Брали ли ангелы в жены дочерей. Сыны божии, дочери человеческие, сын человеческий

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если ты думаешь, что сказанные тобой слова - "Представленная тобой позиция - это не Библейская позиция!" - это серьезный аргумент, а не просто голословное утверждение, то, наверное, и остальные твои аргументы, могут быть таковыми. В таком случае, давай прекратим дискуссию, и пусть каждый останется при своем мнении, ты - что только у тебя одного верная Библейская позиция, а я - Библия дана Богом не как Энциклопедия "Что Где Когда" и не обязана обо всем рассказывать, а Ее задача - объяснить людям, что если они не примирятся с Богом, во Христе, то они попадут в вечную погибель и, что Бог на самом деле такой, как Его Единородный Сын, в Котором, его качества понятны любому человеку.
А про рефаимов, неффилимов, эмимов, замзуммимов (רפאים), имевших огромный рост и, часто по шесть пальцев на руках и ногах.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии (бен Элохим – арам.) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
4 В то время были на земле исполины (Нефилимы), и особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные (шем – арам. – видные, представительные по виду) люди.
(Быт.6)
Исполины 4-го стиха в оригинале – нефилимы, что значит «падшие». Не путать с падшими ангелами, поскольку нефилимы – не ангелы, т.к. родились на земле. Писание говорит: исполины произошли от женщин-людей и сынов Божьих.

Чтобы понять природу исполинов, надо выяснить, кто их отцы, эти загадочные сыны Божьи. Люди или ангелы? А если ангелы, то Божьи или нет?

Ранняя церковь, а до нее еврейские раввины верили, что это были Божьи ангелы. Даже император Юлиан Отступник высмеивал и преследовал церковь за эту истину.

Сей очевидный взгляд однако затерялся в сумраке 5-го века, когда с утратой веры в сверхъестественные вещи – «разве ангелы на такое способны?!» – была вброшена и растиражирована мысль, будто сынами Божьими, бравшими себе в жены дочерей человеческих, являются потомки Сифа, третьего сына Адама. Очевидная человеческая тенденция: отклонив напрашивающееся, стараться сохранять знающий вид. А почему, собственно, не способны? Имена у ангелов мужского рода, не среднего. Выражение «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» касается их состояния на небесах, не более того. Высказанная Господом мысль не несет в себе обязательного вывода, будто ангелы не могут иметь брачные отношения. Например, монахи те тоже не женятся, хотя могли бы. Дело в ограничениях, не в отсутствии способности.Понятно, ангелам нельзя вступать в связь с дочерями человеческими, но это не значит, что невозможно. Они гипермерны: могут находиться в духовном мире, а могут и в материальном. Появляясь физически, они вступают во весь спектр земных возможностей, включая, как мы видим, репродуктивные функции.

Когда они проникают в физический мир из невидимого, их трудно отличить от людей. Они могут есть и пить с тобой, как ели и пили с Авраамом, им можно оказать гостеприимство, и так и не узнать, что это были ангелы.

Имея частый опыт ангельских посещений, можно даже запутаться в идентификации, кто есть кто, решив, что пришел ангел, в то время как это все еще человек. «Они же говорили: это Ангел его». (Деян.12)

Ангелы имеют тела и вещественны в физическом мире: «Тело его - как топаз,.. вот, коснулась меня (его) рука» (Дан.10). Они могут не только придти во сне или облаке видений, но и открыто. Нет никаких проблем с тем, что они – служебные духи, люди тоже духи, однако же тела имеют.

Тертуллиан, Василий Великий и другие отцы церкви считали, что всему творению свойственна вещественность, а 7-й Вселенский Собор даже специально постановил, что ангелы обладают телесностью: «Они не безусловно невидимы, будучи одарены телами». Такое вот заключение.

Сегодня мы обратимся к книге Бытия:

2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
(Быт.6:2-4)

На этот вопрос дается не мало ответов. Кто-то утверждает, что это небесный создания — ангелы, а кто рассуждает более приземленно, основываясь на родословии Адама.

Мы постараемся представить обе теории в свете нашего вопроса. Если у вас есть, что добавить к изучению нашей темы — просим оставить комментарии после статьи.

