Венец творения, или о церкви успения пресвятой богородицы на покровке. Церковь успения божией матери на покровке Успенская церковь на покровке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В столице может появиться "восьмое чудо света" - церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке собираются восстановить. Уникальный памятник XVII века сровняли с землей 1930-х годах. Но, к счастью, переписывать эту "архитектурную поэму" не придется - сохранились чертежи храма. Как планируют возрождать Русский Нотр-Дам?

Свято место пусто бывает: площадка в самом центре Москвы, где земля на вес золота, за 70 лет со дня сноса старинной церкви чудом не была застроена.

"Основная часть храма располагалась на территории, где сейчас сквер, занимала примерно две трети территории этого сквера, и, что самое ценное - практически весь фундамент сохранился под данным сквером", - отмечает депутат муниципального округа Басманный, председатель комиссии по строительству, реконструкции и землепользованию Евгений Будник.

Впервые активисты официально заявляют об оформленной инициативе - восстановить на прежнем месте церковь Успения на Покровке. Ее называли восьмым чудом света, архитектурной поэмой, застывшим облаком красно-белых кружев, русским Нотр-Дамом. По легенде, Наполеон приказал выставить здесь охрану, чтобы церковь не сожгли и не разграбили. Ею восхищался Растрелли, к службам ходили Пушкин и Достоевский. Говорят, Щусев, увидев ее, решил стать архитектором, а Лихачев - посвятить жизнь древнерусской культуре. Храм словно имел влияние на человеческие судьбы, уверен Андрей Абрикосов. Его прапрадед Алексей Абрикосов почти 30 лет был бессменным старостой этой церкви.

"На старых открытках, которые есть в нашей семье, - храм Христа Спасителя, впоследствии разрушенный, и храм Успения на Покровке. И вы не представляете, невероятно щемило сердце - как бы хотелось, чтобы они были восстановлены", - рассказывает в интервью программе Андрей Абрикосов.

Храм снесли в середине 1930-х под предлогом расширения проезжей части. Но увидеть застывшее облако красно-белых кружев можно и сейчас. Часть обломков подлинных деталей церкви Успения после разрушения перенесли в Донской монастырь. Это была груда камней, но оказалось, что советским архитекторам удалось составить чертежи обреченного храма.

"Благодаря этим чертежам в 1950-х годах были воссозданы те сохраненные элементы, которые мы сейчас видим. Это, конечно же, и портал, и наличники, и всход на паперть храма Успения Пресвятой Богородицы", - объясняет эконом Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Фома (Демчук).

На одном из этих уникальных чертежей сохранились и схемы иконостаса. Даже сами иконы хранятся в Новодевичьем монастыре. Это будет не просто новодел, а воссоздание на основе подлинных деталей.

"Покровка только приобретет от этого. Сейчас эти сохранившиеся детали находятся в разных частях города, а если мы их соединим на Покровке, то это будет еще и новым очень мощным туристическим объектом, куда будут приходить люди для изучения отечественной истории", - убежден член совета Московского отделения ВООПИИК, архитектор-реставратор Николай Аввакумов.

Сейчас нужно собирать документы на землю, готовиться к археологическим работам, искать деньги. Первый шаг в возрождении самой знаменитой приходской церкви старой Москвы готовы сделать уже к августу. На месте, где был церковный алтарь, хотят поставить небольшую временную часовню, а вокруг нее создать общину. Тогда перспектива восстановления церкви станет гораздо более зримой.

Храм Успения на Покровке по праву считают вершиной развития допетровского церковного зодчества и одним из краеугольных камней русской архитектуры нового времени. В 1936 году он был уничтожен под предлогом того, что выступающая на тротуар галерея мешает движению пешеходов. Казалось, что шедевр утрачен безвозвратно и в начале 2000-х уже велись разговоры о строительстве гостиницы на его месте. Но в 2004 году в составе соседнего дома была обнаружена прекрасно сохранившияся стена нижнего яруса церковной колокольни…

Материалы реставрации фрагментов колокольни, выполненной «Центром историко-градостроительных исследований», публикуются впервые.

