Анализируем роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери Основные моменты в 451 градус по фаренгейту

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Будущее светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему,

переносите из него в настоящее всё, что только сможете перенести».

Н. Г. Чернышевский

Каким будет мир после нас?

Людовик XIV говорил: «После нас — хоть потоп». Но как-то не хочется жить в мире, который исчезнет «после нас», и незачем строить дома и сочинять стихи, и не для кого думать о завтрашнем дне. Но мы думаем — все, от великих мысли-телей до простых рабочих: «Каким будет мир после нас?»

Удивительно, но жители самой богатой страны мира полны пессимизма, и это проявляется буквально во всём. Смотрим кино: на одичалой Земле сража-ются то за горючее, то за что-то другое свирепые банды человекоподобных мер-завцев, давно и прочно забывших, что такое человечность. На невероятных звез-долётах из космоса прилетают aliens, чтобы захватить Землю, превратив её обитателей в рабов или трупы. Разумные машины поднимают мятеж против сво-их создателей, а по временным колодцам перемещаются терминаторы, чтобы уби-вать. Дым, грохот, смерть, бандитизм... Зелень травы и леса — что-то вроде сказ-ки, планета давно и навсегда превратилась в вонючую свалку, и в отравленных водах морей и рек смертельно опасные мутанты давно и навсегда вытеснили всё живое. Достижения техники кино делают всё это таким правдоподобным, что не хочется жить, зато тянет пристрелить изобретателей и сумасшедших профессо-ров, напускающих на нас своих чудовищ. Остановить прогресс!!!

Средство есть — и оно уже не раз испытано человечеством. Надо просто унич-тожить книги, сжечь их, заставить людей — хоть бы и под страхом смерти — предать книги новым пожарным, тем, кто не гасит, а разжигает огонь. 451 гра-дус по Фаренгейту — температура воспламенения бумаги. Вместо книг — экран телевизора во всю стену, вместо чуда счастливо найденного слова — невразуми-тельные стандартные диалоги:

— Я тебя люблю.

— Я тебя тоже люблю! Ты в порядке?

— Да, я в порядке. А ты в порядке?

— Да, я в порядке.

Можно вставлять свои реплики: содержание настолько бессмысленно, что, что бы ты ни сказал, сойдёт. Люди отвыкли читать и думать, им по телевизору скажут, кто талант, кто звезда, счастливы ли они... Неведомо, почему в мире Брэдбери запрещены книги и чтение, но скорее всего по двум причинам: обыватель перепуган «накладными расходами» технической цивилизации, а «элита» использовала этот страх, чтобы навеки убрать из жизни общества самую возможность конкурентов, надела на обыкновенных людей «намордник на мысли». Кто-то и где-то про-должает изобретать и открывать, но изобретён кибернетический убийца, бегущий по следу человека, осмелившегося любить книгу. И вот у костров в ночи сидят люди, добровольно отрёкшиеся от себя и своей жизни, чтобы сохранить Книгу. Человек — Библия. Человек — «Гамлет». Человек — Стихи Браунинга...

Люди, выучившие книгу наизусть и несущие её в неведомое будущее, когда человечеству снова потребуется книга.

Каким будет мир после нас?

По-моему, Брэдбери, как и его герои, тоже напуган нашей технической цивилизацией: слишком дорого обходятся Земле и самому человечеству её достиже-ния. И слишком отвратительно применение любых открытий. Так что же нам делать? Каким оставить мир после себя? Материал с сайта

Мне кажется, дело не в технике, не в открытиях, а в нравственности человека. Человеческое любопытство, духовное стремление заставляет человека изобре-ти самолёт, а сидящий в нас шимпанзе нагружает крылья бомбами. Чтобы облегчить труд шахтёра, создаётся динамит, а свирепые инстинкты начиняют взрывчаткой снаряды. Нет смысла останавливать технический прогресс, нет смысла запрещать книги — это только даст волю животной сущности человека. И тогда, возможно, сбудутся мрачные ужасы современной антиутопии. Но скорее всего, не будет вообще ничего: мы уничтожим свой мир.

Я не знаю, как добиться того, чтобы каждый Homo Sapiens задумался над будущим планеты и понял, что оно зависит не от того, какую новую машину придумает человек, а от того, как и на что он её применит. От того, насколько человек будет разумным. Мне кажется, что отказавшийся от страсти к потреблению Сер-гий Радонежский более человек будущего, чем наш «новый русский», который на поверку в конце XX века живёт тем, от чего Люди отказались три столетия назад. Страшна не палка в руке, но мысль, позволяющая опустить её на голову другого человека или на животное. Убивая в себе инстинкты зверя и воспитывая в себе Человека сейчас, мы создаём будущее. Оно пугает вас? Оно вселяет в вас надежду?

Роман «451 градус по Фаренгейту» – одно из первых крупных произведений американского писателя Р. Брэдбери, впервые изданное в 1953 году, принесло своему автору широкую известность. На данный момент подавляющее большинство литературоведов не только относят его к мировой классике фантастики, но и ставят в один ряд с произведениями, являющимися характерными примерами жанра антиутопии. Основная цель данного эссе – проанализировать роман и подтвердить справедливость последнего утверждения.

Аргументами при написании работы послужат характерные черты антиутопии, нашедшие своё отражение в тексте произведения. Стоит, однако, отметить, что антиутопический жанр в своё время был создан в противоположность жанру утопии, описывающему идеальные системы организации государства и общества. В связи с этим, использование метода доказательства «от противного», заключающегося в данном случае в поиске и демонстрации положений, противоречащих основам утопического жанра, можно считать оправданным.

В романе Р. Брэдбери описывает США в будущем. Одной из принципиальных задач государства на определённом моменте его развития стало тотальное уничтожение книг: их полагалось сжигать, а людей, хранивших книги – преследовать по закону. Изначально мотив установления данных порядков был более, чем благороден: высокие технологии поспособствовали значительному повышению качества жизни людей, а оно, в свою очередь, – разрастанию популяции. В этих условиях приоритетным стало недопущение глобального конфликта, до уровня которого могло разрастись даже небольшое волнение. Гарантией спокойствия могло послужить лишь полное единомыслие, добиться которого возможно было, во-первых, насаждением доступной идеологии и жёсткой дисциплины и, во-вторых, устранением факторов, побуждавших людей к свободному мышлению: идеи, изложенные в книгах, сочли наиболее опасными. «Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми…не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество…книга – это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё!.. Надо обуздать человеческий разум» , – так звучит исповедуемая доктрина. Нужда в духовном саморазвитии и проявлении индивидуализма у членов общества была вытеснена убыстрением ритма жизни и обилием развлечений, предлагавшихся людям в любую свободную для них минуту. «Крутите человеческий разум…быстрей!.. так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние… мысли!..» , – говорит Битти – один из героев произведения, ревнитель существующей идеологии – и добавляет: «…человек только для того [пребывания в вечном движении и развлечения] и существует. Для удовольствий, для острых ощущений» . Таким образом, стабильность в государстве была достигнута путём деиндивидуализации общества, переориентировки его интересов на потребление и снижения его общей эрудиции. «…слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть» . Абстрагируясь от категорий морали, данную модель вполне можно назвать идеальной и, следовательно, утопической.

Однако одной из наиболее ярких черт утопии является статичность описываемой системы, обеспечиваемая вышеупомянутым полным единомыслием. Но систему, описанную в романе, всё же подтачивает назревающий внутренний конфликт: люди, наименее подверженные влиянию идеологии, воспитывавшиеся в семьях, где приветствовались дискуссии, бывшие представители гуманитарных профессий, утратившие работу по причине запрета на книги, и им подобные представляют своеобразную оппозицию приверженцам существующего порядка. К открытому противостоянию последнему по ходу повествования всё более склоняется главный герой Гай Монтэг: желание изменить среду, в которой он пребывает, в конечном итоге толкает его на совершение нескольких преступлений и дальнейшее бегство. До пересмотра собственных взглядов Монтэг работал «пожарным» – сжигателем книг, и его профессия, вероятно, избрана автором неслучайно: пожарный – по сути, блюститель правопорядка – сделавшийся главным бунтовщиком, как нельзя лучше демонстрирует несовершенство механизма системы. Усиливает данное впечатление и упоминание о том, что сомнения, побудившие Монтэга навсегда изменить свою жизнь, рано или поздно посещают каждого пожарного. Вышеописанные герои не являются носителями утопического сознания: для них причинность вещей представляет больший интерес, нежели их устройство. Утопический идеал, основанный на планировании преобразований с чисто технической точки зрения, без проникновения в суть вещей, не вызывает у них доверия. Их стремление к познанию является губительным для утопического мира, поскольку благодаря ему становится возможным выявить специально умалчиваемые (часто ввиду того, что их широкое распространение может вызвать недовольство масс и тем самым повлиять на регуляцию важнейших процессов) факты о государстве и обществе. Словно в подтверждение вышесказанного, так отзывается Битти о погибшей девушке с нестандартным мышлением: «Её интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна… Для бедняжки лучше, что она умерла» .

Ещё одним моментом, явно характеризующим «451 градус по Фаренгейту», как антиутопию, является выход поведения героев романа за рамки шаблонного. Как известно, все процессы в утопическом обществе, в том числе и общение, протекает по определённым образцам. В рассматриваемом произведении же поведенческие паттерны нарушают не только обладатели свободных взглядов, но и типичные граждане. Примером может послужить подруга жены Монтэга – человек небольшого ума и ограниченного кругозора, которая невольно расплакалась от неизвестных ранее чувств, впервые в жизни услышав стихотворение. Вероятно, что через подобного рода восприимчивость, способность растрогаться от табуированных книжных идей, Р. Брэдбери вновь делает отсылку к уязвимости установленного порядка. Не поддаётся рациональному осмыслению с точки зрения системы и формирование за пределами городов группировок людей-«живых книг» – беженцев, некогда заучивших наизусть некоторые произведения в надежде на возрождение потребности в литературе, последующего за крахом существующего строя.

Наконец, на антиутопичность общества в романе недвусмысленно намекает сам автор на протяжении всего повествования. Жителей представителей городов он характеризует как недалёких, эгоистичных, часто аморальных людей, живущих в мире иллюзий, навязанных им государством – питающихся «тенями на завтрак, дымом на обед и туманом на ужин» . У героев-обладателей прогрессивного мышления они вызывают либо жалость, либо отвращение. Что касается государственного уровня, то, к примеру, правоохранительные органы не гнушаются вмешиваться в частную жизнь граждан без весомой на то причины, сквозь пальцы смотрят на некоторые совершаемые преступления, в других обвиняют ни в чём не повинных людей; в государственных же целях переписывается история (Бенджамин Франклин назван основателем пожарного дела) и т. д. Р. Брэдбери всячески высмеивает систему в романе, в то время как для писателей-утопистов сатира совершенно нехарактерна: их задачей является описать созданную модель и пути её функционирования; более того, на этапе становления жанра утопии примечательной особенностью авторской позиции была вера в её совершенство. События романа приходятся на момент зарождения непримиримых разногласий, которые при определённых условиях (в частности, если бы инициативные люди, такие, как Гай Монтэг, объединились и внесли в систему хаос, повлекший за собой крах существующей идеологии) могли бы привести к установлению нового порядка. Однако автор решает сделать развязку более однозначной: город, символизирующий собой всё государство-неудавшуюся утопию, где негативные тенденции возобладали над благородными стремлениями, уничтожен противником в только что объявленной войне. Подобный исход указывает на полную несостоятельность предпринимавшихся им действий: общество, взявшее за цель избежание войны любой ценой, в конечном счёте погибает именно от неё. Чудом спасшийся Монтэг же, примкнув к людям-«живым книгам», выдвигается в сторону руин, чтобы попытаться донести выжившим своё видение мира: теперь его с большей вероятностью услышат, а не попытаются убить.

Несмотря на то, что анализируемый роман был создан более полувека назад, некоторые воззрения сторонников системы просматриваются и в современном обществе. «Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему…видеть обе стороны вопроса. Пусть видит…одну, а…лучше – ни одной… Если правительство плохо,… – это всё-таки лучше, чем если народ волнуется» , – позиция, характерная для государств, где СМИ находятся под правительственным контролем с целью пропагандирования граждан или создания т.н. «патриотической истерии». Узнаваемы и системы образования некоторых стран: «Набивайте людям головы цифрами,…фактами, пока их не затошнит, – ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные» . Тем не менее, воплощение в жизнь сценария, изложенного в произведении, как и сценария любой антиутопии или утопии, реально лишь теоретически, поскольку фактическое возникновение идеальных моделей государств и обществ невозможно. Р. Брэдбери, будучи представителем фантастического жанра в художественной литературе, не претендовал на занятие научным футурологическим прогнозированием. «451 градус по Фаренгейту», как и многие его произведения, имеет назидательный характер; пользуясь советской терминологией, его можно назвать «романом-предупреждением».

Подводя итог, следует сказать, что в произведении отражено общество, на этапе своего создания претендовавшее на безупречность, однако впоследствии пошедшее по негативному пути развития. Его идеалы были подорваны, а абсолютное единомыслие, несмотря на все устремления блюстителей правопорядка и цензоров, либо было утрачено, либо так и не было достигнуто. Внутренний конфликт, возникший в обществе по данной причине, позволяет читателю пронаблюдать его развитие в динамике: от состояния относительного покоя – через волнение – к краху. Действующие лица на фоне деиндивидуализированного социума обладают чётко дифференцируемыми яркими характерами, а их действия не отвечают предполагаемым наличествующим образцам. При этом процессы, происходящие в романе, утрированы и не являются научным прогнозом. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» обладает всеми чертами, присущими антиутопии.

В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.

Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.

Жанр романа и история создания

Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.

Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.

В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.

Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).

Образы и символы

Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет

А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.

Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).

Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.

Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!

Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.

Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".

Гришин С.А. 1

1 Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г.Казань)

Шарыпова Т.П. 1

1 КФ ФГБОУ ВО "РГУП" (г.Казань)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что для нас есть - современный мир? Или стоит спросить по-другому, чего мы достигли? Теперь у каждого есть телевизор в доме, в любое время мы можем пойти в кинотеатр и посмотреть фильм, правда большинство снято в жанре комедия, множество развлекательных центров, компьютерные игры, очки виртуальной реальности, казалось бы, всё это достижения науки, и теперь человек может жить, не зная горя, скуки и проблем. Но всё ли так прекрасно, как кажется? К чему приводит все нововведения и расширения массовой культуры общества? Рэй Бредбери дал ответа на эти вопросы в произведении «451 градус по Фаренгейту». Сначала стоит ответить на вопрос, что такое потребительское мышление и массовая культура в целом? Ни для кого сейчас не секрет, что от образа мышления человека, зависит качество его жизни. Между мышлением создателя и мышлением потребителя существует огромная пропасть. Потребитель по кругу повторяет одни и те же системы и редко смотрит на них со стороны. И никогда специально не работает над их улучшением. Он всегда только работник своей корпорации, которого интересует не общий успех всего предприятия, а лишь то, когда закончится рабочий день, чтобы можно было ничего не делать, отдохнуть, расслабиться. Потребитель мечтает о миллионах на автопилоте, чтобы просто чесать живот, лежа в гамаке. Человек мыслит либо в созидательном ключе, стремясь к постоянному росту и развитию, либо стараемся убежать от ответственности, прежде всего, за свою жизнь, улучшение её качества и собственное развитие, тем самым обрекая себя на духовную гибель. Это и есть потребительское мышление, но потребительское мышление не может существовать без, так называемой, «массовой культуры». Не стоит вдаваться подробности, как функционирует и существует в обществе данная культура, стоит лишь подчеркнуть, что массовая культура имеет коммерческий характер, то есть - её цель получение прибыли, за счет удовлетворения потребностей огромного пласта людей.

