлилось кругом.
Это выпал первый снег -
я его не видел век!
И плывут вместо машин
стаи диких афалин,
белобокие киты,
белоснежные мечты.
Мимо окон проплывают,
сонно фарами моргают,
плавниками шевелят
и трубят, трубят, гудят...
А троллейбус-кашалот
усом даже не ведет -
человечками живот
он набил на год вперед
или остановки три
их ему еще везти.
Вот народу повезло -
в брюхе сухо и тепло!
Я журнал сложу в трубу
и команде прокричу:
- Эй, полундра! Всех свистать!
Шарфы, куртки надевать!
Ведра, санки доставай
и во двор быстрей давай -
снег бери на абордаж!
Вecь теперь он будет наш!

Ю. Бондаренко

Белый, чистый и пушистый первый снег.
Он сверкает серебристый, слепит всех.
Дух захватывает быстрый лыжный бег.
Как хорош пушистый, чистый белый снег.
Ну конечно превратится он в сугроб,
Серый выберет, случится, гардероб.
И на солнышке подтаяв, грусть берёт,
Перевоплотится, да, я знаю, в хрупкий лёд.
Но весенним и весёлым ручейком,
Запоёт своим знакомым тенорком.
То уже не снег, не лёд, - вода!
На земле жизнь не замирает никогда.

Г. Соренкова

Рано утром снег пошёл,
Значит зимний день пришёл.
Если нет зимою снега -
Это вовсе не зима.
Лыжам, санкам негде бегать
И скучаю я сама.
И мороз как раз пришёл.
Во дворе нас всех нашёл.
Волновался он с утра.
Эта снежная пора
Без него не состоится -
И под солнцем снег искрится.
Одевает всех зима.
Снегом запорошены
Улицы - стоят дома
В снег как будто брошены.
Все прохожие - в снегу.
Белый снег летает,
И снежинки на бегу
Дружбу предлагают.
С нами кружатся, потом
Обнимают нежно
И когда приходим в дом
Говорим: - Как снежно!
Снег идёт! Снег идёт!
А сугроб растёт, цветёт.
И мороз следит за тем,
Чтоб не таял он совсем.
Чтоб для радости, потех
Стал он глубже - выше всех.
Снег идёт! Снег идёт!
Воробьи волнуются:
- Снег все крошки заметёт.
Уж в снегу вся улица.
И ворона прокричала:
- Это только лишь начало.
Раз снежинка кружится,
Снегом всё завьюжится.
Скверы все, сады и парки
Снегом укрываются.
Кажется, что в сказке яркой
Чудеса скрываются.
Снег идёт, и всё кругом
В сказку превращается.
Хорошо, когда к нам в дом
Зимний час является!

Первый снег

Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришел он ночью,
А к утру уснул, устал.
Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.
Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.

Н.Воронова

Первый снег

Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

В.Брюсов

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

И.Бунин

Щенок и снег

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл - и снегу хвать -
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…

Л.Дьяконов

Первый снег

Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул
На фонаре, -
Значит,
Скоро,
Очень скоро
Полетят
Салазки
С горок.
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Я. Аким

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
(И. Бунин)

Первый снег


Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.


Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.


Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.


Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
(В. Брюсов)


Снежинка


Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!


Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.


Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.


В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.


Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.


Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.


Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.


Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
(К. Бальмонт)


Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!
И дворик, и сад
Белее сметаны,
Под крышей висят
Прозрачные льдинки…
Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
За садом молочные страны
Сквозят.
Лохматые тучи
Нахмурили лоб,
А ветер колючий
Сгребает сугроб –
Бросает снежками…
Над пухлым забором
Несется прыжками
И белым узором
Заносит мохнатые окна и дверь
И воет, как зверь!
Вороны прозябли,
Кусты, словно грабли…
Кусает мороз –
А ветви берез,
Как белые сабли…
То вправо, то влево
Кружусь, как волчок.
Эй, Снежная Дева!
Возьми, подыми на сквозном дирижабле
И в стае снежинок умчи за лесок!
(Саша Чёрный)

Всюду снег


Всюду снег, в снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.
(А. Бродский)

Выпал снег

Выпал снег – и все забылось.
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось.
Словно выпил я вина.


Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.


Снег летит на храм Софии.
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.


Снег летит – гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.
(Н. Рубцов)


Снежинка

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый –
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
(А. Твардовский)

Подставь ладонь под снегопад...


Подставь ладонь под снегопад,
Под искры, под кристаллы.
Они мгновенно закипят,
Как плавкие металлы.


Они растают, потекут
По линиям руки.
И станут линии руки
Изгибами реки.


Другие линии руки
Пролягут как границы,
И я увижу городки,
Дороги и столицы.


Моя рука как материк –
Он прочен, изначален.
И кто-нибудь на нем велик,
А кто-нибудь печален.


А кто-нибудь идет домой,
А кто-то едет в гости.
А кто-то, как всегда зимой,
Снег собирает в горсти.


Как ты просторен и широк,
Мирок на пятерне.
Я для тебя, наверно, бог,
И ты послушен мне.


Я берегу твоих людей,
Храню твою удачу.
И малый мир руки моей
Я в рукавичку прячу.
(Д. Самойлов)

Учись у них – у дуба, у березы...


Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.


Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы.
И за сердце хватает холод лютый,
Они стоят, молчат, молчи и ты!


Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(А. Фет)

-1-

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО 2 КЛАССЕ.

Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким.

(первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

Цели.

1. Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтово первом снеге.

2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

3. Формировать умение сравнивать, анализировать литературные произведения.

4. Развивать внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.

5. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

6. Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской природе.

Оборудование. Репродукция картины А.А.Пластова »Первый снег», учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, записи на доске.

ХОДУРОКА.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.1 мин.

Общая готовность рабочих мест.

II . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 5 мин.

(ребятам было заданодома составить свои 10 слов из букв, которые составляют название стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог» и записать их в тетрадь по чтению, а если они узнают «новые» для них слова, то должны дать их объяснение и тоже записать в тетрадь)

Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок с проверки домашнего задания. Откройте свои тетради по чтению.

-2-

Прочитайте слова, которые вы «нашли» в названии стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог». Свои слова читает Кисатаева Ульяна.

Ус, сук, рог, сок, нос, сон, конь, окунь, ров, пир.

Значение, каких слов было тебе непонятно?

Ров, пир.

Что они означают?

- Длинное, с высокими откосами углубление в земле – это ров. Пир- это многолюдное угощенье .

Откуда ты об этих словах узнала?

Мы с мамой нашли в толковом словаре Ожегова.

Молодец Ульяна, ты хорошо потрудилась, получаешь отметку «пять». А мы послушаем Реброва Василия.

Очи, очки, почки,вкус, ус, чеснок, носок, сок, кот, конус.

Какие «новые» слова для себя открыл?

Очи – это глаза. Конус – это геометрическое тело . Значение этих слов мне объяснил папа.

Очень хорошая работа Вася, отметка «пять». А теперь прочитайте те слова, которые ещё не прозвучали.

- Ось – земная ось - прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

Молодцы, ребята, все тетради я соберу и проверю работу каждого.

А я составила слово (открываю на доске)- снег , как вы думаете почему?

Потому что на улице зима.

А ещё почему?

-3-

Наверное, это слово связано с новой темой.

III . ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. 10 мин.

1. Введение в тему.

Да, ребята сегодня мы начнём знакомство с новой темой. А как она звучит, кто, как думает?

Зима.

На доске точный вариант. Прочитайте. (открываю запись)

Люблю природу русскую. Зима.

Произведения, какого жанра могут нам встретиться в этом разделе?

Стихи, рассказы, загадки, пословицы, сказки.

Найдите в учебнике эту тему. Какую страницу нужно открыть?

187 страницу.

2. Чтение вступительной статьи.

Послушайте вступительную статью. Следите за моим чтением по учебнику. (Читает учитель, а дети следят по тексту)

Ребята, что вспоминает мальчик, услышав слово «зима»?

Падающие снежинки, ёлку, Новый год.

Чем стихотворения отличаются от прозы?

В стихотворениях строчки рифмуются.