Пояснительная записка к эскизному проекту реставрации дома причта церкви Успения Пресвятой Богородицы, расположенного по адресу улица Покровка № 5/16, стр. 5-6.

Проект разработан ЦИГИ, генеральный директор В.И.Шередега. Авторы проекта: Б.Е.Пастернак, Т.С.Борисова, при участии А.В.Кузнецова и А.В.Можаева.

Краткая историческая справка

Сохранившееся здание дома причта, непосредственно примыкавшее к колокольне церкви, сформировалось в результате нескольких строительных периодов.
Одним из наиболее древних графических изображений территории церковного комплекса является «Петров чертеж» 1600-х годов, на котором показаны две церкви. Известно, что в 1652 году была дана благословенная грамота на постройку нового каменного храма на месте прежних, «но и он простоял недолго».
В 1696-1699 годы на исследуемой территории была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы «что в Котельниках» с колокольней. Строительство велось на средства купца И.М.Сверчкова. Среди колонн портала церкви сохранялась резная надпись: «Лета 7204 года октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». В облике храма присутствовали явные элементы голландской архитектуры, и скорее всего Потапов не зодчий-самородок, а автор кружевной белокаменной резьбы.

Храм имел симметричную композицию. Основной четверик был перекрыт куполом с центральным световым барабаном. Другие четыре барабана располагались по углам четверика между высокими фронтонами, завершающими стены. С восточной и западной сторон храма были поставлены симметрично два восьмерика, также завершавшиеся световыми барабанами. На одной оси с храмом (возможно, с использованием более ранних конструкций), была выстроена трехъярусная колокольня, завершавшаяся пятью шатровыми башенками и соединенная с основным объёмом крытым переходом. С трех сторон церкви на уровне второго яруса было устроено гульбище на аркадах. На гульбище поднимались две лестницы, расположенные с северной и южной сторон колокольни.

Храм был пышно декорирован в стиле «нарышкинского барокко» и являлся одним из ярчайших образцов этого стиля. Он по праву стоит среди наиболее значительных произведений московской архитектуры конца XVII века.
Живописная выразительность и динамика архитектурных форм церкви Успения привлекли внимание Ф.-Б.Растрелли, и некоторые архитектурные приемы были использованы им при строительстве Андреевской церкви в Киеве (1747 г.). В Варшавской библиотеке сохранились собственноручные зарисовки Растрелли церкви Успения на Покровке. В.И.Баженов считал этот храм одним из красивейших зданий Москвы и ставил его в один ряд с храмом Василия Блаженного.

Наиболее ранний обнаруженный план церковного владения относится к 1757 г. Границы владения к этому времени полностью сформировались. На чертеже показана часть церкви, обнесенная оградой, небольшая часовня, пристроенная к церкви с западной стороны и примыкающая к ней богадельня.
К 1781 году на месте часовни было построено двухэтажное каменное здание богадельни, частично сохранившееся в основе современного строения 5-6. При пожаре Москвы 1812 года церковь и строения на территории ее владения пострадали незначительно.

Сведений о дальнейших кардинальных перестройках части дома причта, обращенной на Покровку, в архивном деле отсутствуют, однако данные проведенного натурного обследования свидетельствуют, что в 20-30-е годы XIX века была заново выстроена часть восточной стены здания на уровне второго этажа. Об этом свидетельствует однородная кирпичная кладка, в которой были обнаружены клейма этого времени. Аналогичные клейма были обнаружены на торцевой стене здания на кирпичах, из которых выложен голубец среднего окна второго этажа. Однако, в результате неоднократного изменения первоначальных габаритов оконных проемов кладка этой стены неоднородная. Закладка части одного из более ранних оконных проемов с фрагментом лучковой перемычки указывает на совершенно иной характер расположения проемов. Местоположение и габариты первоначальных оконных проемов предполагается уточнить на последующей стадии натурных изысканий, когда появится возможность сплошного снятия штукатурного слоя по фасаду здания.

