Елена уайт коммент послание ефесянам 4 глава. Послание к ефесянам святого апостола павла

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не властвовать должно учителю, а служить ученикам ради их спасения. Посему и Павел, как слуга, умоляет. Выставляет даже узы свои для успешности просьбы. Узник ведь в Господе , то есть не за дурное дело, а ради Господа. Итак, окажите почтение узам ради Господа. О чем же я молю? Не о себе, а о вас, чтобы вы жили достойно своего звания. Вы ведь призваны к великому: восседать вместе со Христом и царствовать вместе с Ним, и не следует посрамлять своего достоинства делами, недостойными Христа. От догматического же учения перешел к нравственному, придавая тем сладость своему слову.


Показывает, каким образом возможно поступать достойно звания , если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых. Со всяким , говорит, смиренномудрием , не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим.


Ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно.


Научает, какая польза кротости и долготерпения, - это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? - он указывает и способ - в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу.


Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, - подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе.


Не просто любви ищет Павел, но любви, делающей всех единым телом, чрез полное единение друг с другом, так, чтобы, как члены тела, они сострадали и сорадовались друг другу. И один дух . Прекрасно это сказал, показывая, что, став одним телом, они будут и одним духом, или же что возможно быть единым телом, но не единым духом (подобно тому, как если бы кто был в дружбе с еретиками, но не следовал их учению). Или же: получив один дух верой, вы должны быть и в единомыслии. Или же духом называет одинаковое у всех душевное настроение и единомыслие, как бы так говоря: одно тело и одна душа.


Бог говорит, призвал вас к одному и тому же, всем даровал жизнь, равно для всех стал главой, всех совоздвиг и посадил с Собой и просто всех принял с одинаковой честью, и все имеем одну и ту же надежду. По сему вы должны быть едино и по союзу любви. Ибо в отношении к нему мы равны, хотя и различаемся на земле.


Ведь нет того, чтобы ты имел высшего Господа, а тот низшего; чтобы ты спасался верой, а тот делами; чтобы тебя делало свободным крещение, а того нет.


То есть Он над всем и чрез все проникает Своим промыслом и управлением, и во всех нас обитает. Заметь также, что еретики предлог через относят к Сыну, а (предлог, - Прим. Ред. ) во к Духу, как будто он имеет умаляющее значение : а они прилагаются к Отцу, конечно, не в унижение Его.


Если все, как говоришь, общее, почему же один имеет больше дар, а другой меньше? Ибо это возбуждало в них, в коринфянах и многих других, зависть. Разрешая это, апостол говорит, что каждому дан дар в той мере, как определил Даровавший. Посему, так как это дар, будь доволен, потому что ты все-таки его получил, а не дан он тебе как нечто должное. А так как эту меру определил Бог, то не любопытствуй. Ибо если Бог определил, то, конечно, это сделал вполне соответственно. Итак, необходимое и без чего нельзя быть христианину - это обще для всех, а если кто-то имеет несколько больший дар, то ты не скорби, потому что и больший труд соединяется с ним, как об этом скажет впереди. И не сказал: по мере веры каждого, чтобы не предались малодушию те, которые имеют мало ее, но в хотении Дающего полагает меру, чтобы вовсе даже и не дерзали рассуждать.


Что Он дал дар, это говорит, видно из слов пророка; Он дал даяние человекам. Но пророк говорит: ты получил дары, а это то же самое, потому что Бог, даруя дары, взамен приемлет служение. А кто получает дары, получает их для того, чтобы делать и трудиться. Посему не должно быть праздным. На высоту же восшел - или на крест, или на небо в вознесении, что даже лучше, как видно из последующего. О каком же плене говорит? О плене диавола. Ибо Он взял в плен диавола и смерть, и клятву, и прегрешение, а также и нас, бывших под властью диавола и повинных сказанному.


Говоря здесь о смирении, Павел в пример указывает на Христа, как и в Послании к Филиппийцам (Флп.2:8), говоря: как Он не отказался сойти, так и вы не отказывайтесь чрез смирение унижать себя. А что снизошел, это видно из выражения пророка: восшед , потому что в отношении к Богу, когда говорится восшед , необходимо уже разуметь, что Он прежде сходил, а о человеке еще нет. Куда же сходил? В ад: его, конечно, называет преисподними местами земли , по общему пониманию. Как говорил и Иаков: сведете седину мою с горестию во гроб (Быт.44:30); и Давид: чтобы я не уподобился нисходящим в могилу (Пс.27:1). Итак, Он сходил в самые нижние страны, за которыми уже нет ничего другого, и восшел превыше всех, над чем уже нет более ничего. И это схождение не воспрепятствовало Его восхождению. Посему и вы, если смирите себя, вознесетесь. Ради того Он это и совершил, чтобы все наполнить Своим владычеством и силой, по плоти, так как по Божественности и прежде все наполнял. Все это идет против Павла Самосатского и Нестория. Ибо Тот, Который сошел - очевидно, как горний обитатель сошел, и чрез воплощение на землю и чрез смерть в ад, - один и Тот же, а не различный.


И знаменательно сказал: Он . Ибо Тот, Который так позаботился о нас и Который ради нас не отказался сойти даже до самых нижних пределов, не просто распределил дары, но, без сомнения, с мудростью и пользой. Как же после этого ты скорбишь, что неблагоразумно сделано распределение? А в одном месте говорит, что Дух разделяет: в котором вас Дух Святый поставил (Деян.20:28) и: все же сие производит один и тот же Дух (1Кор.12:11); в другом же относит это к Отцу: иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами и т. д. (1Кор.12:28), и: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор.3:6). А здесь относит к Сыну. Таким образом, едино действие трех.


Первые - апостолы, потому что и дар пророчества имели, а пророки, именно новозаветные, не имели апостольства.


Так называет тех, которым вверены Церкви, - епископов, как Тимофей, Тит и им подобные. Но можешь разуметь под пастырями и пресвитеров, и епископов, а под учителями - и диаконов даже. Ибо и они, имея звание очистителей (καθαρτικην τάξιν), посредством слова очищают народ.


Видишь ли, какое достоинство? Каждый говорит, совершает, каждый служит делу созидания Тела Христова, или Церкви. Зачем же ты скорбишь, как получивший меньший дар? Даже ведь и ты содействуешь совершению святых , то есть пользе верующих и их усовершенствованию. Итак, смотри, получив дар к созиданию других, из зависти к большим дарам не погуби самого себя. Притом, если к усовершенствованию верующих другой и получил больший дар, пойми, что и больший труд и служение соединяется с ним, и больше посему ответственность. А с другой стороны, не сатанинское ли свойство - завидовать тому, кто совершает и созидает Тело Христово? Богопротивнику ведь это прилично.


До тех пор, говорит, должно всем нам, получившим дары, делать, трудиться и созидать, пока не придем к единству веры, то есть пока не явимся все имеющими одну веру, не отличаясь по догматам и не имея между собой разногласия в том, что касается жизни. Ибо тогда будет истинное единство веры, тогда познаем Сына Божия, когда будем иметь правое мнение в деле учения и будем сохранять союз любви. Ибо Христос есть любовь.


Под образом совершенного мужа и меры возраста говорит он о совершенном познании догматов, равно как и под исполнением Христовым разумеет совершенное и всецелое познание Его и веру, что Он, один из Троицы и равный Отцу, стал Человеком, единой ипостасью в двух естествах, волях и действиях и что вместе с телом совосседает со Отцом и опять придет и все остальное, что право о сем мыслится и говорится. Как же после этого в другом месте он называет наше познание несовершенным? В отличие от будущего знания, а здесь в отношении неизменяемости познания называет его совершенным. Ибо, когда мы не будем колебаться, тогда будем совершенны, как видно из следующего.


