В структуру научного исследования не входит. Структура исследовательской работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наука развивается с помощью общей методологии и специальных методов. Методология – это учение о методах познания действительности и воздействия на нее с помощью совокупности приемов, применяемых в данной науке.

Научное исследование можно охарактеризовать как производственный процесс, в основе которого лежит умственный груд, направленный на изучение явлений природы и общества в целях установления новых фактов, закономерностей, представляющих интерес для практического использования. В результате исследования производятся материальные и духовные ценности. Научная ценность определяется новизной, необходимостью и достоверностью результатов исследования.

Научные исследования бывают эмпирическими (экспериментальными), когда знания об изучаемых объектах выводятся из наблюдений, специально поставленных опытов, и теоретическими, когда на основе мыслительного формирования образа (абстрагирования) создается и описывается модель объекта, достоверность которой проверяется опытом. Эмпирические и теоретические знания тесно связаны, так как исходный пункт при формировании теоретической модели – гипотеза (научное предположение), в основе которой лежат эмпирические знания. Гипотеза становится теорией только после ее всесторонней экспериментальной проверки. В технических науках превалируют теоретическо-экспериментальные исследования.

Общенаучными методами являются анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ – это метод изучения предмета, основанный на разделении его на части, изучаемые в отдельности путем абстрагирования от влияния других частей, при этом задача исследователя существенно упрощается. Для полного представления о предмете необходимо рассмотреть его части во взаимодействии друг с другом, вих взаимном влиянии и связи. Этот, более высокий, уровень исследования называется синтезом .

Индукция (индуктивный метод) – это путь к обобщению, ког­да исследователь на основе полученных данных о частностях (например, о свойствах каких-либо отдельных предметов) делает общее заключение, устанавливает некоторую общую закономерность.

Дедукция (дедуктивный метод) – это путь от общего к частному, когда исследователь на основе знания некоторых общих закономерностей может логически предположить частные закономерности свойственные изучаемому им предмету.

Кроме указанных общих методов в науке широко используются многочисленные конкретные методы и методики проведения научных работ. К таким методам относятся:

аналогия – метод, применяемый преимущественно при разработке гипотез и основанный на сходстве физической сущности или способов описания исследуемого процесса с другим, ранее изученным в другой отрасли знаний;

формализация – использование знаковых систем для описания предпосылок, хода рассуждений, результатов исследования;

классификация – разделение множеств объектов на группы по смысловым признакам для обеспечения направленности познавательного процесса;

системный анализ – подготовка и обоснование решений сложных научных проблем;

моделирование – создание вещественной, символьной или мысленной системы, воспроизводящей определенные свойства, признаки, функции реальных предметов исследования.

Науки подразделяются на три большие группы; естественные, технические и общественные. Научные исследования делят на фундаментальные и прикладные.

К фундаментальным относятся исследования, направленныена познание базисных законов природы, общества, к прикладным – исследования, использующие результаты фундаментальных исследований для решения познавательных и практических проблем.

В соответствии с современной классификацией науки делятся на 19 отраслей: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведческие, архитектурные, психологические. Отрасли подразделяютсянагруппы специальностей, которых насчитывается около пятисот. В состав технических наук входит 26 групп специальностей.

Общая структура научного исследования состоит:

Проблема обоснование выбора темы изучение состояния вопроса постановка цели и задач исследования теоретическое исследование экспериментальное исследование сопоставление результатов определение экономического эффекта выводы и рекомендации составление отчета рецензирование, обсуждение внедрение, публикация, патентование анализ результатов практического внедрения постановка новых задач.

Под проблемой понимают сложный вопрос, крупную научную задачу, решение которой вносит существенный вклад в развитие научного направления, совершенствование общественного производства, социальную структуру общества. Комплексные проблемы решаются с привлечением научных направлений, иногда из различных отраслей наук. Более мелкие проблемы решаются в пределах одной отрасли, группы специалистов, отдельной специальности.

Проблема распадается на отдельные темы. Тема разрабатывается в пределах одной специальности, иногда – на стыке двух-трех. Выбор темы должен быть тщательно продуман и обоснован, что требует глубокого изучения состояния вопроса. На этой основе могут быть четко поставлены цель и задачи исследования. Иногда из-за отсутствия в литературе достаточных сведений по изучаемому вопросу или при наличии противоречивых сведений для правильной постановки задачи необходимо провести предварительные наблюдения или опыты (поисковый эксперимент).

Полученные данные позволяют перейти к теоретическому исследованию, результаты которого, базирующиеся на умозрительных заключениях, как правило, требуют экспериментальной проверки. Для формулирования окончательных выводов и рекомендаций сопоставляют результаты теоретического и экспериментального исследований, устанавливают экономический эффект, ожидаемый от внедрения в практику предложений и рекомендаций. Заключительный этап исследовательской работы – составление отчета, его рецензирование и обсуждение. После этого новые научные и практические результаты могут быть оформлены для опубликования в печати, патентования, внедрения в производство. Как правило, на этом работа над темой не заканчивается, поскольку внедрение в производство требует авторского надзора, уточнения получаемого экономического эффекта, расширения области внедрения в народном хозяйстве (тиражирования).


Лекция 3 (2.2. Выбор темы. Изучение состояния исследуемого вопроса;2.3. Проблематика научных исследований; 2.4. Основы методологии теоретического исследования)

Тема 1.2. Научные исследования. Основные этапы и использование результатов

Научное знание вырабатывается в процессе научно- исследовательской деятельности. Именно исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Исследовательская работа – это главная движущая сила производства научных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть структуру научно- исследовательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни?

Научное исследование – процесс изучения и познания действительности, связей между отдельными явлениями окружающей среды и их закономерностей. Познание является сложным процессом сознанию людей. Оно, по сути, представляет собой движение к более точным и полным знаниям. Этот путь возможно пройти при помощи научных исследований.

Структура научной деятельности включает в себя следующие элементы : субъект, цель, объект, средства деятельности.

В этом случае гносеологическая система «субъект – объект» конкретизируется как «исследователь – цель – средства исследования – объект исследования» .

Субъект научной деятельности - индивид (учёный), научный коллектив и научное сообщество.

Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях . На первом из них субъект выступает как индивид – исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый – это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.). Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.

Таким образом, вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке, и каждый важен по-своему.

Цель научной деятельности - получение новых научных знаний об объекте исследования, выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы людьми в необходимый им продукт.



Объект научной деятельности - это то, что именно изучает данная наука, т. е. всё, на что направлена мысль учёного, всё, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки» , которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта.

Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае науковедения, экологии, а сегодня выдвигается задача создания человековедения. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отражение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии – превращения различных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения; предмет физиологии – функции различных живых организмов (рост, размножение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития.

Средства деятельности - то, что можно использовать для получения знаний: учебники, карты, приборы и т. д.

Средства научной деятельности включают материально- технические приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык – специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим перевооружением науки информационной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией.

Научное исследование проходит ряд этапов, которые составляют структуру научного исследования.

Чаще всего выделяют семь последовательных ступеней, каждая из которых характеризует этапы научного исследования. В кратком варианте структура и этапы научного исследования выглядят так.

1. Прежде всего, необходимо определиться с проблемой . Данный этап заключается не просто в поиске проблемы, а в четкой и точной формулировке задач исследования, поскольку от этого в значительной степени зависит ход и эффективность всего исследования. На этом этапе требуется собрать и обработать исходную информацию, продумать методы и средства решения задач.

2. На втором этапе необходимо выдвинуть, а затем обосновать первоначальную гипотезу . Обычно выработка гипотезы проводится на основе сформулированных задач и анализа собранной изначальной информации. Гипотеза может иметь не один вариант, из них затем нужно выбрать наиболее целесообразный. Для уточнения гипотезы рабочего порядка проводятся эксперименты, позволяющие более полно изучить объект.

3. Третий этап - теоретическое исследование . Оно заключается в синтезе и анализе основных закономерностей, которые дают фундаментальные науки по отношению к исследуемому объекту. На этом этапе происходит дальнейшее добывание с помощью аппарата разных наук дополнительных, новых, еще не известных закономерностей. Целью исследования на уровне теории является обобщение явлений, их связей, получение большей информации для обоснования рабочей гипотезы.

4. Экспериментальные исследования продолжают теоретический этап . Эксперимент как поставленный научно опыт, является наиболее сложной и трудоемкой частью исследования. Его цели могут быть различными, поскольку зависят они от характера всего исследования, а также последовательности его проведения. В случае стандартного хода и порядка проведения исследования, опытная часть (эксперимент) проводят после стадии теоретического изучения проблемы. В таком случае эксперимент, как правило, подтверждает результаты теоретических гипотез. Иногда после проведения эксперимента, гипотезы опровергаются.

В ряде случает порядок проведения исследования меняется. Случается, что третий и четвертый этапы научного исследования меняются местами. Тогда эксперимент может предшествовать теоретической части. Такая последовательность характерна для поисковых исследований, когда теоретическая база является недостаточной для выдвижения гипотез. В таком случае теория призвана обобщать результаты экспериментальных исследований.

5. Анализ результатов и их сопоставление . Этот этап подразумевает необходимость сравнить теоретический и экспериментальный этапы научного исследования для окончательного подтверждения гипотезы и дальнейшего формулирования выводов и вытекающих из нее следствий. Иногда результат бывает и отрицательным, тогда гипотезу приходится отвергать.

6. Окончательные выводы . Подводятся итоги, формулируются выводы и их соответствие изначально поставленной задаче.

7. Освоение результатов. Этот этап характерен для технических работ. Он является подготовкой к промышленной реализации результатов исследования.

К этим семи шагам сводятся основные этапы научного исследования, которые необходимо пройти от рабочей гипотезы до внедрения результатов исследования в жизнь.

Классификация научных исследований (НИР).

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, по степени важности исследований для народного хозяйства, в зависимости от источников финансирования, по длительности разработки и по целевому назначению.

НИР классифицируют по различным признакам.

По видам связи НИР с общественным производством:

1) работы, целью которых есть создание новых процессов, машин, приборов, конструкций и т.д.;

2) работы, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;

3) работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые направлены на совершенствование общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей.

По степени важности исследований для народного хозяйства:

1) важнейшие работы, выполняемые по научно-техническим программам, утвержденным Государственным комитетом по науке и технологиям;

2) работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;

3) работы, выполняемые по планам научно-исследовательских организаций;

В зависимости от источников финансирования:

1) госбюджетные НИР, финансируемые из средств государственного бюджета;

2) хоздоговорные НИР, финансируемые в соответствии с заключенными договорами между организациями-заказчиками, которые используют результаты НИР в данной области, и организациями, выполняющими исследования;

3) работы, финансируемые из регионального бюджета;

4) работы, финансируемые частными фирмами, банками, спонсорами.

По длительности разработки НИР:

1) долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;

2) краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

По целевому назначению НИР классифицируют на три вида:

- фундаментальные,

- прикладные и

- разработки .

Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований - открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённо с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%. Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития, как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования - создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования частности исследования в области технических наук, направлены на «освещение» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой; объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

Разработки - использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Между фундаментальными исследованиями и промышленным производством лежит область взаимосвязанных стадий: прикладные исследования - разработка - проект - освоение . Проектирование и освоение принадлежат одновременно и к области науки и к области техники.

Проблема для себя и для всех, для науки и для практики. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Следует различать проблему для себя и проблему для всех. Проблема для себя - это пробел в знаниях самого исследования, в его личном опыте. Для науки, возможно, эта проблема уже решена. Но есть и проблемы, не решенные пока никем. Если они актуальны для всех, их нужно исследовать. Приступая к научной работе, иногда исследователь не имеет достаточно ясного представления о том, что сделано до него в данной области. Он рискует проделать напрасный труд, нужный только ему.

Еще одно обстоятельство, которое должно учитываться, - это различие между научной проблемой и практической задачей. В науке, изучающей один из видов практической деятельности, исследователь идет, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и, в конечном счете, решение любой научной проблемы способствует ее улучшению. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поиска научных средств решения задачи и поэтому предполагает обращение к науке. Практическая задача и научная проблема не соотносятся друг с другом прямолинейно "один к одному". Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием. Одна практическая задача не может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.

Тема научного исследования.

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Сформулировать тему не просто. Нужно ее обозначить таким образом, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкновения старого с тем, что предполагается в исследовании. Прежде всего, самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить. Первое приближение к определению темы редко бывает удачным. Улавливается, как правило, лишь то, что лежит на поверхности, нечто самоочевидное. Необходимо углубление в проблему, чтобы отразить ее в названии работы. Темой научного исследования могут быть различные вопросы и задачи, возникающие как в сфере науки, так и в сфере техники (производства). Научный работник в зависимости от его опыта, может выбрать сам тему и объект научного исследования на основании своей прошлой деятельности, изучения данной отрасли науки.


Требования к теме:

a) тема должна быть актуальна, т.е. исследование и выводы из него должны отвечать потребностям человеческой деятельности в данное время.

b) тема исследования должна быть достаточно
значительна и должна затрагивать новый вопрос.

c) тема должна входить в определенную научную
проблему.

d) отличительными свойствами научной темы должны быть - новизна объекта и постановки, привлечение достаточно значительного и надежного фактического материала и использование принципов и методов науки, где в течение длительного времени человечеством установлены важные законы и принципы.

e) все известное, очевидное и само собой разумеещееся
не может быть предметом научного исследования.

Повторение уже сделанных исследований не является научным исследованием. Простое объяснение не является вполне наукой. Приведение в качестве доказательств примеров не является научным доказательством.

Итак, для постановки темы необходимо ознакомление с вопросом в более широкой области и изучение этой более широкой области для приобретения достаточно хорошего кругозора. Только на этом фоне возможно выявление отдельных не известных вопросов и сосредоточение внимания на более узком вопросе, который и явится темой исследования. Значительно более благоприятная обстановка для научного работника в тех случаях, когда он начинает свою работу в сравнительно большом и опытном коллективе научных работников, которые занимаются разработкой комплексной проблемы коллективно. В таком коллективе как, например, кафедра Вуза или отделы НИИ происходит коллективное производство науки в соответствии со стремлением времени. В таком коллективе значительную роль играет дискуссия и критика как планируемых работ и их методика, так частично и полностью выполненных работ.

Отдельные работники такого коллектива объединяются в группы для разработки тем или же разрабатывают темы каждый в отдельности и происходит размежевание темы и методики между ними по указанию руководителя. При коллективном производстве научных исследований значительную роль играет основной руководитель коллектива, который обеспечивает непрерывную консультацию и критику проводимой работы.

После подготовки достаточных материалов для постановки темы, научный работник должен сделать доклад руководителю или коллективу о предполагаемой схеме постановки темы, ее методологии и методике во всех возможных или планируемых результатах. В этом докладе о постановке темы должна быть высказана руководящая научная идея работы - гипотеза, которая представляет собой проект теоретического решения темы. В тех случаях, когда научный работник планирует защиту диссертации и получение ученой степени необходимо, чтобы его научное исследование соответствовало требованиям, предъявляемым ВАКОМ к диссертационным темам. Диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата наук должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, обнаружить у соискателя способность к самостоятельным научным исследованиям, глубокие теоретические знания по вопросам диссертации. Диссертационная работа на соискание ученой степени доктора наук должна быть самостоятельной исследовательской работой, содержащей теоретическое обобщение и решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику.

Актуальность научного исследования.

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают ответ на вопрос: почему данную проблему необходимо в настоящее время изучать?

Есть различие между актуальностью научного направления в целом и актуальностью конкретной темы внутри этого направления.

Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Она как бы задана иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других (некоторые из которых уже исследовались другими) - самая насущная. Любое исследование по определению должно быть значимо, во-первых, для науки, во-вторых, для практики. При присуждении ученой степени диссертационное исследование, представленное соискателем на защиту, непременно оценивается с этих позиций.

Исследование можно считать актуальным в том случае, если не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: во-первых, они отвечают насущной потребности практики, во-вторых, полученные результаты заполняют пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Объект и предмет исследования.

С одной стороны, необходимо различать весь круг явлений, на которое направлено внимание исследователя, то есть объект, а с другой - то, относительно чего он обязуется получить новое знание - предмет его научной работы.

Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным. Для решения конкретных задач исследования потребуется привлечь многие знания, к этому времени уже полученные наукой. Но новое знание будет оказано лишь о чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения, и это будет реальный вклад в данную научную дисциплину.

Когда это условие остается вне поля зрения научного работника получается, что его выводы повторяют общеизвестные положения. Это означает, что исследование фактически не состоялось, ибо не достигнута конечная цель, ради которой оно, собственно, и проводилось - получение нового знания. Необходимость получения такого знания определяет в исследовании все остальное. Поэтому, раскрывая любую характеристику исследования, непременно нужно установить отношение этой характеристики к получению нового результата. Определяя актуальность, исследователь думает о том, насколько важна потребность науки и практики в знаниях определенного вида, а место и специфику недостающего знания устанавливает, выдвигая проблему. Предмет, как отмечалось, обозначает тот аспект объекта исследования, относительно которого будет получено такое знание.

Наконец, при завершении исследования нужно описать и кратко изложить, в чем состоит новизна полученных результатов.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим ученым. Предмет - это модель объекта. Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным

В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении.

Цель и задачи исследования.

Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

Гипотеза и защищаемые положения.

Одним из методов развития научного знания, а также структурным элементом теории является гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Важно иметь в виду, что подобные предположения относятся обычно не просто к констатации существования какого-либо события или явления, а к выяснению связи между ними и наблюдаемыми известными явлениями. Гипотеза как предположение о закономерном порядке явлений и других существенных связях и отношениях имеет в виду также предположение об отдельных связях. Во всех случаях гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Она есть такое высказывание, истинность и ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Одно и тоже по содержанию предположение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает в зависимости от степени его подтверждения, либо как гипотеза, либо как элемент теории.

В процессе разработки гипотеза развертывается в систему или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Поэтому, чтобы выдвинуть гипотезу, нужно многое знать об изучаемом объекте, основательно его изучить. Только тогда можно разработать по-настоящему научное, развернутое предположение, теоретическое представление, которое нуждается в солидных доказательствах.

Нужно отметить, что эта установка, вытекающая из самой природы научной работы нередко, идет вразрез с исследовательской практикой. Гипотезу часто выдвигают в самом начале, едва приступив к исследованию. Настоящая гипотеза требует серьезного, трудоемкого обоснования и тщательной, детальной проверки. Поскольку в этом случае ее фактически нет, то нет и надлежащей исследовательской работы. Поэтому лучше на начальной стадии не называть гипотезой закономерно появляющиеся и весьма туманные предположения о том, как должно обстоять дело - что собой представляет избранный для изучения объект, какой будет система действий для достижения планируемого результата и т.п. Достаточно назвать все это словами: "рабочее предположение".

Еще на стадии формирования гипотезу, до ее проверки, необходимо соблюдать некоторые к ней требования. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой. Наука в данный момент может не располагать еще реальными в техническом отношении средствами эмпирической проверки гипотезы. Однако это не значит, что ученый не имеет права вообще ее выдвигать. В гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям, которые могут в необходимых случаях приобретать характер закона или закономерности. Наконец, самым существенным признаком научной гипотезы является ее нестандартность или не очевидность.

Гипотеза должна быть гипотетичной. Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представление исследователя о том, что не очевидно в объекте, что ученый видит в нем такого, чего не замечают другие.

Новизна результатов, их значение для науки и практики.

Нужно отчетливо представлять себе, что в данном случае новизна выступает как отдельная характеристика исследования и относится к его результатам. Это означает, что дать окончательный ответ о новизне, или можно так сказать, заполнить соответствующую рубрику можно только после того, как научная работа завершена. Однако это не значит, что исследователь вспоминает о новизне только в конце пути и не думает о ней вначале. Наоборот, необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования, на него ориентированы все остальные методологические характеристики. Собственно в широком смысле в этом и состоит цель и смысл научной работы - в получении такого знания.

В первом приближении вопрос о новизне возникал еще на стадии обоснования актуальности и определения предмета. Тогда нужно было обозначить, относительно чего новое знание должно быть получено. Новое знание в виде предположений выдвигалось в гипотезе и в защищаемых положениях. Когда работа завершена при осмыслении и оценке ее результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос об их новизне: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы. На этом этапе проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку. В том случае, когда каждая из характеристик, входящих в систему, взаимно подкрепляет и дополняет другую, эта система выступает как интегральный показатель качества проведенного исследования.

Итак, общий процесс выполнения теоретическо-экспериментального исследования как отдельной темы в составе проблемы, разрабатываемой коллективом, так и диссертационной работы можно представить такой схемой по этапам:

1 этап. Общее ознакомление с областью предстоящего исследования и формулировка темы. Составление аннотации. Составление общего предварительного плана разработки темы. Общая постановка темы и ее основная цель (в большинстве случаев совпадающей с названием темы). Выделение основных задач (вопросов), на которые делится вся разработка. Доклад. Список основной литературы.

2 этап. Подбор литературных, архивных источников. Составление
аннотаций источников. Анализ, сопоставление и критика прорабатываемых
данных. Составление своих соображений по отдельным источникам и по
отдельным вопросам. Составление критического обзора литературы и
состояния вопроса.

3 этап. Уточнение формулировки темы. Окончательная постановка цели и задач темы. Уточнение и детализация плана. Разработка теоретического решения темы (гипотеза) на основе освоения и критики проработанных источников. Обоснование необходимости экспериментов. Доклады.

4 этап. Разработка плана и методики эксперимента или опытных
исследований для проверки теоретических решений. Обоснование темы и
методики экспериментов. Систематическая обработка и анализ полученных
результатов и текущие выводы.

5 этап. Обработка всего комплекса опытных данных, сопоставление с
теоретическими решениями. Составление графиков и выведение
эмпирических зависимостей. Анализ расхождения между гипотезой и
опытом. Проверка опытов или постановка новых в случае необходимости.
Уточнение теоретических решений на основе опытной проверки и
разработка окончательного решения. Составление выводов общих и частных,
составление окончательных таблиц, графиков и т.д. Предоставление
руководителю. Рецензирование. Доклад. Переработка и исправление по
рецензиям.

6 этап. Литературная обработка всего материала исследования. Изложение темы по этапам исследования (постановка цели и задач, состояние вопроса, изложение и критика первоисточников, предварительные решения, задачи и методика эксперимента, данные эксперимента в таблицах и графиках, сопоставление с предварительным решением, изложение окончательного решения). Редактирование и отделка текста. Чистовое изготовление графиков, чертежей, фотографий. Окончательное оформление.

Обоснование (Синопсис) представляет собой представленную и структурированную исследовательскую проблему того исследования, которое магистрант предполагает вести в течение обучения и результатом которого станет Диссертация.

Структура Синопсиса в целом соответствует структуре Введения Диссертации (или другой квалификационной работы: курсовой работы, дипломной работы, диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук), открывается

Титульным листом, на котором приведена формулировка темы предполагаемого исследования,

и включает следующие разделы:

Название, обоснование выбора темы, характеристика исследовательской проблемы (соотносится с формулировкой исследовательской проблематики на титульном листе Синопсиса);

Актуальность и новизна темы: анализ актуальности предполагаемого исследования/проблемы, которую предполагается решить в ходе проекта. Цель данного раздела – сформулировать представление о необходимости проведения предполагаемого исследования/проекта и выполнения Диссертации;

Формулировка основной идеи (гипотезы);

Описание материала, на базе которого будет написана диссертация: анализ выявленной и изученной магистрантом исследовательской литературы по заявленной проблематике. Комплекс исследовательской литературы включает в себя труды на русском и иностранных языках, выявленных на различных носителях. При подготовке Синопсиса, как правило, это несколько десятков работ (минимум для курсовой работы – 40, минимум для магистерской диссертации – 80). По мере подготовки Диссертации комплекс литературы пополняется за счет вновь выявленной и изученной литературы. Глубина ретроспекции определяется целями и задачами проводимого исследования, а также специфическими требованиями соответствующей отрасли наук. Цель данного раздела – сформулировать положение о степени изученности предлагаемой магистрантом исследовательской проблематики;