Что в этом плохого? - спросите вы меня. И прежде чем ответить на этот вопрос, давайте представим на минуту мир, в котором человек забыл о жестокой реальности, мир, где каждый счастлив, мир развлечений и веселья. Именно в таком мире потребительское мышление будет господствующим, а массовая культура будет находиться на пике своего развития. Что в этом мире больше всего будет пугать человек, будет вызывать ненависть и скуку. Конечно, книги. Книги обладают особой силой, они снимают с нас, так называемые, «розовые очки» и открывают нам глаза на все морщины и недостатки лица жизни. Тем, кто ищет только покоя, хотелось бы видеть перед собой восковые лица, без морщин и волос, без выражения. «Мы живем в такое время, когда цветы хотят питаться цветами же, вместо того чтобы пить влагу дождя и соки жирной почвы», - так отзывается о таком обществе один из героев произведения. То есть человек желает получать всё готовое, забывая о труде и заботах производства нужного продукта. Тем самым общество забывает о проблемах производства, а значит и обо всех проблемах вообще. Наш мир не идеален, в нём множество проблем, забот и стресса. Это и различные проблемы человечества, и войны, и болезни, и философские вопросы, и много другое, что будоражит наш мозг. Массовая культура закрывает глаза людям, старается отвлечь их от проблем. Умным людям сложно жить в нашем мире, они осознают реальность, они волнуются, когда им говорят об экологических проблемах, глобальном потеплении. Незнающие же люди, лишь кивают головой и идут домой смотреть телевизор с бутылкой пиво под подмышкой, считая, что эти проблемы кто-то да решит. И это неправильно, потому что если человек не будет замечать все недостатки жизни, то рано или поздно, всё это обернется в разрушение, как для индивида, так и для общества в целом. Как же исправить такое положение? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте.

Свободное время и цели жизни современного человека

Как мы тратим своё свободное время? Тут хотелось бы сравнить реальность и фантастический мир Рэя Бредбери. Давайте прочтем следующее слова: «Да. Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите свое свободное время? Либо вы мчитесь в машине со скоростью сто миль в час, так что ни о чем другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности, либо вы убиваете время, играя в какую-нибудь игру, либо вы сидите в комнате с четырехстенным телевизором, а с ним уж, знаете ли, не поспоришь». В нашей реальности, нет четырехстенных телевизоров и люди не мчатся на машинах со скоростью в сто миль в час, однако, сейчас и редко встретишь начитанного человека, человека, который кроме различных игр и сериалов, может поговорить на свободные темы, человек, с которым можно подискутировать и усомнится в своей точке зрения. Таких людей становится все меньше, но почему? Здесь играет важную роль воспитание, образ жизни и цели самого человека. Давайте выйдем на улицу и зададим простой вопрос прохожим, в чем цель вашей жизни? Большинство сразу же ответят заработать деньги, построить дом, завести семью и посадить дерево. Казалось бы, хорошие цели, но они обыденные, люди не скажут вам, что их целью является постоянное саморазвитие, постоянное движение вперед, желание прожить жизнь не впустую. И снова вопрос, кто виноват, сам человек? Не всегда, человек - лишь совокупность социальных норм и ценностей, существующих в обществе. То есть человек напрямую зависит от общества, в котором он рос. Именно поэтому Гая Монтэга устраивала его жизнь до встречи с Клариссой, именно поэтому современный человек только и стремится к материальным богатствам, забывая про духовные блага и высокие цели жизни.