Будем же, говорит, твердо и непоколебимо держаться той малой меры, которую мы получили, и не будем, подобно детям, колебаться и увлекаться всяким учением. На то и даны дары, чтобы строить и утверждать, дабы не колебалось здание. Словами дабы мы не были более показал, что прежде они были таковы. Включает даже и себя самого, чтобы не упреками, а добротой Исправлять. А говоря колеблющимися , показывает, в какой опасности находятся души нетвердых в православии. И, выражаясь образным языком, называет ветрами различные учения.


Хитрые и лукавые на словах все имеют фальшивое и ложное, и ничего в них нет здравого и устойчивого. Мы же, будучи искренни в любви к Богу и ближнему, не ложное имея учение и живя нелицемерно (ибо здесь, кажется, он дает и уроки жизни), да возрастим во Христа все наше - и жизнь, и догматы. Ибо с Ним, как Главой, мы должны сообразовать все свое, чтобы не приносить ничего несогласного и не гармонирующего с Главой, но все иметь возращенным по Нему.


Мысль этого места такова, хотя и неясно высказана: как в теле дух, нисходя из головного мозга по нервам, не просто сообщает всем членам чувствительность, но сообразно свойствам каждого: одному, способному воспринять больше, - больше, а способному воспринять меньше - меньше; так и Христос нашим душам, которые суть Его члены, раздает Свои благодатные дары не просто, но при действии в свою меру каждого члена , то есть сколько каждая в состоянии вместить, и таким образом все тело получает приращение для созидания самого себя в любви . Да иначе и невозможно воспринять вспоможение свыше нисходящего Духа, Который нас оживляет и возращает, если мы не будем соединены и объединены любовью, как одно тело. Подобно тому, как если бы примерно рука, отделенная от тела, не могла бы более воспринимать воздействия от духа, потому что она отрешена от тела; так и мы, если не будем иметь единения, не получим исходящей от Главы нашей Христа благодати Духа. Для того-то и сказал: тело составляемое и совокупляемое , чтобы показать, что члены не просто положены один подле другого, но соединены между собой, и каждый занимает свое место, и не вывихнут и не обезображен. Итак, наше дело самих себя скреплять и соединять посредством любви, а дело Христа - Главы нашей - ниспосылать Духа. Итак, вся речь о смирении и единении. Слова же посредством всяких взаимно скрепляющих связей показывают, что Дух, разливаемый и подаваемый Главой, осязательно касается всех. Итак, тело растет и созидается чрез то, что подаяние Духа касается членов и что Он действует в них (ибо сие значит при действии ), или что им доставляет силу действовать.


Учителю свойственно не только увещевать, но и устрашать, показывая, что сам Бог предстоит своим ученикам, как это и делает здесь Павел. Заклинаю , говорит, вас Господом , то есть привожу в свидетели Господа, что я не скрыл от вас, что следовало сказать. И не сказал: не живите так, как вы живете, чтобы не уязвить их, но: как поступают прочие народы , примером других вразумляя их. По суетности же ума поступали, потому что служили идолам, были рабами страстей и предавались суете мира. А то, что называется суетой, потому так называется, что мы пользуемся им суетно; ибо не по своей природе оно суетно, так как все создано хорошо весьма.


Хотя и сиял свет богопознания и чистой жизни, но они омрачили себя, обессилив душевное зрение мглой страстей и житейских попечений. Да, великий и неудобопроходимый поток представляют страсти и мирские заботы, помрачающие разум. Посему живущие так и отчуждены от жизни Божией, то есть от жизни по Богу. Потому что жизнь разумная состоит в том, чтобы уразумевать истину. А слепой по отношению к ней в подлинном смысле и не живет, так как истина есть сущность и свет разума.


Итак, если они находятся в неведении, за что же ты их винишь? Несведущего должно научить, а не обвинять. Но это неведение, говорит, произошло в них вследствие ожесточения, то есть бесчувственности; а бесчувственность вследствие наклонности их к нечистой жизни, так что они достойны обвинения. Да послушай, и что дальше следует.


Не видишь ли, что по доброй воле они сделались столь бесчувственными? Дойдя до бесчувствия , то есть совсем разленившись, не желая делать ничего доброго, дойдя до полной бесчувственности и как бы обезумев, предались распутству . Для чего же? Чтобы совершать нечистоту, потому что ее (нечистоту) поставили себе занятием и беспрестанным делом, и не один вид ее, но всякую. Как же после этого могли они не потерять чувствительности, предавшись всякого рода нечистоте? Ибо нечистая жизнь есть причина и лукавого учения и приводит к непониманию всего хорошего. Поэтому, когда в другом месте услышишь, что Бог предал превратному уму (Рим.1:28), помни и эти слова и, сопоставляя то и другое, разумей, что Бог называется предающим тех, которые сами себя предают, то есть попустил и оставил их, так как они сами сделали себя достойными того. И даже выражением с ненасытимостью указывает на добровольную в них бесчуственность. Ибо, говорит, им можно было и деньгами, и удовольствиями пользоваться умеренно, а они, предавшись неумеренности, во всем огрубели и стали бесчувственными ко всему доброму.


В таком-то положении находятся язычники; но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились , то есть после того, как познали Христа. И не сомневаясь, но вполне уверенно говорит так. Ибо в том и состоит познание Христа, чтобы жить добродетельно; равно как и худо живущий не знает Христа. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16). Слова же так как истина в Иисусе понимай так: не как язычники ходят, так бы и вам в том же оставаться. Ибо не суета - дело Христово, но истина, учение и жизнь. Грех есть ложь, так как лишен существенности и не имеет цели; добродетель же - истина, так как устойчива и имеет цель. Чему же вы научились, в чем состоит Христова истина? В том, что вы отложили ветхого человека, то есть обычаи прежней жизни и жизнь ветхую и повинную греху.


Двояко это можешь понимать: или как похоти тлеют, так и сам человек, то есть рассудок, растлевает. Каким же образом похоти тлеют? От болезни и старости увядает красота, и крепость точно так же, и вообще все наконец разрушается смертью. Ибо в тот день , говорит Давид, исчезают все помышления его (Пс.145:4). Или же: в похотях сказано вместо: от похотей. Так как от них растлевается ваш ветхий человек, как хлопчатая бумага и железо, от чего рождаются, от того и гибнут. Ибо и любовь к славе губит, что касается души - всегда, но бывает иногда и телесно; и удовольствия тоже. Прекрасно же назвал и обольщением наслаждение, происходящее от них. Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит - казаться одним, и быть другим.


Чтобы кто-нибудь не подумал, что вводит другого человека, он говорит: обновиться , то есть само обветшавшее обнови и сделай другим. Так что предмет - один и тот же, перемена же только в характере и мысли. Каким же образом могло бы произойти это обновление? Чрез Святого Духа, Который поселяется в нашем уме, потому что Дух не терпит ветхих деяний. Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим.


Видишь ли, предмет один, который вовлекает с себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека - добрый ли он, или злой. Итак, новый человек - это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости.


Этот человек, говорит, создан не по похоти, а по Богу , то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но в праведности и святости . Ибо в том - сущность такового человека. Правда - вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф.5:20), - разумеет здесь всякую добродетель. Святость же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσίαν - когда кто по отношению к ним исполнил должное , и еще άφιοσάμην (я отделался - все совершил). Но так как в Ветхом Завете говорилось о правде, то он говорит, что она была образом сей праведности. Я же говорю тебе о правде истины и Евангелия. Или в противоположность наружной и лицемерной правде он указал на правду истинную. Хотя сей человек и создан в крещении в правде и преподобии, но ему и теперь следует облекаться ими чрез жизнь и дела. И когда ты слышишь, что должно облечься, то уже помышляй, что никогда не следует разоблачаться, как и сказано: облечется проклятием, как ризою (Пс.108:18), и Ты одеваешься светом, как ризой (Пс.103:2). И мы имеем обыкновение говорить: такой-то надел на себя личину такого-то.