Сыны Божие

Начнем изучение темы с мест, где в Библии можно встретить упоминание словосочетания «сыны Божие».

Есть несколько ярких мест, с которых начнем чтение.

Первая точка зрения.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
(Иов.1:6)

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
(Иов.2:1)

7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
(Иов.38:7)

Сыны Божии — в книге Иова определенно означают Ангелов.

Может ли такое же значение иметь это словосочетание в Быт.6:2-4?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
(Мар.12:25)

Так как Ангелы не женятся, то под сынами Бога в книге Бытия что-то иное.

Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев)

1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
(Втор.14:1)

15 [Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
(Пс.72:15)

6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
(Ис.43:6)

10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».
(Ос.1:10)

в противоположность потомкам Каина, дочери которого (в стихе 4) названы дочерьми человеческими.

В Новом Завете сыны Божии — это верующие. (См. )

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук.20:36)

Вторая точка зрения:

  • сыны Божии — потомки Сифа (третий сын Адама — праведник, родившийся вместо Авеля). Дочери человеческие — потомки Каина (внучки-правнучки). Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Это и было неугодным в очах Божьих, после чего Он ограничил время жизни человеческой до 120 лет.

Мы разовьем эту мысль ниже, но для общей картины лучше всего вспомнить контекст 6 главы книги Бытия.

Контекст 6 главы книги Бытия.

Допотопное развращение. Быт. 6:1-8.

  • Под «Сынами Божиими» подразумеваются или ангелы или главы Симовых семейств, которые женились на безбожных потомках Каина. Эти ненормальные браки, в чем бы они ни оправдывались, наполнили землю развращением и насилием.
  • Иисус Христос признал потоп историческим фактом, и приравнял время Своего пришествия опять ко дням Ноя (Матф. 24:37-39). Все, что происходит в мире теперь, заставляет нас думать, не приближается ли это время опять?
  • «Сто двадцать лет» (6:3) могли означать временную отстрочку потопа. Они могли также означать сокращение длительности человеческой жизни, о которой говорится в пятой главе.
  • Поколения Ноя, 6:9; 9:28
  • Жизнь Ноя является четвертым документом, составляющим книгу Бытия. В этом рассказе упоминается потоп, возможно записанный самим Ноем и переданный Симом Аврааму.

Ной и ковчег. Быт. 6:9-18.

  • Ковчег был приблизительно 135 м. длиной и около 20 м. шириной.
  • В нем было три палубы, разделенные на отделы, с окнами вокруг верхней палубы. Корабль этот был очень близок по своим размерам и пропорциям к океанским суднам нашего времени. Живя на берегах великих рек, кораблестроение было одним из достижений человека раннего времени. В клинописных записях говорится, что с древних времен жители Вавилона занимались судоходством.
  • Местожительством Ноя, по вавилонским записям, была Фара, на реке Евфрате, в расстоянии 110 км. от Едемского сада. Поэтому речное судоходство и судостроение, наверно, было известно Ною с детства.

Животные. Быт. 6:19; 7:5.

  • В главе 6:9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар чистых животных и лишь по одной паре других. Некто высчитал, что в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.
  • Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных — было само по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть 120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать, что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он оставался твердым в своем намерении и вере.

5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
(2Пет.2:5)

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
(Евр.11:7)

В свете событий 6 главы мы можем смело выделить причину конфликта — развращение, что вызвало гнев Бога и наложило ограничение в 120 лет: на средний возраст жизни человека или на точную дату будущего потопа.

Бытие 6 глава повествует нам о событиях, происходивших непосредственно перед потопом. Очевидно, что эти события напрямую связаны с причиной потопа. Мы не должны упустить ничего важного, что могло бы пролить свет на предмет нашего исследования.

  • Кем являются «Сыны Божии»?
  • Каким образом эти существа могли брать себе в жены дочерей человеческих?
  • И как те могли рождать детей от них?
  • Как мы должны понимать слово «исполины»?
  • Каково значение слова «непорочный», употребляемого по отношению к Ною и его родословию?

Изучение 6 главы книги Бытия.

Первое, на что стоит обратить внимание в нашем исследовании, это на слово “начали ”:

«Когда люди начали размножаться на земле» (Быт. 6:1).