Цели и задачи работы: формулировка цели предполагаемого исследования/проекта. Необходимо стараться формулировать цель в грамматических категориях результата, а не процесса. Например: выявить основные характеристики…; сформулировать основные этапы…; выявить и охарактеризовать особенности процесса…; сформировать и обосновать последовательность подготовки… Не рекомендуется: изучить основные характеристики…; исследовать особенности процесса…; проанализировать политику … При этом цель должна быть сформулирована так, чтобы она указывала на результат важный для политической науки и public policy science and analysis.

Формулировка задач, которые необходимо решить для успешного достижения цели (как правило, формулируются две-три крупные задачи предполагаемого исследования);


Теоретико-методологическая основа исследования. Необходимо не только перечислить теоретико-методологические подходы, на которые будет опираться студент, но и раскрыть как перечисленные подходы помогут достигнуть цели и решить задачи исследования;

Методика исследования с обоснованием выбранных методов исследования и источников данных

Степень научной разработанности тематики исследования и научная новизна исследования

Структура работы:обоснование примерной структуры предполагаемого исследования/проекта

При необходимости – характеристика корпуса источников проводимого исследования с точки зрения информативности источников, степени полноты и достоверности содержащейся в них информации;

При необходимости – характеристика хронологических и географических рамок предполагаемого исследования;

При необходимости - теоретическая ценность и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту, апробация результатов исследования, обоснование выбранных «кейсов» для анализа

Основная библиография по избранной теме.

Объем – 300 слов. Представление – лист формата А4, дата

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Оформление компонентов (частей) магистерской диссертации в соответствии с требованиями к магистерским диссертациям

Магистерская диссертация должна содержать:

Титульный лист;

Введение;

Главы основной части;

Заключение;

Библиографический список;

Приложения.

Титульный лист заполняется по строго определенным правилам. Оглавление, в котором приводятся все заголовки диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте. Заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.

Введение должно быть кратким, в нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель, содержание поставленных задач, формулируется объект, предмет и гипотеза исследования, указывается избранный метод исследования, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, сообщаются положения, выносимые на защиту.

Актуальность исследования определяется:

Необходимостью дополнения теоретических обоснований, относящихся к изучаемой проблеме;

Потребностью в новых теоретических, исторических, экспериментальных данных; потребностью в новых методах;

Потребностью практики.

Цель исследования - желаемый, конечный результат исследования. Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью. Описание решения задач должно составить содержание глав диссертационной работы. Объект и предмет исследования. Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, классифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целы.

Гипотеза исследования. Слово «гипотеза» может быть раскрыто как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией». Гипотеза дипломного исследования должна бы гг. конкретной и выдвигать предположение о существовании какого-то явления, его свойств, взаимосвязи с какими-то другими явлениями. Проведение исследования может либо подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую в дипломной работе гипотезу. В любом случае полученный экспериментальный материал его анализ дает возможность определения дальнейшего изучения исследуемой проблемы.

Методы исследования - инструмент добывания материала для достижения поставленной в работе цели. Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. При работе над дипломным исследованием возможно комплексное использование всех групп методов, что обусловлено особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

В конце введения можно раскрыть структуру диссертационной работы.

Главы основной части. Чаще всего текст основной части содержит 2-3 главы. Содержание глав должно соответствовать теме диссертационной работы, раскрывать ее.

В основной части рассматриваются методика, техника исследования, обобщаются результаты.

Заключение. В заключении дается обобщенная итоговая оценка проделанной работы в соответствии с целями исследования, с точки зрения подтверждения гипотезы. В заключении могут отмечаться возможные пути применения полученных результатов в теории и практике.

Библиографический список использованной литературы. Список составляется в алфавитном порядке. Каждый литературный источник должен иметь полное библиографическое описание и иметь отражение в диссертации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скачать презентацию про страну италия Скачать презентацию про страну италия Презентация на тему «ДНК и РНК Презентация на тему «ДНК и РНК Презентация на тему индустриализация в ссср Презентация на тему индустриализация в ссср