Сказав о ветхом человеке вообще, потом описывает его и по частям. И, во-первых, устраняет ложь в отношении друг к другу и, что особенно важно и способно пробудить стыд, потому что мы члены друг другу, - как бы так говоря: неужели глаз, увидев зверя, лжет - ногам и препятствует им бежать? Или же нога, ощутив глубокий ров, скрывающийся под тростником и землей, неужели лжет и не дает знать глазу, чтобы он посмотрел в другую сторону и нашел обход? И вообще во всем ты найдешь то же самое. Посему и мы также не будем лгать друг другу, ибо мы - члены одного тела.


Видишь, какие члены у ветхого человека: ложь, злопамятство, воровство? И не сказал: да будет наказан крадущий, - но: да отстанет, говорит, от этого зла. Ибо то дело внешних судилищ, а это - учение Христово. Где же так называемые катары (καθαροί - чистые), а на самом деле исполненные всякой нечистоты, отвергающие покаяние? Пусть они услышат, что снять с себя позорное имя - значит не отстать только от греха, но и делать нечто доброе. Ибо послушай, что говорит далее.


Ибо не достаточно отстать от греха, а нужно вступить на противоположный ему путь добра. Прежде он делал зло? Теперь пусть совершает добро, - и не просто, а с усилием: чтобы, с одной стороны, сокрушить тело, которое прежде вследствие бездействия навыкло ко злу, а с другой - чтобы в достаточном количестве иметь способы к жизни и продовольствию, дабы уделять и другим, - и дабы тот, кто прежде других обирал, теперь благотворил другим. Чудное дело! Евангелие превращает в ангелов чуть не демонов!

Раздражение (πικρία) есть внутренняя испорченность, лукавство, подготовка к злодеянию; а ярость есть начало гнева , как бы некоторое воспламенение; гнев же - такое состояние, когда он переходит в действие. А так как гнев, если не сопровождается криком , разжигающим его, быстро угасает; то (апостол) говорит: и крик да будет удален от вас , то есть пусть исчезнет и не останется никакого следа. Ибо крик - это конь, а гнев - всадник: задержи коня, и ты низверг всадника. Отыми также и злоречие , то есть злословие, которое, хотя порождается гневом, но само еще более его разжигает посредством крика. Но так как много бывает людей тайно уязвляющих, которые ничего не говорят, но тайным образом причиняют вред, которые выжидают незаметно из-за угла причинить зло, посему он присовокупил: со всякою злобою , то есть и с малой, и с большой.


Так как недостаточно только удерживаться от зла для получения Царствия, но нужно и делать добро (ибо, если мы будем пренебрегать деланием добра, то попадаем в геенну, если даже и не сделаем зла, как это видно из многих мест в Евангелии (Мф.3:10), посему Павел, отвергая дурное, склоняет к деланию добра и говорит: будьте добры , в противоположность гневу, сострадательны , в противоположность жестокости, прощайте друг другу , то есть бывайте снисходительны и прощайте согрешающих против вас, в противоположность злобе и злословию.


Так как пример гораздо убедительнее, то он и представляет в образец Бога. Он мог даже указать на то, что Бог сказал: прощайте, и прощены будете (Лк.6:37), но так как многие сомневаются в будущем, то он указывает на то, что совершилось, говоря: Бог простил нам . Каким образом? Во Христе , то есть с опасностью для Сына Своего и даже закланием Его. Ты, может быть, прощаешь без опасности для тебя, а Он не так; ты прощаешь брату своему, а Он отпустил и простил тебе, когда ты был врагом. Заметь также, как он вместо того, чтобы сказать: прощайте друг другу, сказал: "себе самим" (так в церковнославянском переводе, - Прим. Ред. ), показывая, что, когда мы прощаем (χαριζώμεθα) друг другу, этим самым и себе заслуживаем милость.


4:1 поступать. Букв.: "ходить" (в смысле "жить"). Фактически "хождение" - главная тема гл. 4,5 послания. В них Павел раскрывает жизнь (или "хождение") в добр (в добрых делах, 2,10).

призваны. Павел говорил о надежде, к которой призваны верующие (1,18; 4,4); здесь же он сосредотачивается на той жизни, к какой они также призваны (1,4.12.14; 2,10.22;3,10).

4:7 Каждому же из нас. Все христиане имеют общий дар благодати: спасение через веру (2,5.8). Каждому христианину дается свой особый благодатный дар на пользу Церкви (о собственном даре Павел упоминает в 3,2.8). Единство Церкви нигде не проявляется столь явно, как в этой органичной взаимозависимости членов тела Христова.

4:8 Псалом 67 воспевает торжественное шествие Бога с горы Синай на гору Сион и последующее воцарение Его в храме. Павел видит в этом псалме предызображение победного восшествия Христа на небеса.

восшед... пленил плен. Т.е. духовные силы зла, которые Он поразил и обезоружил на Кресте (Кол. 2,15 и ком.).

4:9 Призывая верующих к усвоению образа жизни Христа, Павел напоминает, что Христос достиг Своего теперешнего высокого положения через уничижение (Он воплотился и сошел "в преисподние места земли", Флп. 2,1-11).

4:11 одних апостолами. Формально апостолами называли двенадцать учеников, которые были с Иисусом и засвидетельствовали Его воскресение (или опытно пережили особое откровение воскресшего Господа) и кому Сам Иисус поручил положить основание Церкви и пронести откровение (Деян. 1,21.22; 1 Кор. 15,1-9). Это слово употреблялось и в более широком смысле, обозначая людей, посланных в качестве представителей отдельных общин (2 Кор. 8,23; Флп. 2,25).

других пророками. Пророки - проводники непосредственного, особого откровения Божиего в ранней Церкви. Они занимались проповедью, наставлением, утешением, увещеванием и поучением (Деян. 15,32; 21,9-11; 1 Кор. 12,10; 13,2.8). Поскольку их учение положило основание Церкви (2,20), служение апостолов и новозаветных пророков представляются неповторимыми.

иных Евангелистами. Т.е. благовестниками. Это люди, получавшие (во все времена) особый дар нести миру Евангелие (Деян. 21,8; 1 Кор. 1,17).

иных пастырями и учителями. Оба слова означают людей, которые пасут и назидают стадо Божие.

4:16 все тело. Павел использует теперь аналогию с человеческим телом. Верующие получают дары не для того, чтобы пользоваться ими единолично, для собственного назидания. Павел охватывает своим видением всех христиан (Кол. 1,28.29). Уйдя далеко вперед в своем постижении глубин Христовых, он стремится к такому познанию Сына Божия, к такой зрелости, какие будут ему даны, лишь когда все остальные верующие достигнут того же.

4:17-19 Ср. Рим., гл. 1. Павел уже говорил о чуждости язычников народу Божию (2,12). Здесь он говорит, что они далеки от жизни Самого Бога; это и есть состояние духовной смерти (гл. 2). Послание к Римлянам изображает, как Бог предает язычников безрассудной, развратной жизни (Рим. 1,24-31); здесь же представлен этот же процесс, но со стороны человека: "они, дойдя до бесчувствия, предались распутству" (ст. 19). Ср. с книгой Исход: там говорится, что Бог ожесточил сердце фараона (напр., Исх. 4,21; 7,3), но и фараон сам своей волей ожесточает свое сердце (Исх. 8,15.32; 9,34).

4:21 вы слышали о Нем. Букв.: "слышали Его" (т.е. проповедь о Нем).

так как истина во Иисусе. Бог разорвал порочный круг смерти, дав язычникам познание Своего Сына и того, что Он совершил ради них (1,13.15).

4:22-24 отложить... обновиться... и облечься. Принадлежность Христу подразумевает отвержение прежней жизни и избрание новой. Это передано образно: человек совлекает прежний образ жизни, словно изношенную одежду, и облекается в новую. В прежней жизни господствовали похоти (2,2.3), для новой жизни характерны праведность и святость. Старая жизнь была полна лжи и обмана, новая обладает истиной (ст. 21,24).