Слову переведенному «начали » соответствует еврейское слово chalal , в котором значение «начала» является вторичным.

Chalah , прежде всего, означает «просверливать, вонзать «, отсюда «ранить «.

22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
(Пс.108:22)

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:5)

Из этого примитивного значения происходит более сложное «обнажать, открывать, делать незащищенным, открывать проход » и, наконец, «осквернять «, например, святыню,

8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
(Лев.19:8)

а также “порочить семя”.

15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
(Лев.21:15)

Chalah может переводиться как “портить, развращать, осквернять, блудить ”. В Бытии chalah встречается всего 8 раз. И мы даем список всех упоминаний, чтобы можно было лучше понять значение этого слова:

Бытие 4:26 Chalah

  • 4:26 «Тогда начали призывать имя Господа»
  • 6:1 «Когда люди начали умножаться на земле»
  • 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»
  • 10:8 «Нимрод, сей начал быть силен на земле»
  • 11:6 «Вот что начали они (т.е. вавилоняне, строившие башню) делать»
  • 41:54 «И наступили семь лет голода»
  • 44:12 «Он (т.е. Иосиф) обыскал, начал со старшего»
  • 49:3,4 «Рувим… ты осквернил постель мою»

Один раз в Бытии это слово переведено «осквернить «. Оно относится к Рувиму, совершившему нечестие по отношению к «отцу», потерявшему, таким образом, превосходство первенца. Здесь мы ясно видим попытку осквернить семя, причем как одну из многочисленных попыток, упоминаемых в Бытии.

Упоминание этого слова в Быт.6:1 показывает, что это умножение людей также привело к осквернению семени “сынами Божиими”.

Исполины — суперлюди.

Наиболее очевидно, что «Божии» в словосочетании «сыны Божии» противопоставлено определению «человеческие» — в словосочетании «дочери человеческие».

Порождения этой связи сынов Бога с дочерьми человеческими названы «исполинами», еврейское Naphilim , что буквально переводится как «падшие».

Это были чудовища порока и суперлюди по размерам и по греховности. Одной из основных целей потопа было их уничтожение. Только семья Ноя сохранила свое генетическое происхождение от Адама.

«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

“Ной был непорочный” в смысле беспорочен в плане потомства и наследственности. Все остальные извратились, т. е. их наследственность была уничтожена (как потомков Адама).

Нужно заметить, что слово «житие toledoth , что означает «семейная история «. В ней может идти речь либо о предках, либо о потомках. Другое слово «род » является переводом еврейского слова dor , которое относится к современникам Ноя, людям жившим с Ноем в одно время.

Относительно своих современников Ной был «непорочным». Это еврейское слово tanim первоначально относится к физическому, но не к моральному совершенству. Оно очень и очень часто употребляется в описании беспорочного животного, приносимого в жертву.

3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
(Лев.1:3)

5 Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
(Лев.12:5)

Итак, Быт.6:9, прежде всего, указывает на то, что Ной был неоскверненный в отношении своего родословия. И таким образом канал, через который должно было прийти Семя жены, был сохранен среди всеобщего растления.

Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»

Заранее оговоримся: это лишь предположение, и мы вовсе не претендуем на обладание всей полнотой истины в этом нелёгком вопросе.

В селекции есть такое понятие: инбредные линии.

Что это такое?

Это линии животных, которые выведены путём многократных близкородственных скрещиваний. Делается это для закрепления определенных качеств данной породы (например, надои молока). Теперь введем ещё одно понятие — «гетерозис». Это интересное явление возникает при скрещивании представителей двух инбредных линий. Характерезуется увеличением размеров потомства, повышением общей жизнестойкости и наличием множества других положительных качеств (для селекционера). Автор предположения другой верующий и я присоединяюсь к идеи.

Я согласен с тем, что сыны божии — это сифиты , а сыны человеческие — это каиниты .

Учитывая все выше сказанное, можно заметить, что в этих двух родах на протяжении поколений сформировались типичные инбредные линии (путем вступления в брак близких родственников). И при вступлении в брак представителей этих двух инбредных линий произошло типичное проявление гетерозиса — появление исполинов.

Кстати, гетерозис постепенно ослабляется в дальнейшем ряду поколений (возможное объяснение уменьшения продолжительности жизни, хотя и довольно спорное и не полное).