3. Чтение загадок.

Прочитайте самостоятельно загадки на 189 странице и найдите среди них стихотворные, отгадайте их.

Прочитаем их вслух. Читает Егорова Елена.

Снег на полях,

Лёд на реках,

-4-

Ветер гуляет.

Когда это бывает? Это бывает зимой.

Читает Галков Кирилл.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная. Это ель.

А теперь Евдокимов Андрей.

Покружилась звёздочка

в воздухе немножко,

Села и растаяла

на моей ладошке. Это снежинка.

Ребята, а что общего во всех этих загадках?

Они все указывают нам приметы зимы.

Молодцы! Скажите, а какая примета точно говорит о наступлении зимы?

Выпавший первый снег.

Правильно. А что вы представляете, услышав слова «первый снег»?

Это когда вся земля, деревья покрываются снегом.

Это когда вместо дождя падают снежинки.

У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Например, нарисовать.

4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Ребята,рассмотрите картину. Её написал Аркадий Александрович Пластов в 1946 году. Называется она «Первый снег».

-5-

Что здесь изображено?

Дети, которые наблюдают за падающими снежинками.

Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

Восхищение, радость.

IV . ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ. 22 мин.

1. Стихотворение И.А. Бунина. (чтение учителем)

Откройте 190 страницу. Возьмите в руки карандаши, следите за моим чтением, под непонятными словами ставьте точку.

Какую погоду вы себе представили, слушая стихотворение?

Сначала была буря, а потом выпал первый снег.

Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

Грустное, задумчивое, печальное. А в то же время радость от того, что выпал первый снег.

Встретились ли вам непонятные слова? Какие?

Ярким пурпуром.

Найдите объяснение в словаре учебника. Какая страница?

216. Это значит «красным цветом».

А ещё, какие слова незнакомы?

- «Вереницею гусей».

Значит стаей гусей.

А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Взяли в руки карандаши.

-6-

- «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

Другие варианты есть? Продолжаем.

- «На поля и на леса ». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса » - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село », - маленькая пауза, подчеркну слово

« село».

- «На поля , на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей ». – подчеркну слово «гусей».

Прочитайте самостоятельно подготовленное стихотворение, потренируйтесь читать его выразительно вслух.

Первое четверостишие прочитает Васильев Павел.

Молодец! Ты прочитал громко, с правильной интонацией, не допустил ошибок. Второе четверостишие прочитает Ламехова Валерия.

Ты прочитала выразительно, но нужно читать громче.

-7-

Третье четверостишие читает Гимкаев Михаил.

Миша, ты меня очень порадовал своим выразительным чтеним.

А теперь слушаем выразительное чтение всего стихотворения Тимофеева Ивана, Румянцевой Арины, Обуховой Алины.

У кого из ребят получилось наиболее выразительное чтение? Почему?

Все ребята прочитали выразительно. Их было интересно слушать.

Я согласна с вами и поэтому Ваня, Арина и Алина, получают отметку «пять» за чтение этого стихотворения.

2. Стихотворение К.Д. Бальмонта.

А теперь послушайте ещё одно стихотворение о первом снеге, его автор К.Д.Бальмонт. Следите по учебнику за моим чтением, отмечая непонятные слова.

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Мне очень понравилось это стихотворение, потому что оно точно рассказывает о снежинке.

Прочитайте это стихотворение самостоятельно.

Какой день вы себе представили?

Ясный солнечный день, безветренный, морозный.

Почему? Докажите словами текста.

Высь лазурная, блистающие лучи, а снежинка скользит и земли касается.

Со звездой.

Самостоятельно подготовьте стихотворение для выразительного чтения и подготовьтесь читать его вслух.

-8-

Слушаем чтение Русаковой Екатерины.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Катя, ты хорошо подготовила стихотворение для чтения, выбрала правильную интонацию, отметка «пять».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 мин.

(Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского).

Ребята, под музыку исполняем танец снежинок.

-9-

3.Стихотворение Я.Л.Акима.

А с этим стихотворением мы знакомы с первого класса, поэтому прочтите его самостоятельно и подготовьтесь читать его выразительно вслух.