4:27 Поскольку осуществленное единство верующих позволяет Богу явить Свою примиряющую силу (ст. 1-10; 2,14-16), нарушение единства выгодно дьяволу (2,2; 6,11).

4:30 не оскорбляйте. Возможность опечалить Духа Святого "гнилым словом" (ст. 29) - красноречивое указание на то, что Он Дух - Личность, а не безликая сила.

4:32 - 5,2 как и Бог... как и Христос. От верующих ожидается, что они перенесут на других людей то прощение и любовь, которые Бог простер на них во Христе. Здесь та же логика, что и в Пятикнижии, где Израиль, искупленный из египетского рабства и уз, должен был оказывать особое внимание чужеземцам, рабам и пришельцам (Исх. 22,21; 23,9; Лев. 19,33.34). Эта искупительная этическая логика лежит и в основе новой заповеди Иисуса: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13,34).

. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,

Не властвовать должно учителю, а служить ученикам ради их спасения. Посему и Павел, как слуга, умоляет. Выставляет даже узы свои для успешности просьбы. "Узник" ведь "в Господе" , то есть не за дурное дело, а ради Господа. Итак, окажите почтение узам ради Господа. О чем же я молю? Не о себе, а о вас, чтобы вы жили достойно своего звания. Вы ведь призваны к великому: восседать вместе со Христом и царствовать вместе с Ним, и не следует посрамлять своего достоинства делами, недостойными Христа. От догматического же учения перешел к нравственному, придавая тем сладость своему слову.

. со всяким смиренномудрием.

Показывает, каким образом возможно «поступать достойно звания» , если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых. "Со всяким" , говорит, «смиренномудрием» , не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим.

и кротостью и долготерпением,

Ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно.

снисходя друг ко другу любовью,

Научает, какая польза-кротости и долготерпения, – это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? – он указывает и способ – в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу.

. стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, – подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе.

. Одно тело и один дух,

Не просто любви ищет Павел, но любви, делающей всех единым телом, чрез полное единение друг с другом, так, чтобы, как члены тела, они сострадали и сорадовались друг другу. «И один дух» . Прекрасно это сказал, показывая, что, став одним телом, они будут и одним духом, или же что возможно быть единым телом, но не единым духом (подобно тому, как если бы кто был в дружбе с еретиками, но не следовал их учению). Или же: получив один дух верой, вы должны быть и в единомыслии. Или же духом называет одинаковое у всех душевное настроение и единомыслие, как бы так говоря: одно тело и одна душа.

как вы и призваны к одной надежде вашего звания;:

Бог говорит, призвал вас к одному и тому же, всем даровал жизнь, равно для всех стал главой, всех совоздвиг и посадил с Собой и просто всех принял с одинаковой честью, и все имеем одну и ту же надежду. По сему вы должны быть едино и по союзу любви. Ибо в отно­шении к нему мы равны, хотя и различаемся на земле.

. один Господь, одна вера, одно крещение,

Ведь нет того, чтобы ты имел высшего Господа, а тот низшего; чтобы ты спасался верой, а тот делами; чтобы тебя делало свободным крещение, а того нет.

. один и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

То есть Он над всем и чрез все проникает Своим промыслом и управлением, и во всех нас обитает. Заметь также, что еретики предлог "через" относят к Сыну, а (предлог, – Прим. Ред. ) "во" к Духу, как будто он имеет умаляющее значение : а они прилагаются к Отцу, конечно, не в унижение Его.

. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Если все, как говоришь, общее, почему же один имеет больше дар, а другой меньше? Ибо это возбуждало в них, в коринфянах и многих других, зависть. Разрешая это, апостол говорит, что каждому дан дар в той мере, как определил Даровавший. Посему, так как это дар, будь доволен, потому что ты все-таки его получил, а не дан он тебе как нечто должное. А так как эту меру определил Бог, то не любопытствуй. Ибо если определил, то, конечно, это сделал вполне соответственно. Итак, необходимое и без чего нельзя быть христианину – это обще для всех, а если кто-то имеет несколько больший дар, то ты не скорби, потому что и больший труд соединяется с ним, как об этом скажет впереди. И не сказал: по мере веры каждого, чтобы не предались малодушию те, которые имеют мало ее, но в хотении Дающего полагает меру, чтобы вовсе даже и не дерзали рассуждать.

. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам .

Что Он дал дар, это говорит, видно из слов пророка; Он дал даяние человекам. Но пророк говорит: ты получил дары, а это то же самое, потому что Бог, даруя дары, взамен приемлет служение. А кто получает дары, получает их для того, чтобы делать и трудиться. Посему не должно быть праздным. "На высоту" же восшел – или на крест, или на небо в вознесении, что даже лучше, как видно из последующего. О каком же плене говорит? О плене диавола. Ибо Он взял в плен диавола и смерть, и клятву, и прегрешение, а также и нас, бывших под властью диавола и повинных сказанному.

. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?:

. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Говоря здесь о смирении, Павел в пример указывает на Христа, как и в Послании к Филиппийцам (), говоря: как Он не отказался сойти, так и вы не отказывайтесь чрез смирение унижать себя. А что снизошел, это видно из выражения пророка: "восшед" , потому что в отношении к Богу, когда говорится "восшед" , необходимо уже разуметь, что Он прежде сходил, а о человеке еще нет. Куда же сходил? В ад: его, конечно, называет «преисподними местами земли» , по общему пониманию. Как говорил и Иаков: «сведете седину мою с горестию во гроб» (); и Давид: «чтобы я не уподобился нисходящим в могилу» (). Итак, Он сходил в самые нижние страны, за которыми уже нет ничего другого, и восшел превыше всех, над чем уже нет более ничего. И это схождение не воспрепятствовало Его восхождению. Посему и вы, если смирите себя, вознесетесь. Ради того Он это и совершил, чтобы все наполнить Своим владычеством и силой, по плоти, так как по Божественности и прежде все наполнял. Все это идет против Павла Самосатского и Нестория. Ибо Тот, Который сошел – очевидно, как горний обитатель сошел, и чрез воплощение на землю и чрез в ад, – один и Тот же, а не различный.

И Он поставил

И знаменательно сказал: "Он" . Ибо Тот, Который так позаботился о нас и Который ради нас не отказался сойти даже до самых нижних пределов, не просто распределил дары, но, без сомнения, с мудростью и пользой. Как же после этого ты скорбишь, что неблагоразумно сделано распределение? А в одном месте говорит, что Дух разделяет: «в котором вас Дух Святый поставил» () и: «все же сие производит один и тот же Дух» (); в другом же относит это к Отцу: «иных поставил в Церкви во-первых, Апостолами» и т. д. (), и: «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (). А здесь относит к Сыну. Таким образом, едино действие трех.

одних Апостолами, других пророками

Первые – апостолы, потому что и дар пророчества имели, а пророки, именно новозаветные, не имели апостольства.

иных Евангелистами.

Или написавшие Евангелие, или те, которые, хотя не ходили всюду, но благовествовали Евангелие, подобно Прискилле и Акиле (Деян.18и 3).

иных пастырями и учителями,

Так называет тех, которым вверены Церкви, – епископов, как Тимофей, Тит и им подобные. Но можешь разуметь под пастырями и пресвитеров, и епископов, а под учителями – и диаконов даже. Ибо и они, имея звание очистителей (καθαρτικην τάξιν ), посредством слова очищают народ.

. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

Видишь ли, какое достоинство? Каждый говорит, совершает, каждый служит делу созидания Тела Христова, или Церкви. Зачем же ты скорбишь, как получивший меньший дар? Даже ведь и ты содействуешь «совершению святых» , то есть пользе верующих и их усовершенствованию. Итак, смотри, получив дар к созиданию других, из зависти к большим дарам не погуби самого себя. Притом, если к усовершенствованию верующих другой и получил больший дар, пойми, что и больший труд и служение соединяется с ним, и больше посему ответственность. А с другой стороны, не сатанинское ли свойство – завидовать тому, кто совершает и созидает Тело Христово? Богопротивнику ведь это прилично.

. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия,

До тех пор, говорит, должно всем нам, получившим дары, делать, трудиться и созидать, пока не придем к единству веры, то есть пока не явимся все имеющими одну веру, не отличаясь по догматам и не имея между собой разногласия в том, что касается жизни. Ибо тогда будет истинное единство веры, тогда познаем Сына Божия, когда будем иметь правое мнение в деле учения и будем сохранять союз любви. Ибо Христос есть любовь.

в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Под образом совершенного мужа и меры возраста говорит он о совершенном познании догматов, равно как и под исполнением Христовым разумеет совершенное и всецелое познание Его и веру, что Он, один из Троицы и равный Отцу, стал Человеком, единой ипостасью в двух естествах, волях и действиях и что вместе с телом совосседает со Отцом и опять придет и все остальное, что право о сем мыслится и говорится. Как же после этого в другом месте он называет наше познание несовершенным? В отличие от будущего знания, а здесь в отношении неизменяемости познания называет его совершенным. Ибо, когда мы не будем колебаться, тогда будем совершенны, как видно из следующего.

. дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения,

Будем же, говорит, твердо и непоколебимо держаться той малой меры, которую мы получили, и не будем, подобно детям, колебаться и увлекаться всяким учением. На то и даны дары, чтобы строить и утверждать, дабы не колебалось здание. Словами «дабы мы не были более» показал, что прежде они были таковы. Включает даже и себя самого, чтобы не упреками, а добротой исправлять. А говоря « колеблющимися» , показывает, в какой опасности находятся души нетвердых в православии. И, выражаясь образным языком, называет ветрами различные учения.

по лукавству (κυβεία ) человеков, по хитрому искусству обольщения,

. но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,

Хитрые и лукавые на словах все имеют фальшивое и ложное, и ничего в них нет здравого и устойчивого. Мы же, будучи искренни в любви к Богу и ближнему, не ложное имея учение и живя нелицемерно (ибо здесь, кажется, он дает и уроки жизни), да возрастим во Христа все наше – и жизнь, и . Ибо с Ним, как Главой, мы должны сообразовать все свое, чтобы не приносить ничего несогласного и не гармонирующего с Главой, но все иметь возращенным по Нему.

. из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Мысль этого места такова, хотя и неясно высказана: как в теле дух, нисходя из головного мозга по нервам, не просто сообщает всем членам чувствительность, но сообразно свойствам каждого: одному, способному воспринять больше, – больше, а способному воспринять меньше – меньше; так и Христос нашим душам, которые суть Его члены, раздает Свои благодатные дары не просто, но «при действии в свою меру каждого члена» , то есть сколько каждая в состоянии вместить, и таким образом все тело «получает приращение для созидания самого себя в любви» . Да иначе и невозможно воспринять вспоможение свыше нисходящего Духа, Который нас оживляет и возращает, если мы не будем соединены и объединены любовью, как одно тело. Подобно тому, как если бы примерно рука, отделенная от тела, не могла бы более воспринимать воздействия от духа, потому что она отрешена от тела; так и мы, если не будем иметь единения, не получим исходящей от Главы нашей Христа благодати Духа. Для того-то и сказал: «тело составляемое и совокупляемое» , чтобы показать, что члены не просто положены один подле другого, но соединены между собой, и каждый занимает свое место, и не вывихнут и не обезображен. Итак, наше дело самих себя скреплять и соединять посредством любви, а дело Христа – Главы нашей – ниспосылать Духа. Итак, вся речь о смирении и единении. Слова же «посредством всяких взаимно скрепляющих связей» показывают, что Дух, разливаемый и подаваемый Главой, осязательно касается всех. Итак, тело растет и созидается чрез то, что подаяние Духа касается членов и что Он действует в них (ибо сие значит «при действии» ), или что им доставляет силу действовать.

. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,

Учителю свойственно не только увещевать, но и устрашать, показывая, что Сам предстоит своим ученикам, как это и делает здесь Павел. "Заклинаю" , говорит, вас "Господом" , то есть привожу в свидетели Господа, что я не скрыл от вас, что следовало сказать. И не сказал: не живите так, как вы живете, чтобы не уязвить их, но: «как поступают прочие народы» , примером других вразумляя их. «По суетности» же "ума" поступали, потому что служили идолам, были рабами страстей и предавались суете мира. А то, что называется суетой, потому так называется, что мы пользуемся им суетно; ибо не по своей природе оно суетно, так как все создано хорошо весьма.

. будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией,

Хотя и сиял свет богопознания и чистой жизни, но они омрачили себя, обессилив душевное зрение мглой страстей и житейских попечений. Да, великий и неудобопроходимый поток представляют страсти и мирские заботы, помрачающие разум. Посему живущие так и отчуждены от жизни Божией, то есть от жизни по Богу. Потому что жизнь разумная состоит в том, чтобы уразумевать истину. А слепой по отношению к ней в подлинном смысле и не живет, так как истина есть сущность и свет разума.

по причине их невежества и ожесточения сердца их.

Итак, если они находятся в неведении, за что же ты их винишь? Несведущего должно научить, а не обвинять. Но это неведение, говорит, произошло в них вследствие ожесточения, то есть бесчувственности; а бесчувственность вследствие наклонности их к нечистой жизни, так что они достойны обвинения. Да послушай, и что дальше следует.

. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Не видишь ли, что по доброй воле они сделались столь бесчувственными? «Дойдя до бесчувствия» , то есть совсем разленившись, не желая делать ничего доброго, дойдя до полной бесчувственности и как бы обезумев, «предались распутству» . Для чего же? Чтобы совершать нечистоту, потому что ее (нечистоту) поставили себе занятием и беспрестанным делом, и не один вид ее, но всякую. Как же после этого могли они не потерять чувствительности, предавшись всякого рода нечистоте? Ибо нечистая жизнь есть причина и лукавого учения и приводит к непониманию всего хорошего. Поэтому, когда в другом месте услышишь, что предал «превратному уму» (), помни и эти слова и, сопоставляя то и другое, разумей, что называется предающим тех, которые сами себя предают, то есть попустил и оставил их, так как они сами сделали себя достойными того. И даже выражением «с ненасытимостъю» указывает на добровольную в них бесчувственность. Ибо, говорит, им можно было и деньгами, и удовольствиями пользоваться умеренно, а они, предавшись неумеренности, во всем огрубели и стали бесчувственными ко всему доброму.

. Но вы не так познали Христа;:

. потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, -:

. отложить прежний образ жизни ветхого человека,

В таком-то положении находятся язычники; «но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились» , то есть после того, как познали Христа. И не сомневаясь, но вполне уверенно говорит так. Ибо в том и состоит познание Христа, чтобы жить добродетельно; равно как и худо живущий не знает Христа. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (). Слова же «так как истина в Иисусе» понимай так: не как язычники ходят, так бы и вам в том же оставаться. Ибо не суета – дело Христово, но истина, учение и жизнь. Грех есть ложь, так как лишен существенности и не имеет цели; добродетель же – истина, так как устойчива и имеет цель. Чему же вы научились, в чем состоит Христова истина? В том, что вы отложили ветхого человека, то есть обычаи прежней жизни и жизнь ветхую и повинную греху.

истлевающего в обольстительных похотях,

Двояко это можешь понимать: или как похоти тлеют, так и сам человек, то есть рассудок, растлевает. Каким же образом похоти тлеют? От болезни и старости увядает красота, и крепость точно так же, и вообще все наконец разрушается . Ибо «в тот день» , говорит Давид, «исчезают все помышления его» (). Или же: "в похотях" сказано вместо: от похотей. Так как от них растлевается ваш ветхий человек, как хлопчатая бумага и железо, от чего рождаются, от того и гибнут. Ибо и любовь к славе губит, что касается души – всегда, но бывает иногда и телесно; и удовольствия тоже. Прекрасно же назвал и обольщением наслаждение, происходящее от них. Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит – казаться одним, и быть другим.