На литографии О.Кадоля 1825 года, изображена церковь Успения на Покровке с прилегающими строениями. Дом причта показан в немного иной объемной конфигурации со стрельчатыми окнами на главном фасаде.
В 1874 году дом причта расширен, со стороны двора к нему примыкала двухэтажная деревянная галерея. В 1893 году в здании располагалась булочная с пекарной печью. К этому времени дом был достроен до современных габаритов, со двора к нему было пристроено крыльцо и летний вход в булочную. В объем дома полностью вошла западная стена колокольни.
В 1936 году церковь Успения и колокольня были разобраны. (Резной портал и пара наличников были перенесены на территорию Донского монастыря, часть резьбы экспонируется в музеях Коломенского, сохранились также фундаменты храма.) В 1930-1950-е годы к восточному фасаду здания была сделана каменная пристройка. С тех пор объем строения не менялся.

В 2004 г. начались земляные и общестроительные работы, выполняемые хозспособом без контроля со стороны архитекторов-реставраторов. Было установлено монолитное междуэтажное перекрытие по металлическим балкам, перерезающее арку портала колокольни; разобрана поперечная стена 18 века с арочным проемом на 1-ом этаже; не была произведена фиксация декора первого яруса колокольни, замазанного цементной штукатуркой по металлической сетке; начаты работы по понижению уровня пола 1-то этажа. Работы подводились в рамках несогласованного проекта капитального ремонта и перепланировки.
Осуществленная конфигурация кровли носит вынужденный характер, так как уже были заказаны и установлены стропильные фермы. Первоначальный проект предусматривал выявление фрагмента колокольни в структуре кровли отдельным вальмовым завершением.
После вмешательства общественности работы были остановлены, выполнены исследования и проект реставрации. Сейчас в доме причта располагается кафе «4 angels», отреставрированный фасад колокольни обращён в зал второго этажа, декор крыльца обращён на вновь устроенную лестницу, ведущую в летний зал кафе.

Материалы натурного исследования памятника

В процессе натурных изысканий 2004-го года были частично обследованы фасады и внутренние помещения здания, раскрытые в связи с начатой реконструкцией стены.
Разборка деревянной пристройки и позднейшей лестницы на второй этаж со стороны дворового фасада позволили выявить фрагмент подпорной стены и ограждения северной лестницы на гульбище утраченной церкви Успения. К стене примыкала часть лестницы XIX в. с доломитовыми ступенями, ведшей на второй этаж дома причта (впоследствии разобрана).

От внешнего ограждения крыльца церкви сохранилось основание промежуточного столба, декорированное двумя ширинками, также виден фрагмент белокаменного профиля нижней части обрамления. Часть лестничного ограждения видно из помещения второго этажа, здесь над карнизом сохранился фрагмент уникального белокаменного резного декора. Об общем характере резного декора ограждения северной лестницы можно судить по сохранившимся фотографиям, сделанным до разборки церкви в 1930-х.

Таким образом, в интерьере дома причта уцелели фрагменты двух массивных столбов, поддерживавших разобранный цилиндрический свод, и западная стена первого яруса колокольни с порталом и фрагментами арочного завершения входа.

В уровне первого этажа на южной стене колокольни был обнаружен фрагмент срубленного кирпичного декора ширинки, что позволило составить представление о характере нижнего яруса, в основном скрытого цементной штукатуркой (при реставрации сохранён в зондаже).
На уровне второго этажа были выявлены фрагменты полуциркульной перспективной арки, выложенной фигурным кирпичом. По сторонам от нее сохранились белокаменные вставки от срубленных резных элементов, над аркой сохранились промежуточный и междуэтажный белокаменные карнизы, местами срубленные. На обоих столбах колокольни сохранились ширинки. Ширинка северо-западного столба находится в лучшей сохранности, несмотря на то, что часть стены в этом месте была заложена в советское время. В центре ширинки можно видеть частично срубленный резной декор округлой формы. Также сохранился валик, окаймлявший ее по периметру.

На углу северо-западного столба в хорошем состоянии сохранился белокаменный профилированный карниз и фрагмент валика, обрамлявшего ширинку на северной стороне столба. Возведенная в 1930-е годы внешняя стена включает в себя части разобранного арочного проема притвора колокольни.
Выявленные фрагменты декора в основном не соответствуют внешнему оформлению церкви, которое можно видеть на исторических фотографиях. Есть две версии этого несоответствия: либо в объем церкви Успения была включена часть колокольни церкви, начатой постройкой в 1650-х, либо в самом начале строительства нового храма произошла «смена проектировщика», а заодно и исполнителя работ.

Также необходимо добавить, что открытый фрагмент западного фасада скрылся за пристройками давно, и о его архитектуре не было совсем ничего известно. Последние исследования позволяют реконструировать первоначальный облик памятника во всей его полноте.

Материалы эскизного проекта реставрации

И наконец, вид верхней части сохранившегося яруса колокольни после реставрации.

В Московской патриархии формируется список церквей, находившихся в центре города и снесенных в 1930-х годах, «которые возможно и целесообразно восстановить». Об этом стало известно после публикации на сайте благочиния Богоявленского округа Москвы циркулярного письма , разосланного благочинным Центрального викариатства.

В письме, подписанном заведующим канцелярией секретариата Центрального викариатства г. Москвы протоиереем Алексеем Муравейником, говорится, что распоряжение о подготовке этого списка отдал первый викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством г. Москвы митрополит Истринский Арсений.

«Настоящим сообщаю Вам, что Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством г. Москвы, благословил подготовить предложения по восстановлению разрушенных храмов, которые возможно и целесообразно восстановить на территории вверенного Вашему попечению церковного округа» , - говорится в письме.

Документ также содержит сроки исполнения поручения: «Необходимые сведения следует направить рапортом на электронный адрес управления викариатства не позднее 20 июня с. г.»

Сайт «Хранители наследия» со ссылкой на неназванные источники в церковных кругах сообщает , что, возможно, о начале реализации программы восстановления утраченных храмов в центре Москвы может быть объявлено уже осенью этого года, например, в День народного единства 4 ноября - при условии согласования необходимых формальностей со всеми заинтересованными сторонами.

В сообщении отмечается, что приоритет будут иметь те храмы, которые располагались на незастроенных участках. Кроме того, проекты восстановления должны быть реалистичными с технической точки зрения. Важное значение также будет иметь фактор отсутствия городских строительных обязательств на том или ином конкретном участке.


Возвращения из небытия. Какие московские храмы могут быть восстановлены?

В феврале 2017 года сообщалось, что в Министерстве культуры обсуждался вопрос воссоздания в Москве пяти старинных храмов, полностью разрушенных в прошлом столетии.

В числе этих храмов были названы Успенский собор на Покровке, на месте которого сейчас находится сквер, храм Николы на Ильинке, церковь Фрола и Лавра на Мясницкой, церковь Похвалы Богородицы рядом с Храмом Христа Спасителя и церковь Воскресения Словущего на Остоженке.

Больше всего шансов на воссоздание у Воскресенской церкви на Остоженке . Проект его возрождения был разработан уже несколько лет назад и получил поддержку патриарха Кирилла. В этом процессе активно участвует Зачатьевский монастырь, поскольку церковь Воскресения Словущего была приписным требным храмом обители.

Церковь закрыли в 1933 году. Решение о ее сносе приняли в связи со строительством первой линии метро. На Остоженке прокладка велась открытым способом, и это стало поводом для сноса церковного здания, которое, как тогда говорили, было «тяжелым», и туннель метро мог не выдержать нагрузки. Церковь снесли в январе-феврале 1935 года.

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева хранятся фотоснимки, на которых можно видеть церковь Воскресения Словущего в последние дни своего существования.


Фото: Котов А.Б. (CC by-sa 3.0) Наиболее значимым событием с точки зрения воссоздания архитектурного облика столицы может стать восстановление Успенского собора на Покровке .

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Покровке называли восьмым чудом света. Эта церковь являлась символом Москвы, была любимой церковью Ф.М. Достоевского. По преданию, знаменитый советский архитектор А.В. Щусев решил выбрать эту профессию после того как увидел храм на Покровке.

В истории сохранился известный факт: когда Наполеон распорядился поджечь Москву, он приказал охранять от огня церковь на Покровке, назвав ее русским Нотр-Дамом.

Успенский собор был последним из тех, что построили в XVII веке и самым высоким сооружением на улице.

Храм разобрали в 1936 году. Спустя много лет после сноса выяснилось, что у храма и дома, который был пристроен к собору в XIX веке, одна общая стена. Сегодня в строении находится ресторан. Во время реконструкции здесь обнаружили кирпичную кладку и фрагменты резного белокаменного декора снесенной колокольни.

Храм Николы на Ильинке , также известный как «Никола Большой Крест» , был построен в конце XVII века и снесен в 1934 году. Его главный престол был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел - во имя Николая Чудотворца. Храм являлся шедевром строгановского барокко, одним из красивейших храмов Москвы.

Эта московская церковь служила своего рода патрональным храмом для работников приказов, а позднее - судов. В храме приводили к «крестному целованию» - присяге - людей, ведущих судебные тяжбы.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках впервые упоминается в 1475 г. Она находилась на Волхонке, на Алексеевском холме, и примечательна тем, что была единственным московским храмом в честь праздника Похвалы Богородицы.

По соседству с церковью позднее был построен храм Христа Спасителя. Церковь была разрушена в 1932 году во время расчистки строительной площадки для возведения Дворца Советов.

Ситуацию с воссозданием этого храма осложняет его расположение в одном из самых привлекательных для застройки районов Москвы. Сейчас в непосредственной близости от места, где раньше располагалась Похвальская церковь, ведется строительство элитной гостиницы площадью около 19 тыс. кв. метров.

До недавнего времени наиболее реальным казалось восстановление храма св. мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот . Церковь была построена не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта - там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров переулок).

Воссозданию храма Флора и Лавра был посвящен целый ряд документов: постановление правительства Москвы, решение Научно-методического совета Москомнаследия, резолюция Общественного градостроительного совета при мэре Москвы, протокол Регламентного совета Москомархитектуры. Проект воссоздания получил благословение патриарха Алексия II (1921-2008).

Однако после обращения к мэру Москвы Юрию Лужкову художественного руководителя московского театра “Et cetera” Александра Калягина ситуация поменялась. А. Калягин выступил против воссоздания храма.

«Идея воссоздания храма святых мучеников Флора и Лавра в его исторических границах абсурдна»; «полнейшая нелепица, когда театр, торговый дом и церковь стоят на одном пятачке»; «в этом есть элемент богохульства: в церкви отпевают покойника, а в это время совсем рядом в театре играют комедию. С другой стороны, звон колоколов церкви, находящейся в двух метрах от театра, непременно будет мешать зрителям», - такую аргументацию использовал руководитель театра.

В результате от воссоздания храма отказались, а на его месте началось строительство новых зданий театра “Et cetera”.

Всего в XX веке в Москве, по оценкам историков, были полностью разрушены 369 храмов.

Издревле в этой местности (угол улицы Покровка и Потаповского переулка) жили котельники, изготовлявшие котлы, казаны и вообще металлическую посуду. В 1652-1656 гг. здесь выстроили трехпрестольную Успенскую церковь. Спустя сорок лет было решено построить новую, невиданную по красоте и величине. Нижний храм освятили в 1697 г. во имя святителя Петра, митрополита Московского. Верхний храм Успения Пресвятой Богородицы закончили строительством в первые годы XVIII века.

Стройный, необычный, богато отделанный храм на Покровке поражал современников своей красотой. Историк Москвы И.М. Снегирев в 1857 г. писал: «Величественная и великолепная, единственная в своем роде церковь Успения Божией Матери на Покровке составляет украшение не только Покровской улицы, но и древней нашей столицы. На нее постоянно устремлялось внимание любителей и знатоков храмового зодчества, соотечественников и чужестранцев. Славный в свое время архитектор и академик Баженов, высоко ценя достоинства сего священного здания, отдавал ему преимущества перед другими московскими церквами».

В 1857 г. в храме были поновлены иконы, стены украсил живописью Г. Козлов, были возобновлены резьба и позолота иконостасов, вместо деревянной сделали мраморную солею. Верхний Успенский храм имел старинный, семиярусный, барочный, деревянный иконостас. В алтаре над горним местом два ангела из белого мрамора держали корону. Храм имел уникальную, увенчанную небольшими декоративными шатрами колокольню.

Летом 1935 г. Моссовет принял решение о сносе Успенской церкви. Спустя несколько месяцев приступили к разборке этого архитектурного шедевра. На его месте разбили небольшой сквер.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696-99 годах купцом Сверчковым, проживавшим в сохранившихся доныне древних палатах. Между палатами и храмом располагался сад с прудом (на его месте теперь школьное здание), из сада в храм вела открытая парадная лестница. Второе похожее крыльцо было обращено к Покровке. Успенской церковью восхищался Расстрелли, Баженов ставил ее в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько хороша, что согласно легенде, даже Наполеон, распорядившийся пустить на воздух весь Кремль, выставил возле нее специальную охрану. Дмитрий Лихачев вспоминал, что в детстве, впервые увидав Успение, был потрясен настолько, что немедленно задумался о карьере академика. И даже чиновники ленинского правительства не смогли остаться равнодушными, переименовав один из соседних переулков по имени строителя храма Петрушки Потапова, а другой — по имени заказчика Сверчкова.

Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна.

В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать.

С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками. Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

Статья подготовлена и написана Александром Можаевым. http://moskva.kotoroy.net/histories/38.html

Что есть что в церкви

Деревянный храм известен с 1511 года. Он дал имена прилегающим Большому и Малому Успенским переулкам (сейчас это Потаповский и Сверчков переулки). А в 1656 котельники перестроили Успенскую церковь в камне.

В 1696-1699 годах на средства московского купца И.М. Сверчкова Петр Потапов построил новую однокупольную церковь в стиле московского барокко. Храм поставили на высоком подклете и окружили открытой галереей-папертью на аркаде. На углах четверика разместили 4 дополнительных малых главки. Здание церкви украсил белокаменный декор: гребни, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проемов с фигурными навершиями, декоративные балкончики.

Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением наравне с храмом .

Восхищался Успенской церковью на Покровке и В.В. Растрелли. Она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге. Даже Наполеон был поражен красотой Успенской церкви и приказал своим солдатам охранять ее от пожара и мародеров. Поэтому храм в 1812 году не пострадал.

Это была любимая московская церковь Федора Достоевского. Он показывал ее жене, а бывая в Москве один, ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее.

В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

По инициативе Наркома Просвещения Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок переименовали в Потаповский в честь крепостного, построившего Успенскую церковь.

Тогда же Малый Успенский переименовали в Сверчков в честь купца Ивана Сверчкова, выделившего средства на строительство. А 28 ноября 1935 года Моссовет постановил закрыть храм Успения по Покровке и снести здание.
Архитекторы-реставраторы во главе с П.Д. Барановским пытались защитить церковь, но им разрешили лишь сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенский храм снесли.

Сейчас в рамках программы благоустройства «Моя улица» фундаменты церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке музеефицируют.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Надо ли вешенки мыть перед жаркой Надо ли вешенки мыть перед жаркой Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем