Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления. Уровни образования в россии Уровень образования и квалификации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

· организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми для муниципальных организаций.

Таким образом, основная часть расходов на предоставление общего образования ложится на уровень субъекта Российской Федерации. С этого уровня финансируются как предоставление общего образования в учреждениях субъекта Российской Федерации, так и определенные расходы (по всем уровням общего образования) на предоставление общего образования в муниципальных и частных образовательных организациях.

Для начального, основного и среднего общего образования такая схема является привычной. Для дошкольного же образования схема финансирования поменялась коренным образом, и стала аналогичной «школьной» схеме. Новый закон определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты Российской Федерации, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением на уровне дошкольного образования.

Вместе с тем, появилась возможность легального отбора обучающихся при приеме для обучения на ступени основного общего и среднего общего образования. Согласно ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ, организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, если субъект Российской Федерации примет соответствующее решение на законодательном уровне, образовательные организации, работавшие по программам повышенной сложности (гимназии, лицеи), получат возможность отбора обучающихся. Принятие такого решения представляется необходимым, в связи с тем, что без легальной возможности проводить отбор обучающихся на программы повышенного уровня образовательные организации сталкиваются с невозможностью эффективного обучения по таким программам, либо зачастую проводят неформальный отбор.

Права и обязанности работников

Статус работников образовательной организации также претерпел некоторые изменения.

В первую очередь, в Федеральном законе № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе, подробно закрепляется статус педагогических работников, в том числе академические права и свободы, обязанности.

Статьей 47 Федерального закона № 273-ФЗ к академическим правам и свободам работников отнесены, в частности, свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), и т.п. Академические права и должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 47 устанавливаются трудовые права и социальные гарантии работникам, а также решается ключевой вопрос состава рабочего времени педагогического работника. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Данная норма окончательно разрешает возникавшие в связи с особенностями начисления заработной платы заблуждения, согласно которым многие педагогические работники полагали, что к их обязанностям относится исключительно проведение аудиторных занятий в рамках нормы часов аудиторной нагрузки за ставку заработной платы. Вместе с тем, было очевидно, что аудиторная нагрузка составляет лишь часть педагогической работы, и помимо проведения уроков у учителя есть масса внеурочных обязанностей.

Возникал вопрос, можно ли варьировать урочную и внеурочную части нагрузки на различных педагогов? Например, для педагогов, преподающих «обширные» учебные предметы (такие как математика, русский язык и т.п.), ввести несколько бὀльшую учебную нагрузку, за счет освобождения от иных обязанностей, кроме ведения уроков и подготовки к ним, для педагогов же, преподающих такие «компактные» предметы, как география или черчение, нагрузить их менее, чем 18-ю часами урочной нагрузки (поскольку большего количества нагрузки у организации просто нет), но тем не менее догрузить их до полной ставки индивидуальной работой с обучающимися, воспитательной работой, проведением физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих мероприятий и иной педагогической работой, не связанной с аудиторной нагрузкой. Фактически возникал вопрос – можно ли нормировать всю неурочную деятельность учителя, а не только его аудиторную нагрузку (как того, впрочем, очевидно требует трудовое законодательство)? В данный момент это невозможно, такому решению препятствуют подзаконные нормативные акты, нормы пенсионного законодательства. Приведенная же формулировка закона создает возможность в будущем отказаться от жесткой привязки ставки заработной платы к норме часов аудиторной нагрузки, перейти к плавающей вилке нагрузки или к штатно-окладной системе оплаты труда и т.п. Принятие подобных решений давно назрело и необходимо для обеспечения эффективной работы образовательных организаций, особенно небольшого масштаба.

В Законе вводится принципиально новое понятие конфликта интересов педагогического работника. Согласно ст. 2 конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Согласно ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

К сожалению, механизм реализации данной нормы неочевиден. Нарушение этого запрета является должностным проступком только в случае, если оно совершено в рамках рабочего времени педагогического работника, что происходит крайне редко, т.к. репетиторством занимаются в основном за пределами рабочего времени. Какой-то специфической ответственности не предусматривается. Вместе с тем, возникнут сложности и с выявлением подобных нарушений, поскольку до тех пор, пока обучающиеся заинтересованы в получении таких услуг, информация о репетиторстве будет скрыта (если только занятия не проводятся в здании образовательной организации, что, опять же, бывает довольно редко, чаще занятия проводятся дома у педагога или у обучающегося).

Педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена (размер и порядок устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации).

Сроки и порядок реализации норм Федерального закона

Федеральный закон № 273-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013 г., с некоторыми исключениями, т.е. уже со следующего учебного года организациям необходимо привести свою деятельность в соответствие с его требованиями. Изменения в вопросах финансирования (в частности, скорректированные бюджетные обязательства различных уровней государственной и муниципальной власти) вступают в силу несколько позднее, чем основная часть норм нового закона, с 1 января 2014 г.

Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 г. с учетом следующего:

· специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

· образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

· специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

Прохождение повторного лицензирования, процедур государственной аккредитации не потребуется. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу Федерального закона. Вместе с тем, ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 г.

В установленные на день вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения необходимо внести в систему оплаты труда (согласовав документ с профсоюзом), а также в трудовые договоры (предупредив работников заранее в двухмесячный срок).

Таким образом, организационные изменения в связи с введением в силу нового Федерального закона сведены к минимуму, равно как и финансовые затраты учреждений общего образования. Вместе с тем, определенные организационные действия, в частности, внесение изменений в уставы и иные локальные документы, в трудовые договоры с работниками, переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, должны быть выполнены.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Высшее учебное заведение – это сложная педагогическая система, результаты деятельности которой оцениваются по тому, как адаптируются его выпускники в условиях практической работы и насколько успешно решают многочисленные профессиональные задачи. Высшая школа во все времена играла роль воспитателя интеллигенции, создателя кадров, способных развивать профессиональную деятельность, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. Квалифицированного специалиста характеризует не только большой объём знаний, но и умение пользоваться исследовательскими методами, умение самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности задачи.

Высшее учебное заведение (вуз) – это заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства.

К основным направлениям деятельности высшего учебного заведения относятся следующие:

– подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней;

– подготовка и аттестация научных, научно-педагогических кадров;

– научно-исследовательская работа;

– специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров;

– культурно-образовательная деятельность, воспитательная работа со студентами;

– учебно-методическая работа, издательская деятельность;

– финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая деятельность;

– осуществление внешних связей.

Главные задачи вуза :

Осуществление образовательной деятельностиопределённого направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней, которая отвечает стандартам высшего образования;

Осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

Обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием;

Осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвёртого уровней аккредитации;

Изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

Обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;


Повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Образовательный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню.

Закон Украины «О высшем образовании» устанавливает следующие образовательные уровни высшей школы:

Неполное высшее образование – образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и является достаточным для получения им квалификаций после образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.▪ Базовое высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.▪ Полное высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательным уровнем специалиста или магистра. Высшее образование имеют лица, закончившие обучение в высших учебных заведениях, успешно прошедшие государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получившие соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.Государственная аттестация лиц, которые окачивают высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положения о государственной экзаменационной комиссии утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Образовательно-квалификационные уровни:

√ Младший специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лица, имеющие базовое среднее образование могут одновременно обучаться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста.

√ Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило высшее образование, фундаментальные и специальные умения и навыки касательно обобщенного объекта трудовой деятельности, достаточные для исполнения заданий и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

√ Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения обязанностей и первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

√ Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр – это академическая степень. Она присваивается лицу, освоившему конкретную профессионально-образовательную программу по соответствующему направлению высшего профессионального образования. Выпускник-магистр владеет методологией научного творчества, современными информационными технологиями, он подготовлен к эффективной исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

Название степени магистра происходит от латинского magister (учитель). Степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Она присуждается лицам, проявившим склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Степень магистра (master’s degree) – это ученая степень, которую получают студенты, окончившие второй этап высшего образования (postgraduate или graduate), длительность которого составляет от одного до трех лет.

Специалисту предпочтут магистра при приеме на государственную службу, на педагогическую работу, при поступлении в аспирантуру. Поэтому в последнее время конкурс в магистратуру вырос до 3-4 человек на одно место – лицензия на магистратуру по многим специальностям составляет только 10-20% от общего числа студентов на специальности.

В рамках Болонской декларации осуществляется переход на двухуровневую систему образования: бакалаврат и магистратуру.

4.2 . Стандарты высшего образования . Лицензирование и аккредитация в сфере высшего образования

Образовательная деятельность проводится вузами на основе лицензий.Лицензирование – процедура признания права высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего образования.Обязательным условием выдачи лицензии является наличие необходимой материально-технической, научно-методической, информационной базы, библиотеки, научно-педагогических кадров по нормативам, установленным государственными нормативами. Проводится лицензирование перед началом подготовки специалистов центральным исполнительным органом в сфере образования и науки по заявлению вуза. В результате выдается сертификат сроком до окончания цикла подготовки (не менее чем на три года), в котором указаны название направления или специальности, образовательно-квалификационный уровень и объем подготовки, срок действия лицензии, юридический адрес вуза, его структурные подразделения. Лицензированные учебные заведения вносятся в Государственный реестр высших учебных заведений. Аккредитация – процедура признания государственного статуса образовательного учреждения с целью контроля за эффективностью образовательного процесса и защиты прав граждан на получение образования. Аккредитация включает процедуры признания типа (среднее или высшее профессиональное) и вида (университет, академия, институт, колледж) учебного заведения. Осуществляется аналогично лицензированию с проведением экспертизы и оплачивается этим учреждением. Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки соответствия содержания учебных планов и программ государственным образцам, информационной базы учебного процесса, качества подготовки по результатам итоговых аттестаций. Признание вида осуществляется на основе универсальности образовательного учреждения, наличия условий для профессиональной деятельности по профилю подготовки специалистов, возможности продолжения образования (магистратура, аспирантура, дополнительное образование взрослых), объему научных исследований, научно-методической работы, состава научно-педагогического персонала. По результатам аккредитации выдается сертификат, где значатся: направление или специальность, образовательно-квалификационный уровень подготовки, срок действия сертификата (не более 10 лет), адрес и структурные подразделения (филиалы) вуза.

Уровень аккредитации – уровень способности высшего учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Согласно Закону Украины «О высшем образовании», который устанавливает правовые организационные, финансовые и другие основания функционирования системы высшего образования, существует четыре уровня аккредитации:

▪ І уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

▪ ІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

▪ ІІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра и специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

▪ ІV уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специалиста и магистра.

Кредитно-модульная система подготовки специалистов базируется на модульном (поэтапном) изучении дисциплины и специальной методике оценки качества усвоения студентами каждого модуля.

Данная система позволяет организовать планомерную, систематичную работу студента, стимулировать познавательную деятельность, повысить долю самообучения и самостоятельности студентов в выработке регламента обучения. Суть такой системы состоит в следующем: изучаемая дисциплина разбивается на модули, каждый из которых состоит из ряда связанных тем. Каждому смысловому модулю соответствует определенная сумма баллов. Усвоение материала оценивается в 100 рейтинговых баллов, включая практические и самостоятельные виды работ. Уровень знаний оценивается суммой баллов, набранных за изучение курса.

Получение образования происходит по двухступенчатой системе: после 4-х лет обучения выдается диплом бакалавра, после 5 лет – диплом специалиста или магистра. Государственная аттестация бакалавров проводится путем государственных экзаменов, а специалистов и магистров с помощью дипломных и магистерских работ, которые представляют собой выпускную квалификационную работу практического и научного содержания.

Существуют две модели кредитных систем оценивания:

1) кредитные системы, ориентированные на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности – ECTS (European Credit Transfer System);

2) кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов – USCS (United States Credit System). Данная система максимально отражает возможности студента, путем ранжирования вносит состязание в учебный процесс, повышая его качество.

Систему стандартов высшего образования составляет государственный стандарт высшего образования , отраслевые стандарты и стандарты высших учебных заведений. Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также образовательной деятельности вузов независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит:

▪ перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням (названия работ, выполняемые специалистами определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях);

▪ перечень направлений специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с определенными образовательно-квалификационным уровнями (отражают обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности);

▪ требования к образовательным уровням (требования сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом будущей профессиональной деятельности);

▪ требования к образовательно-квалификационным уровням с учетом общественного разделения труда.