А обновиться (άνανεουσθαι ) духом ума вашего

Чтобы кто-нибудь не подумал, что вводит другого человека, он говорит: «обновиться» , то есть само обветшавшее обнови и сделай другим. Так что предмет – один и тот же, перемена же только в характере и мысли. Каким же образом могло бы произойти это обновление? Чрез Святого Духа, Который поселяется в нашем уме, потому что Дух не терпит ветхих деяний. Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим.

. и облечься в нового человека,

Видишь ли, предмет один, который вовлекает в себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека – добрый ли он, или злой. Итак, новый человек – это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости.

созданного по Богу, в праведности и святости истины.

Этот человек, говорит, создан не по похоти, а "по Богу" , то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но «в праведности и святости» . Ибо в том – сущность такового человека. Правда – вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (), – разумеет здесь всякую добродетель. "Святость" же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσίαν – когда кто по отношению к ним исполнил должное , и еще άφιοσάμην (я отделался – все совершил). Но так как в Ветхом Завете говорилось о правде, то он говорит, что она была образом сей праведности. Я же говорю тебе о правде истины и Евангелия. Или в противоположность наружной и лицемерной правде он указал на правду истинную. Хотя сей человек и создан в крещении в правде и преподобии, но ему и теперь следует облекаться ими чрез жизнь и дела. И когда ты слышишь, что должно облечься, то уже помышляй, что никогда не следует разоблачаться, как и сказано: «облечется проклятием, как ризою» (), и «Ты одеваешься светом, как ризой» (). И мы имеем обыкновение говорить: такой-то надел на себя личину такого-то.

. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Сказав о ветхом человеке вообще, потом описывает его и по частям. И, во-первых, устраняет ложь в отношении друг к другу и, что особенно важно и способно пробудить стыд, потому что мы члены друг другу, – как бы так говоря: неужели глаз, увидев зверя, лжет – ногам и препятствует им бежать? Или же нога, ощутив глубокий ров, скрывающийся под тростником и землей, неужели лжет и не дает знать глазу, чтобы он посмотрел в другую сторону и нашел обход? И вообще во всем ты найдешь то же самое. Посему и мы также не будем лгать друг другу, ибо мы – члены одного тела.

. Гневаясь, не согрешайте:

Сказав: «не лгите», потом, так как от лжи часто происходит гнев, он говорит: хорошо было бы совсем не гневаться, но если случится, то, по крайней мере, не доводите себя до греха, неумеренно предаваясь гневу. А некоторые говорят, что один только есть безгрешный гнев, – именно против демонов и страстей, который и предлагает нам здесь святой апостол.

солнце да не зайдет во гневе вашем;

Да не остается, говорит, в тебе надолго это чувство, и пусть не оставляет вас врагами заходящее солнце, дабы свет его не осиял вас недостойными и чтобы ночь еще боле не разожгла сего огня посредством помыслов и не способствовала возникновению злых умыслов.

. и не давайте места диаволу.

Враждовать друг с другом – значит давать место диаволу. Ибо до тех пор, пока мы соединены и сплочены, он ничего не приносит своего, так как не находит места; когда же заметит какой-нибудь раздор в нас, тогда, находя место, просовывает сначала голову, подобно змею, а потом забирается и всем своим извивающимся телом.

. Кто крал, вперед не кради,

Видишь, какие члены у ветхого человека: ложь, злопамятство, воровство? И не сказал: да будет наказан крадущий, – но: да отстанет, говорит, от этого зла. Ибо то дело внешних судилищ, а это – учение Христово. Где же так называемые катары (καθαροί – чистые), а на самом деле исполненные всякой нечистоты, отвергающие покаяние? Пусть они услышат, что снять с себя позорное имя – значит не отстать только от греха, но и делать нечто доброе. Ибо послушай, что говорит далее.

а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

Ибо не достаточно отстать от греха, а нужно вступить на противоположный ему путь добра. Прежде он делал зло? Теперь пусть совершает добро, – и не просто, а с усилием: чтобы, с одной стороны, сокрушить тело, которое прежде вследствие бездействия навыкло ко злу, а с другой – чтобы в достаточном количестве иметь способы к жизни и продовольствию, дабы уделять и другим, – и дабы тот, кто прежде других обирал, теперь благотворил другим. Чудное дело! Евангелие превращает в ангелов чуть не демонов!

. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,

Гнилым называет слово праздное: безрассудное и неуместное, каковы – шутка и пустословие. Но еще более гнило и, так сказать, зловонно – срамословие, брань и клевета. Ибо не за дело только, но и за слова дадим ответ.

а только доброе для назидания в вере (χρείας ), дабы оно доставляло благодать слушающим.

То есть будем говорить то, что назидает ближнего, потребно в предлежащей нужде, и не безвременно и бесполезно, дабы слушающие остались нам благодарными. Потому что, если мы будем говорить душеполезное, то слушающие, как получившие пользу, будут благодарны. Или: чтобы слово ваше, говорит, сделало их облагодатствованными. Ибо как миро подает благодать получающим его, так точно и душеполезное слово. Видишь ли, как Павел, к чему убеждает всегда, о том и теперь просит нас, чтобы мы назидали ближнего, то есть самих себя. Ибо тот, кто советует душеполезное другому, конечно, гораздо прежде то делает самому себе.

. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия,

Если ты, говорит, скажешь слово гнилое и недостойное уст христианина, не человека ты оскорбишь, но Духа Божия, Которым ты облагодетельствован и Которым освящены твои уста. Затем указывает, чем мы облагодетельствованы.

Которым вы запечатлены в день искупления.

Ибо Дух запечатлел нас в показание, что мы принадлежим к царскому стаду: не оставил Он нас в числе повинных гневу Божию, но изъял от них и печать наложил, чтобы избавить от сего гнева. Не устыдимся ли после этого оскорблять Его? Твои уста запечатлены Духом, чтобы не говорить тебе ничего недостойного Его; не отрешай сей печати.

. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;

Хотя и тем, что выше сказано, он отверг гнев, но теперь как бы с корнем его вырывает; потому что раздражение (то есть суровость) есть корень ярости и гнева. Ибо, когда горькая жидкость (желчь) бывает раздражена, она выступает из заключающего ее сосуда, разливается по всему телу, и делает человека зверем. Итак, « раздражение» (πικρία ) есть внутренняя испорченность, лукавство, подготовка к злодеянию; а "ярость" есть начало "гнева" , как бы некоторое воспламенение; гнев же – такое состояние, когда он переходит в действие. А так как гнев, если не сопровождается "криком" , разжигающим его, быстро угасает; то (апостол) говорит: «и крик да будет удален от вас» , то есть пусть исчезнет и не останется никакого следа. Ибо "крик" – это конь, а гнев – всадник: задержи коня, и ты низверг всадника. Отыми также и "злоречие" , то есть злословие, которое, хотя порождается гневом, но само еще более его разжигает посредством крика. Но так как много бывает людей тайно уязвляющих, которые ничего не говорят, но тайным образом причиняют вред, которые выжидают незаметно из-за угла причинить зло, посему он присовокупил: «со всякою злобою» , то есть и с малой, и с большой.

. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга,

Так как недостаточно только удерживаться от зла для получения Царствия, но нужно и делать добро (ибо, если мы будем пренебрегать деланием добра, то попадаем в геенну, если даже и не сделаем зла, как это видно из многих мест в Евангелии (), посему Павел, отвергая дурное, склоняет к деланию добра и говорит: «будьте добры» , в противоположность гневу, «сострадательны» , в противоположность жестокости, «прощайте друг другу» , то есть бывайте снисходительны и прощайте согрешающих против вас, в противополож­ность злобе и злословию.