В заключении

В заключении стоит отметить, что при изучении вопроса родословия меня не покидала следующая гипотеза:

  • Адам был создан совершенным человеком и после грехопадения, вероятно, его геном, как смертного человека был уникален.

Он имел в себе все, что требовалось для продолжения рода. И долгое время брак между братом и сестрой не был преградой в появлении исполинов. И когда человечество значительно увеличилось, увеличилась и вероятность генетического отклонения. Стоит отметить, что тогда более логичным становиться тот факт, что именно от Каина род считался испорченным.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт.4:8)

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] , ненавидящих Меня,
(Исх.20:5)

Возможно также и предположение, что долгожители, по линии Сифа именовались не просто так сынами Бога — через их родословную должен был придти Спаситель.

Теорию про Ангелов и их вмешательство не была рассмотрена более детально лишь по одной причине:

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
(Лук.17:26-30)

Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими . Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» (Пс.103:4) , а о людях: «Аз рех: бози есте» (Пс.81:6) ; и опять: «сыны родих и возвысих» (Ис.1:2) ; и опять: «первенец мой сын Израиль» (Исх.4:22) ; а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диавола смерть вниде в мир» (Прем.2:24) . В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистию и посредством обмана, совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: «в воскресеении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть» (Мф.22:30) ? Да и несвойственно этой бестелесной природе иметь такое (плотское) вожделение. А сверх того, нужно подумать и о том, что принять такое мнение и по разуму было бы величайшею нелепостию. Если святые, удостоенные Духа Святого мужи, не в силах были переносить даже явления ангелов, если и муж желаний, узрев присутствие ангела, не самое существо (потому что, как можно видеть бестелесное существо?), но воспринятый им образ, лишился сил и едва не самой жизни, если и столь великий и высокий муж упал почти бездыханным, – то кто, и самый безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа имела совокупление с телами?

«И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех яже избраша» . Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом («сей бо , – говорит Писание, – упова призывати имя Господа Бога» ), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими , потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род. «И бысть , – говорит Писание, – егда начаша человецы мнози, бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии (потомки Сифа и Еноса) дщери человечи (дщери, родившиеся от тех, о которых [Писание] сказало, что «и дщери родишася им» ), яко добры суть» . Смотри, как этим выражением Писание показало нам всю их необузданность. Они устремились к этому делу, не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти. «Видевше же , – говорит Писание, – дщери человечи, яко добры суть» . Вожделение красоты увлекло их в эту погибель; красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности. Но Писание не ограничилось и этим, а присовокупило: «пояша себе жены от всех, яже избраша» . И это опять указывает на их великую необузданность, что они, т. е. побеждены были красотою и не хотели обуздать беспорядочное вожделение, но, увлекшись видом (жен), погрязли (в нечистоте), и этим беззаконием сделали себя недостойными вышнего промышления. И чтобы мы знали, что они это сделали не по закону брака и не для чадородия, для этого (Писание) говорит: «видевше же, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша» . Что же? Ужели кто будет винить глаза за то, что они видят? Отнюдь: не глаз был причиною погибели этих людей, но их беспечная воля и необузданное вожделение. Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божия, прославляли их Создателя. Следовательно дело глаза – видеть; а видеть худо зависит от управляющего им разума. Господь устроил члены (нашего тела) так, чтобы они были полезны нам к деланию добра, а управление ими предоставил бестелесному существу, то есть душе.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.

Свт. Кирилл Александрийский

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Свт. Климент Александрийский

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Свт. Филарет (Дроздов)

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Первою причиною несчастия первого мира полагает Моисей неправильные супружества сынов Божиих со дщерями человеческими. Кто суть сии сыны Божии?

По переводу Симмаха, приводимому Иеронимом, сыновья вельмож . Сей перевод не противоречит свойству еврейского выражения בני אלהים (Пс. 81:6) , но не слагается с настоящим сказанием Моисея.

