Жизнь леса. Лес - природное сообщество

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Природное сообщество - это совокупность организмов различной функциональной принадлежности на определенной территории с одинаковыми физико-географическими условиями. Далее в статье будут предоставлены факты, которые помогут ответить на вопрос о том, почему лес - природное сообщество.

В сообщество входят кустарниковые, древесные, травянистые растения, различные виды животных и птиц. Природное сообщество лес является одним из основных типов. Это составная и одна из самых важных частей биосферы. Лес является элементом географического ландшафта.

Под лесом понимается продукт природы и ее основная часть. Это природная система, которую можно рассматривать на разных уровнях, в зависимости от масштабов изучения.

Лес как часть биосферы

Понятие леса как составной и одной из главных частей биосферы является наиболее широким и всеобъемлющим. Леса можно увидеть на всех континентах, кроме самого южного - Антарктиды. Они занимают около 30% суши и покрывают более 4 000 млн гектаров. Более половины всех лесов - это субтропические и тропические.

Формирование их началось с девона, в течение длительного времени они подвергались различным воздействиям, в результате обрели современный вид.

Виды лесов

  1. Естественные леса. Природное сообщество лес данного типа занимает основную площадь. Они бываю девственными - куда еще не ступала нога человека. Стихийно-естественные леса - создаются природой, внешним воздействием стихий и человеком. Естественные леса - частично регулируются человеком. Там могут проводиться различные мероприятия, например, вырубка подлеска, частичный вылов животных.
  2. Искусственные леса. Создаются человеком. Высаживаются определенные виды растений, которые необходимы в хозяйстве или для увеличения численности какого-либо вида. Такие леса особенно распространены на засушливых территориях, в некоторых странах Западной Европы.

Лес - это глобальный аккумулятор живого вещества, он влияет на уровень углеродного и кислородного баланса. Так, самые лесистые регионы мира вырабатывают более 50% кислорода, который, в свою очередь, поступает в атмосферу.

Природное сообщество лес имеет своеобразный тип обмена веществ и энергии между всеми его отдельными компонентами. В результате этого обмена преобразуются и накапливаются органические вещества. Получается так называемая биомасса.

Средняя ежегодная продуктивность дождевых тропических лесов - 28 тонн органических веществ на 1 гектар. У смешанных лесов этот показатель значительно ниже - 10 тонн на 1 гектар. Из-за достаточно большой продолжительности жизни древесных растений биомасса лесов намного превышает биомассу других природных сообществ.

Природно-зональное разделение лесов

В разрезе природной зональности и провинциально-регионального разделения лес дает возможность подойти к нему как к географическому явлению. Лесная растительность целиком зависит от климата, прежде всего от солнечной радиации.

Примером разделения лесов являются выделяемые в отдельные биомы хвойные леса, которые занимают большие территории холодной зоны, а также смешанные, лиственные, вечнозеленые экваториальные.

Внутри провинций и зон лес делится на подзоны и подпровинции. Самая мелкая часть - это массивы, которые состоят из одной породы деревьев.

Лес как лесной массив

Еще одно понятие леса звучит так: это отдельная территория с древесной, травянистой и кустарниковой растительностью. Ее также называют лесным массивом.

Насаждение, или лесной фитоценоз, - совокупность различных растительных компонентов, произрастающих в условиях определенной среды.

Лес - это группа растений, т. е. отдельно стоящие деревья не являются лесом. Основной признак насаждения - целостный земельный участок, который он занимает, и древесный полог, который характеризуется сомкнутостью и полнотой древостоя.

Сомкнутость полога изменяется в зависимости от древесной породы, возраста, развития древостоя, климатических условий.

Кроме растений, природное сообщество лес объединяет животных и птиц. В лесу не только растения приспосабливаются друг к другу, но и растения к животным, а животные к растениям.

Лес как биогеоценоз

Под лесным биогеоценозом понимают участок леса, который является достаточно однородным на определенном промежутке по структуре, составу, свойствам входящих в него компонентов. Т. е. однородным по произрастающим в нем растениям, населяющим его животным, микроорганизмам. Также по микроклиматическим, гидрологическим, почвенным условиям.

