Ажурный дом. Панорама Ажурный дом

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Кто живёт в Москве, скорее всего хоть раз, да видел этот дом на Ленинградском проспекте. Он имеет целых два названия в народе - Ажурный дом или дом Бурова.

Строительство началось в довоенном 1936 году, а закончилось уже в непростом 1940-ом году. Это несомненный памятник архитектуры, архитекторами которого являются Андрей Буров и Б. Блохин. Андрей Буров мечтал о том, чтобы советская массовая застройка была не только практичной, но и красивой, а каждый жилец имел доступ к разнообразной социальной инфраструктуре. Но получилось, увы, как всегда. Ажурный дом на Ленинградском проспекте не пошел в серию и остался единственным в своем роде.

Дом построен рядом с комплексом московского ипподрома, на месте одного из хозяйственных зданий. С правой стороны дома начинается Беговая аллея, и начинается не просто, а с двух скульптур соответствующей тематики, одна из которых стоит прямо около дома.

Вопреки тогдашней моде дом строился не по красной линии, а немного в глубине, поэтому сейчас он почти теряется за небольшим сквериком и ларьками. Но Ажурный дом ни с чем другим не спутаешь — ряды узорчатых бетонных решеток, прикрывающих кухонные лоджии, сразу объясняют его "народное" название. Узоры растительные, двух типов — решетки, кстати, отлиты по эскизам художника Владимира Фаворского. Они не только украшают дом, но и позволяют не портить его внешний вид такими бытовыми деталями, как развешанное на балконах белье.

Стены муарового, похожего на мрамор оттенка. Причем изначально, говорят, ничего такого в проекте не было. В последний, как водится, момент Бурову позвонили с завода и сообщили, что добиться ровного цвета блоков никак не получается. Архитектор мгновенно нашел выход: в блоки при заливке добавили краситель. Отсюда на стенах дома необычные разводы.

Само здание невысокое — всего шесть этажей. Дом — довольно простой по форме, нарочито "индустриальный". То же самое и внутри: огромное пространство парадного с тремя лестницами, просторные коридоры. Но нигде нет ни лепнины, ни мозаики, ни драгоценных люстр, привычных в домах сталинской элиты. Буров строил не дворец для избранных, а образец стандартного дома для советских граждан.

Конечно, в первый такой дом въехали полковники и генералы, но если бы Ажурный дом пошел в серию, досталось бы и простым смертным. Квартиры, изначально рассчитанные на односемейное проживание, но подчеркнуто не элитные: с совмещенными санузлами и микроскопическими четырехметровыми кухнями. Кухни, впрочем, сделаны маленькими намеренно. Предполагалось, что готовить еду будут внизу, в ресторане, а на кухнях — только разогревать. Да, в типовом советском доме должен был быть свой ресторан, и не только. В 1930 году Андрей Буров ездил в командировку в США и привез оттуда идею общественного обслуживания жильцов, или того, что мы сейчас называем социальной инфраструктурой.

В доме на Ленинградском проспекте должен был быть ресторан, гастроном, парикмахерская, ясли и детский сад. Причем не отдельно от жилых помещений, как это бывало сплошь и рядом, а с проходом в магазин или парикмахерскую прямо из подъезда. В большом холле первого этажа и сейчас виден заложенный вход в гастроном, во все остальные помещения тоже вели двери, которыми никогда, увы, не пользовались по назначению.

Помешала война. Дом достраивали в спешке, в 194о-м. Все подвалы переоборудовали под бомбоубежища. В малогабаритные квартиры сразу селили по две-три семьи. После войны многие задуманные объекты социальной инфраструктуры в доме появились, но о таких мелочах, как вход в магазин для жильцов, уже никто не думал — страну надо было восстанавливать. А когда дело дошло до массового домостроения, остановились уже на проектах попроще и подешевле, без всяких излишеств, вроде ажурных решеток. Да и на смену крупноблочной технологии пришла сборка из панелей.

Ажурный дом все равно оставался необычным. Хотя бы из-за своей внутренней планировки. Подъезд в нем только один, с двумя просторными лестницами в левом и правом крыле и двумя лифтами. Квартиры начинаются со второго этажа, по 18 квартир на каждом. На этажах просторные коридоры, почти как в школе.

"Мы здесь в детстве на велосипедах катались и в хоккей играли",— вспоминает председатель домкома Алла Кабанова. Сама Алла Александровна в доме старожил — ее отец, полковник госбезопасности, получил здесь комнату в конце 40-х.

Были в Ажурном доме и свои знаменитости — первую квартиру тут дали писателю Константину Симонову. Здесь с Валентиной Серовой они прожили до 1949 года. Жильцы уверяют, что именно здесь было написано "Жди меня". В этом же доме родилась и выросла фигуристка Ирина Моисеева. Отсюда будущая олимпийская чемпионка ходила заниматься на стадион Юных Пионеров.