Истинное и ложное счастье для человека

Очень интересен и конфликт между новоиспеченном «революционером» и консервативным «защитник общества», представленный в образе брандмейстера Битти. Брандмейстер, человек начитанный, он знает, что скрывают за собой книги и лишь выполняет «заказ» общества. Монтэг же только начал читать, поэтому, когда происходит первая перепалка касаемо книг, Битти с лёгкостью доказывает ему то, что книги - зло, они порождают социальное неравенство, они нарушают покой и стабильность общества. В какой-то степени брандмейстер даже прав говоря, следующее: «Человек, умеющий разобрать и собрать тевизорную стену, - а в наши дни большинство это умеет, - куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок». В этом есть смысл, ведь и вправду, человек, изучающий наш мир, будет задумываться, какой же он, по сравнению со всем миром, маленький и ничтожный. Однако этот ничтожный и одинокий человек может сделать для человечества больше, он двигает наше общество вперед и, возможно, в будущем мы будем смотреть в небо и вспоминать об этом одиноком человеке, который смог измерить и исчислить Вселенную, он оставит свой след в истории, он запомнится нам. Он сможет ответить на все свои философские вопросы о нашем мире и вселенной, и, зная ответы, он будет уже не ничтожным и одиноким, а знающим и великим. В то время как человек, который способен лишь починить телевизор, так и останется в масштабах Вселенной одиноким и ничтожным.

Истинное лицо и несовершенство всего потребительского мышления

Конец произведения, когда Монтэг покидает город и встречает других начитанных людей, очень интересен. Ведь, он осознает, что независимо о том, что говорили другие, этих людей много, все они ждут, лишь возможности, которая в скором времени им представится. И уничтожение города бомбой, показывает нам, как несовершенно то общество. Зная о приближение войны люди не задавались вопросом, как скоро и почему? Не беспокоились и продолжали жить в своем маленьком счастливом мире. И уничтожение города, показывает, что если человек будет закрывать глаза на всё происходящее, то рано или поздно природа или что-то иное сотрет его и всё общество с лица Земли. Люди в таком обществе, хоть и кажутся внешне счастливыми, глубоко в душе очень несчастливы, это доказывает эпизод с Милдред. Она, типичный представитель этого общества, противник книг и разума. Только на момент, когда отключается телевизионная стена, она посмотрела на себя и увидела свое лицо, лицо, ужасающее своей пустотой, одно в пустой комнате, пожирающее глазами само себя. И в секундах до её смерти она поняла, что ужасна и что жизнь, которую она прожила, бессмысленна и ничтожна. Но изменить что-либо уже было невозможно. В этом и проблема, человечество всегда осознает свои ошибки, только после их последствий….

Заключение

Рэй Бредбери - удивительный писатель, он показывает нам всё несовершенство потребительского мышления и массовой культуры и главную проблему человечества - желание жить в радость, забывая о жестоких реальностях существующего мира. И пока эта проблема будет существовать, общество будет вынуждено двигаться в неправильном направлении. Индивиду будет казаться, что его жизнь прекрасна и счастлива, но в реальности далеко это не так. Массовая культура вправе существовать, потому что если человек будет думать только об отрицательных сторонах жизни, то рано или поздно он сойдет с ума. Однако эта культура не должна вставать на господствующие позиции, как и мышление потребителя. Может, когда-то люди, наконец, поймут, что чтение книг и разговоры с близкими, важнее какого-то телевизора, компьютерных игр или иного глупого времяпровождения. И именно только после данного понимания, общество сможет изменить свой маршрут, сможет сделать резкий скачок вперед, забыв своё ужасное прошлое и двигаясь в прекрасное будущее…



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Полезные свойства груздей для человека Полезные свойства груздей для человека Бездрожжевые медовые булочки с корицей Бездрожжевые медовые булочки с корицей Сон во сне: что означает такое сновидение Сон во сне: что означает такое сновидение