Так как пример гораздо убедительнее, то он и представляет в образец Бога. Он мог даже указать на то, что сказал: «прощайте, и прощены будете» (), но так как многие сомневаются в будущем, то он указывает на то, что совершилось, говоря: «Бог простил нам» . Каким образом? "Во Христе" , то есть с опасностью для Сына Своего и даже закланием Его. Ты, может быть, прощаешь без опасности для тебя, а Он не так; ты прощаешь брату своему, а Он отпустил и простил тебе, когда ты был врагом. Заметь также, как он вместо того, чтобы сказать: прощайте друг другу, сказал: «себе самим» (так в церковнославянском переводе, – Прим. Ред. ), показывая, что, когда мы прощаем (χαριζώμεθα ) друг другу, этим самым и себе заслуживаем милость.

Мне очень приятно находиться с вами, братья. Учитывая, что за последние несколько дней конференции проповедников вы слушали меня достаточно много, я приятно удивлен, что у вас осталось желание послушать меня еще раз.

Если бы вам пришлось быть пастором церкви в Коринфе в 55 г. н. э., то с чего бы вы начали процесс решения серьезных проблем, существовавших в той церкви? Это была церковь, в которой относились терпимо к греху кровосмешения, в которой верующие судились друг с другом в городских судах, вечеря Господня извращалась, а духовные дары использовались с целью возвышения отдельных членов церкви над другими. С чего бы начали вы? Возможно, многие из вас начали бы не с того, с чего начал апостол Павел. А он начал с проблемы единства .

Тем же путем апостол Павел идет и в Послании к ефесской церкви. Первые три главы этого послания, как вы знаете, посвящены описанию положения верующих во Христе. Во всех этих трех главах мы встречаем лишь одно повеление, которое находится во второй главе, - повеление «помните». Но зато остальные три главы Послания к ефесянам просто насыщены повелениями. Именно в этих трех последних главах послания он рассматривает практические вопросы, вытекающие из нашего положения во Христа. В частности, этот практический раздел начинается в первом стихе четвертой главы с призыва «поступать достойно звания, в которое вы призваны». И с чего же он начинает практический раздел этого своего послания? Он снова начинает с вопроса единства. Поэтому я считаю важным для нас сегодня поразмышлять над таким вопросом: что это такое - христианское единство? И к нему не относится?

К сожалению, иногда единство понимается как нечто сентиментальное, не основанное на каком-либо согласии относительно божественной истины. А иной раз мы впадаем в искушение полностью игнорировать вопрос единства или даже готовы разрушить его, причем делаем это без всякой необходимости.

Как вы сами знаете из опыта, отсутствие в церкви единства может выглядеть достаточно уродливо и, в то же время, смешно. Пару лет назад я прочитал об истории, произошедшей в одной из валлийских церквей в Великобритании. Церковь находилась в поисках нового пастора, и между ее членами возникла вражда. Вот как эта история описывалась в новостях: «Вчера две оппозиционные группы в церкви выслали своих служителей за кафедру. Они оба говорили одновременно, пытаясь каждый перекричать другого, назначая пение своих гимнов, и обе группы общины одновременно пели два разных гимна, каждая пытаясь заглушить пением другую». Далее следовало: «Эти группы начали кричать друг на друга, в гневе размахивая Библиями. Воскресное утреннее служение превратилось в драку. А в это время оба проповедника пытались перекричать друг на друга, произнося свои проповеди. В итоге один дьякон вызвал полицию. Два полицейских вошли и начали кричать на общину, призывая к тишине. Они убедили сорок человек из этой церкви разойтись по домам. Остались только два пастора, которые продолжали спорить». Эта новостная статья заканчивается такими словами: «Прошлым вечером одна из противоборствующих групп призвала другую на встречу примирения. Но она закончилась спором».

К сожалению, подобные сцены происходят во многих церквах. Возможно, вы и сами были свидетелями некоторых из них. Я до сих пор не могу забыть одну такую сцену, которая произошла, когда я еще подростком присутствовал на членском собрании одной баптистской церкви. Двое взрослых мужчин стояли перед всем собранием и кричали прямо в лицо друг другу. Один из них был председателем дьяконского совета. А другой был мужем женщины, которая играла на пианино во время богослужений. В тот момент я был уверен, что если этот спор не прекратится, то они начнут бить друг друга. И о чем же они спорили? Спор был о том, где должно стоять пианино.

Подобные разногласия и споры, возможно, обычное явление, но в Новом Завете ясно говорится, что наш Господь не их приемлет. Проблема разногласий настолько серьезна, что апостол Павел начинает применять истину к церкви в Ефесе - начиная с 4-й главы - именно с рассмотрения вопроса единства . По сути, если посмотреть на Ефесянам 4:1, то можно увидеть, с чего он начинает. Первый стих задает тему всей остальной части послания. Повеление поступать достойно нашего звания в Господе - это общее повеление, охватывающее многие другие вопросы. А затем последующая часть послания разъясняет нам, как мы должны поступать достойно своего звания. И объяснение того, как нам поступать достойно, первым делом касается единства в церкви.

В Ефесянам 4:1-16 читаем:

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Тема этого абзаца очевидна как из повторения похожих идей, так и из его структуры. Девять раз в этих стихах упоминается понятие единства. Трижды в них встречается идея о «единстве тела». В 3-м стихе тема единства выражена ясно: «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Этот деепричастный оборот, как явствует из греческого текста, служит сердцевиной всего прочитанного нами отрывка. Фраза «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» является центральной в этом абзаце. Стихи 1-й и 2-й подводят к этой центральной части, а 4-16-й вытекают из нее.

Начнем с рассмотрения основополагающего вопроса о природе единства. Что это такое? Греческое слово, переведенное здесь как «единство», образовано от корня, означающего «один». На самом простом уровне единство означает «единичность». Позвольте сказать, что не является единством. Для того чтобы церковь была в истинном единстве, ей не обязательно быть организацией с видимой упорядоченной структурой, как у Русской православной церкви. Это также не означает стремиться к внешнему, поверхностному единству, игнорируя важные доктринальные различия. Это также не позволение смотреть сквозь пальцы на грех в общине или на доктринальные заблуждения у отдельных людей в церкви или в группе церквей.

Тогда что такое единство? Поскольку все христиане уже едины в Иисусе Христе, то все истинные члены невидимой Церкви Христа объединены друг с другом. Другими словами, мы уже обладаем внутренним единством со всеми истинными христианами.

Это видно из таких текстов, как Иоанна 10:14-16, где Господь говорит, что Он соберет всех Своих овец в одно большое стадо. В Иоанна 17:20-23 в Своей первосвященнической молитве Иисус просит о том, чтобы Его истинные последователи были едины, как Он един с Отцом.

В Послании к ефесянам Павел приводит три иллюстрации, чтобы помочь нам понять это настоящее единство. Во второй и четвертой главах он проводит параллель между духовным единством и единством между членами человеческого тела (см. Еф. 1:22-23; 4:15-16). Хотя каждый член или орган тела является его отдельной частью, вместе они соединены в одно тело. Во второй главе Павел говорит об этом же единстве на примере камней храма (см. Еф. 2:19-21). Апостол сравнивает нас с большим зданием храма. Каждый отдельно взятый верующий подобен камню в этом здании, вместе же мы составляем Божий храм. Также в Ефесянам 2:19 и 4:6 он использует образ членов одной семьи . Верующие теперь стали членами Божьей семьи. И хотя каждый из нас представляет собой отдельную личность, мы все - члены одной духовной семьи. Между всеми истинными христианами существует настоящее, жизненно важное единство. И это единство было создано в момент нашего спасения, когда мы были соединены со Христом и друг с другом.

Каков источник нашего единства? Взгляните снова на Ефесянам 4:3 и обратите внимание на фразу «единство Духа».