Похожие между собой участки лесных биогеоценозов можно объединить в какой-либо тип леса. Каждый тип, в зависимости от условий, характеризуется породным составом деревьев и кустарников.

Существуют коренной тип, который не нарушен человеком и стихией, например, осинники, выросшие на месте ельников в местах пожарищ или вырубок.

Взаимодействие лесов с окружающей средой

Все многочисленные факторы среды определяют условия жизни леса. Выделяют следующие группы:

  1. Климатические факторы. Это влияние света, тепла, осадков, движения воздуха и другие.
  2. Эдафические факторы. Состав почвы, ее физические и химические свойства, экспозиция склона, особенности рельефа и другие.
  3. Биотические факторы. Животные, микроорганизмы и растения.
  4. Антропогенные факторы. Все действия человека направленные на изменение условий: вырубка лесов, осушение, выкорчевывание и другие.

В природе происходит комплексное влияние экологических факторов, проявляющихся в различных сочетаниях. Например, в северных таежных и степных районах выпадает одно и то же количество осадков. Но в первом случае преобладает низкая температура, высокая влажность почвы и воздуха. Во втором случае - обратное сочетание.

Изменение одного фактора всегда влечет изменение другого. Например, изменение экспозиции, высоты местности, крутизны склона вызовет изменение климата, следовательно, почвы, растительности.

Природное сообщество тропического леса

Тропический лес - это тип биотома, который распространен в экваториальных широтах, а также в субэкваториальных и тропических. Главные условия, повлиявшие на формирование данной растительности - это избыток влаги и повышенная солнечная радиация.

Виды тропического леса

Выделяют две формации:

1. Дождевой лес. Его еще называют гилея, природное сообщество влажные тропические леса. Это самая богатая видами растительная формация на планете. Флора леса считается центром эволюции. Преобладают древесные виды - около 70% высших растений. Видовое разнообразие исключительно велико - от 50 до 100 на 1 гектар. В древостое дождевых тропических лесов преобладают представители семейств диптерокарповых, миртовых, бобовых, пальм. Большое количество древовидных папоротников.

В данном биоме существует разделение по интенсивности роста:

А. Быстро растущие виды, но недолго живущие (бальзовое дерево).

Б. Относительно быстро растущие и достаточно долго живущие (энтандрофрагмы, кайи).

В. Медленно растущие и долгоживущие теневые виды (габонское красное дерево, окумея).

2. Сезонный тропический лес. Эти леса растут на территории с большим количеством осадков, но существуют засушливые периоды. В зависимости от длительности засушливого периода, количества осадков, выделяются следующие формации:

А. Вечнозеленые. Эвкалиптовые леса в Австралии.

Б. Полувечнозеленые. Обычно в верхнем ярусе растут листопадные деревья, в нижнем - вечнозеленые виды.

В. Светлые разреженные леса с достаточно бедным видовым составом.

Природное сообщество тропического леса бывает муссонным и саванновым.

При уменьшении осадков на территории произрастания появляются разреженные древостои со злаками или колючие ксерофильные леса.

Фауна тропических лесов

Богатую фауну имеет природное сообщество лес. Описание ее заключается в представлении видов, живущих в верхнем ярусе (в кроне деревьев). Это различные человекообразные обезьяны, мартышки, шерстокрылы и другие.

В сезонных лесах обитают крупные животные - жирафы, слоны, буйволы. Видовой состав мелких беспозвоночных чрезвычайно многообразен.

Ярусность

Ярусность - это вертикальное расчленение фитоценоза на четкие слои или ярусы. Данное явление - это результат отбора видов, которые способны произрастать совместно, они используют разные горизонты среды.

Ярусность может наблюдаться в различных фитоценозах, но наиболее четко она видна в лесных. Выделяют:

  1. Древостой - может иметь 2 или 3 яруса.
  2. Подлесок.
  3. Травяной покров.
  4. Мохово-лишайниковый покров.

Стоит отметить, что в тропических лесах, где достаточно плотный покров и большая вертикальная сомкнутость, может быть сложным выделение ярусов.