По тексту Александрийской Библии: Ангелы Божии . Сего мнения держится Лактаций (L. II, с. 14) и многие из древних. Иустин (in Apol.) утверждает, что от супружества Ангелов со дщерями человеческими произошли демоны. Афинагор в сих самых супружествах полагает падение Ангелов и от них же производит исполинов. Тертуллиан (De virg. et de singular cleric.) приписывает сим Ангелам изобретение астрологии, дорогих камней, металлов и некоторых женских украшений. (Достойно примечания, что и Платон производит Героев от смешения богов с человеками, так как и самое имя их от слова ερωs любовь. F. Cratyl. Мифология представляет многие примеры сего рода. Мнение о смешении с человеками высших существ могло держаться тогда, когда и сим последним обыкновенно давали тело.) Но все сии предания противоречат свидетельству Иисуса Христа, что Ангелы не женятся (Мф. 22:30) .

По мнению Филона - человеческие души , которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих (е gigant).

По мнению новейших толкователей - потомки племени Сифова , которые не только были сыны Божии по благодати (Втор. 14:1 , 1 Ин. 3:1), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (Быт. 4:26) , противоположное обществу сынов человеческих , то есть потомков Каина , водимых одною человеческою поврежденною природою. Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих; а последствием то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывались плотию , и самый свет начал прелагаться во тьму.

…Бедствие первого мира предуготовлено смешением сынов Божиих со дщерями человеческими и умножением исполинов; дух блужения и преобладания в естественных и духовных вещах, представленный в Откровении любодеицею и зверем (Откр. 13:17) , произведет бедствия мира последнего.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша

Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добры суть… дщери человечи , которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: пояша себе жены от всех, яже избраша , - показывают, что когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор, бедный превозносился пред богатой, старый кичился пред юной, самый безобразный надмевался пред самой красивой. Потомки же Каиновы не обращали внимания ни на богатство, ни на наружность, а желали только иметь земледелателей для своих земель, оставшихся незасеянными. Начало тому было положено невоздержными и бедными; невоздержные увлекались красотой дщерей человеческих, а бедные вожделевали их богатства. По следам таковых устремилось и все племя Сифово. А поскольку сыны Сифовы брали себе в супружество дщерей Каиновых и пренебрегали прежними женами своими, то последние перестали хранить чистоту и стыдливость, соблюдаемые ими до того времени ради мужей и вместе с ними. И так как невоздержание это распространялось в мужах и женах, то Писание говорит: растли всяка плоть путь свой.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Еврейское слово Eloim (אֱלֹהִים֙) используется в значении как единственного, так и множественного числа, поскольку им называется сходным образом как Бог, так и боги. В связи с чем Акила решил перевести «сыны богов» множественным числом, под богами понимая богов святых, то есть Ангелов. Ведь сказано: «Бог стал в сонме богов, и посреди богов Он судит их» (Пс. 81:1) . На основании чего и Симмах, следуя той же идее, говорит: «Сыны сил, увидев дочерей человеческих…» и прочее.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Немезий Эмесский

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Лопухин А.П.

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

«тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…» Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими» . Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено - filii illustrium, в таргуме Онкелоса - filii principium, у Симмаха - υιοι των δοναστευοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.

Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах - Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры, пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «Ангелов» (Иов. 1:6 ; Иов. 2:1 ; Иов. 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.

Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1 ; Пс. 72:15 ; Прем. 16:26 ; Лк. 3:38 ; Рим. 8:19 ; Гал. 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (ст. 26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими» . Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.

«увидели дочерей человеческих, что они красивы…» Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие - представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно - олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает - сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.

Как объяснить смысл 2-го и 4-го стихов шестой главы книги «Бытие»:

«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди»?

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части - «каинитяне» обозначаются общим понятием «людей», аналогию чему видим и в других местах Писания. Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).
Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.
Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие - представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно - олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает - сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.
Быт.6:3. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими],
Очевидно, тут идет продолжение предыдущего повествования: там указывался самый факт, здесь дается соответствующая ему оценка; и если здесь действующие лица ясно названы людьми, то они же (а не Ангелы) разумелись и выше. В частности, слова библейского текста: «Духу Моему» и заключают в себе указание или на внутреннюю, духовную сущность человеческой природы (с глухой ссылкой на историю творения человека), (Быт. 2:7), или же, что еще вероятнее, - на Святого Духа, как зиждительный принцип всякой вообще (Быт. 1:2) и религиозно-этической жизни по преимуществу. Пренебрежение к Нему есть именно та хула на Духа Святого, которая, по словам Спасителя, составляет один из самых тяжелых смертельных грехов (Мк. 3:29), поскольку он характеризует собой такую степень греховного ожесточения человека, с которой становится психологически невозможным уже никакое исправление.
потому что они плоть; Вот та причина, в силу которой люди пренебрегли божественным Духом и заслужили наказание. Первое слово этой фразы м. Филарет более точно переводит: «в заблуждении своем», - очевидно, библейский автор этим снова указывал на нечестивое сношение сифитов с каинитами. Так как вступая в подобные браки, люди свидетельствовали об упадке у них высших, духовных интересов и о господстве низших, плотских, то и сами они как бы превращались в ту грубую плоть, которая на языке Священного Писания служит синонимом всего низменного, материального и греховного.
Быт.6:4. В то время были на земле исполины,
Предпотопное человечество именуется «исполинами», в подлинном nephilim - «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис. 13:33-34), но основное значение этого корня «разрушать, ниспровергать», а в форме ниф - «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому в этих первобытных «нефилим» можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев.
это сильные, издревле славные люди. Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2Цар. 17:10; Дан. 11:3), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3Цар. 11:28). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар. 3:26-28).

Однако должны добавить, что существует древний мидраш (толкование устной Торы) о том, что ангелы неба, заскучав, или решив "поправить" человечество в его лучшую сторону, спустились на землю и соблазнили дочерей человеческих. От того и появилось поколение "неудобоваримое" ни для людского племени, ни для Всевышнего... Но это отдельная история...

Сыны Божии, дочери человеческие, Сын человеческий

В книге Бытия есть известное место, с очевидной трактовкой которого спорил еще Иоанн Златоуст:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.»

Очевидная трактовка этого места состоит в том, что «сыны Божии» – это те, кого мы сегодня называем ангелами, а раньше называли «богами», а «дочери человеческие» – это женщины из рода Адама, то есть человеческие женщины.

Такая точка зрения подтверждается не только апокрифами (рекомендую интересующемуся читателю обратить внимание на «Книгу Еноха»), и не только всеобщим для древнего мира убеждением, что раньше боги с небес жили на Земле среди людей. Но и каноническим текстом Библии, как вы увидите ниже.

Св. Иоанн Златоуст спорит с этой трактовкой (см. Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на книгу бытия, беседа 22), утверждая, что ангелы – это бесплотные духи, и не могут иметь плотского вожделения. Меж тем бесплотность ангелов сама по себе есть идея весьма и весьма сомнительная, которую сперва следовало бы хоть как-то обосновать. И обосновать не благочестивыми рассуждениями, а свидетельствами, ибо в данном случае речь идет о выяснении факта . А не того, как Церкви кажется благопристойно представлять себе ангелов.

Вот например, каким предстает херувим в книге пророка Иезекииля, в главе 28:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои…»

Итак, мы видим здесь… бывшего херувима! Бывшего, подчеркиваю – то есть херувим это как бы должность. Херувима, который позднее нашел себя на политическом и торговом поприще, в роли царя богатого города Тира. Интересно, не правда ли? Как вы считаете, этот тщеславный любитель власти и торговли, ангельского происхождения – мог входить к «дочерям человеческим»?

Итак, книга Бытия отчетливо противопоставляет человеческий род какому-то другому. Не видеть этого, отрицать это – означает навязывать свое представление взамен того, что сказано в тексте Писания.

Ведь зачем-то в Писании сказано именно так. Если бы при упоминании «сынов Божиих и дочерей человеческих» речь шла, как предполагает Златоуст, о сынах Сифа и Еноса и дочерях Каина, то почему же так прямо не сказано в Писании?

Кроме того, мы видим и далее в Библии, в частности в вышеприведенном отрывке, что выражение «сын человеческий» весьма устойчиво. Если «дочери человеческие» – это дочери Каина, то пророк Иезекииль, которого Бог именует «сын человеческий» – тоже потомок Каина?