В 90-е годы из-за маленьких квартир дом не пользовался популярностью у нуворишей. Зато киношники его полюбили, прежде всего, за необычную планировку и старые лифты. Здесь снимали фильм о Симонове и Серовой, а потом стали регулярно снимать кино о советской жизни.

«Ажурный дом» (также «Дом-аккордеон») - шестиэтажный жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве, один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Дом построен в 1940 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина, инженеров А. И. Кучерова и Г. Б. Карманова. Жилой дом стал завершающим в серии крупноблочных жилых домов, построенных по проекту тех же авторов на Большой Полянке (дома № 3, 5, 6, 4/10) и Велозаводской улице (№ 6). Здание проектировалось с учётом генерального плана реконструкции Москвы, согласно которому лицевым фасадом оно должно было выйти на большую площадь, образуемую пересечением Ленинградского проспекта и проектируемого по линии Беговой улицы и Новой Башиловки нового Бульварного (3-го Паркового) кольца. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, ведущей к Московскому ипподрому. По мнению исследователя архитектуры Н. Н. Броновицкой, на архитектурный образ здания повлиял Дом Скакового общества, построенный на территории ипподрома по проекту архитектора И. В. Жолтовского - учителя Бурова. Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали жилой дом, было здание бывшего ресторана «Яр», перестроенного в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков. Здание клуба также должно было выйти фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Архитектурная композиция фасадов жилого дома основана на образном сопоставлении вертикальных и горизонтальных членений - простенков и плит перекрытий, при этом технологические стыки железобетонных блоков не замаскированы рустовкой, как в домах на Большой Полянке и Велозаводской улице, а, напротив, подчёркнуты декоративной обработкой - карнизами и тягами. Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки, орнаментально изображающие цветущие растения в вазонах (по этим блокам дом называют «Ажурным»). Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В. А. Фаворского. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания и придаёт ему, по выражению А. В. Иконникова, «некоторую экзотичность», за которую дом прозвали «аккордеоном». Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями. Внутренняя планировка здания основана на распространённом на Западе полугостиничном типе жилья (apartment house), с которым А. К. Буров познакомился во время командировки в США. Компактные квартиры на жилых этажах (со второго по шестой, по 18 квартир на этаже), с небольшими кухнями и прихожими, расположены по обеим сторонам длинных коридоров. Внутренние перегородки выполнены из плит «Дифферент» (алебастро-камышовые плиты), не требующих…

Но ни разу мне не довелось осмотреть и сфотографировать его изнутри.
Поэтому с большим удовольствием пиарю пост chaivo в Точка наблюдения 234. Ажурный дом изнутри.


Ну так вот, на чем я в прошлый раз остановился?

На самом деле этот дом попался мне в самом начале пути - третьим просмотром была точно такая же
квартира, как та в которой я сейчас живу, только на 5м этаже и в более приличном состоянии. Но ее
собственники тянули с продажей, так как выискивали для себя какую-то весьма специфическую
альтернативу, в итоге она была продана гораздо позже и дороже...

Но местоположение, дом и планировка понравились мне сразу, так что я время от времени поглядывал
в его сторону, хотя надежды было немного - таких "однушек" в доме всего 5, по одной на этаже ровно
друг над другом. Не принято было в те времена строить такие маленькие квартиры, вообще в начале
Ленинградского проспекта их почти нет.

Так что когда через пол-года я наткнулся на новое объявление, я был очень удивлен, но уже подготовлен.
Несмотря на то, что автор перепутал номер дома и назвал его 5-ти этажным кирпичным, по фото я его легко
опознал и примчался на осмотр уже сразу с риэлтором, чтобы сразу взяться за дело, не демонстрируя,
однако, избыточного интереса дабы не провоцировать повышение цены. Однако сразу договориться не
удалось - риэлтор продавца хотел устроить еще показов, чтобы определиться с ценой.

Чтобы не упустить вариант, пришлось, как обычно, пуститься на авантюры. Во-первых вывесить фейковое
объявление о продаже еще одной такой же квартиры в этом доме, но с более низкой ценой, чтобы понять
потенциальное количество конкурентов и сумму, которую они готовы потратить, а во-вторых попросить
товарищей, не обделенных актерским талантом, съездить на просмотр и убедить риэлтора, что его предложение -
так-себе и цена завышена.

Через неделю обработки клиент созрел, небольшая дополнительная премия риэлтору продавцов довершила
дело в мою пользу, оставались документы и формальности - собрать вместе собственников-продавцов, которых
оказалось двое, получить справки из псих- и наркодиспансера для продавцов, согласие супругов и прочая лабуда
занимающая кучу времени... но это все детали, пожалуйте вовнутрь!

В доме всего один подъезд, первый этаж нежилой, занят магазинами и учреждениями.По советскому проекту
там должны были расположиться магазин, ресторан, ясли, детский сад и парикмахерская. Но, увы - изо всего
великолепия выжил только магазин. Первый этаж полуторной высоты, с антресолью - эдакой террасой идущей
поверх половины его объема. а антресоли магазина, кстати, расположена химчистка, ремонт часов и еще
какие-то атавизмы службы быта... Остальные же места заняли два банка, салон красоты (почти парикмахерская),
турагенство и школа игры го.

Просторный парадный подъезд раздваивается на две лестницы, поднимающиеся вверх с не менее обширными
лестничными площадками.

Площадки и часть этажа вымощены, как мне рассказали блогеры, не просто плиткой,
а метлахской керамикой -http://www.metlah.ru - специальной супер-пупер обожженной плиткой, сделанной по каким-то
спец. технологиям.. не удивительно, что она сохранилась столько лет, хотя на некоторых этажах уже есть пробелы.

Коридоры же центральной части дома покрыты хотя и запущенным, но натуральным дубовым паркетом -
материалом тоже весьма износоустойчивым. Кстати, лестницы и коридоры занимают почти 2/3 общей
площади дома, оставляя маленьким квартиркам совсем немного места...

Наверное, по ним здорово кататься в детстве на велосипеде или на роликах, да и напиминает
родную общагу ГЗ МГУ)) Но детей что-то в доме почти не видно, а бабушки на колясках тоже
как-то не рассекают по коридорам...

Даже на чердак ведет не менее эстетичная, хотя и в два раза суженная лестница...

Она же, вид сверху...

Чердак как чердак - огромное пустое неосвоенное пространство... когда же у нас, наконец, разрешат
строить мансардные этажи? Я бы с удовольствием освоил пару сотен квадратных метров... но нынче
это незаконно и дорого одновременно, да и я теперь уже не житель последнего этажа.

Вид с крыши на гостиницу "Советская", в недрах которой упрятано целиком здание бывшего рестораня
"Яр", где пели мы с Шаляпиным))

Ну а мое окно теперь в самом низу, на первом из жилых, хотя и достаточно высоком, но все-таки
всего-лишь втором этаже. Был бы я романтической барышней, ко мне, наверное, можно было бы
лазить в окна, чтобы не жаловаться как скучно мы живем...

Ну вот, хотел напоследок обсудить внутреннюю планировку и некоторые ремонтные вопросы - но
придется выносить в отдельный пост - и так полно вышло, да и бежать пора!

Приметное здание по адресу Ленинградский проспект, 27 получило в народе два названия – Ажурный дом (за наличие узорчатых решеток на фасаде) и Дом Бурова (по фамилии одного из архитекторов).

Возвели его на месте одной из хозяйственных построек , на пересечении с Беговой аллеей, начало которой обозначено двумя прямоугольным постаментами бывших въездных ворот к конноспортивному комплексу. На пилонах установлены скульптурные группы «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся здесь еще в 1899 году.

Фото 1. Ленинградский проспект, 27 в городе Москве

Вопреки тогдашним нормам градостроительства, «ажурный» дом возвели не вдоль красной линии, а значительно отступив от нее. Главной особенностью строения стали узорчатые решетки, выполненные из бетона и прикрывающие собой кухонные лоджии.

Узорчатое переплетение имеет два разных рисунка, основой которых послужили эскизы известного живописца Владимира Андреевича Фаворского по растительной тематике. Эта архитектурная деталь изначально была призвана не только украсить дом, но и спрятать от глаз посторонних, например, развешенное на лоджиях белье, что точно не придавало бы изыска зданию на одной из центральных городских улиц.

Фасадная часть здания муарового цвета, сопоставима с мраморным оттенком. Говорят, что первоначально такой колер стен не был предусмотрен, а все случилось совершенно случайно: Бурову сообщили со строительного комбината, что получить ровный цвет бетонного покрытия не удается, после чего он велел добавлять краситель в бетон во время его заливки в формы. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись уже более благородно – под мрамор.


Фото 2. Ажурный дом на Ленинградке иногда называют домом Бурова

Высота дома на Ленинградском проспекте, №27 – шесть этажей. Его объем выполнен в простой, несколько «индустриальной» форме. В просторном подъезде, причем единственном, устроено три лестничных марша, ведущих в расположенные буквой П сопряженные корпуса строения.

Внутреннее оформление выполнено без присущих сталинским элитным домам лепнины и мозаики: это неудивительно, т.к. архитектор Буров строил дом как образец будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Правда, первыми жильцами стали все же семьи старших офицеров армии и правоохранительных органов, хотя комфортабельными и элитными местные квартиры трудно было назвать даже тогда: совмещенные санузлы, кухни 4-метровые, комнаты по 14 и 17 квадратов, расположение квартир коридорного типа.


Интересна была задуманная планировка. Так, первый этаж отводили под социальные объекты для обслуживания жильцов дома, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго, который наряду с третьим, считались самыми престижными уровнями.

К сожалению, воплотить в жизнь все задуманное не удалось из-за начала войны с фашистами в 1941 году, а потому в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, квартиры, рассчитанные на одну семью, превратили в коммуналки, социальную инфраструктуру не создавали (к ней вернулись только после войны, и то в усеченном виде).

Ажурный дом под номером 27 на Ленинградском проспекте так и не стал типовым. После войны средств на восстановление страны не хватало, и поэтому о всяких украшениях фасадов в виде узорчатых решеток больше ни шло и речи – строили что попроще и подешевле, да и на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.


История и факты о доме с узорами на фасаде

В 1930 году Андрей Константинович Буров, после своей командировки в Соединенные Штаты Америки, вернулся с идеей устройства жилых домов совместно с инфраструктурными объектами общественного и социального назначения. Именно так он и проектировал свой новый дом.

Здесь должны были быть ресторан (именно этим и объясняется небольшая площадь кухонь, на которых пищу, принесенную из этой точки общепита, предполагалось только разогревать, а не готовить), продовольственный магазин, парикмахерская, а также дошкольные детские учреждения – сад и ясли. Попасть в них можно было не выходя из дома – туда вели отдельные двери прямо из подъездного пространства (в действительности, это так и не было реализовано).

В каждом столетии прекрасный облик Москвы дополнялся новыми архитектурными объектами, заслуживающими внимания. Украшением Москвы стал и шестиэтажный дом архитектора Бурова на Ленинградском проспекте, или «ажурный» дом, построенный в 1940 году.

Дом Бурова был первым в Москве, выполненным из бетонных блоков, изготовленных на заводе. Но особое внимание привлекают ажурные бетонные решетки растительного орнамента, закрывающие балконы. Именно благодаря этому архитектурному решению дом и смотрится ажурным.

Орнамент бетонных решеток дома архитектора Бурова создан по рисункам знаменитого русского художника Фаворского, у которого Андрей Буров учился во ВХУТЕМАСе.

Архитектор Буров планировал свой ажурный дом в Москве, как начало целой серии блочных домов, но строительство, которое началось в 1936 году и закончилось накануне войны, стало своего рода уникальным. Никогда после в блочный типовой дом не вкладывалось столько фантазии и эстетики.

Если посмотреть на фасад «ажурного» дома, создается ощущение, что ажурные части облицовки балконов соседствуют с мраморными стенами дымчато-серого цвета. Но это не мрамор. Такой эффект был создан за счет технологии добавления краски в бетон.

Дом сразу стал популярным в Москве, и в нем проживали и знаменитости — летчик Василий Сталин, писатель Константин Симонов и актриса Валентина Серова.

Архитектор Буров хотел создать в «ажурном» доме в Москве небольшой кондоминимум с развитой инфраструктурой. С этой идеей он познакомился в Америке в 30-е годы. На первом этаже планировались кухни с доставкой еды, магазин, бытовые услуги, детский сад, и т.д, но воплощению этих идей помешала война. В 1941 году цокольные и подвальные части дома были переоборудованы в бомбоубежища.

Если не считать наружной эстетики, внутри «ажурный» дом смотрелся совершенно без излишеств, характерных для сталинской эпохи, стандартным домом для проживания советских граждан. Никаких лепнин или мозаичных панно в подъезде, только весьма удобные широкие лестницы. И квартиры — малогабаритные, и почти во всем доме коммунальные.

«Ажурный» дом строился рядом с территорией московского ипподрома и тематически украшен копиями конных статуй архитектора Клодта.

Дом Бурова выстроен «покоем» или буквой П, в нем всего один подъезд, но при этом огромный, с тремя лестницами и широченными коридорами. Старожилы ажурного дома на Ленинградском проспекте помнят, что когда-то в нем работала шашлычная, которую называли «Антисоветской», потому что на другой стороне проспекта стоит гостиница «Советская».

Архитектор Буров по праву считается пионером новых строительных технологий. Он планировал свой «ажурный дом» в Москве, надеясь, что массовое жилье в СССР будет красивым и удобным.

Виктория Мальцева



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мариупольская икона божией матери Мариупольская икона божией матери Как лишали девственности в разных странах мира? Как лишали девственности в разных странах мира? Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления Варенье из сладкой ароматной дыни на зиму: секреты приготовления