Значение тропических лесов

Тесно взаимосвязаны человек и природные сообщества. Значение лесов для человечества огромно: лес создает кислород и уничтожает углекислый газ, он является ресурсной базой.

Первичные тропические леса почти на 50% своего ареала заменены вторичными лесами или травянистыми растениями, которые могут опустыниваться.

Главные причины выведения тропических лесов:

1. Подсечно-огневое земледелие, выжигание лесов под поля для хозяйственной деятельности.

2. Лесоразработка. Экспорт ценных пород древесины.

В настоящее время ежегодно уничтожается более 16 млн гектаров тропического леса.

Необходимо наблюдение и принятие мер для защиты такого биома, как природное сообщество леса. Сообщение по защите окружающей среды, законы, которые готовят различные "зеленые" организации, нацелены на сокращение вырубки тропических лесов и частичное их восстановление. Человечеству необходимо остановить вырубку и начать восстановление видового разнообразия.

Природные сообщества леса, луга, водоема непрерывно подвергаются воздействию человеческой деятельности.

Оборудования: гербарий, семена, плоды деревьев, плакат “Лес”, природоохранительные знаки, плакат “Аптека зеленая”, аудиокассета “Звуки леса”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода сегодня какая? Температура воздуха? Есть ли осадки? Назовите самые яркие изменения в природе зимой. Сегодня хорошая погода. Можно отправляться на прогулку.

2. Опрос учащихся по пройденной теме.

Но прежде угадайте имя таинственного жителя леса. Его имя будем угадывать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами, ответ Л Е С О В И Ч О К ).

Вопросы: (ученик у доски показывает круговорот веществ)

1. Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва).

2. Из чего состоит почва? (перегной, глина, песок, вода, воздух).

3. Какое основное свойство почвы? (плодородие).

4. Какие виды почв вы знаете? (тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая).

5. Каковы почвы нашего края? (черноземы – слева по течению реки Белой, почвы речных пойм, лесные почвы).

6. Из чего состоит верхний слой лесных почв? (остатков растений и мелких животных).

7. Как защитить почвы от выдувания и смыва? (посадки, снегозадержание, уход за полями).

8. Как зовут таинственного гостя? (Лесовичок).

А где он живет? (В лесу).

Вот туда мы и совершим прогулку, посмотрим, что растет на лесных почвах, какие животные обитают в лесу. Итак, в путь!

3. Новая тема.

1) Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

2) - Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса “лесными хоромами”, сравнивали с “теремами расписными”!

Что же представляет собой лес?

Таблица “Лес” (атлас у детей).

Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

I. Итак, под землей находится много трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибниц, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей живут земляные черви, там же дома мышей, кротов. Они рыхлят почву, перемешиваю перегной и делают ее более плодородной.

II. Нижний ярус (этаж). На поверхности земли растут мхи, лишайники, грибы и травы. Многие травы лекарственные, но есть и ядовитые. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи.

Какие еще животные обитают на земле? (ответы детей по атласу).

III. Средний этаж. Здесь растут кустарники. Вьют гнезда дрозды.

Какие кустарники растут в нашей местности? (смородина, шиповник, калина, малина, боярышник, орешник).

IV. Еще выше находятся различной высоты кроны деревьев.

Какие деревья встречаются в нашем крае? (ольха, рябина, черемуха, дуб, береза).

В стволах деревьев делают дупла дятлы, синички, совы. А на самых высоких деревьях как дуб, береза, вяз размещены гнезда хищных птиц – ястребов, орлов. В летний период все этажи леса густо заселены.

3) Обобщение (вывод).

Какой этаж самый главный в лесу? Как вы думаете, почему? (ярус деревьев – от него зависят условия жизни всех остальных лесных обитателей).

Могут ли жители леса поменяться местом жительства – этажами? Почему?

Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи).

Практическая работа в парах (на столах ветки, плоды, семена).

А сейчас поиграем в игру “Угадай дерево, кустарник по веточке, плоду, семени”.

Ребята, плоды, семена, веточки каких растений у вас лежат на партах. (Ответ детей).

Ребята подготовили сообщения об отдельных деревьях нашего края. (Ученики встали у доски).

Отгадайте загадку:

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой
(Береза)

1. Рассказ ученика о березе.

Какое дерево самое могучее в наших лесах? (Дуб)

2. Рассказ о дубе.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают
Шкуру тонкую снимают.
(Липа)

3. Рассказ о липе.

Ребята, кто из вас знает, как липа воевала в ВОВ? (разведчики одевали лапти из липы, чтобы не учуяли собаки).

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Рассказ об осине.

В нашем городе есть река, название которой произошло от названия дерева. – Какое это дерево? (Ольха)

5. Рассказ об ольхе.

Физминутка:

Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, и два наклон
Зашумел листвою клен.

4. Закрепление.

Нужны ли лесу грибы? (ответы детей).

Найдем ответ в учебнике на стр. 179. Читаем текст.

Каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков).

Работа консультантов (в группах). Ответы на вопросы на партах.

Цели и задачи урока:

1)сформировать представление уч-ся о луге как о природном сообществе ;

4)раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 2 часть. Н.Я, Дмитриева, А.Н.Казакевич 3 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись.

Оформление доски:

Хронометраж урока:


№ этапа урока

План урока


Время этапа

(в мин.)


1

Организационный момент.

0,5

2

Проверка домашнего задания. Тест.

3

3

Кроссворд.

4

Сообщение темы и цели урока.

0,5

5

Работа по теме урока. Растения луга.

10

6

Физминутка.

2

7

Работа по теме. Животные луга.

10

8

Чтение статьи в учебнике.

3

9

Работа в парах по карточкам.

3

10

Значение луга для человека.

3

11

Правила поведения на лугу.

1

12

Итог урока.

0,5

13

Релаксация.

0,5

14

Домашнее задание.

1

Итого по времени

40

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Прозвенел звонок, всех позвал нас урок.
- У нас на уроке гости, давайте их поприветствуем.

  1. Проверка домашнего задания. Тест.
Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.


  1. Кроссворд.

  • Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Л ес)

  • Вертикальная структура леса. (Яру с)

  • Как называется наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Эколог ия).

л

е

с

я

р

у

с

э

к

о

л

о

г

и

я
    Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

  1. Работа по теме. Растения луга.
В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга.

– Внимательно рассмотрите иллюстрацию луга

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да травы по колено.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

– С чем сравнивает поэт зелёный луг?

Как описывает букеты луговых цветов?

Что такое луг?

Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами , летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё водой.

Так что же такое луг?

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

Где располагаются луга?

Вывод: луга располагаются по низменным берегам рек и озер.

Можно ли проследить ярусность среди растений луга?

Вывод: луговые травы растут ярусами-этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.

Какие растения растут на лугах?

Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий

Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Василёк луговой - многолетнее травянистое растение из рода Василёк, высотой обычно около метра.

Прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги в верхней части ветвятся, заканчиваясь одиночными корзинками. Листья - удлинённые, седоватые от опушения.

Нераскрывшаяся корзинка представляет собой желтоватый, гладенький шарик. Цветёт в в течение всего лета украшая луга и поляны яркими розовыми пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки - хорошие медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием

Эй, звоночек синий цвет!

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Колокольчик - название происходит от латинского слова в переводе - колокол, по форме венчика. Растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке (Одуванчик)

Одува́нчик - род многолетних травянистых растений семейства Астровые.

Всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это одно из самых распространённых в мире растений. Цветут одуванчики очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян. В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Из-за лёгкости рассеивания ветром его семян, снабжённых пушистым летучим хохолком, одуванчик быстро завоёвывает территорию и рядом , и далеко вокруг материнского растения. Активное размножение, приспособляемость к любой почве и неприхотливость, что так ценится у культурных растений, сослужили одуванчику дурную славу – он считается злостным сорняком. С древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Нивяник обыкновенный, или ромашка луговая - многолетнее корневищное растение 80-90 см высотой. Соцветия - одиночные корзинки 6-7 см в диаметре. Краевые цветки однорядные, язычковые, белые; серединные - трубчатые, мелкие, желтые. Виды и сорта нивяника обыкновенного в Москве зацветают в конце мая - начале июня и цветут 40-45 дней. В России это растение лугов и лесных полян.

Ромашка предпочитает хорошо освещенные места. На затененных местах отмечается значительное ухудшение развития растений и их цветения.

Размножается семенами, делением корневищ и черенками. Ромашка прекрасно сочетается с колокольчиками, васильками. Запаха у цветков растения нет. В основном цветет в июне, но можно встретить цветущее растение и в августе -сентябре.

Будьте внимательны! Собирая для лекарственных целей ромашку, не рвите напрасно нивяник! Пусть будет он прекрасным украшением наших лугов и полян, горных склонов и косогоров!

Стоит, однако, заметить, что в народной медицине нивяник и сейчас применяется для изгнания мелких гельминтов, а также для борьбы с вредными домашними насекомыми.

Тонкий стебель у дорожки

На конце его сережки

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Подорожник – многолетнее растение. Встречаются вдоль дорог (отсюда и название), на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках. Обычно имеют короткое корневище, усаженное тонкими шнуровидными корнями.

Листья собраны в прикорневую розетку, черешковые.

Цветоносы прямостоячие, безлиственные. У некоторых видов цветочный стебель ветвистый, облиственный. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой конечный колос или головку.

Плод - многосемянная коробочка. Опыление происходит с помощью ветра.Подорожник большой и подорожник блошиный - ценные лекарственные растения, даже введённые в культуру. Подорожники обладают кровоостанавливающим , противовоспалительным и ранозаживляющим действием - известно, что лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления, а также для вытягивания гноя из чирьев. Кроме того в листьях и плодах подорожников много слизи, и препараты из них хорошо действуют на желудок и кишечник, снимая воспаление и обволакивая.

Почему они там могут расти?

Вывод: Растения приспособились к условиям: перепадам температуры зимой и летом; снежная зима; смена дождливых и засушливых периодов.

Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится луг. Пестрят лиловые корзинки васильков, белоснежные ромашки, шалфей. Через несколько дней этот луг погиб. Почему?

Вывод: Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.

Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.


  1. Физкультминутка. «На лужайке».

Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.

Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.


  1. Работа по теме урока. Животные луга.
- Наш луг прекрасен. И наша задача – сделать его живым. Что для этого необходимо сделать? (Поселить на луг животных).

А). Игра «Узнай меня».

Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их. Какое животное могло бы о себе так сказать?

* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик). Что про него вы знаете?
(Кузнечик – это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринкки, на крыле цепочки. Треск получается от трения ноги о крыло).

* Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза) Что про неё вы знаете?

(Стрекоза – полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой , большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно - большей скорости. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот ж час эта обжора может проглотить целых 10 мух.

Каждый глаз стрекозы состоит из 30 000 отдельных фасеток, причём только нижние способны различать цвета, а верхние - только форму. Одной из особенностей её глаз является способность видеть в инфракрасном диапазоне, то есть они оценивают окружающую обстановку с помощью измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу).

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела) Что про неё вы знаете?

(Пчела – может видеть зеленый, голубой и ультрафиолетовый цвета (последний, кстати, человек видеть не может). Однако для пчелы не существует чисто красного цвета, который она видит как черный. У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца. В улье у каждой пчелы своя «профессия». В улье всего одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы. Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это рабочие пчелы. Они собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов. Есть пчелы-строители – они строят соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки - личинки. За яйцами и личинками ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи – это трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится мало, пчелы их из ульев выгоняют. Но есть общее дело для всех пчел – чтобы проветрить улей – все пчелы из него вылетают и сообща машут крылышками, как вентиляторы. Жало у пчел для защиты. Ужалив, пчела сразу погибает. Если пчел не будет, то растения опыляться не будут, исчезнут некоторые лекарства. Не будет меда – важного источника необходимых людям полезных веществ.)

* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка) Что про неё вы знаете?

