Анализ умк по немецкому языку бим. Школьный гид

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Учебно-методический комплект (УМК) «Немецкий язык» («Deutsch») (авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Санникова Л.Н., Крылова Ж.Я. и др. ) предназначен для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Немецкий язык» («Deutsch») для 5-9 классов является продолжением серии УМК «Немецкий язык» («Deutsch») для 2-4 классов. УМК выпускает издательство «Просвещение» .

Учебники по немецкому языку Бим И.Л. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Основные характеристики УМК:
- личностно-ориентированная направленность материалов УМК;
- развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности;
- использование аутентичных материалов;
- знакомство учащихся со странами изучаемого языка;
- вовлечение учеников в творческую, в том числе проектную деятельность;
- достижение учащимися к концу 9 класса уровня А2 (в чтении - В1).

Состав УМК «Немецкий язык» Бим И.Л. и др. для 5-9 классов:
- Учебники с электронными приложениями (на сайте издательства). 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Санникова Л.Н., Крылова Ж.Я. и др.
- Рабочие тетради. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.Н., Садомова Л. В., Крылова Ж.Я.
- Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Семенцова Е.А., Резниченко Н.А.
- Сборник упражнений. 5-9 классы. Авторы: Бим И.Л., Каплина О.В.
- Книги для чтения. 5-6 и 7-9 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Игнатова Е.В.
- Книги для учителя. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А., Жарова Р.Х.
- Рабочие программы. 5-9 классы. Авторы: Бим И.Л., Садомова Л.В.

Учебники четко структурированы, разделены на главы, представляющие отдельные структурные единицы, нацеленные на реализацию доминирующих видов учебной и речевой деятельности. Каждая из глав включает несколько блоков: лексический, грамматический, страноведческий, блоки аудирования, устной и письменной речи, чтения и контроля. Во всех учебниках УМК присутствуют тексты различных жанров и форм (описание, диалог, интервью, письмо и т.п.) о России. В учебниках представлены наиболее устойчивые культурные традиции, объединяющие народы нашей страны с народами немецкоязычных стран. Учащиеся познакомятся с некоторыми достопримечательностями этих стран, их духовными и материальными ценностями. В учебниках отражены актуальные проблемы как зарубежных, так и российских школьников. Э лектронные приложения к учебникам можно скачать на сайте издательства.

Рабочие тетради полностью соответствуют структуре учебников. Тетради включают большое количество заданий тренировочного и творческого характера (лексические, грамматические, условно-коммуникативные), что обеспечивает учащимся активизацию лексических и грамматических навыков, необходимых для общения на немецком языке, а также позволяет варьировать объем тренировки в зависимости от возможностей и потребностей учащихся. Задания рабочих тетрадей являются логическим продолжением заданий учебников и предназначены для работы учащихся дома и в классе.

В пособиях «Контрольные задания для подготовки к ОГЭ» представлены задания по активизации навыков устной и письменной речи, задания для закрепления грамматических и лексических навыков, а также итоговые контрольные работы в формате ОГЭ. Пособия можно использовать как для работы в классе, так и для самостоятельной подготовки к текущим и итоговым контрольным работам.

В сборнике упражнений в систематизированном виде представлен весь грамматический материал по программе 5-9 классов. Сборник позволяет закрепить пройденный материал, повторить забытый, помогает систематизировать знания по грамматике.

Книги для чтения предназначены для домашнего чтения в течение учебного года или во время каникул. Представлены тексты разных жанров: комиксы, анекдоты, басни и сказки, рассказы для детей известный немецких писателей. Каждому тексту предшествует одно или два задания, которые должны нацелить учащихся на работу с текстом, а также предлагается широкий выбор послетекстовых заданий. В конце книг для чтения дан небольшой немецко-русский словарь и лексикон, который содержит краткие сведения о немецких писателях - авторах вошедших в книгу текстов.

Книги для учителя содержат тематические планы к главам учебника, методические рекомендации по проведению работы, итоговый тест и ключи к заданиям теста, а также тексты для аудирования. В тематических планах указаны практические, воспитательные и развивающие задачи по каждой теме, даются рекомендации по дифференцированному подходу к учащимся, приведён языковой и грамматический материал, указаны объекты контроля. В методических рекомендациях формулируются конкретные учебно-познавательные и коммуникативные задачи, даются комментарии к упражнениям, указываются возможные варианты выполнения некоторых заданий, чтобы индивидуализировать обучение, учитывая возможности и способности учащихся.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) ФГОС при изучении немецкого языка. Рабочие программы содержат пояснительную записку, тематические программы и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Немецкий язык». В пояснительной записке обозначены цели курса обучения немецкому языку в основной школе, дана общая характеристика курса и требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку в основной школе, обозначено место курса в учебном плане, раскрыто основное содержание курса. Подробные тематические программы разработаны для каждого класса основной школы. Рабочие программы можно скачать на сайте издательства «Просвещение».