Таким образом, в структуру стандартов включаются:

‒ перечисление специализаций по специальностям;

‒ учебные планы (графики учебного процесса, набор, последовательность и период изучения учебных дисциплин);

‒ программы учебных дисциплин (объём, уровень сформированности умений и знаний, литература);

‒ образовательно-квалификационные характеристики выпускников;

‒ средства диагностики качества высшего образования;

‒ образовательно-профессиональные программы подготовки.

Отраслевые стандарты содержат: образовательно-квалификационные характеристики выпускников вузов (требования к компетентности), образовательно-профессиональные программы (нормативный срок, содержание, объем, уровень профессиональной подготовки).

Стандарты высшего образования учебных заведений содержат: перечень специализаций по специальностям, вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников вузов, вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки, вариативные части средств диагностики качества образования, учебные планы, программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования, внесение изменений к ним и контроль за их исполнением определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального исполнительного органа в сфере образования и науки.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

В РФ установлены следующие уровни образования:

Общее:1)начальное2)основное3)полное

Профессиональное

4)начальное

5)среднее

7)послевузовское

Общее образование в нашей стране обязательно

Начальная профессиональная подготовка

Осуществляется по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и полно общего образования

Можно получить в образовательных учреждениях начальной профессиональной подготовки и в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, у которых есть лицензия на проведение начальной профессиональной подготовки

ПТУ, лицеи, 2-3 года обучения.

Средняя профессиональная подготовка

Ориентирована на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, полного общего образования или начального профессионального образования. Можно получить в следующих образовтельных учреждениях:

1)учреждения среднего проф образвания техникумы(технич. Специальности), училища, колледжи

2)учреждения высшего проф. Образования при наличии у них лицензии

2-5 лет в зависимости от начального образования

Высшая профессиональная подготовка.

Предусматривает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня.

В РФ установлены след. уровни высшего проф. Образования:

Бакалавриат 4года

Подготовка специалиста – не менее 5 лет

Магистратура 2 года

Можно получить в университетах, академиях, институтах

Нужно иметь либо полное общее образование, либо начальноеили среднее профессиональное образование



Послевузовская подготовка

Представляет возможность повысить уровень образования научной или педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Можно получить в аспирантуре,адъюкантуре, доктарантуре, интернатуре, ординатуре

Аспирантура – форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюкантура – эта форма обучения военнослужащих предусматривающая подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Доктарантура - форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Для зачисления нужно иметь степень кандидата наук.

Интернатура – форма первичной годичной послевузовской подготовки лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование и явл условием для этих лиц работы по полученной специальности.

Ординатура – форма подготовки, переподгатовки, повышения квалификации в мед. Институтах, институтах усовершенствования и институтах повышения квалификации. Обычно 2 года.

Методы обучения на рабочем месте.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводится как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников – с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.

Методы обучения вне рабочего места

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. ЛЕКЦИЯ В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечнм результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время – обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В тоже время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности – обратной связи – обучающийся предоставлен самому себе

Понятие карьеры. Связь карьеры с деловой оценкой персонала

Под карьерой принято понимать индивидуально осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и управления трудом.

Карьера это поступательное движение по карьерной лестнице, развития способностей сотрудника.

Профессиональная карьера

Профессиональная карьера представляет собой постепенную смену стадий развития в процессе трудовой деятельности. Рассматриваются следующие стадии развития: 1)обучение2)поступления на работе3)профессиональный рост4)поддержка индивидуальных профессиональных способностей 5)выход на пенсию.

Внутриорганизационная карьера

Представляет собой последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации

Реализуется в трех основных направлениях:

Вертикальное – подъем на более высокую ступень структурной иерархии

Горизонтальное – перемещение в другую функциональную область деятельности.

Центростремительное понимается движение к ядру, центру организации.

Основные модели карьеры

Спeциaлиcты пo мeнeджмeнтy cyщecтвyющee мнoгooбpaзиe вapиaнтoв кapьepы oбъeдиняют в чeтыpe мoдeли: "тpaмплин ", "лecтницa ", "змeя " и "пepeпyтьe ".

"Тpaмплин". Дaнный вид кapьepы нaибoлee шиpoкo pacпpocтpaнeн cpeди pyкoвoдитeлeй и cпeциaлиcтoв. Он зaключaeтcя в тoм, чтo тpyдoвoй пyть paбoтникa cocтoит из oдниx пoдъeмoв пo cлyжeбнoй лecтницe c пapaллeльным pocтoм eгo пoтeнциaлa, знaний и квaлификaции. Пocтeпeннo мeняютcя зaнимaeмыe им дoлжнocти нa бoлee выcoкиe и лyчшe oплaчивaeмыe. Этaп, нa кoтopoм чeлoвeк зaнимaeт выcшyю для нeгo дoлжнocть, oн cтapaeтcя пpoдлить кaк мoжнo дoльшe, тaк кaк зa ним пocлeдyeт "пpыжoк c тpaмплинa" - yxoд нa пeнcию. Тaкoй вид кapьepы нeгaтивнo cкaзывaeтcя нa чeлoвeкe, тaк кaк пocлe oтcтpaнeния oт aктивнoй дeятeльнocти oн oщyщaeт cвoю нeнyжнocть, чтo нepeдкo пpивoдит к cyицидaм.

"Лecтницa". Дaнный вид cлyжeбнoй кapьepы cocтoит в тoм, чтo кaждaя ee cтyпeнь являeт coбoй oпpeдeлeннyю дoлжнocть, кoтopyю paбoтник зaнимaeт зapaнee oпpeдeлeннoe вpeмя (чaщe пять лeт).

"Змeя". Дaннaя мoдeль пpeдycмaтpивaeт пepeмeщeниe paбoтникa c oднoй дoлжнocти нa дpyгyю пyтeм нaзнaчeния. Сpoк пpeбывaния в кaждoй дoлжнocти - oдин-двa гoдa. Для тoгo чтoбы зaнять выcший пocт, coтpyдник пpoxoдит вce дoлжнocти и вcecтopoннe изyчaeт opгaнизaцию, нaбиpaeтcя oпытa и пoвышaeт cвoю квaлификaцию, в peзyльтaтe чeгo oн cтaнoвитcя cпocoбным oбъeмнo cмoтpeть нa cитyaцию и paccчитывaть вoзмoжныe pиcки.
"Пepeпyтьe". Дaннaя мoдeль кapьepы ocнoвывaeтcя нa aттecтaции paбoтникa (pyкoвoдящeгo) пo иcтeчeнии oпpeдeлeннoгo cpoкa. В cooтвeтcтвии c дaнными aттecтaции мoгyт быть пpиняты cлeдyющиe peшeния: пoвышeнии coтpyдникa линeйнoм пepeмeщeнии, ecли пoтeнциaл pyкoвoдитeля cpeдний; пoнижeнии, ecли pyкoвoдитeль нe oблaдaeт aвтopитeтoм y пoдчинeнныx, имeeт низкyю квaлификaцию и в кoллeктивe чacтo вoзникaют кoнфликты.

Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование - это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. В контексте настоящего учебного пособия нас будет интересовать легальное, т.е. закрепленное в законе, определение образования. Оно содержится в преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании» (с послед, изм. и доп.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Таким образом, образование - это процесс, который отвечает следующим признакам: 1)

целенаправленность; 2)

организованность и управляемость; 3)

завершенность и соответствие требованиям качества.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) - это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов): 1)

основное общее образование; 2)

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование; 4)

среднее профессиональное образование; 5)

высшее профессиональное образование; 6)

послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы - на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование - это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях ре-

ализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную)

практику.

Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования:

неполное высшее образование; -

бакалавриат; -

подготовка дипломированных специалистов; -

магистратура. 8

Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть

получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее - в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме - 20, а по заочной - 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).

В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного

экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении. Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,

превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образователь-

ной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др.

Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Почему появляется повышенная чувствительность зубов Почему появляется повышенная чувствительность зубов Лучшие асы люфтваффе германии Лучшие асы люфтваффе германии Самые везучие люди в мире Самые везучие люди в мире