(Бабочка – украшение для лугов. У них очень плохая память. Поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов – того, который им первым встретится на пути. Нектар добывают при помощи хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка , поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод растения. Если истребить бабочек, то некому будет опылять растения, цветы, поэтому не будет урожая. К сожаления, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она занесена в Красную книгу.)

* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела … (божья коровка) Что про неё вы знаете?

(Божья коровка – очень старинное народное название. Яркая окраска этого жука предупреждает о несъедобности. Если же ящерица или птица, не считается с таким предупреждением, то жук выпускает из брюшка яркую желтую каплю с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так взрослые жуки уничтожают вредителей растений – тлей, за день один жук может съесть до 200 тлей. А личинка божьей коровки вдвое прожорливее. Божью коровку принято считать хищным насекомым.)

Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые)

Какую помощь они оказывают растениям луга?

Какое насекомое является настоящим украшением наших лугов? (Бабочка)

Б). Сообщения про животных.

Землеройка. (Рассказ ученика)

Это мелкие зверьки, внешне похожие на мышей, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка. Длина их тел 3-4 см, весят они около 2 г. Голова у землероек довольно крупная, с удлинённым лицевым отделом. Нос вытянут в подвижный хоботок. Глаза очень маленькие. Конечности короткие, 5-палые. Мех короткий, густой, бархатистый. Хвост от очень короткого до очень длинного, превышающего по длине туловище. Зубов - 26-32. Передние резцы, особенно нижние, сильно увеличены. Детёныши рождаются с полным набором зубов. Землеройки распространены практически по всему земному шару. Держатся поодиночке. Роют норы или занимают норы других животных (кротов, мышевидных грызунов). Гнездо выстилают сухими листьями и травой. У каждой землеройки есть свой охотничий участок, размером в несколько десятков квадратных метров. Землеройки всеядны, но поедают в основном насекомых, их личинок и дождевых червей. Могут нападать на мелких позвоночных: лягушек, ящериц, детёнышей мелких грызунов.

Мышь (Рассказ учителя)

Длина тела 10-12 см, хвоста 6-9 см. Мех сверху и с боков рыжевато-коричневый (у молодых мягкий, у взрослых с грубыми остями). Вдоль середины спины от затылка до основания хвоста тянется четко отграниченная черная полоса («ремешок»). Полоской на спине полевая мышь отличается от всех видов мышей фауны России. Укрывается в норах, вырытых самой или другими грызунами и кротами. Питается семенами и зелеными частями растений. К растительной пище добавляет насекомых. За теплое время года приносит до 3 пометов по 3-9 детенышей в каждом. Всюду она осторожна, бесшумно передвигается; в случае опасности быстро убегает и может затаиваться. Поэтому увидеть ее нелегко. Активны полевые мыши в ночные часы, а день проводят в просто устроенных норках , расположенных неглубоко в почве. Каждая норка имеет 2-3 входа и гнездовую камеру, сделанную из сухих стеблей, листьев, травы. В ней мыши отдыхают днем, а ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира. Рядом с гнездовой камерой мыши устраивают кладовые для запасов пищи, которые используются зимой, когда почти невозможно собрать достаточное количество семян. За счет запаса в кладовых мыши перезимовывают трудное для них время года. Полевая мышь уже в возрасте примерно двух месяцев способна к размножению. Она приносит потомство 3-4 раза в год, каждый раз по 4-8 мышат. Мышата рождаются слепыми, но быстро растут и развиваются, питаясь материнским молоком. Уже на 12-13 день мышата прозревают, а еще через две недели становятся самостоятельными.

Канюк (Рассказ ученика)

Канюк относится к соколиным. Средних размеров птица, длина тела 51-57 см, размах крыльев 110-130 см. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями. Голос у канюков обыкновенных гнусавый, напоминает мяуканье кошки. Питается мелкими млекопитающими: сусликами, мышами-полевками , крысами, кроликами и мелкими птицами. Может поедать и падаль.

Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок. Живёт канюк обыкновенный в среднем в природных условиях 26 лет.

Разнообразные птицы живут на лугу: жаворонки, совы, луговой лунь, коростель, пустельги, белая трясогузка, чечевица.


  1. Работа по учебнику. Стр. 45-48.
- О каких разных лугах вы узнали? В чем их отличие?