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Анализ УМК И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. для 8 класса «Deutsch Schritte 4»

Учебно-методический комплект (УМК) по немецкому языку «Deutsch Schritte 4» представляет собой результат творческой работы авторского коллектива в условиях многогранного и динамического учебного процесса в системе общего среднего образования.

Для создания УМК были использованы следующие нормативные документы: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (немецкий язык), авторская программа курса немецкого языка для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений И. Л. Бим. Учебно-методический комплект для 8 класса допущен к использованию в общеобразовательных учреждениях Министерством образования РФ. Институт им. Гёте (ФРГ) предоставил издательству ряд текстового и иллюстративного материала, а также осуществлял активную консультацию в период составления пособия.

Учебно-методический комплект “Deutsch Schritte 4” для 8 класса включает в себя следующие компоненты:

  • · учебник (+книга для чтения);
  • · книгу для учителя;
  • · рабочую тетрадь;
  • · аудиокассету.

Предлагаемые в данном учебнике тексты носят аутентичный характер и отвечают коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учащихся на данной ступени обучения; лексический и грамматический материал подобраны для школьников, изучающих немецкий язык как первый иностранный с образовательной программой, рассчитанной на 3 часа в неделю.

УМК разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, с учетом обязательного минимума содержания образования и авторской программой по немецкому языку. Это обеспечивает реализацию основных целей обучения иностранным языкам в условиях школы, а также повышает уровень их гуманитарного образования, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и многоязычного мира.

Изучение иностранного языка в условиях общеобразовательной школы сводится к следующим целям, которые находят свою реализацию в данном учебном комплекте:

  • 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции с учетом речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
  • 2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, образования, самообразования, социального взаимодействия.

Следует отметить, что данная образовательная ступень является очень важной на пути становления личности ребенка: на ней совершенствуются ранее приобретенные знания, умения и навыки, увеличивается объем изучаемых речевых средств, в целом совершенствуется качество владения иноязычной речью, возрастает степень осознанности школьников к организации своей учебной деятельности. Следовательно, для максимально плодотворной реализации процесса обучения с учетом требования программы и возрастных особенностей учащихся должна быть использована правильная тематическая, грамматическая и лексическая базы учебного курса.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание основных компонентов УМК. Весь материал учебника объединён в 4 самостоятельные главы (Kapitel), каждая из которых имеет свое название:

I. Schцn ist es im Sommer!

II. Aber jetzt ist schon lдngst wieder Schule!

III. Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor.

IV. Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland.

Книга для чтения (Lesebuch) включает в себя следующие произведения: Schwдnke, Sagen und Legenden, Balladen, Kinder- und Jugendbьcher, Novellen und Romane. Выбор жанров произведений для чтения имеет яркую фольклорную направленность и ставит целью познакомить учащихся с культурой немецкоязычных стран через литературные компоненты народного творчества. Также ученики знакомятся с творчеством немецких мастеров слова, таких как Йозеф фон Эйхендорф и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Тексты для чтения отобраны по следующим принципам: аутентичность, достоверность, культуроведческая насыщенность. В конце учебника предлагается немецко-русский словарь, который включает в себя новую лексику и основную лексику предыдущих лет обучения.

Основными положениями, определяющими выбор и организацию учебного материала курса, являются:

  • · соответствие тематического содержания учебного пособия познавательным и личностным интересам школьников на средней ступени обучения;
  • · ориентация на возрастные особенности и сферу, отвечающую за мотивирование учеников;
  • · аутентичность учебника, его жанровое многообразие;
  • · страноведческая составляющая курса учебника;
  • · межпредметная, многоуровневая и полифункциональная обусловленность.

Анализ учебно-методического комплекта показал, что учебник имеет как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ учебника является то, что он написан на языке оригинала. К достоинствам учебника также можно отнести красочное оформление, многочисленные иллюстрации городов, памятников, элементов быта и культуры немецкоязычного народа. Такая иллюстративная наглядность отображает культурное наследство Германии, тем самым стимулируя учащихся, повышая их мотивацию к изучению иностранного языка. Тексты учебного курса отражают языковую действительность, особенности функционирования языка, способствуют развитию речевой интенции говорящего. Благодаря хорошо подобранному материалу учебника создаётся представление о различных аспектах жизни людей за рубежом, что побуждает учащихся к коммуникации и сопоставлению фактов и явлений действительности своей страны и стран изучаемого языка.

К недостаткам учебника можно отнести небольшое количество заданий, способствующих сравнению и обсуждению жизни самих школьников в условиях их родной культуры, недостаточность использования комплексных упражнений с использованием коммуникативно-когнитивного подхода к обучению. В учебнике нет информации о быте и культуре на территории России, не проводится параллель с Германией и другими немецкоязычными странами.

Книга для учителя представляет собой общую характеристику УМК для 8 класса, определяет цели и задачи обучения немецкому языку, организацию процесса обучения иноязычной речи и культуре, а также даёт подробные методические рекомендации по проведению уроков.