Святой Дух - это источник, начало, причина этого единства. Именно Святой Дух производит единство. Посмотрите также на 1 Коринфянам 12:12-13, где говорится о том, как это единство было создано: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

Но здесь есть два ясных различия, которые существуют между действием Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах. Согласно словам нашего Господа, произнесенным в горнице и записанным в Иоанна 14-16-й главах, в благословении пребывания с верующими Святого Духа должно произойти одно важное изменение. Он сказал, что теперь Дух будет «в вас». Второе отличие действия Святого Духа в Новом Завете описано в 1 Коринфянам 12-й главе. В Ветхом Завете не было крещения Духом в Тело Христово. Но теперь в момент спасения это сверхъестественное действие Духа - крещение Духом ­ – совершается с каждым из нас. Христос - Глава, а мы присоединяемся как члены к Его телу через крещение Святым Духом. Ни вы, ни я никогда сами не смогли бы совершить такого объединения, и нам не дано повеления это совершать своими силами. Дух Божий уже сделал это с нами.

Но в чем тогда заключается наша ответственность? Посмотрите снова на Ефесянам 4:3: «Стараясь сохранять единство Духа». В греческом тексте эта фраза стоит в форме причастия, но по своей функции это повеление. Мы вполне законно могли бы перефразировать ее так: «Старайтесь сохранять единство Духа!»

Греческое слово, переведенное здесь как «стараясь», встречается в Новом Завете одиннадцать раз. Оно выражает идею «срочности», «поспешности» или «быстрого совершения какого-то дела». Также в него заложена идея «важности». И, наконец, оно может означать «стараться» или «делать что-либо хорошо». Поэтому, когда Павел говорит «стараясь», он имеет в виду следующее: «Делайте это сейчас же, делайте это, потому что это важно, и усердно трудитесь над этим!» Итак, что же мы должны стараться делать? Заметьте, что нам сказано стараться «сохранять», то есть «хранить», или «держаться» того единства, которое Дух уже создал. Мы должны сохранить то, что у нас уже есть. А оставшаяся часть абзаца говорит нам о том, как это сделать.

В стихах со 2-го по 16-й Павел называет три средства, предназначенные для сохранения этого единства. Давайте посмотрим на них. Первое средство для сохранения единства описывается в стихах 2-м и 3-м: (I ) облекитесь в составляющие единства. Второе средство описано в стихах с 4-го по 6-й: (II ) сосредоточьтесь на основании нашего единства. Третье средство для сохранения единства содержится в стихах с 7-го по 16-й: (III ) следуйте Христову плану о единстве .

В этом последнем разделе (ст. 7-16) он подробно говорит о том, как церковь должна функционировать. Я знаю, что вы преданно следуете этому третьему средству. В своей подготовке к служению вы либо уже изучали, либо еще будете изучать библейскую экклезиологию. Вы уже понимаете и признаете то, чему учит оставшаяся часть четвертой главы этого послания - что Христос дал Своей церкви духовно одаренных людей (то есть вас, пастырей-учителей), чтобы вы могли снаряжать святых на дело служения. Затем по мере того, как святые совершают дело служения, вся церковь растет и получает назидание. На самом деле меня не тревожит ваше отношение к этому третьему средству, описанному в стихах 7-16, поскольку я не думаю, что вы им пренебрегаете. Поэтому сегодня я хочу, чтобы мы сосредоточились на первых двух средствах сохранения нашего единства.

I . Облекитесь в отношения единства (Еф. 4:2-3)

Для того чтобы сохранять единство, которое создал Дух, мы должны, прежде всего, облечься в отношения единства .

Чтобы сохранять единство, нужен определенный внутренний настрой. Там, где он есть, почти во всех случаях будет и единство. (Мы поговорим и о некоторых исключениях.) Там, где такой внутренний настрой отсутствует, будут конфликты и разногласия.

Но прежде чем мы посмотрим на эти важные составляющие единства, мы должны ответить на два вопроса. Первый вопрос следующий:

1. Каковы самые распространенные причины отсутствия в церкви единства? В ответ на этот вопрос нам в голову, возможно, сразу же придут несколько идей. Несогласия, непонимания, гордость, эгоистические амбиции, желание получить или удержать власть, грубое или жесткое обращение с людьми, скрывание вреда от чьего-либо греха, неспособность быть снисходительным к ошибкам других и споры по незначительным доктринальным разногласиям. Таковы обычные причины, разрушающие единство.

2. Существуют ли какие-либо оправданные причины расстройства единства? Это второй вопрос, на который нам нужно ответить. Есть ли такие поступки, которые могут повредить единству в церкви, но которые мы все равно должны совершить? И библейский ответ на этот вопрос - да, есть! В Новом Завете описываются две причины, по которым бывает необходимо подвергнуть опасности единство в церкви.

(a) Первая причина - это противостояние продолжающемуся образу жизни в нераскаянном грехе. В той церкви, где я несу пасторское служение, верное применение шагов церковной дисциплины, описанных в Матфея 18-й главе, иногда приводит к некоторому разногласию. Если член церкви, которого обличают в грехе, не раскаивается в нем, но вместо этого отстаивает свою правоту, то, как правило, он тем самым вредит единству тела. И тем не менее, наш Господь говорит нам в Матфея 18-й главе, что мы должны предпринять эти шаги в отношении греха, несмотря на цену. У членов любой церкви нет иного выбора, как только применять церковную дисциплину в случае нераскаянного греха, даже если это угрожает расстроить единство церкви. В 1 Тимофею 5:20 нам сказано, что это также следует делать в отношении пресвитеров церкви. Если они находятся в грехе, то их нужно обличить, даже если это расстроит единство церкви. Нельзя игнорировать нераскаянный грех просто ради сохранения единства. Если нужно противостать очевидному нераскаянному греху в церкви, то это оправданная причина для расстройства единства.

(b) Существует и вторая оправданная причина для расстройства единства в церкви - это исправление ложного или нездравого учения . Посмотрите, чему учит нас Писание в Послании Иуды. Сводный брат нашего Господа пишет послание, в котором он говорит о такой необходимости. В Иуды 3-4 сказано:

Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Иуда здесь говорит, что мы должны ревностно сражаться за веру , даже с теми людьми, которые находятся в церкви.

И это сражение за веру может включать в себя риск поставить под удар видимое единство в церкви. Возможно, самый яркий пример этого мы находим во второй главе Послания к галатам. Павел пишет в стихах 5-м и 11-14-м:

Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

Здесь Павел вспоминает темный день в истории церкви. Все - за исключением апостола Павла - в каком-то смысле пошли наперекор Евангелию. В этой ситуации апостол Павел посчитал единство второстепенным вопросом по отношению к доктринальной чистоте и перед всеми открыто обличил апостола Петра.

Братья, эти две ситуации - единственные обозначенные в Писании примеры, когда единством церкви можно пренебречь. Другими словами, если в церкви есть разногласие и отсутствует единство, но это не по причине исправления ложного учения и не из-за обличения кого-либо в нераскаянном грехе, тогда это разногласие не оправдано и является грехом . В таких случаях у тех, кто вовлечен в такие разногласия, неизбежно отсутствует одно или более из обязательных составляющих единства, перечисленных Павлом в Ефесянам 4:2.

Продолжение следует .

1 Это перевод первой из трех лекций, произнесенных на семинаре о духовном руководстве, который проводился 13 октября 2010 г. при поддержке Программы «В помощь проповеднику» в Церкви «Преображение», г. Самара.

2 Том Пеннингтон - старший пастор Библейской церкви «Кантрисайд» в Далласе, Техас (США). Он несколько раз приезжал в Россию для преподавания семинаров по гомилетике в рамках Программы «В помощь проповеднику» при Церкви «Преображение» (г. Самара), а также был одним из приглашенных докладчиков на Конференции Проповедников, которая проводилась в Церкви «Преображение» в 2010 году.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мариупольская икона божией матери Мариупольская икона божией матери Как лишали девственности в разных странах мира? Как лишали девственности в разных странах мира? Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления