Какая композиция в думе рылеева смерть ермака. Подробный анализ "смерти ермака" рылеева

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На этом уроке мы познакомимся с одним из писателей-декабристов - Кондратием Рылеевым. Мы поговорим о думах поэта - особом жанре, который он хотел ввести в русскую литературу. Проанализируем думу «Смерть Ермака» и поговорим о некоторых фактах из биографии писателя.

Ермак

Атаман Ермак Тимофеевич - один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди - бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом.

Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего.

Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.

Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.

«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».

Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.

«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».

Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).

Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»

Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.

«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,-
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»

Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.

«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали».

Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.

«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!

Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную - мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.

«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках -
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»

Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.

«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней -
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»

В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.

«Плывет... уж близко челнока -
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар царя
Стал гибели его виною»

В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.

«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».

В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.

Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».

«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?

Рылеев в тюрьме

Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5).

Рис. 5. К. Рылеев

Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор.

«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе».

Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь.

Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. - М., 1988.
  3. Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). - Горький, 1984.
  1. Интернет портал «Biography.5litra.ru» ()
  2. Интернет портал «Km.ru» ()
  3. Интернет портал «Literature-xix.ru» ()

Домашнее задание

  1. Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
  2. Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
    Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»

Урок 11. Историческая тема думы «смерть Ермака» К.Ф.Рылеева.

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева; дать понятие думы; работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить восьмиклассников рецензировать работы товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

2. Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала,

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

(Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. никаких добрых чувств она не вызывает. Баснописец рисует ее образ с помощью грубых, просторечивых слов и выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом. Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «подрывать у дуба корни стала».)

Карточка 2.

1. Перечислите характерные черты басни.

(Герои басен – чаще всего животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен называется аллегорией. Нравоучительный смысл басен заключается в начале или конце произведения, в нескольких строчках, называемых моралью.)

2. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного осла? Докажите это с помощью данного отрывка.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Выбор в судьи осла, а не другого животного, сам по себе абсурден, так как осел – символ тупоумия, упрямства, невежества. Кроме того, крик этого животного – один из самых антимузыкальных в природе, поэтому сразу можно догадаться, что ослу оценить пение соловья по достоинству непосильно. Это аллегория неправедного, ничего не знающего и не понимающего, но берущегося судить.

Спесь, самолюбование этого персонажа показаны в манере разговаривать, панибратское обращение «дружище», соединение несоединимых слов «великий мастерище» придают всему сочетанию пренебрежительную окраску. Построение фразы «хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье» возвеличивают судью; изменение порядка слов, выделение слова «сам» в начале строки, вопросительная частица «ль» служат этой цели.)

2. Инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие царя» с последующим обсуждением чтения.

– Чье чтение понравилось? Почему?

– Удалось ли ребятам при чтении передать характерные черты персонажей басни?

3. Чтение придуманных по предложенным пословицам басен; рецензирование.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя о Рылееве.

Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). (Звучит запись песни «Смерть Ермака».)

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

– Что же такое дума?

Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая.

– Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева?

– Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности?

3. Чтение материала учебника (с. 88–89).

4. Чтение исторической справки «Смерть Ермака» (с. 89–90).

– Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку?

– Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»?

– Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении?

5. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию.

– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

– О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»?

– Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Работа по картине художника Б. Дехтерева.

– Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник?

– Зачитайте строчки из думы, описывающие этот эпизод

(с. 92 от слов «Ермак воспрянул ото сна...» до «... стал гибели его виною», с. 93).

– Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак?

IV. Подведение итогов урока.

Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные.

– К какой группе можно отнести думу Рылеева?

(Повторное слушание песни на слова рылеевской думы.)

– Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер; перечитать «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина.

К.Ф.РЫЛЕЕВ.

ДУМА «СМЕРТЬ ЕРМАКА».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


«… образ смерти благородный

Не смоет грозная вода,

И будет подвиг твой свободный

Святыней в памяти народной

На все грядущие года»

(Н.П.Огарёв)

Кондратий Фёдорович Рылеев 1795-1826


Задачи:

образовательные :

познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения;


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.


Цифровой диктант

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.


  • С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
  • В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

В 1825 написал поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".


  • Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
  • В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским


  • Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как “элегии о героях”. Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина.
  • Думы совмещает лиричность, романтические пейзажи (вечер или ночь, тёмные тучи, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные страсти героев трагедий.
  • Думы схожи по композиции и языку, так как

Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, он унифицирует их, создавая обобщённый образ русского человека.

Цель цикла - "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".



АНАЛИЗ ДУМЫ.

- Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

- Какова тема этого произведения?

-Какому событию она посвящена?


Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе. В чём своеобразие этой картины?

Сияло солнце

Дождь шумел

Во мраке молнии летали

Ревела буря

От ветра листья трепетали

Звенели капли дождевые

Гром гремел

Чуть колыхалася волна

Ветры в дебрях бушевали


- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

  • Как погибла дружина Ермака Тимофеевича?
  • В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 1 – буйство стихии

( Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

  • 2 – мысли героя

( «товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)


Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 3 – подлость врага

( «роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

  • 4 – гибель Ермака

( «душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

  • 5 – затишье

( Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).


Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака».

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

(историческая основа думы

К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»)

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


  • подготовить к восприятию думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»,
  • познакомить с исторической основой произведения,
  • проанализировать черты русского национального характера, показанные К.Ф. Рылеевым в образе Ермака,
  • воспитывать патриотические чувства

Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) -

русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист

При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:

в 1825 году вышел сборник «Думы» И поэма «Войнаровский».

В сборник «Думы» поэт включил более 20 произведений этого жанра:

«Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака»,

«Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске» и другие.


Константин Фёдорович Рылеев

ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.


Думы К.Ф.Рылеева

«Мстислав Удалый»

«Пётр Великий в Острогожске»

«Боян»

«Олег Вещий»

«Смерть Ермака»

«Иван Сусанин»

Дума - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.


Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

основана на реальных исторических событиях.

Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.

Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.

Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.

Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.

Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.


Словарная разминка

1. Объясни смысл словосочетаний:

Ко славе страстию дыша -

желая славы.

Товарищи его трудов -

боевые друзья, единомышленники.

Не праздно в мире жили -

не напрасно.

Роковой удел -

несчастливая судьба.

Воспрянул ото сна -

проснулся.

2. Подбери синонимы к словам:

чащоба, глушь, заросли.

Дебри -

Объятый -

окружённый, взятый в объятия.

Шатёр -

палатка, лагерь.

Ратник -

воин, дружинник.

Челн -

судно, лодка.

Броня -

доспехи, кольчуга, панцирь .


Словарная разминка

Русь святая -

Родина, отечество, родная земля.

Благословение отчизны -

милость родины, пожелание побед и счастья.


  • Объясните, почему события в начале думы происходят ночью, во время грозовой бури?
  • О чём думает Ермак в ночь перед боем?
  • Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили»?
  • Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
  • Какова тема и идея думы Рылеева?
  • Какие чувства стремился передать автор?
  • Найдите в тексте думы патриотически звучащие строки.
  • Перечитайте выразительно вслух думу. Чем она особенно волнует сердца читателей?
  • Какие черты русского национального характера показал К.Ф. Рылеев в образе Ермака?
  • Какие произведения устного народного творчества близки к думе Рылеева?

Б. Дехтерев. «Гибель Ермака»

Какой эпизод из думы «Смерть Ермака изобразил художник Б.Дехтярев»?


Памятники Ермаку

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку

в Тобольске

Памятник Ермаку

в Новочеркасске

Донские деньги - Ермак, 100 р. Ростов, 1918 г.

Тип урока - традиционный. Данный план -конспект обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеева. Вводится понятие о том, что такое дума, описаны отличительные особенности этого жанра. Уделено достаточно много внимания думе Рылеева «Смерть Ермака». Составлены вопросы для учащихся по ее сюжету.
Цели урока:

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;

- пробудить интерес к произведениям К.Ф. Рылеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака и её связь с русской историей».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать пройденный материал;

Показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;

Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

II Проверка домашнего задания.

1) Рассказ о К.Ф. Рылееве.

2) Чтение наизусть учащимися:

- «К временщику» (отрывок)

- «Гражданин»

Отрывок из думы «Иван Сусанин».

III Изучение нового материала.

1. Слово учителя о жанре думы.

2. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем.

3. Сообщение ученика на тему: «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

IV Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам.

О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Как вы понимаете слова и сроки из произведения?

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).

Какова тема этого произведения? (Тема расширения русских земель).

Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

Какое произведение устного народного творчества близко к думе Рылеева?

V Заключительное слово учителя.

VI Итог урока. Выставление оценок.

VII Задание на дом.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Сырник львовский или творожный торт Творожный пирог сырник Сырник львовский или творожный торт Творожный пирог сырник Пышный кекс с яблоками, имбирём и корицей Пышный кекс с яблоками, имбирём и корицей Борщ в мультиварке - пошаговые рецепты с фото Борщ в мультиварке - пошаговые рецепты с фото