В конце каждого раздела предлагаются проектные работы для закрепления изученного материала, которые могут быть использованы учителем не только для обобщения и закрепления пройденного материала по лексической теме, но и для организации групповых форм работы в соответствии с требования коммуникативно-когнитивной образовательной стратегии. Помимо этого, в конце каждой главы есть разделы обобщения языкового материала («Wir prьfen, was wir schon wissen und kцnnen»). Например, ученикам предлагается разгадать кроссворд, в котором вместо вопросов изображены картинки с элементами гардероба.

Seite 146, Ьbung 3: Rдtselraten macht SpaЯ! Lцst bitte dieses Kreuzwortrдtsel mit den Benennungen der Kleidungsstьcke! Nehmt die Bilder zu Hilfe.

В следующем упражнении из данного раздела ученикам нужно вставить подходящие по смыслу слова вместо пропусков, проявив языковую инициативу и знание грамматики.

Seite 147, Ьbung 9b: Wie ist es weiter? Jana darf sich nicht oft Eis kaufen, das sie so sehr mag/ so gern isst/ gern hat. Auch Sven darf sich nicht … Jana darf sich nicht Torte kaufen, die … Auch Sven darf sich nicht.

Следует отметить, что данный УМК частично позволяет реализовать коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексики. Авторы предлагают ряд упражнений, которые отвечают основным принципам и положениям данного подхода, но их необходимо дополнить.

Упражнения на координирование лексического материала .

И. Л. Бим предлагает ученикам повторить слова по теме «Kleidung» и ответить на вопрос: «Was nimmt man gewцhnlich auf die Reise mit?». Такое задание предполагает простое перечисление лексических единиц из предложенных вариантов, но для более развернутого ответа учитель может задать иную коммуникативную ситуацию, например, не просто перечислить ту одежду, которую нужно взять с собой в путешествие, но и обосновать почему. Затем авторы учебника просят учащихся рассмотреть карту Германии, на которой закодированы различные названия немецких городов (см. Приложение 1).

Seite 111, Ьbung 5b: Auf dieser Seite siehst du die Bundesrepublik Deutschland. Doch sind hier keine Stдdte, Dцrfer, StraЯen oder Flьsse, sondern Buchstaben. Wir haben Stдdtenamen in unserer „Landkarte“ versteckt. Du sollst sie suchen. Aber Vorsicht: Du musst waagerecht, senkrecht, von unten nach oben, von hinten nach vorne und umgekehrt lesen. Ein Tipp: Die Namen sind ungefдhr dort, wo die Stдdte liegen. Und solche Stдdte sollst du suchen: Kiel, Rostock, Hamburg, Bremen, Leipzig, Schwerin, Berlin, Potsdam, Hannover, Kassel, Dortmund, Koeln, Bonn, Frankfurt, Saarbruecken, Nuernberg, Passau, Stuttgart, Muenchen. Задача учащихся заключается в поиске заранее предложенных названий на карте (упражнение на усвоение лингвострановедческих компонентов ). Благодаря такому упражнению ученики не только знакомятся с географическими названиями немецких городов, но и развивают свои интеллектуальные способности. Такое упражнение способствует развитию скорости мыслительных операций учеников.

После этого авторы предлагают учащимся обратить внимание на картинку, на которой изображены элементы гардероба, а затем распределить их по столбикам в зависимости от того, кому они могут принадлежать (мальчику, девочке или обоим). Для включения этих слов в процесс реального общения учитель может спросить каждого ученика: «Was/welche Kleidung hast du jetzt an?». Затем ученики могут заготовить карточки с названиями предметов гардероба (оговоренного размера), выделив ярким цветом первую букву каждого слова на карточке. Например, следующим образом:

Эти карточки понадобятся для игры в домино, в которой учащимся нужно делать ходы, сопровождаемые повторением заучиваемой фразой.

Seite 113, Ьbung 6: Wir kцnnen Domino spielen. Einer beginnt: «Ich habe hier einen Rock und eine Bluse». Der Schьler, der auf seinem Kдrtchen z. B. eine Bluse hat, sagt: «Ich habe auch eine Bluse und noch einen Mantel» usw. Der Schьler, der sich als erster von seinen Kдrtchen befreit, gewinnt. Spielt in Gruppen.

Для более основательной реализации коммуникативной составляющей подхода, можно предложить ученикам выбрать импровизированного персонажа, например из книги, и составить небольшой рассказ о его туристическом гардеробе по получившемуся расположению карточек в игре. z. B. Wolodja packt einen Anorak, ein T-Shirt und einen Pullover. Und Anna nimmt Jeans und Stiefel auf die Reise mit.

Спустя некоторое время можно изменить учебную ситуацию, предложив ученикам разрезать карточки пополам, в результате чего на каждой из них будет только по одному названию вещи. Затем необходимо раздать ученикам незнакомые картинки, на которых изображены изучаемые элементы одежды, и попросить их подобрать к этим картинкам подходящие слова на заготовленных карточках. После проверки упражнения учитель может попросить учеников рассказать о гардеробе персонажа из книги или спросить, какая из предложенной одежды есть в гардеробе ученика, а какой нет.

За счет выполнения данного упражнения ученик проходит естественные стадии познавательного процесса (анализ предшествующих знаний, категоризация, обобщение, уточнение лексического фона, вывод относительно знаний о форме слова и о структуре собственных знаний по теме, коррекция), а благодаря дополнительным коммуникативным упражнениям совершенствуется процесс общения на иностранном языке.

Упражнения на развитие лингвокреативного мышления.

Примерами такого типа упражнений может служить такие задания как «Wortsalat» и «Wortfamilien», когда ученикам нужно найти слова по теме в сетке из букв или дополнить семью слов по значению центрального ключевого слова. Например, подобрать слова, относящиеся к школе, уроку или школьному предмету.

Для выполнения данного задания ученик должен внимательно ознакомиться с материалом учебника по теме, найти максимальное количество слов с подходящими значениями и только затем составить ассоциограмму (если список слов не предложен). В анализируемом учебном пособии преимущественно представлены комбинированные задания на работу с семьями слов. К примеру:

Seite 77, Ьbung 10a: Hier ist ein Wortsalat. In welche Gruppen kann man diese Wцrter dem Sinn nach einteilen?

Seite 78-79, Ьbung 10b: Ergдnzt diese Wortfamilien durch die Wцrter aus dem Wortsalat (Wortfamilien: die Schule, der Unterricht, das Fach, der Austausch, das Land).

Для достижения образовательной цели по развитию у школьников коммуникативных навыков, учитель может попросить их придумать небольшие тексты (микротексты) или предложения, в которых будут употреблены все, или почти все, слова из ассоциограммы («семьи слов»). Такое задание, в первую очередь, ориентировано на развитие у детей элементарной коммуникативной компетенции в таких видах речевой деятельности как чтение, письмо и говорение, а также способствует наиболее прочному усвоению лексических единиц и мотивирует учеников к изучению иностранного языка. В процессе выполнения предложенного упражнения у учеников формируется когнитивный образ лексической единицы, его актуализация за счет реализации цели речевой интенции, умение вычленять значения слова из контекста и использовать их в других речевых условиях.

На основе анализа УМК И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. для 8 класса «Deutsch Schritte 4», можно сделать вывод, что в учебнике содержится большое количество аутентичных текстов на наиболее актуальные темы, а также большое количество упражнений по обучению лексической стороне речи с учетом современных образовательных требований. К сожалению, учебно-методический комплект не располагает достаточным количеством заданий, отвечающим принципам и положениям коммуникативно-когнитивного подхода, поэтому для более эффективного обучения и повышения мотивации учащихся необходимо дополнять упражнения учебника, предлагать разнообразные коммуникативные задания с учётом интересов и предпочтений учеников. В качестве приема для закрепления лексического материала по пройденным разделам предлагается использовать дискуссии, беседы, проектные работы. Далее более подробно рассмотрим особенности применения коммуникативно-когнитивного подхода в процессе обучения лексической стороне речи.

Линия УМК И.Л. Бим и др. «Brücken» для 5–9 классов соответствует ФГОС, Примерной основной образовательной программе и предназначена для общеобразовательных организаций, где немецкий язык изучается как второй иностранный. Линию УМК отличает активное использование знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками при изучении английского языка как первого иностранного. Это позволяет сделать процесс освоения немецкого языка быстрым и эффективным.

Объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана» подготовлена линия учебно-методических комплектов «Brücken» для 5–9 классов. Она соответствует ФГОС, Примерной основной образовательной программе и предназначена для общеобразовательных организаций, где немецкий язык изучается как второй иностранный.

Отличительной особенностью линии УМК «Brücken» является активное использование знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками при изучении английского языка как первого иностранного. Это позволяет сделать процесс освоения немецкого языка быстрым и эффективным.

Ведущий принцип курса – сравнение и сопоставление, анализ и выявление общего в языках, а также в особенностях национальных культур: немецкой, русской и английской.

«Опора на имеющийся опыт детей позволила значительно сократить период алфабетизации, – поясняет соавтор линии УМК Наталья Спичко. – С самого начала обучения предлагаются легкие аутентичные тексты, которые погружают учащихся в мир немецкого языка. При этом широко задействован потенциальный словарный запас, приобретенный детьми при изучении английского. Фаза ориентировки сокращена, что не требует столь градуированной системы упражнений. Использование современных приемов и технологий, в том числе сравнительно-сопоставительного характера, позволяет экономить время и добиваться запланированного результата».

В числе преимуществ линии УМК «Brücken» следует особо отметить:

· обязательное повторение фонетического, лексического, грамматического материала с постепенным нарастанием его сложности;

· взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму);

· привлечение актуальной лингвострановедческой информации и современного разговорного варианта языка (с опорой на немецкий языковой стандарт);

· использование разнообразных типов и видов упражнений, современных обучающих технологий, элементов интенсивной методики;

· использование разнообразных тем для организации дискуссий по проблемам современности с учетом возрастных особенностей школьников и позитивной социальной установки;

· организацию контроля и самоконтроля посредством современной системы тестирования.