Радостное, весёлое, такое прекрасное.

Прочитаем хором, медленно и чётко проговаривая все слова, этого стихотворения.

Утром кот

принес на лапках
Первый снег!

Первый снег!
Он имеет

Вкус и запах,
Первый снег!

Первый снег!
Он кружится,

Легкий,

Новый,
У ребят над головой.
Он успел

Платок пуховый
Расстелить

На мостовой;
Он белеет

Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,

-10-

Очень скоро
Полетят салазки

С горок,
Значит, можно будет

Снова
Строить крепость

Во дворе!

Ребята, вы прочитали целым словом, дружно, одновременно. Молодцы!

4. Сравнение стихотворений.

А теперь давайте сравним все три произведения. Скажите, что в них общего?

У них одинаковый жанр – стихотворения.

А ещё что?

Они рассказывают о первом снеге.

Скажите, одинаково ли изображён первый снег в этих стихотворениях?

Одинаково. Он лёгкий, новый, укрыл землю.

А чем эти стихотворения отличаются?

Их написали разные поэты.

А какое настроение было у поэтов, писавших эти стихотворения?

Тоже разное: грустное, спокойное, весёлое.

Как вы думаете, какое из стихотворений подходит к картине А.А.Пластова? Почему?

Я думаю, что первое.Здесь изображено утро, красное небо.

-11-

Я тоже думаю, что первое, т. к.здесь подходят слова «снегом понесло».

Молодцы, ребята, вы правы.

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 мин.

Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина или К.Д. Бальмонта, кто захочет можете придумать рассказ о первом снеге и записать его в тетрадь по чтению.

VI . ИТОГ УРОКА. 1мин.

Ребята, вы очень дружно и быстро работали на уроке, все, кто получили отметки, подойдите ко мне с дневниками.

Урок окончен.


Философская основа лирики И. А. Бунина - признание постоянной борьбы вечного и тленного, жизни и смерти. Бытие мыслилось поэтом как яркая вспышка, миг, принять который нужно всеми чувственными, эмоциональными способностями человека.

Зримая картина мира, меткая описательность, наводящая на раздумья, тонкими, ненавязчивыми штрихами сплетается в ткань стихотворения «Первый снег» .
Эта небольшая пейзажная зарисовка, передающая движение природной жизни, умело создает иллюзию, что действие происходит сейчас, в настоящем. Этому способствуют предельно объективные эпитеты .

Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, разворачивающуюся в первой строфе стихотворения, нельзя не ощутить первые признаки зимы.
Вопреки ожиданиям вторая строфа исполнена немного тревожными нотками. В ней зима воинственно обозначает свое право на мир природы, подчиняя его себе. В символике зрительного ряда, прорисованного здесь, обязательно нужно выделить образ бури и пустынного сада.

Тревога природы перед новым статусом передается через градацию :

А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Развязка лирического сюжета предстает в третьей строфе: метафорично звучат финальные строчки произведения:

Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Мотив разлуки сопряжен здесь с мотивом принятия жизни во всех ее проявлениях, неразделимости зимнего сна и стихии бытия.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст. Четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию. Динамика природных явлений выражена через просторечный глагол «понесло» .

Лирический герой чувствует свою сопричастность всему живому, о чем свидетельствует местоимение «мы» . Он ощущает себя частью природного представления.
Почти разговорные интонации не снижают содержание, а, наоборот, делают картину понятнее, наполняя ее неизбывным чувством любви ко всему живому.

Перемежение цветов: красного и белого - помогают поэту преодолеть простую описательность, показывая сопричастность природы мироощущению лирического героя.
В обманчивой простоте бунинского стиха скрыто подлинное мастерство автора, умеющего о сложном сказать просто. Поэтическая миниатюра «Первый снег» проникнута подлинными, настоящими чувствами любви к родной природе, неброской ее красоте.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Полезные свойства груздей для человека Полезные свойства груздей для человека Бездрожжевые медовые булочки с корицей Бездрожжевые медовые булочки с корицей Сон во сне: что означает такое сновидение Сон во сне: что означает такое сновидение