Какие есть на лугу ядовитые растения?

Что вы узнали про крота?

Крот - типичный обитатель лугов. Длина тела- 12-16 см, хвоста- 2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.


  1. Значение луга для человека.
- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?

Кто наносит природе большой вред? (Человек)

Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).

К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

Что же значит луг для человека?


  1. Работа в парах. Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.


  1. Правила поведения на лугу. (Читает ученик).
“На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых нами понято

Было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой”.

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Безнадежно гвоздики глядели”.

О чем это стихотворение?

Как же надо охранять луга?


  1. Итог урока.
- Что полезного и нового для себя узнали?

  1. Релаксация.
- Кто считает, что узнал много полезного и важного – поднимите руки.

Кому вы скажете спасибо? (Друг другу за интересные сообщения).


  1. Домашнее задание. Стр. 45-49, вопросы и задания.

Самоанализ урока.

3-а класс, в классе 29 человек. Класс среднего уровня подготовки. Сильных детей немного – 10 чел., есть слабые дети – 2 чел. (больше ленивые). Активность класса возрастает только при собственной заинтересованности, потенциал хороший. Но не все дети умеют его использовать.

Урок является первым по теме «Луг», поэтому тип урока – изучение нового материала.
Цели и задачи урока были следующими:

1)сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе ;

2)познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;

3)развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

4)раскрыть значение луга,

5)воспитывать бережное отношение к природе, коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Структура урока - традиционная.


  • Начинается с проверки домашнего задания.

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Работа по теме урока. Растения, насекомые, животные луга.

  • Физминутка.

  • Чтение статьи в учебнике.

  • Продолжение работы по теме урока: Работа в парах по карточкам.

  • Значение луга для человека.

  • Правила поведения на лугу.

  • Итог урока.

  • Релаксация.

  • Домашнее задание.
Необычность урока в том, что на основе домашнего задания изучался новый материал на уроке.

Домашнее задание было не традиционным: те дети, которые взяли путем вытягивания темы, искали дополнительный материал, а кто не взял или не захотел – работали по тестам.

Таким образом , все дети были задействованы при выполнении домашнего задания. Кто порасторопнее и любознательнее, кто уже осознанно понимает выгоду своего положения, с удовольствием берет дополнительный материал.
Да и цель учителя при таком подходе такая, что материал, который изучается на уроке, детьми все равно усваивается, это показывают тесты, но и таким образом учащиеся учатся искать дополнительный материал, выбирать только самое главное , адаптировать его для себя и других, чтобы было понятно. Это материал дети приносят на проверку учителю для консультации, некоторые уверенно уже самостоятельно готовят свои сообщения как надо (Дурасова, Нагасюк, Сергеев, Артамонова, Дерксен, Корникова). Я считаю, что такая практика им будет на пользу, является примером для подражания другим.

И, по сути своей, дети работали над проектом по теме «Луг». Я еще сама не умею, как это правильно представить на уроке и правильно оформить урок в такие рамки, нахожусь в поиске. Думаю, что со временем додумаюсь, как это правильно оформить.

Методы обучения:


  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),

  • наглядные,

  • практические (работа с гербарием, самостоятельная работа),

  • а также исследовательский метод изучения нового материала – дети сами находили материал для новой темы.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах.

Использовалась наглядность при помощи ИКТ: презентация. Использование проектора на уроке увеличивает мобильность подачи материала, позволяет быстро сменять наглядность, ее разнообразить. Для физминутки использовалась аудиозапись, но при помощи проектора. Это сокращает время.

Все этапы между собою связаны, материал подбирался с учетом возрастных особенностей, очень разнообразный. Урок получился насыщенным.

Обстановка на уроке доброжелательная.
Цели и задачи выполнены полностью. Все что запланировано – выполнено в полном объеме.


Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами, сравнивали с теремами расписными! - Что же представляет собой лес? - Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери. I. Итак, под землей находится много трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибниц, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей живут земляные черви, там же дома мышей, кротов. Они рыхлят почву, перемешиваю перегной и делают ее более плодородной. II. Нижний ярус (этаж). На поверхности земли растут мхи, лишайники, грибы и травы. Многие травы лекарственные, но есть и ядовитые. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи. III. Средний этаж. Здесь растут кустарники. Вьют гнезда дрозды. IV. Еще выше находятся различной высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дупла дятлы, синички, совы. А на самых высоких деревьях как дуб, береза, вяз размещены гнезда хищных птиц – ястребов, орлов. В летний период все этажи леса густо заселены. - Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи). Что такое лес? - Почему лес называют природным сообществом? (все живут сообща).

1) Дай определения понятий, пользуясь текстом параграфа

    Ответ: Растительное сообщество - на однородной территории (в лесу, в болоте, на лугу), имеющей определенную почву, влажность и освещенность, растут разные растения, приспособившиеся к совместной жизни

    Природное сообщество, или биоценоз - совокупность видов растений, животных, грибов, бактерий, длительное время сосуществовавших в определенном пространстве и взаимосвязанных между собой

    Пищевая цепь - ряд организмов, в котором каждый предыдущий служит пищей для последующего

2) Выскажи свою точку зрения, ответив на вопрос: можно ли утверждать, что на знакомых тебе рисунках 105-107, приведенных в §39 учебника, представлены различные природные сообщества?

3) Докажи, что ярусное расположение живых организмов в лесу (вернись к рисунку 85, В, §29) позволяет им существовать на одной территории. Приведи доказательства, завершив следующий текст

Уживаться в одном сообществе живым организмам позволяют:

* потребность растений и животных в разных питательных веществах, например

    Ответ: углеводах, микроорганизмах, белках, жирах и т.д.

* потребность животных в разной пище, например

    Ответ: волки питаются мелкими животными, дятлы питаются личинками и вредителями деревьев

* разная потребность растений в количестве света, например

    Ответ: остатки пищи, останки животных, раскладывающиеся остатки пищи

4*) Нарисуй (или назови) несколько живых организмов - обитателей леса (или луга), влияющих на жизнедеятельность друг друга

Дз 1) Подумай, что интересного о жизни луга или леса ты сможешь рассказывать своим друзьям. Напиши короткий рассказ о любом природном сообществе на территории местности, где ты живешь. Отметь, какое влияние на жизнь этого сообщества оказывает хозяйственная деятельность человека

  • Жизнь луга

    Ночью луг очень красивый. В небе светит серебристый месяц. В траве стрекочут сверчки. Тихо, тихо, журчит прохладный ручеек. В ручейке серебрится лунный свет. Маленькие серы мышки снуют туда-сюда. Они заготавливают себе припасы на зиму. Вдруг над лугом пролетела летучая мышь. Но никто из обитателей луга ее не испугался. Местами пролетают светлячки. Ночной луг тих и спокоен

    Жизнь леса

    Лес - это целый мир, полный жизни. Обитатели леса не слишком любят показываться на глаза гостям. Прячутся в норках лисы, за кустом таятся трусливые зайки. Но если долго гулять по лесу весной, летом или ранней осенью, то обязательно заметишь, как кипит жизнь под кронами деревьев. Если прийти в лес утром, между стволами деревьев еще стоит белесый туман. Трава мокра от росы, а деревья стряхивают на путника целый дождь. В гуще леса темно. Но вот солнце пробивается сквозь листву и озаряет лесной мир. Птички радостно приветствуют солнышко - ведь теперь им не угрожает хищная ночная сова! Пернатые начинают свой обычный дневной щебет. Прыгают по ветвям беспечные маленькие синички и чижики. Характерно «поскрипывает» в своем гнезде хозяйственный скворец. Стучит по стволу дятел в красной шапочке. Этот трудяга вытаскивает из-под коры вредных для деревьев насекомых. Где-то в чаще поет иволга: как будто нежные звуки флейты разливаются по лесу



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Антиандрогенные препараты для женщин: отзывы, цены, описание Антиандрогенные препараты для женщин: отзывы, цены, описание Роль гспг в мужском организме Роль гспг в мужском организме Когда появился пенициллин в мире Когда появился пенициллин в мире