Помимо учебника в печатной и электронной форме, УМК «Brücken» для каждого класса включает рабочую программу, рабочую тетрадь, аудиоприложение (доступное на сайте drofa-ventana.ru) и книгу для учителя.

Линия УМК нацелена на формирование у младшеклассников начальных навыков устной и письменной речи на немецком языке, освоение правил речевого поведения, получение базовых страноведческих представлений. Авторы учли такие особенности детей 8–10 лет, как пластичность механизмов усвоения речи, высокая познавательная активность и способность к имитации и др. Помимо достижения минимального уровня владения языком, учебники направлены и на личностное развитие учеников: расширяются их эмоциональные и творческие возможности, фантазия, повышается готовность к социальному взаимодействию, формируется положительное отношение к немецкой культуре.

Линия учебно-методических комплексов по немецкому языку предназначена для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать немецкий язык во 2 классе. УМК этой серии нацелены на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на немецком языке, а также на освоение правил речевого поведения.

В учебно-методических комплексах учитываются такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации и др.

Эти особенности легли в основу пяти принципов, на которых строится обучение:

  • коммуникативная направленность;
  • личностно-ориентированная направленность;
  • взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму);
  • сознательность и активность обучения;
  • доступность и посильность.
  • формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, т. е. в рамках тематики, пре­дусмотренной примерными программами по иностранным языкам для начальной школы;
  • личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а также формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецкоговорящих стран.

Предлагаемые в учебниках задания помогут организовать обучение языку как процесс заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся между собой. Их выполнение предполагает опору на виды деятельности, типичные для младших школьников (изобразительная, игровая, музыкальная и др.). Используемая в этих целях страноведческая информация соответствует опыту и интересам учащихся начальных классов.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 5 классе МОУ Утянская СОШ на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г., примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2004, программы общеобразовательных учреждений Немецкий язык для 5-9 классов Бим И.Л., и материалам авторского учебно-методического комплекса Бим И.Л., рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2010-2011 уч. году.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Немецкий язык» «Deutsch» для 5 класса общеобразовательных учреждений, является продолжением серии УМК по немецкому языку «Deutsch. Die ersten Schritte» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и адресован учащимся 5 класса, начавшим изучение немецкого языка по указанным выше УМК в начальной школе.
В состав УМК входит
Учебник „Deutsch“ Klasse 5 Авторы: Бим И.Л. Рыжова Л.И. М., Просвещение 200;
рабочая тетрадь на печатной основе Авторы: Бим И.Л. Рыжова Л.И.;
аудиокассеты;
книга для учителя „Lehrerhandbuch“ Авторы: Бим И.Л. Садомова Л.В. Каплина О.В.
Программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 315 часов для обязательного изучения учебного предмета в 5-7 классах из расчета 3-х учебных часов в неделю, таким образом, 105 часов приходится на изучение в 5 классе.

Рабочая программа составлена на 105 ч. (в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ 4).

Данная рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% (10 часов) для реализации регионального компонента. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Цели обучения

Основная цель обучения немецкому языку в 5 классе - совершенствование дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.

Задачи обучения:
I. 1. Относительно правильно произносить уже известные, а так же новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.
2. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее и овладеть новым. Его объём примерно 157 ЛЕ, включая так же устойчивые словосочетания и обороты речи.
3. Более сознательно грамматически оформлять свою речь в ходе решения уже как известных, так и новых коммуникативных задач, оперируя всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.

4. Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях, например: о порядке слов в немецком предложении, о наличии глагола-связки, артикля, об отрицаниях „nicht“ и „kein“, о слабых и некоторых сильных глаголах в Präsens и Perfekt и др.

II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:

а) — приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;

— давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;

— что-то утверждать, подтверждать;

— выражать сомнение, переспрашивать;

— возражать;

— запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?“;

— о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);

— выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише: „Klasse! Toll! Ich denke/Ich glaube ... Ich finde das interessant. Wie schön!“;

— соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т. п.;

б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение прийти и т. п.), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о погоде, о празднике и др.);

в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать, характеризовать, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, животных, а также кратко выражать свое мнение.

2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:

— понимать речь учителя по ведению урока;

— распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;

— распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом языковом материале;

— понимать в целом основное содержание связного сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, опираясь на языковую догадку.

3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения:

а) с полным пониманием читаемого:

— прогнозировать общее содержание текста по заголовку, иллюстрациям;

— зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления;

— догадываться о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

— определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также самостоятельно с помощью немецко-русского словаря (в учебнике);

— находить в тексте требуемую информацию;

— кратко выражать оценку прочитанного;

б) с пониманием основного содержания:

— осуществлять те же действия с текстом, но с установкой понять только основное, в целом охватить его содержание, не стремясь понять каждое слово, лишь в случае необходимости обращаясь к словарю;

— опускать избыточную информацию.

4. Совершенствовать технику письма и письменные речевые умения:

— уметь кратко письменно излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;

— уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).

III. 1. Знать ряд страноведческих реалий, например:

— имена некоторых великих представителей немецкой культуры;

— название наиболее популярных праздников, формы поздравления с этими праздниками („Weihnachten“, „Muttertag“, „Ostern“ и др.);

— некоторые особенности быта немецких школьников, например: получение от родителей карманных денег, отношение к ним и т. п.;

— типы немецких домов, марки немецких автомобилей наиболее популярных в мире и др.

2. Получить некоторое представление об облике маленьких немецких городов (отсутствие деревень в нашем понимании и др.).

3. Несколько расширить представление о персонажах немецких сказок.

4. Уметь воспроизводить произведения немецкого фольклора: стихи, считалки, песни.

5. Уметь ориентироваться в упрощенном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими в том числе страноведческий комментарий.

IV. 1. Совершенствовать уже известные общеучебные умения (списывание, выписывание, элементарная работа с текстом) и развивать новые — выделение смысловых частей, установление логических связей в тексте.

2. Развивать специальные учебные умения, например: умение использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов, по знакомому корню, устанавливать тематические и словообразовательные ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский словарь учебника для семантизации незнакомых слов.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Говорение

На данном этапе говорение носит преимущественно репродуктивный характер, предполагает непосредственную опору на образец, хотя обучение и строится на основе решения коммуникативных задач и закладываются основы выхода на репродуктивно-продуктивный уровень. Учащиеся овладевают самыми необходимыми исходными речевыми и языковыми знаниями, касающимися произносительной, грамматической, лексической и орфографической сторон речи, а также исходными страноведческими знаниями, формулами речевого этикета. Однако навыки и умения недостаточно прочны, механизмы комбинирования и варьирования, а также речевая инициатива развиты слабо. Решаемые коммуникативные задачи охватывают указанные выше наиболее распространенные стандартные ситуации общения.

Требования к обучению диалогической речи


1. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения.
2. Возражать, используя отрицательные предложения.
3. Выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
4. Запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами (Wer? Was? Was macht...? Wohin? Wem? Wozu?).
5. Выражать просьбу с помощью побудительных предложений.
6. Положительно (отрицательно) реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише типа Schön (Nein).
7. Выражать мнение, оценочное суждение, эмоции типа Interessant! Toll! Klasse! Schade!
8. Целенаправленно вести диалог-расспрос типа интервью (с опорой на образец).
9. Вести двусторонний диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего.
10. Вести диалог — обмен мнениями.

Требования к обучению монологической речи

Ученикам предлагается:
1. Описать картину, собственный рисунок.
2. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, селе, о своих занятиях.

Письмо

Обучение письму направлено прежде всего на овладение техникой письма и самыми элементарными коммуникативными умениями для ведения переписки.

Требования к обучению письму

Школьникам предлагается:
1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
2. Вести словарь.
3. Составлять письмо по образцу.

ТРЕБОВАНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОДУКТИВНЫМИ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Ниже перечислены требования к обучению произносительной, лексической, грамматической и графической сторонам речи, предусматривающие продуктивное владение соответствующими языковыми средствами.

Произнесение звуков, владение интонацией, графикой

Ученикам предоставляется возможность научиться:
— четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка;
— соблюдать долготу и краткость гласных, твердый приступ;
— оглушать согласные в конце слога, слова;
— не смягчать согласные перед гласными переднего ряда (не палатализировать);
— соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах;
— владеть интонацией утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Они должны знать:
— все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия;
— основные правила орфографии (например, функции букв h, e в качестве знаков долготы).

Лексическая сторона речи

Ученикам предлагается:
1. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400—500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания, реплики-клише.
Это прежде всего:
— приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;
— термины родства, обозначение возраста, профессии;
— названия качеств человека;
— названия разных объектов в городе (в том числе реалий), обитателей города, включая животных;
— оценочная лексика для выражения мнения о городе, его жителях, погоде;
— лексика для описания улиц города, транспорта, внешнего вида домов, для указания адреса, местоположения домов и других городских объектов;
— обозначения занятий жителей города, занятий детей в школе и на досуге;
— выражение желания/нежелания, возможности/невозможности сделать что-либо;
— обозначения экологических проблем города, восприятия жизни города приезжими;
— лексика для описания погоды в разные времена года;
— поздравления с Рождеством, Новым годом, Пасхой;
— названия подарков, поделок, материала для их изготовления, для строительства своего собственного города;
— обозначения того, что мы хотим в нем иметь, каким хотим его видеть;
— названия валюты, выражения для беседы с продавцом (например, в магазине канцтоваров);
— глаголы, обозначающие долженствование;
— глаголы движения;
— названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной, детской;
— выражения, характеризующие заботу о чистоте и порядке в доме;
— предложение помощи;
— приглашение на день рождения, поздравление, пожелания, вручение подарков;
— названия продуктов питания (за праздничным столом), посуды;
— названия некоторых детских игр.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
— аффиксацией (суффиксами существительных: -chen, -in — от существительных мужского рода с суффиксом -er);
— конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lesen — das Lesen).
3. Использовать интернационализмы: например, das Kino, die Fabrik и др.

Грамматическая сторона речи

Синтаксис

Ученики учатся употреблять:
1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
— предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein;
— предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt;
— предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wo?“;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wohin?“;
— предложения с дополнением в Dativ;
— предложения с дополнением в Akkusativ;
— предложения с двумя дополнениями в Dativ и Akkusativ;
— предложения с инфинитивным оборотом um ... zu + Infinitiv;
— безличные предложения.
2. Коммуникативные типы предложений:
— утвердительные;
— вопросительные (с вопросительным словом и без него);
— отрицательные;
— побудительные.
3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.

Морфология

Ученики должны владеть:
— основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
— спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens;
— спряжением модальных глаголов wollen, können, müssen, sollen в Präsens;
— местоимениями личными и указательными: dieser, jener;
— количественными числительными от 1 до 100;
— порядковыми числительными;
— отрицанием nicht, kein;
— предлогами, требующими Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
— употреблением слабых глаголов в Perfekt.
Ученики должны иметь представление об основных типах образования множественного числа существительных.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ РЕЦЕПТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование

Школьники учатся:
1. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале.
2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение/неодобрение.
3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.

Чтение

Ученикам обеспечивается возможность:
1. Полностью овладеть техникой чтения вслух: соотносить графический образ слова со звуковым, читать текст, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию.
2. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте.
3. Овладеть первичными умениями чтения про себя.
4. Овладеть умением полностью понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном материале.
5. Овладеть умением полностью понимать содержание текста, включающего отдельные незнакомые слова, с опорой на контекст, языковую догадку: на основе сходства со словом родного языка (ин-тернационализмы), с опорой на словообразовательные элементы, используя также словарь в учебнике.
6. Овладеть первичными умениями в понимании основного содержания текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую догадку, словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ РЕЦЕПТИВНЫМИ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Лексическая сторона речи

1. Рецептивный словарь учащихся формируется за счет использования в рифмованном материале, в текстах для чтения и аудирования, в формулировках заданий некоторого числа повторяющейся лексики, которую школьники должны узнавать при зрительном восприятии и частично — на слух. На первом году обучения ее объем невелик: от 50 до 100 лексических единиц.
2. Владение словообразовательными средствами тоже носит в основном рецептивный характер. Школьники учатся узнавать:
а) некоторые аффиксы:
— суффиксы существительных (-ung, -heit, -keit, -tion);
— суффиксы прилагательных (-ig, -lich);
— префиксы глаголов (be-, ge-, er-, ver-, mit-, nach-, auf-, aus-, über-);
— суффикс глаголов (-ieren);
б) словосложение:
— существительное + существительное (der Marktplatz, die Straßenbahn);
— глагол + существительное (das Wohnhaus, das Kaufhaus).
3. Ученики учатся узнавать интернационализмы: например, das Büro, das Rezept и др.

Календарный план

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

Я и мои друзья. Семья.

сентябрь

Уроки № 1-8.

Старый типичный немецкий город. Что в нем.

сентябрь-октябрь

Уроки № 9-15.

Краеведение

октябрь
декабрь
февраль

Уроки № 16-18,
№ 36-39,
№ 67-69.

Жители города. Их занятия.

Уроки № 19-27.

Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеративных земель. Общие сведения о немецком городе, ориентировка в городе по фрагменту плана города


Уроки № 28-35, 40-48

Квартира. Дом. Помощь по дому. Домашние животные в нашей жизни

Уроки № 49-57.

Природа зимой, весной.

Уроки № 58-66.

Некоторые экологические проблемы города, села


Уроки № 70-82.

Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно. Чем увлекаемся.

Уроки № 83-91.

Праздники. Семейные традиции. Празднование дня рождения. Покупки.

Уроки № 92-105.





Сферы общения и тематика

Цель урока

Дата

1 четверть

Я и мои друзья. Семья. 8 ч.

Систематизация лексики по теме «Знакомство»


Обучение диалогической речи по теме «Знакомство».


Систематизация лексики по теме «Семья»


Настоящее время глаголов Präsens


Систематизация лексики по темам «Погода» и «Животные»



Страноведческий урок



Старый типичный немецкий город. Что в нем. 7 ч.

Ввод лексики по теме «Die Sehenswürdigkeiten der Stadt


Активизация лексики в устной речи


Обучение диалогической речи


Тренировка лексики в устной речи


Активизация лексики и грамматики в устной и письменной речи


Страноведческий урок



Краеведение 3 ч.

Чтение с полным пониманием «Belgorod»


Развитие навыков говорения по теме


Чтение с пониманием основного содержания «Sehenswürdigkeiten von Belgorod»


Жители города. Их занятия. 9 ч.

Ввод новой лексики по подтеме «In der Stadt. Wer wohnt hier?». Образование названий профессий.


Указательные местоимения.



Образование сложных имен существительных.


Обучение монологической речи.


Контроль навыков аудирования


Контроль навыков чтения


Контроль навыков говорения


Контроль навыков письма


2 четверть

Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеративных земель. Общие сведения о немецком городе, ориентировка в городе по фрагменту плана города. 8 ч.

Ввод лексики по теме «Die Straßen der Stadt. Wie sind sie»



Обучение диалогической речи


Совершенствование навыков диалогической речи


Развитие навыков аудирования


Модальные глаголы


Совершенствование навыков употребления в речи новой лексики и грамматики



Краеведение. 4 ч.

Обучение говорению на тему „Mein Heimatdorf“


Аудирование «Die Straßen des Heimatdorfes»


Письмо. Составление плана села


Совершенствование навыков употребления в речи новой лексики


Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеративных земель. Общие сведения о немецком городе, ориентировка в городе по фрагменту плана города. 9 ч.

Ввод лексики по теме «Wo und wie wohnen die Menschen»


Активизация лексики при чтении


Предлоги с дательным падежом


Аудирование. Was wissen wir über Kosmi und Robi


Обучение диалогической речи на основе плана города.


Контроль навыков письма


Контроль навыков чтения


Контроль навыков аудирования


Контроль навыков говорения


3 четверть

Квартира. Дом. Помощь по дому. Домашние животные в нашей жизни 9 ч.

Систематизация лексики по теме «Was sehen wir zu Hause»


Активизация лексики в устной речи и чтении


Обучение диалогической речи по теме


Систематизация лексики по теме «In der Wohnung»


Чтение. Помощь по дому.


Глаголы с отделяемыми приставками


Дательный падеж. Предлоги с дательным падежом.


Обучение чтению диалогов по ролям


Лексико-грамматический тест


Природа зимой, весной. 9 ч.

Систематизация лексики по теме «Времена года»


Аудирование. Времена года.


Обучение говорению на основе картинок.


Безличные предложения


Порядковые числительные


Систематизация лексики по теме «Праздники»


Письмо. Написание поздравлений к праздникам


Обучение говорению. Покупки.



Краеведение 3 ч.

Ввод лексики по теме


Чтение «Праздники в России»


Письмо. Календарь праздников.



Некоторые экологические проблемы города, села 13 ч.

Ввод лексики по теме «Защита окружающей среды»


Аудирование «Umweltschutz»


Модальные глаголы sollen, müssen


Винительный падеж


Степени сравнения имен прилагательных


Систематизация предлогов


Контроль навыков говорения


Контроль навыков аудирования


Контроль навыков чтения


Контроль навыков письма


4 четверть


Лексико-грамматический тест


Совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом


Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно. Чем увлекаемся. 9 ч.

Чтение «Что мы хотим иметь в городе»


Спряжение глагола haben


Употребление неопределённого артикля и отрицательного местоимения kein


Инфинитивный оборот um…zu


Обучение чтению с полным пониманием


Обучение говорению


Предлоги с дательным и винительным падежом


Прошедшее время глаголов Perfekt


Совершенствование навыков употребления в речи лексики


Праздники. Семейные традиции. Празднование дня рождения. Покупки. 14 ч.

Ввод и активизация лексики по теме


Аудирование «Подготовка к празднику»


Предлоги с винительным падежом


Письмо. Написание приглашений на праздник.


Развитие умений чтения


Активизация лексики по теме «Продукты питания»


Обучение говорению


Обучение чтению с полным пониманием


Совершенствование навыков употребления грамматики в речи


Лексико-грамматический тест


Контроль навыков говорения


Контроль навыков чтения


Контроль навыков письма


Контроль навыков аудирования


Содержание учебного курса. Предметное содержание речи
(105 ч)
Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)

Я и мои друзья.

Домашние животные в нашей жизни.

Покупки (канцтоваров, сувениров).


Семейные традиции. Празднование дня рождения.

Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Что мы учимся делать в школе и дома.
Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.
Мы изготовляем поделки и комментируем свои действия.
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Старый типичный немецкий город. Что в нем?
Жители города, их занятия.
Мой город (мое село). Что можно показать немецким гостям?
Некоторые экологические проблемы города (села).
Природа (зимой, весной).
Праздники (Рождество, Новый год).
Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о каком-либо конкретном немецком городе (ориентировка в городе по фрагменту плана города).

Формы и средства контроля.

Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.

Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков. Важным является использование заданий, направленных на контроль способности и готовности обучаемых к общению на иностранном языке в различных ситуациях. В тесты и контрольные работы, используемые для промежуточного и итогового контроля, необходимо включать для проверки продуктивных умений такие задания, при выполнении которых обучаемые становятся участниками иноязычного общения. Это могут быть ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

(Материалы контрольных работ прилагаются)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Полезные свойства груздей для человека Полезные свойства груздей для человека Бездрожжевые медовые булочки с корицей Бездрожжевые медовые булочки с корицей Сон во сне: что означает такое сновидение Сон во сне: что означает такое сновидение