Глагольный суффикс -ова. Глагольные суффиксы в русском языке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Вопрос: Помогите пожалуйста,срочно.. Вспомни правило о суффиксах -ова-(-ева-)и -ива-(-ыва-). Записывай сначала глагол в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени. Это поможет тебе точно определить,какую гласную букву нужно вставить в суффикс. Команд...вать,совет...вать,отта..вать,беседовать,преслед...вать,отгад...вать,испыт..вать,угадывать,пол..вать,ухаж...вать,распил..вать,проб..вать,успока..вать,посовет..вать.

Помогите пожалуйста,срочно.. Вспомни правило о суффиксах -ова-(-ева-)и -ива-(-ыва-). Записывай сначала глагол в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени. Это поможет тебе точно определить,какую гласную букву нужно вставить в суффикс. Команд...вать,совет...вать,отта..вать,беседовать,преслед...вать,отгад...вать,испыт..вать,угадывать,пол..вать,ухаж...вать,распил..вать,проб..вать,успока..вать,посовет..вать.

Ответы:

Командую-командовать,советую- советовать,оттаиваю- оттаивать, беседую-беседовать, преследую-преследовать, отгадываю-отгадывать,испытываю- испытывать,угадываю- угадывать, поливаю-поливать,ухаживаю- ухаживать,распиливаю- распиливать, пробую-пробовать, успокаиваю-успокаивать,советую- посоветовать.

КомандОвать, советОвать, оттаИвать, беседовать, преследОвать, отгадЫвать, испытЫвать, угадывать, поливать, ухаживать, распиливать, пробовать, успокаивать, посоветовать.

Похожие вопросы

  • Длина первого отрезка в 3 раза меньше длины второго. Чему равна длина первого отрезка, если длина второго 6см? 3. Длина первого отрезка в 3 раза больше длины второго. Чему равна длина первого отрезка, если длина второго 6см? Вариант 5. 1. В пруду плавают 6 уток. У каждой утки по 3 утёнка. Во сколько раз больше утят, чем уток? 2. Собрали 10 кг картофеля, а моркови - в 5 раз меньше. Сколько килограммов овощей собрали? У Серёжи 8 значков, это в 2 раза меньше, чем у Юры. Сколько значков у Юры? Вариант 6. 1. У бабушки 2 курицы. У каждой курицы по 4 цыплёнка. Во сколько раз кур меньше, чем цыплят? 2. Масса петуха 6кг. Индюк в 2 раза тяжелее петуха. На сколько килограммов петух легче индюка? 3. Отец поймал 9 окуней, это в 3 раза больше, чем поймал сын. Сколько окуней поймал сын?
  • Работа выхода электронов из цинка равна 4эВ. Какова кинетическая энергия фотоэлектронов при освещении цинковой пластины излучением с длиной волны. 200нм?
  • 1. Катет прямоугольного равен 10 см, а медиана проведенная к гипотенузе - 13 см. Найди периметр треугольника. 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 25 см, а высота, опущена на нее 12 см. Найди катеты треугольника. 3. Высота прямоугольного треугольника, опущена на гипотенузу делит ее на отрезки 9 и 16 см. Найди катеты треугольников.
  • 1)зменшуване 42 а від"ємник є часткою чисел 14 і 7 2)суму чисел 8 і 9 збільшити в 9 разів
  • Tест по временам: I (have) lunch in a restaurant every day. (have / am having / had) I can’t go out now because I (do) my homework. (do / am doing / did) We (see) our friends last week-end. (see / saw / have seen) I (know) Mike for three years already. (know / have known / knew) Sophia (go) to the United States of America two years ago. (go / went / has gone) While Sam was sleeping, his mother (cook) dinner. (cooked / was cooking / cooks) At 5 o’clock yesterday I (watch) TV. (watch / will watch / was watching) What … you (do) when I phoned you yesterday? (were doing / did do / did) I (read) this book recently. (has read / have read / read) We already (see) this film twice. (saw, have seen, see) Who just (break) the window? (broke / has broken / is breaking) He (sleep) when his father came from work. (slept / was sleeping / is sleeping) Every summer we (travel) a lot. (travel / travels / travelled) I (play) on the computer when the mobile phone rang. (played / was playing / play) My sister (have) a birthday party tomorrow. (have / is having / has)

Вопрос:

Вспомни правило о суффиксах -ова, -ева, -ива, -ыва. Записывай сначала глагол в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени. Это поможет тебе точно определить, какую гласную букву нужно вставить в суффикс. Команд..вать, совет..вать, отта..вать, бесед..вать, преслед..вать, отгад..вать, испыт..вать, угад..вать, пол..вать, ухаж..вать, распил..вать, проб..вать, успока..вать, посовет..вать.

Ответы:

Командую - командовать, советую - советовать, оттаиваю- оттаивать, беседую - беседовать, преследую - преследовать, отгадываю - отгадывать, испытываю - испытывать, угадываю - угадывать, поливаю -поливать, ухаживаю - ухаживать, распиливаю - распиливать, пробую - пробовать, успокаиваю - успокаивать, посоветую - посоветовать.

Похожие вопросы

  • Пожалуйста, проверьте текст на ошибки. Очень нужно. I didn`t go to sea and I didn`t visit different cities or countries on my summer holidays. I stayed at home. But I can`t said that my summer was wrong. My summer affairs included doing some exercises in English, solving maths problems and reading many books. But there is a thing, that I proud of the most. My brother invited me to visit the gym at the beginning of June, and I agreed. So, during 3 summer months, every Tuesday, Thursday and Saturday, I sported. We did power exercises, ran on the threadmills and use other trainers. I`m going to continue visiting the gym, and I think. I spent my summer holidays usefully.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Далай-лама отвечает на вопросы учеников Много людей из России приезжают на эти встречи Далай-лама отвечает на вопросы учеников Много людей из России приезжают на эти встречи Самостоятельное путешествие — поворот судьбы или случайная неожиданность Самостоятельное путешествие — поворот судьбы или случайная неожиданность Шоколадная фабрика на бали или повод вернуться в детство, индонезия Шоколадная фабрика на бали или повод вернуться в детство, индонезия