Далее, следует заметить очевидное: все потомки Адама являются людьми, то есть сыновьями и дочерями человеческими. Использование выражения «дочери человеческие», якобы для отделения одних людей от других – это совершенно надуманная конструкция. Тем более это странно звучало бы для книги Бытия, в которой только что рассказано о сотворении человека, и тут же якобы под «дочерьми человеческими» имеются в виду уже только потомки Каина.

Наконец, Каин – это обычный человек, сын Адама. Другие дети Адама – его ближайшие родственники. Генетически он от них не отличается, он такой же человек. С какой же тогда стати, простите, от связи его дочерей с дочерями Сифа или Еноса должны рождаться гиганты-исполины?

Главное же и самое интересное здесь то, что именно Сыном человеческим стал позже называть Себя Христос. Причем называет Он так Себя неоднократно, как бы подчеркивая суть происходящего с Ним и Свою роль на Земле. Подчеркивая, что Он сейчас, на Земле, стал одним из сынов человеческих. То есть, это выражение идет еще с книги Бытия, оно пронизывает весь Ветхий завет и переходит в Новый. В Ветхом завете сынами и дочерьми человеческими названы потомки Адама, а в Новом так себя называет Христос.

Другими словами, мы имеем место с устойчивым термином, характерным для обоих Заветов. Причем и в Ветхом, и в Новом завете термин «сын человеческий» используется в прямой речи Бога к людям (см выше в цитате, как Господь называет пророка Иезекииля). «Сын человеческий» – это устойчивая форма обращения Бога к людям, и это же прозвание позднее принимает на себя, многократно подчеркивая это, Христос.

Не видеть этого – странно. А видеть – тоже странно, ибо если с самого начала человеческой истории в ней принимали участие представители иной расы, не человеческой, то это меняет всю парадигму Священной истории. И позволяет взглянуть другими глазами на миссию Христа.

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

Сыны Божии (Рим. 8:9-17) 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия автора

Лекция 3 Авель, Каин и Сиф – дух, плоть и душа. Сыны Божьи и дочери

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСловосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства (Ин.1:12;

Из книги Закон и заповеди в Новом Завете автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Кто такие сыны Божии, дочери человеческие и исполины (Быт.6:1–4)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПод «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Заповеди Божии и человеческие Вопрос 1 Kто занимается изъяснением закона? Ответ Священники и пророки - Мал. 2, 7; Втор. 18, 19. Книжники и фарисеи - Матф. 23, 2-3. Законники - Лук. 11, 46. Вопрос 2 Кто имеет право изъяснять закон? Ответ Те, которые изъясняют не сами собою, но будучи

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Сыны Божии и дочери человеческие. Бытие 6:2 Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал "тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих..." Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди "В то время были на земле исполины..." Предпотопное человечество именуется "исполинами", в подлинном

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие "И сошел Господь посмотреть..." Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца (Иер. 11:20; 17:10; Пс. 7:10; 1 Пар.

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3. Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры Шесть сынов Хеттуры были

Из книги автора

8. Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9. Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11. Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12. Сыны Иуды: Ир и Онан,

Из книги автора

22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, (Мк. 9:30, 31; Лк. 9:43, 44). Вульгат. Conversantibus autem eis in Gabilea. Греческое слово????????????? указывает на тесное сближение, пребывание вместе, с исключением посторонних лиц. С этим согласны

Из книги автора

СЫНЫ АДАМА И ДОЧЕРИ ЕВЫ И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.(Быт. 2. 18)И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт. 2. 22)Потому оставит человек отца своего и мать свою и

Из книги автора

Намерения человеческие и Божии Горе тем, кто беззаконие замышляет,кто и спать ложится с мыслью о злодействе!Совершить его поутру спешат они,ведь это в их силах!2 Глянется им поле чужое - приберут его к рукам,понравится им дом какой - присвоят и его;заберут не только дом, но

Из книги автора

Монахи – сыны Божии Так доставляйте же все нужное своим братиям, и духовное и телесное, <418> и постоянно побуждайте их также к нужным работам, соединяя человеколюбие с суровостью, доброту со строгостью, повелительность со снисхождением, кротость и мягкость с чистотою и



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Надо ли вешенки мыть перед жаркой Надо ли вешенки мыть перед жаркой Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем Котлеты с рисом Как делать котлеты с рисом и фаршем